Всем хочется быть услышанными. Для оратора важна не только информация, но и способ ее преподнесения. Никто не поддержит точку зрения человека, который не совсем четко произносит слова, «съедает» окончания или говорит слишком тихо.
Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не шепелявит. У каждого человека есть проблемы с проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. И для правильной дикции потребуется тренировка речевого аппарата. Проблем с произношением гласных практически не возникает.
Правильная дикция – гарантия успешного трудоустройства, коммуникабельности. Но особое значение хорошая артикуляция имеет для певцов, актеров, ведущих и преподавателей. Вокалист с невнятным произношением вызывает у слушателей двоякие чувства: вроде спел все правильно, но слов не разобрать.
Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. Поскольку человек с хорошим произношением сможет убедить в своей правоте практически любого.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Проблемы с дикцией у детей
Дефектом произношения у детей считается несоответствие речи возрастным нормам. Нарушением считается:
- 0-1 месяц жизни: малыш не кричит, даже если чувствует дискомфорт;
- 1-4 месяца: грудничок не реагирует на обращенную к нему речь;
- 4-6 месяцев: не отслеживает глазами игрушку, не произносит сочетания фонем (не гулит, не агукает);
- 6-7 месяцев: не старается привлечь внимание взрослых, произнося что-либо;
- 7-9 месяцев: произношение простых фонем затруднено или полностью отсутствует;
- 9-10 месяцев: малыш не говорит слоги и не отвечает на жесты взрослых, не выполняет просьбы помахать ручкой, кивнуть или покачать головой;
- 12-18 месяцев: не говорит простые слова: папа, мама, дай, мяч, пить;
- 2 года: отсутствует осмысленная спонтанная речь.
Нормы речевого развития носят усредненный характер. Все детки индивидуальны, поэтому их развитие может отличаться. Небольшое отставание – вариант нормы. Однако оно требует внимания со стороны родителей.
У детей-дошкольников фиксируют такие нарушения дикции, как неразборчивость речи, неумение произносить отдельные звуки: шипящие, свистящие или сонорные.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Как развивать артикуляцию
Для развития артикуляции необходимо снять «зажимы» и укрепить необходимые мышцы. «Зажимы» снимаются с челюсти, чтобы рот свободно открывался. Далее мы укрепляем мышцы губ, щек и языка.
В этом видео я показываю, как улучшить дикцию с помощью фломастера >>>
Чтобы снять зажимы, нужно применять упражнения для опускания челюсти и укладывания языка. В начале пения язык может подниматься и топорщиться, напрягаться и зажимать гортань. Язык, по сути, нужен нам только для извлечения согласных звуков, на гласных же он свободно лежит за нижними зубами.
Практикум: упражнения для развития дикции речи и голоса
Упражнение для расслабления языка
Берем палочку (это может быть палочка для суши, ручка, ложка), открываем рот и высовываем язык. Язык укладываем палочкой, прижимаем его слегка и пробуем тянуть в таком положении гласные звуки.
Упражнение для расслабления челюсти
Для опускания челюсти следует вертикально поставить два пальца между зубами. При этом верхняя губа должна быть поднята. В таком положении нужно пытаться извлекать гласные «а» и «э».
Добивайтесь определенной жесткости в произнесении звуков. Здесь помогут распевки «я-я», «на-на», «ди-да-до-ду» и т. д. Для тренировки губ – сочетания глухих и звонких согласных «п-б». Для гортани – «к-г». Нужно добиваться четкого и одновременно «взрывного» звучания при работе с согласными.
Скороговорки
Для работы с согласными звуками, а также над подвижностью всего артикуляционного аппарата хорошо походят скороговорки. Проговаривать их нужно ритмично, утрируя звуки и удерживая вокальную маску. Можно усложнить задачу, заложив за щеки два грецких ореха или зажав зубами фломастер. Это создает дополнительную тренировку и делает вашу речь очень четкой. Уже после одного такого занятия вы заметите результат и друзья в телефонном разговоре скорее всего тоже отметят улучшение вашей дикции. В любом разговоре вы будете звучать более убедительно, к вам будут прислушиваться.
Обратите внимание, как четко и выразительно говорят специально обученные менеджеры, когда они вам что-то продают. Это связано с тем, что четкая речь имеет сильное влияние на слушателя, в том числе и в вокале.
Артикуляционная гимнастика
Очень полезна артикуляционная гимнастика – движения губ и языка без звука.
Можно выполнять следующие упражнения:
- кручение в обоих направлениях и вытягивание языка вверх и вниз,
- вытягивание в дудочку и растягивание губ,
- вращение сомкнутых губ по кругу,
- приведение языка в форму «лодочки», высунуть, делать его плоским, узким, приподнятым, напряженным.
Артикуляция тесно связана с произношением. В иностранных языках звуки артикулируются по-другому, некоторых звуков в русском языке нет. С этим нужно работать отдельно.
Артикуляция связана с ритмом: четкая акцентировка согласных дает дополнительную «подкачку» ритма – именно поэтому так ритмично звучит рэп. Чтобы его исполнять, нужно владеть отличной дикцией и чувством ритма.
Важно не глотать и не зажевывать концовки слов: додерживать звук до конца и своевременно снимать. Это признак высокого мастерства исполнителя. Длина каждого слова и звука должна быть заранее определена, некоторые слова могут быть более короткими, а другие – более длинными. Все это нужно учитывать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
- Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
- Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
- Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Нужен ли врач при проблемах с дикцией
В большинстве случаев при нарушении дикции обращаются к логопеду. Однако стоит также проконсультироваться со стоматологом и лицевым хирургом. Последний исключит патологию костных тканей, назначив при необходимости операцию. Причиной нечеткой дикции может стать анкилоглоссия – врожденная аномалия, при которой уздечка языка недоразвита. Если дефект не исчезает самостоятельно в дошкольном возрасте, необходимо хирургическое вмешательство.
Стоматолог проведет санацию ротовой полости, оценит зубные протезы. Установка слишком тугого или маленького протеза изменяет анатомию челюсти, ухудшая дикцию.
При диагностировании неправильного прикуса пациенту надевают капу, пластину или брекеты. В зависимости от тяжести нарушения для устранения патологии потребуется от полугода до нескольких лет. Исправление прикуса улучшает артикуляцию и тембр голоса.
Не всегда осмотра достаточно для обнаружения патологии, спровоцировавшей нарушение дикции. Для уточнения диагноза врач направляет пациента на клинические и инструментальные исследования:
- КТ (компьютерную томографию) или МРТ (магнитно-резонансную томографию);
- рентгенологическое исследование черепа;
- общий анализ крови и мочи;
- обследование слуха и фонетического восприятия устной речи.
Дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога и отоларинголога. Последний исключит нарушения со стороны слуха и ЛОР-органов. А невролог проверит, не связано ли нарушение дикции с неправильной работой головного мозга.
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
- Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
- Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
- Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Почему в клипах еле открывают рот?
Ученики часто спрашивают, почему мы учимся петь с маской, хотя в клипах многие исполнители поют с едва открытым ртом. Ответ простой: в клипах певцы не поют, а просто шевелят губами под музыку. Чтобы увидеть настоящую работу артикуляционного аппарата, следует посмотреть исполнение песни в живом варианте.
Исполнение группы «ВИА Гра»
Для примера возьмем песню группы «ВИА Гра» «Не оставляй меня, любимый». В клипе девушки поют, едва открывая рот, а иногда даже останавливаются на полуслове. Другое дело – концерт, где они поют вживую. Видно, что все исполнительницы поют с улыбкой, широко открывают рот и показывают верхние зубы.
Улыбка (или вокальная маска) позволяет доставать высокие ноты и направлять звук в резонатор, так что владение ею для певца просто неоценимо.
Исполнение Sia
Всегда ли нужно широко открывать рот при пении? Нет! Например, давайте посмотрим видео, где Sia поет вживую. Во время исполнения куплета рот почти не открывается. Только на припеве она использует широкую маску. Отметим, правда, что это исключительный случай.
Дело в том, что некоторые певцы, в частности, Sia, используют манеру закрытого пения: гласные звуки звучат закрыто и направлены в твердое нёбо – с характерным носовым оттенком. При таком исполнении нужно мастерски владеть резонатором и уметь правильно направлять звук. Скажем сразу: если вы свободно владеете резонаторами и умеете направлять звук куда надо – слишком широкая маска не нужна!
Подробнее про исполнение Sia читайте в статье «Текст песни Sia — Chandelier и полный разбор» >>>
Исполнение Billie Ellish
С клипом Billie Ellish вообще отдельная история: подача звука на абсолютном выдохе. Песня звучит расслабленно и вяло, рот неподвижен, будто онемел. Такое исполнение вместе с русалочьим образом Billie гипнотизирует слушателя. Но не стоит забывать: в нужных местах она артикулирует все четко, все слова разборчивы. Кроме того, в клипе видно мастерское владение направлением звука и резонаторами. Звук все-таки идет куда надо, а сочетание пения и частых придыханий создает абсолютно полноценную и красочную картину. Видно, что певец потратил немало времени на упражнения для дикции речи и голоса.
Диагностика
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:
- Неврологическая диагностика.
Показана пациентам с дизартрическими расстройствами. Для визуализации очаговых поражений головного мозга проводится церебральная МРТ. С целью оценки тяжести параличей и парезов артикуляционных мышц используются электрофизиологические исследования: ЭНГ, ЭМГ. - Стоматологическое обследование.
Требуется лицам с адентией, вывихом челюсти, некачественным протезированием. Диагностика может включать рентгенографию ВНЧС, ортопантомографию, КТ челюстей. Для изготовления протезов выполняются слепки, отливаются диагностические модели. - Сурдологическое обследование.
Если невнятность речи обусловлена снижением слуха, проводится аудиограмма, отоакустическая эмиссия, регистрация слуховых . С результатами исследований пациента консультирует врач-сурдолог. - Осмотр глотки.
Во время фарингоскопии паратонзиллярный абсцесс визуализируется в виде шаровидного флюктуирующего образования. Слизистая гиперемировна, сквозь нее в месте наибольшего выбухания может просвечивать гной. Иногда с дифференциальной целью выполняется пробная пункция абсцесса. - Логопедическое обследование.
Оценка состояние устной речи необходима при дизартрии, ринолалии. Логопед выявляет артикуляционные трудности, дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски), аграмматизмы, определяет связность и внятность речи.
Логопедические занятия