Дидактические игры для детского сада «Эмоции ребенка»


Подготовка к тесту “ПИКТОГРАММЫ”

Использовать значки для обозначения различных предметов и “упаковывать” большое в маленькое мы учились с вами в Пиктограммы (ч.1). Здесь рассмотрим особенности методики тестирования образной памяти и подготовки к ней.

За неделю к тестированию ПИКТОГРАММЫ не подготовишься. Тут нужна кропотливая работа и терпение Мамы.

В ходе подготовки к тесту:

  • произойдет колоссальное развитие образного мышления. Особенно, если Вы не будете ребенку давать готовые образы, а будете рассуждать вместе: Как это можно нарисовать?
  • ребенок научится выделять характерные признаки объектов, предметов, явлений.
  • научится рисовать множество картинок и в целом произойдет скачок в развитии зрительно-моторной координации (ЗМК).

Поэтому пройтись хотя бы 1 раз по всем этим словам я советую родителям всем дошкольников, даже если Вы не готовитесь к тестированиям.

Замечания по тесту:

  1. Порядок на листочке имеет значение. Хорошо, если ребенок располагает рисунки последовательно, оставляя между ними расстояние. Для организации своей работы ребенок может использовать цифры для нумерации рисунков.
  2. Не допускается использование букв и цифр

Как же рисовать эти “странные” слова:

  1. Для обозначения людей разных полов мы использовали обозначения треугольник вверх и вниз, с кругом вместо головы.
  2. Часто встречаются такие словосочетания типа “Теплый дождь” или “холодный ветер”. Мы с детьми договорились использовать значок “Солнышко” и “снежинка” для обозначения температуры.
  3. Отдельная проблема это передача эмоций: печаль-грусть, счастье-радость-веселье. Если использовать смайлики с улыбкой вверх и вниз, то потом ребенок начинает путать счастье это или радость. Поэтому, наверное, лучше разработать свою систему смайликов или других значков для всех эмоций, и просто выучить ее. При тестировании синонимы не засчитываются. Так если вместо РАЗЛУКА, ребенок говорит РАССТАВАНИЕ, то он теряет балл.
  4. Для обозначения звука мы использовали значок звуковых волн (значок wi-fi)
  5. Для обозначения изменения состояния “было”- ”стало” и обозначение перемещения можно использовать стрелочки

За в время подготовки Вы, возможно как и я, обнаружите много интересного:

  1. Ребенок начинает прорисовывать детали, и не может остановиться. В этом случае очень мягко надо его останавливать и переключать на следующее слово. Это проблема инертности и слабой переключаемости внимания. Можно попробовать потренировать. Есть специальные тренажеры.
  2. Ребенок не умеет рисовать. Не может сходу нарисовать собаку или стол.
  3. Ребенок слабо представляет себе, что такое порядок на листочке. Это косвенно может указывать на неумение пока организовать пространство вокруг себя b неготовность к школе в целом, т.к. порядок в тетради — это основа учебы в школе.

Инструкция для взрослого:

  1. Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придёт в голову.
  2. На каждый рисунок отводится 0,5- 1-2 минуты.
  3. При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы, а рисовал.
  4. Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нём надо уместить все рисунки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго – третьего слова.
  5. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а её связь со словом.
  6. Если ребёнок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.
  7. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится.
  8. Если ребёнок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам.
  9. Через час после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый.
  10. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают в журнал.
  11. Если вместо слова «расставание» ребёнок говорит «разлука» это считается ошибкой.

Инструкция для ребенка:

  1. Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить.
  2. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них.
  3. Нарисовать можно, только картинки, а не буквы.
  4. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились.
  5. Старайся не вырисовывать картинки. Качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова, чтобы ты потом их мог вспомнить.

Схема тренировок:

  1. В 1-ый раз рисуем 10 слов без ограничения времени. В первое время возможно Вам придется долго рассуждать и на отдельном листочке показывать ребенку как это нарисовать.
  2. Постепенно исходя из готовности ребенка начинаем ограничивать время до 1 минуты
  3. Через час и через день рисунки предъявляются ребенку и предлагается назвать слова. Результаты заносятся в журнал.
  4. На следующий день в начале занятия можно посмотреть листочки с рисунками за предыдущие дни.

Особенности методологии

Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать.
В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает.

Чтобы освоить Пекс, потребуются базисные умения:

  • отработать хороший зрительный контакт, слова, жестовые символы «да», «нет»;
  • стабильный навык обучаемости;
  • повторение действий «сделай как я».

Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.

Физиогномика мимики на лице, улыбки, взгляда в картинках


В физиогномике оттянутые в улыбке уголки губ и мимические морщинки у глаз — радость


Удивление в физиогномике — это широко открытые глаза, приподнятые брови, мимические морщины на лбу и открытый рот


Интерес в физиогномике — это когда брови слегка приподняты, а глаза расширены


Отвращение — мимика, которая в физиогномике выражается надутыми губами, насупленными бровями, сморщенным носом


По физиогномике грусть, скорбь можно распознать по опущенным уголкам губ, потухшему взгляду


В физиогномике презрение — это приподнятые брови и голова, словно человек смотрит на оппонента сверху вниз


В физиогномике страх — это открытый рот, поднятые брови и широко открытые глаза


В физиогномике гнев — это сдвинутые брови, расширение крыльев носа, нередко обнажение зубов


Стыд в физиогномике — это опущенный взгляд и нередко опущенная голова, покраснение лица


В физиогномике расслабленная улыбка, при которой видны зубы, а не дёсны, говорит о гармонии чувств


В физиогномике улыбка с обнажёнными дёснами является сигналом того, что человек не верит в то, что его могут любить просто так


В физиогномике улыбка с натянутой над зубами верхней губой является сигналом неискренности, стремления скрыть чувства


Кривая улыбка в физиогномике считается улыбкой напоказ, появившейся скорее по надобности


В физиогномике улыбка с сомкнутыми словно для поцелуя губами говорит о желании человека соблюсти дистанцию


Несдержанной улыбкой фзиогномисты называют ту, при которой обнажается оба ряда зубов, проявляются мимические морщины


Мечтательной улыбкой физиогномисты называют слегка растянутые губы, которые при этом не напряжены


Взгляд снизу говорит в физиогномике об уважении собеседника


Взгляд сверху вниз по физиогномике — пренебрежение, критика в адрес оппонента


Взгляд в сторону по физиогномике — нетерпение


Прищуренный взгляд в физиогномике означает нехорошие намерения


Взгляд исподлобья по физиогномике — знак покорности


Пронизывающий прямой взгляд по физиогномике — знак уверенности в себе

Методика работы с Пекс

Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.

Этапы обучения:

  1. Сначала ребенка необходимо научить брать картинку.
  2. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
  3. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение.
  4. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
  5. На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
  6. Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.

Как сделать карточки PECS своими руками

Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.

Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.

После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.

Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом

Окна Windows XP

Любой документ или программа в Windows XP использует в своей работе прямоугольную область экрана, называемую окном. Окна можно разворачивать, сворачивать, восстанавливать и закрывать. Для этого служат соответствующие кнопки, которые расположены в правом верхнем углу окна (рисунок 1). Рисунок 1 — Стандартизированное окно Windows XP Кнопка развернуть/восстановить (средняя из трех кнопок) позволяет развернуть выбранное окно на весь экран монитора или, наоборот, восстановить первоначальные размеры окна, если оно уже развернуто во весь экран. Изменить размеры не развернутого окна можно, если указатель мышки поместить на одну из кромок окна (он примет вид двухсторонней стрелки), нажать левую клавишу мышки и, не отпуская ее, перемещать мышку в любом из направлений. Кнопка свертывания (левая кнопка со значком «_») превращает выбранное окно в прямоугольную пиктограмму и помещает ее в строку задач (выделенная строка обычно внизу экрана). Чтобы восстановить свернутое окно, щелкните левой клавишей мышки по его пиктограмме. Закрыть окно — означает убрать его изображение с экрана монитора и сделать временно недоступными расположенные в нем объекты. Это можно сделать, щелкнув левой клавишей мышки на кнопке закрытия окна (правая кнопка со значком «x»). Для удобства работы с окном предусмотрены полосы прокрутки. Они появляются, если в окне находится объект, размеры отображения которого больше размеров окна. Полоса прокрутки служит для пролистывания объекта внутри окна. Для пролистывания в вертикальном направлении используется полоса прокрутки, которая находится в правой части окна, в горизонтальном направлении — внизу окна. Полоса прокрутки снабжена квадратным или прямоугольным бегунком и стрелкой прокрутки. Посредством бегунка можно ускоренно прокручивать объекты внутри окна. Стрелки полосы прокрутки позволяют более точно переместить объект в окне.

Вопросы и ответы

Каких размеров делать карточки в домашних условиях?

Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров.

С каких изображений стоит начать обучение?

Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек.

Какую бумагу использовать при создании картинок?

Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время.

Как часто нужно проводить занятия?

Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.

Что такое социальные истории для аутистов в картинках?

Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми.

Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок.

Пример социальной истории «подогреваю еду»:

Завершение сеанса Windows XP

«Выключить компьютер». Устанавливает способ завершения сеанса работы на компьютере:

  • войти в ждущий режим, т.е. режим пониженного энергопотребления (в комбинации с клавишей «Ctrl» — спящий режим, выключение компьютера с запоминанием текущего состояния запущенных приложений);
  • завершить работу и выключить компьютер;
  • перезагрузить компьютер (как бы выключить — включить компьютер, не отключая его на самом деле от электросети) и продолжить работу с Windows XP.

Корзина Корзина представляет собой папку на рабочем столе. Ее особенность в том, что любые удаляемые объекты сначала помещаются в мусорную корзину и перед окончательным уничтожением хранятся в ней некоторое время. Используя метод перетаскивания, можно удалить любой объект системы (поместить в мусорную корзину). Для того чтобы восстановить недавно удаленный объект, достаточно открыть «Корзину» с помощью меню или контекстного меню (оно появляется, если указатель мышки установить на пиктограмме «Корзины» и щелкнуть правой кнопкой мыши), выбрать в открывшемся окне нужную пиктограмму и переместить ее из папки «Корзина» в любую другую папку или на рабочий стол.

Каких результатов можно достичь

Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов:

  1. Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации.
  2. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз.
  3. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.
  4. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе.

Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития.

Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]