Игры на развитие речи в старшей группе детского сада


Игры на развитие речи в старшей группе детского сада

Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
«Найди лишнее слово» Цель:
упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры.
Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Перечень серий слов: 1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий. 2. Храбрый, злой, смелый, отважный. 3. Яблоко, слива, огурец, груша. 4. Молоко, творог, сметана, хлеб. 5. Час, минута, лето, секунда. 6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. 7. Платье, свитер, шапка, рубашка. 8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. 9. Береза, дуб, сосна, земляника. 10. Книга, телевизор, радио, магнитофон
«Верно ли это?» Цель:
развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры.
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Верно ли это? Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров. На лугу доят волов. В пляс пускается медведь. Тыквы стали песни петь. Косят косари леса. На снегу лежит роса. Верно ли, что как-то раз От дождя нас зонтик спас? Что луна нам ночью светит? Что конфет не любят дети? Л.Станч
«Четвёртый лишний» Цель:
учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Ряд картинок для игры: 1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак. 2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина. 3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать. 4. Кукушка, сова бабочка, сорока. 5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка. 6. Ромашка, береза, ель, тополь. 7. Помидор, огурец, морковь, слива. 8. Шапка, берет, шляпа, носок. 9. Топор, пила, ручка, рубанок. 10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Правильно или нет?» Цель: учить находить грамматические ошибки. Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?» 1. Мама ставит вазу с цветами в стол. 2. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. 4. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.
«Распутай слова» Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. «Найди ошибку» Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом «Объясните, почему…» Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег) «Доскажи словечко» Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа. Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. *** Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого. Я видел двух свинок. Без шляп и … (ботинок) *** Постой, не тебе ли На прошлой неделе. Я выслал две пары Отличных … (калош) *** Робин Бобин Барабек. Скушал сорок … (человек) *** Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь людей, Так, за это мой меч – Твою голову с … (плеч) *** Муравей, муравей Не жалеет … (лаптей) *** Где убийца, где злодей? Не боюсь его … (когтей) -5- «Летает, а не птица» Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые». Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев. В тёмной темнице Красны девицы. Без нитки, без спицы Вяжут вязеницы. (Пчёлы в улье) *** Красные лапки Щиплют за пятки (Гусь) *** Чёрный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. (Грач) *** Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар) *** Явился в жёлтой шубке Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок) *** Летела птица, Не перната, не крылата, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьёт, Человечью кровь Прольёт. (Комар) Много мастеров Срубили избу без углов. (Муравьи) *** Маленький мальчишка В серомярмячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, В поле ночует, Коноплю ворует. (Воробей) *** На полянке возле ёлок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник.) *** На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его… (скворец). *** Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Букву Ж все твержу, Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом. (Жук) *** Верещанья, белобока. А зовут её …. (сорока). *** Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Рекомендуем посмотреть:

Игры по развитию речи детей 5-7 лет Речевые игры и упражнения для развития речи детей 5-7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет: Зимние виды спорта Дидактическая игра для детей 4-7 лет. Магазин «Хвосты»

Похожие статьи:

Задания по теме «Лес» для детей 6-8 лет

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Картотека игр по речевому развитию детей дошкольного возраста

Мякишева Юлия

Картотека игр по речевому развитию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Мякишева Ю. В.

1.«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит, Тигр рычит. Змея шипит. Комар пищит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Свинья хрюкает. Вариант 2.Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»

,
«А кто мычит?»
,
«Кто лает?»
,
«Кто кукует?»
и т. д.

2.«Кто, где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»

.

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1.педагог: –Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2.педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения.Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге»

.

3.«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч,должен ответить: – Сорока стрекочет.Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

4.«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.педагог:-Дети: Собака — стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)

5.«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.педагог:-Дети: Горячий-холодный. Хороший-плохой. Умный-глупый Весёлый-грустный. Острый-тупой. Гладкий-шероховатый.

6.«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.Пример: Тема «Весна»

педагог:-Дети: Солнце – что делает? — Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? — Темнеет, тает. Птицы – что делают? — Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

7.«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.Педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

8.«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «Сапоги из кожи»

, а ребёнок, возвращая мяч,отвечает:
«Кожаные»
.педагог:-Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

9.«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход:персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

10.«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)

был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской. Корова – телёнком. Велосипед – железом. Дуд – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Яблоня – семечкой. Дом – кирпичём. Лягушка – головастиком. Сильный – слабым. Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком.

11.«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

12.«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки)

. Дети должны отгадать что звучит.

13.«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

14.«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход:педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?»

Дети вспоминают и называют овощ.

15.«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

16.«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.Ход: педагог, бросая мяч ребёнку,говорит: «У вороны голова…»

, а ребёнок, бросая мяч обратно,заканчивает:
«…воронья»
.Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

17.«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

18.«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

19.«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?»

Дети отвечают на вопрос и находят
картинку к заданному вопросу.Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
20.«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

21.«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– что бывает длинным?
(дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
– что бывает высоким?
(гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
– что бывает колючим?
(ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
22.«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.

23.«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.педагог:Дети: Огурец, помидор — Овощи.

24.«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.Педагог: Дождь.Дети: Дождь –это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.Педагог: Город.Дети: Хорошо,что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

25.«Близко — далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

26.«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик)

. Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка,
картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
27.«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один»

, а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным
«пять»
,
«шесть»
,
«семь»
,
«восемь»
.Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

28.«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи»

определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.

Статья:

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова. Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться. Ход игры: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка — чашка, гайка — чайка, масть — часть) или последний звук (враг — врач, клюв — ключ, мел — меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок «Какого звука не хватает?» Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. Материал: Предметные картинки на каждое слово. Ход игры: Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук. Например, пи[ ]ама — пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а — звук [к], конфе[ ]а — звук [т], мар-ты[ ]ка — [ш], мака[ ]оны — [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка. «Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Ход игры: Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок. «Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]: шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка. «Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Материал: Карты с нарисованными картинками. Ход игры: У детей – карты с нарисованными картинками. Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. «Ловушка» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры: Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия. «Цепочка слов» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей. Материал: Мяч, значки и т.д. Ход игры: В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего. Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок. «Какой звук чаще звучит?» Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух. Ход игры: Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит». Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. Зазудел комарик тонко: З-з-з — поёт он звонко-звонко, Повторяет много раз Резвым мошкам свой рассказ. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Материал: Мяч. Ход игры: Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый — апельсин, морковь, заря; желтый — цыпленок, солнце, репа; зеленый — огурец, трава, лес; голубой — небо, лед, незабудки; синий — колокольчик, море, чернила; фиолетовый — слива, сирень, сумерки. «Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например: Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска. Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак. Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка. Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник. Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, май¬ка, малина. Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор. Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо. «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать: «Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно). «Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно). «Семья» Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. Материал: Мяч. Ход игры: Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать. «Что растет в лесу?» Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные» Материал: Стульчики по количеству детей. Ход игры: Педагог выбирает трех детей и пред¬лагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу. Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз. «Чье это жилище» Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных. Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных. Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ). Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики жи¬вотных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изоб¬ражения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища: нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов. Перед выполнением этого задания дети закрепляют назва¬ния жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам. «Месяцы и их последовательность» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Материал: Мяч. Ход игры: Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет. Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол. «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Материал: Мяч. Ход игры: В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели. Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели взрослый называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. «Что за чем?» Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. Материал: Мяч. Ход игры: Что за чем у нас идет каждый год и круглый год? Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему. Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» — «Весна. «А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?» «Бывает — не бывает» Цель: Расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление. Материал: Мяч. Ход игры: Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ! Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года. «Скажи наоборот» Цель: Расширить словарь антонимов у детей. Материал: Мяч. Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло. Друг… враг День…ночь Радость…грусть (печаль) Потолок…пол Жара…холод Зло…добро Правда…ложь Быстро…медленно Говорить…молчать Покупать…продавать Поднимать…опускать Бросать…поднимать (поймать) Прятать…искать Зажигать…тушить Одеть…раздеть Потерять…найти Положить…убрать Дать…взять Налить…вылить Хорошо…плохо Тяжело…легко Высоко…низко Далеко….близко Можно…нельзя Трудно…легко Начало…конец. ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ «Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно — ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики. «Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи. Ход игры: Занимается спортом (кто?) – спортсмен, спортсменка занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка занимается теннисом – теннисист, теннисистка занимается борьбой — борец занимается акробатикой — акробат, акробатка катается на лыжах – лыжник, лыжница бегает на коньках – конькобежец, конькобежка играет в футбол – футболист, футболистка играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка играет в шахматы — шахматист, шахматистка стреляет из винтовки — стрелок стреляет из лука — лучник, лучница ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка плавает – пловец, пловчиха. «Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез. Материал: Картинки с изображением разных профессий. Ход игры: Взрослый предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик. Далее взрослый задает вопрос: — Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик? При произнесении этих слов взрослый подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать)

.

«Кто (что)

летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное,причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит»

.

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит»

, если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

«Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

«Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.Например:

— «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу)

.

— Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

— Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)

«О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]