Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Проверяем соблюдение рисунка слова.

Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.

Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.

Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.

Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.

Результат:

а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР

б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.

Логопедические тесты (5-6 лет)

История закупок

  • Периодичность закупок : ~ каждые 1.5 месяца
  • Длительность сбора : ~ 21-32 дня
ДатаДоставка изТема сбора
03.09.21Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 5/2021 — обсуждение на форуме nn.ru
12.05.21Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 4/2021 — обсуждение на форуме nn.ru
09.04.21Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 3/2021 — обсуждение на форуме nn.ru
21.02.21Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 2/2021 — обсуждение на форуме nn.ru
18.01.21Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 1/2021. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
27.11.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 6/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
26.10.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 5/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
09.09.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 4/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
17.07.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 3/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
09.06.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 2/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
19.04.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Обновлённые все галереи. Много новинок: энциклопедии,яркая ленточка, Незнайка. Тафити. Умные книжки и другое. Выкуп 2/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
03.02.20Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии.Новинки: яркая ленточка, Незнайка. Умные книжки и другое. Выкуп 1/2020. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
11.12.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Новогодний сбор. Новогодние книжки и наклейки.Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии.Новинки. Умные книжки и другое. Посл. сбор.Выкуп 11/2019. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
17.11.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Новогодний сбор. Новогодние книжки и наклейки.Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Энциклопедии.Новинки. Умные книжки и другое. Выкуп 10/2019. Покупаем вместе: БЕБИ-ШОП (детский)
18.10.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Энциклопедии. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Теперь вся детская коллекция в галереях. Новинки. Умные книжки и другое. Выкуп 9/2019
18.09.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Книги Майкл Морпурго. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Теперь вся детская коллекция в галереях. Новинки. Умные книжки и другое. Выкуп 8/2019
09.08.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Книги Майкл Морпурго. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Теперь вся детская коллекция в галереях. Новинки. Умные книжки и другое. Выкуп 7/2019
10.07.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Теперь вся детская коллекция в галереях. Новинки. Умные книжки и другое. Выкуп 6/2019
05.06.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon!Много новинок — Эмиля! Чтение лучшее учение. Умные книжки и другое. Выкуп 5/2019
01.05.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — мы читаем по слогам, библиотека детской классики. Умные книжки и другое. Выкуп 4/2019
14.03.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — мы читаем по слогам, академия дошколят. Умные книжки и другое. Выкуп 3/2019
04.02.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — мы читаем по слогам. Новый Гарри Поттер! Умные книжки и другое. Выкуп 2/2019
04.01.19Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — супернаклейки. Новый Гарри Поттер! Умные книжки и другое. Выкуп 1/2019
14.11.18Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — супернаклейки. Новый Гарри Поттер! Умные книжки и другое. Выкуп 9/2018
16.10.18Нижегородская обл.Сбор заказов. Добро пожаловать в волшебный мир книг издательства Machaon! Развивающие игровые наборы! Много новинок — супернаклейки. Сбор перед Новым Годом! Умные книжки и другое. Выкуп 8/2018

Смотреть все Скрыть

Проверяем словарный запас.

Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»

Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».

Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».

Примерные слова.

Части тела: брови, щеки, шея, голова, живот.

Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.

Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.

Животные: собака, кошка, заяц, медведь.

Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.

Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.

Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.

Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».

Результат:

а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР

У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.

б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.

Расчет результата

Формула вычисления уровня речевого развития: БРР=КВР х 100/КВ, в которой:

  • БРР — балл речевого развития;
  • КВР — коэффициент возраста развития;
  • КВ — календарный возраст ребенка.

Количество верно выполненных заданий умножаем на 6 (кол-во месяцев на выполнения каждого из 12 заданий) и получаем КВР.

КВ равняется количеству полных месяцев возраста ребенка от рождения до даты прохождения теста (если остаток больше 15 дней, то засчитывается как полный месяц).

Например если возраст ребенка на момент тестирования равен 6 годам 4 месяцам 20 дням, то его КВ равен 77.

Число БРР указывает на степень общего развития речи у ребенка.

Например:

Малыш выполнил 9 заданий, календарный возраст его равен 77. В итоге получаем: БРР=9х6х100/77=70,123=70 Полученный результат сопоставляем с матрицей БРР.

Проверяем грамотность речи.

Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.

Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».

Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».

Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.

Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом. Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-. Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».

Результат:

а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.

Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.

б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.

Дидактический материал для экспресс-обследования звукопроизношения

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

Буду признательна за отзывы.

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки С — Сь)

1.Повтори:

У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

2. Назови -повтори: Бусы – собака — суп — лес — носок — самокат – стол – маски – пастух – скамейка

3. Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

4. Повтори:

Носит Сеня в сени сено
,
Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

5. Назови — повтори: Сито – лисята — семь – гусь — осень – василёк – снег – сливы – светофор

6. Повтори:

ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки З — Зь)

1. Повтори:

Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

Спит в тазу у Зои зайка.

2. Назови – повтори: Коза – азбука — зуб – воз — забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка

3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

5. Назови – повтори: Зима — газета — козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна — земляника

3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звук Ц )

1.Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.

2. Назови – повтори: Лицо – курица — цепь — заяц — колодец — блюдце – цветочек — полотенце

3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Шипящие звуки. Звук Ш)

1.Повтори: Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

2. Назови – повтори: Каша – камыши — шут — душ – мешок – петушок – шкаф — вишня – бабушка — солнышко

3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

(Шипящие звуки. Звук Ж)

4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

5. Назови – повтори: Лыжи – жадина — жук — ёжик – пирожок – ложка – ножницы — лыжник — подснежник

6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

(Шипящие звуки. Звук Ч)

7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

8. Назови – повтори: Часы – качели — чай – мяч — богач – свеча — бочка – печенье — Снегурочка

9.Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

(Шипящие звуки. Звук Щ)

10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

Щуку я не упущу.

11. Назови – повтори: Щука — щит — плащ — щенок – клещи — щетка – щелчок — стекольщик – регулировщик

12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ — Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Соноры: Р – Рь)

1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

Роет землю у ворот. В пруду карпы.

2. Назови – повтори: Перо – корова — рак — шар — баран – помидор – труба – арбуз — трамвай — виноград

3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро — бру;

4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.

5. Назови – повтори: Репа — рябина — фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак — варежки — абрикосы

6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь — орь – урь — ырь; кря – кре – крю — кри; тря – трю — три;

(Соноры: Л — Ль)

7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.

8. Назови – повтори: Мыло — молоко — лук — пенал — стол – волк — белка – молния — клумба – иголка

9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу — слу — сло — слы – пло – плы – гла – гло — глу;

10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

11. Назови – повтори: Полено — лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка — улитка — холодильник

12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;

Проверяем фразовую речь

Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».

Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу. Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку. Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.

Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия. Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».

Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.

Задавайте наводящие вопросы.

Результат:

А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.

Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.

Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]