Развивайся, малыш, Предметные картинки по развитию речи, Закревская О.В., 2013


Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Развитие связной речи ребенка — скачать задания

Развитие связной речи – главный, передовой момент в становлении коммуникативных способностей и взросления. Посредством речевого аппарата ребенок учится общаться. Запас слов и умение передать чувства, мысли становятся залогом комфортного обучения и восприятия мира. Низкое развитие связной речи у дошкольников нередко становится причиной истерик и причиняет беспокойство родителям.
Н сайте childdevelop представлены упражнения для развития связной речи, разработанные опытными педагогами, психологами и логопедами. Авторские методики и наглядные упражнения для развития связной речи окажут пользу и станут полезными.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Нарисованные картинки

Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет

Дидактические игры своими руками

по развитию речи для детей 4-7 лет

Дидактическая игра «Времена года»

Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Цель игры:

способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Дидактическая игра «

Времена года
»
имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Материал:

4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.

Игре обязательно должна предшествовать беседа.

Например:

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник — это 8 марта

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

Игровая задача

заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.

Правила игры:

Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Дидактическая игра

«Уборка в комнате: расставь по полочкам»

Цель игры:

способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.

Дидактическая задача:

Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.

Материалы:

коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.

Ход игры:

Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).

Дидактическая
игра
«Карлсон в гостях»

Целью игры:

закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.

Материалы:

Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).

Ход игры:

Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.

Например:

Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.

Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее — кладем нужную карточку). Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее). … Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.

Дидактическая
игра
«Мой, моя, моё, мои»

Цель:

упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.

Правилаигры

заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.

Материалы:

Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами

На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов

Ход игры:

Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием «Мой, моя, моё, мои».

Обязательно при этом проговаривать, к примеру: «рыбка моя».

Дидактическая
игра
«Он, она, они, оно»

Цель:

упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.

Правилаигры

заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «Она», «моё» — «Оно».

Дидактическая игра

«Звуковые часы»

(чем отличаются слова).

Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.

Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками

Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Цель:

закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове

Игровой материал:

пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.

Вариант 1. (для детей 4-5 лет)

Правила игры:

1.Произнести названия изображенных предметов.

2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.

4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.

5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.

Вариант 2. (для детей 4-7 лет)

Правила игры:

1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.

2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом — с глухих.

3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.

4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.

5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.

6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.

Дидактическая игра
«Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)

Прочитай по первым буквам — очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ. Цель:

упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.

Игровой материал:

карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)

Дидактическая задача:

определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)

Ход игры:

Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.

Дидактическая игра

«Угости зверят»

Цель

:

упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).

Игровой материал:

Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками
.
Ход игры:

Воспитатель предлагает:

1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.

Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.

Дети:

Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).

2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово

Дидактическая игра

«Слоговые часики»

Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.

Цель:

упражнять в составлении слов из слогов;

Игровой материал:

пособие «Слоговые часики»

Правила игры:

С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).

Слоги: КО- ПА — РА -СА -ТЫ — ЛА — ЗА — ЛИ

В результате получаем слова:
лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара

Дидактическая игра

«Волшебный круг»

Цель:

упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.

Игровой материал:

пособие «Волшебный круг»

Правила игры:

Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.

Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы :

Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?

Ответы детей:

Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост

В:-

А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? — длиннохвостая

В:-

А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? — короткохвостый

В:-

Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный

В:-

У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.

Пиктограммы

Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Картинки для развития речи

Картинка 1 Это Таня и Ваня. Они брат и сестра. Проснулись как-то Таня и Ваня, выглянули в окошко. Ах, какая красота! На стёклах кто-то узоры нарисовал. А за окном… шуба бела весь свет одела. Что же это? Правильно, на ветках лежит снег. Значит, пришла … (Поговорите с ребёнком о снеге, морозных узорах на стекле, о снегирях, о рябине, о деревьях, сбросивших листья.)

Картинка 2

Таня и Ваня любят играть зимой на улице. А ты любишь? Скорей на улицу! Таня и Ваня молодцы, они сами одеваются. Ваня надел комбинезон, а что надевает Таня? (Шубу.) Тебе нравится Танина шапочка? У кого шапочка лучше, у Тани или у Вани? А какая шапочка у тебя? Что ты надеваешь, когда идёшь на улицу? (Поговорите с ребёнком о зимней одежде, о её видах, цвете и т.д.)

Картинка 3

Кто это мчится на санках со снежной горки? (Таня.) Как ты думаешь, Тане нравиться кататься на санках? А где Ваня? Видишь, как хорошо он идёт на лыжах. Только палки потерял где-то. Зато вон как руками машет! Настоящий лыжник! На чём ты больше любишь кататься — на лыжах или на санках? (Поговорите с ребёнком о мальчике на снегокате, о вашем катании с горки и т.д.)

Картинка 4 Ой, сколько снега на улице! Какие большие снежинки летят! Вот Ваня. Он катит большой ком. А что слепила Таня? Посмотри, что у снеговика вместо носа? Как ты думаешь, какого снеговика будет лепить Ваня? (Дождитесь полного ответа ребёнка.) А что ты любишь лепить из снега? (Нарисуйте на белом или голубом листе бумаги снежинки, снеговика, следы на снегу.)

Картинка 5 Холодно зимой. Птичкам и зверюшкам трудно найти корм. Но они не унывают — вон как весело летают и прыгают с ветки на ветку. Да и мы им поможем — угостим чем — нибудь, правда? Видишь, Таня принесла птичкам семечки, а Ваня — орешек для белочки. Молодцы Таня и Ваня! (Продолжите разговор: каких птичек знает ребёнок, какие ягодки висят у кормушки и т.д.)

Картинка 6

Зимой бывает очень весёлый праздник. Ты знаешь, какой? Правильно, Новый год. На Новый год наряжают ёлку блестящими игрушками, зажигают на ней разноцветные огоньки. Ты любишь наряжать ёлку? Смотри, какая красивая ёлочка. А возле ёлки кто? (Дождитесь развёрнутого ответа ребёнка.) Видишь, какие дети нарядные! А пляшут как задорно! Давай найдём среди них Таню и Ваню. (Рассмотрите игрушки на ёлке, выясните, в кого нарядились ребятишки, вспомните или помечтайте о своём празднике.) Спасибо тебе, зимушка — зима, за праздник!

Картинка 7 А кто это пришёл к ребятам на праздник? (Поговорите о том, где живёт дед Мороз, какая у него борода, одежда, какой он добрый, как любит ребятишек.) Что у него в мешке? Тебе нравится Снегурочка? Во что она одета? Какие подарки принесли Дед Мороз и Снегурочка Тане и Ване? А какой подарок тебе подарили на Новый год?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]