Вопрос 1 Понятие о речевой функциональной системе. Закономерности ее формирования в процессе онтогенеза


Функциональная система речистатья по теме

Функциональная система речи

На сегодняшний день головной мозг исследован тысячами ученых разных стран, изучена его анатомия, физиология, морфологические и функциональные особенности, зависимость психических, интеллектуальных и эмоционально волевых способностей человека от строения и функций мозга.

В России, анализ нейрофизиологических механизмов речи, основанный на принципе динамической системы локализации функций головного мозга, впервые был сформулирован И.П. Павловым и получил свое дальнейшие развитие в исследованиях Н.А. Бренштейна., П.К. Анахина, А.Р. Лурме, А.Н. Леонтьева. Сегодня, благодаря их трудам, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях ЦНС и на различных ее уровнях объединены между собой единством рабочего действия.

Мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои определенные функции. Так, у взрослого человека–правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие своего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира; до огромной цветной палитры, всех оттенков краски, радуги и т.п.

Височная доля воспринимает все неречевые звуки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум воды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и более того – восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.

Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т.п.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного (а позже и иностранного) языка, за слухо-речевую память, «ответственную» за акустическое удержание в речевой памяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно организованных символов: алфавита, математических знаков, дорожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контролировать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, это левая теменная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, понимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и других частей речи).

И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказываний, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляют только при помощи функций лобной доли.

Именно здесь в заднем отделе нижней лобной извилины левого полушария расположен центр Брока, являющийся моторным центром речи. При поражении этой области происходит расстройство речевой моторики часто сопровождающиеся нарушением общей (двигательной) моторики.

Ребенок не может управлять своим речедвигательным анализатором, у него изменяются двигательно-артикуляторные образы слов, при значимой сохранности звуковых образов, нарушается способность подражания и произношения устной речи, при ее сравнительно хорошем понимании.

Здесь же, в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины располагается слуховой, или гностический центр речи – центр Вернике.

При его поражении ярко выраженным симптомом является нарушение фонематического слуха, памяти, внимания. Ребенок иногда может говорить, повторить сказанное, но не понимает при этом значении слов, обращенную к нему речь, он не может выполнить то или иное поручение, хотя и слышит то, что ему говорят, не может узнать названий предмета, т.к. не понимает значения слова, не связывает слово с его содержанием.

У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.

К функциональной системе речи имеют отношения различные анализаторы. Рассмотрение их анатомно-физиологических механизмов и функций позволит в дальнейшем проводить системный анализ речевых расстройств. каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения проводящих путей и центрального отдела в корне головного мозга, где происходит высший анализ получаемых раздражителей.

Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел речеслухового анализатора, расположенный в левой височной доли мозга (центр Вернике). Деятельность коркового отдела слухоречевого анализатора носит название смыслоразличительного, или фонематического, слуха.

Слуховой анализатор отвечает за проводимость информации, силу, высоту, длительность, звучания и тембр голоса. Речеслуховой за обработку получаемой информации, за правильность ее восприятия, фонетико-фонематический анализ. Эти анализаторы работают в теснейшей взаимосвязи и представляют собой единой целое. При этом главенствующую роль будет играть слуховой анализатор, т.к. ребенок рождается уже с готовым звуковоспринимающим рецепторным аппаратом и от его сохранности и полноценности. Под влиянием окружающей языковой среды, в процессе овладения языком будет развиваться речеслуховой анализатор. Но, в то же время, при нарушенном речеслуховом анализаторе самый хороший физический слух оказывается и непригодным для восприятия и анализа даже элементарной речи человека т.к. восприятие даже отдельных речевых звуков не является простой слуховой рецепцией, а представляет собой, сложенный процесс взаимодействия функциональных систем.

Любые отклонения, как в слуховой, так и в речеслуховой функциях влекут за собой те или иные отклонения в речевом развитии. При этом, чем в большей степени нарушены их функции и чем раньше возникло нарушение, тем заметнее при прочих равных условиях это отражается на овладении речью.

Как и каким образом будет рассмотрено далее.

В.И. Бельтюков в своем труде «Об усвоении детьми звуков речи» доказывает, что развитие речеслухового анализатора зависит не только от сохранности слухового анализатора, но и от акустических свойств звуков, их произношения, от деятельности речедвигательного анализатора, так же являющегося основным компонентом в функциональной системы речи. Речедвигательный анализатор выполняет функции статической и динамической координации движений, отвечает за точность произношений просодику.

От возможностей речедвигательного анализатора зависит формирование произношения т.к. в его основе лежат артикуляционные свойства звуков.

В основе развития речедвигательного анализатора лежит прежде всего степень артикуляционной контрастности звуков и степень сложности их произношения, а так же близость артикуляции этих звуков к двигательным безусловно рефлекторным реакциям.

Речедвигательный анализатор развивается путем постепенного перехода от грубых дифференцировок к дифференцировкам все более тонким.

Деятельность речедвигательного анализатора осуществляется сложной системой органов в которой различают периферический и центральный речевые аппараты. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Функции головного мозга, относительно речи описаны выше. Значимость подкорковых ядер заключается в управлении ритмом, темпом и выразительного речи.

Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока и идет до мышц регулирующих деятельность периферического речевого аппарата. Обратно, от периферии к центру идут центростремительные пути, которые начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Проприорецепторы возбуждаются под воздействием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецептеров, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата интервируются черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв интервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий интервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв интервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательного, состоящего из системы дыхательных мышц грудной клетки. С легкими, бронхов и трахей;
  2. Голосового, состоящего из гортани и находящимися в ней голосовыми складками;
  3. Артикуляционного представленного надставной трубой. Надставная труба – это все, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Все три отдела периферического речевого аппарата работают в системном взаимодействии. Любой сбив в системе работы отделов, любые функциональные анатомические и физиологические нарушения речевого аппарата тормозят функцию речедвигательного анализатора неблагоприятно сказываются на произношении говорящего.

Итак, импульсы передающиеся по центробежным путям от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но, для правильного речевого акта необходим контроль слуха и кинестетических ощущений. Кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того как звук произнесен. Благодаря слуховому контролю человек слышит ошибку. В центр посылается импульс повествующий об ошибке, оттуда идет обратный импульс вызывающий точную артикуляцию. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.

Иными словами правильно мы произносим только то, что можем слышать, правильно слышим только то, что можем произносить.

Таким образом, слуховой, речеслуховой, речедвигательный анализаторы работают в системном взаимодействии дополняют и корректируют или наоборот углубляют дефект друг у друга. Так представляется взаимообусловленность вышеперечисленных анализаторов в самом общем виде.

К функциональной системе речи так же имеет отношение двигательный анализатор. В последнее время вопросу его значимости на формирование и развитие речи уделяется много внимания.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что при детском церебральном параличе серьезно страдает не только опорно-двигательный аппарат, но и речь. Е.М. Мастюкова о. Это положение подтверждается данными М.М. Кольцовой о значении двигательного анализатора в развитии моторной и сенсорной речи ребенка. Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Таблица 1.

Зависимость уровня развития речи

от степени развития тонких движений пальцев рук.

Степень развития

движений пальцев

Степень развития

речи

Степень развития

общей моторики

Норма Норма Норма
Выше нормы Выше нормы Выше нормы
Ниже нормы Ниже нормы Ниже нормы

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи и развитие первой способствует развитию второй.

М.М. Кольцовой и сотрудниками научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено:

  • около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекией речевой моторной зоны;
  • работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Высказывание И.П. Павлова о том, что «речь это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата. посмотрев на «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне (гомонкулюс – «человек Пенфилда») навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Л.Ф. Фоминой поразительно быстро удалось вызвать звукоподражение у 10-месячных детей при тренировке тонких движений пальцев рук (в 7 раз быстрее, чем при использовании традиционной методики). В дальнейших исследованиях ею доказано, что у детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движений пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Также доказано, что развитие двигательного анализатора оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка в целом. Особенно велико воздействие проприоцептивной афферентации на деятельность мозга. Влияние двигательной деятельности на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Первая заключается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности как компонента эффективного звена рефлекторного акта. Вторая состоит в том, что движение создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся.

Ученые доказали, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозга есть одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисти руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. И в этом случае можно оценивать роль движения пальцев в отношении речевой функции как специфическую.

Таким образом, на сегодня учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора.

  1. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
  2. Функция движения руки всегда тесно связано с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.
  3. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие – дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
  4. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что в частности проявляется в ускорении развития речи ребенка.
  5. Ритмичные движения пальцев являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга .
  6. Развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если при этом проводится тренировка движений пальцев рук.

Так же большое значение в функциональной системе речи имеет зрительный анализатор. Он является первичным в восприятие окружающей действительности. Благодаря ему ребенок наблюдает за происходящим, осмысливает. Он познает предметы, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Постепенно закрепляется образ предмета с его названием. Названия предметов и объектов окружающей действительности развивают и пополняют словарь ребенка. Важность зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движением. Ограниченность зрения так же препятствует полноценному развитию общей и мелкой моторики, двигательной активности, что, как доказано выше, в свое время тормозит ход развития речи.

Таким образом между всеми анализаторами существует система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Вывод: Речь – это высшая, сложная функция головного мозга, которая выполняется системной деятельностью всех корковых анализаторов и физиологически заключается в работе проводящих путей центрального речевого аппарата, и по принципу обратной связи регулируется через головной мозг проприоцепторами и барорецепторами.

Литература

  1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Асадема, 2000. – 224 – 234 с.
  3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – С. 11 – 84.
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
  5. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речи. // Дефектология. – 1984. — № 4. – 24 – 30 с.
  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

ОТ АВТОРА

Общая тенденция, наблюдаемая в современной лингвистике, заключается в разработке комплексных, пограничных проблем, в развитии «смежных» областей, где языкознание работает бок о бок с другими науками, такими, как социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика; это общая тенденция в проникновении «за» язык, в раскрытии сущностных характеристик деятельности человека в целом, в том числе и речевой деятельности; одним словом, в изучении не столько языка, сколько говорящего человека.

Эта тенденция в значительной мере обусловила и появление настоящей книги. Ее основная идея – необходимость на современном этапе развития наук о человеке не ограничиваться в исследовании речи и языка рамками одной науки (например, лингвистики), а широко оперировать в первую очередь такими понятиями и категориями, которые возникают в ходе междисциплинарного исследования. Идеи, получившие отражение в книге, высказывались автором ранее, но здесь эти мысли, так сказать, собраны воедино и представлены как целостная система. На страницах настоящей работы автор отнюдь не стремился лишь выразить свое собственное мнение по затронутым им вопросам. Напротив, ее задача — ввести читателя в круг некоторых проблем, волнующих лингвистическую науку сегодняшнего дня, и дать более или менее общее представление о состоянии этих проблем. При этом автор стремился сделать свое изложение ясным и доступным для широкого читателя, в частности, не перегружать изложение ссылками на литературу (специально истории вопроса посвящена наша брошюра «Психолингвистика» (Л., 1967), к которой и следует обратиться заинтересовавшемуся читателю). При подготовке книги автор использовал материалы статей и докладов, частично опубликованных ранее в различных изданиях.

Книга состоит из четырех глав и приложения. В первой главе затрагиваются наиболее важные теоретические проблемы общего характера, связанные с тематикой настоящей книги. Во второй главе автор пытается приложить высказанные выше теоретические положения к решению некоторых конкретно-научных вопросов. Третья глава посвящена психолингвистике как науке о речевой деятельности. Четвертая глава имеет практическую направленность: в ней анализируются различные вопросы, связанные с обучением языку и грамматике. Наконец, в приложении даны два исторических этюда — об И.А.Бодуэне де Куртенэ и Л.С.Выготском. Это сделано по разным причинам. Параграф о Бодуэне введен потому, что об этом ученом как о психологе в широком смысле, как теоретике речевого поведения до сих пор фактически не было работ; имеющиеся источники дают, как правило, превратную картину этой стороны его взглядов (как нередко, впрочем, и других сторон). Параграф о Л.С.Выготском введен потому, что сейчас, когда идеи школы Выготского интенсивно проникают не только в психологию, но и в смежные науки и используются также в лингвистике, читателю крайне важно, на наш взгляд, иметь возможность в компактной форме ознакомиться с сущностью взглядов Выготского.

При написании настоящей книги автор пользовался помощью и дружеской поддержкой своих коллег по Институту языкознания АН СССР и Научно-методическому центру русского языка. Всем им, в особенности В.Г.Костомарову, оказавшему большую и бескорыстную помощь в работе над рукописью, нам хотелось бы принести самую сердечную благодарность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]