Словесно-дидактические игры по лексической теме «Осень»


Дидактическая игра «Осень»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Осень»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:

  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным.
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже.
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • две овальные глубокие лужи;
  • шесть больших холодных капель;
  • одно круглое холодное солнце;
  • пять коротких холодных осенних дней;
  • два осенних холодных дождя;
  • семь осенних холодных ветров;
  • одно осеннее красное дерево;
  • четыре осенние синие тучи.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — один).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – дерево).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько деревьев? — три одно).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (одно дерево (какое?) – осеннее красное).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Одно осеннее красное дерево.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – тучу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Дерево — одно, а тучи — четыре. Дерево — красное, а туча — синяя.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Дидактическая игра: «Осенняя бродилка», для детей 4 — 7 лет

Автор:

Лянгузова Ольга Жановна
Должность:
учитель – логопед
Место работы:
МКДОУ №18, г. Миасс, Челябинская область
Назначение материала:
игра может быть использована специалистами в работе с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет, в том числе и для детей с ОВЗ.
Оборудование:
1 игровое поле, 9 картинок с изображением листьев, 9 – с изображением деревьев.
Цель:
развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти
Задачи:
1. Активизировать знания детей по теме: «Осень. Деревья осенью»

2. Развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать основные психические процессы.

3. Воспитывать умение подчиняться правилам игры, играть в коллективе сверстников.

Форма организации:

индивидуальная или подгрупповая (2- 3 человека)

Предварительная работа:

знакомство с изображением листьев и деревьев.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми располагается игровое поле из 9 секторов. В каждом секторе по 3 картинки, с изображением осенних листьев (каштановый лист, дубовый лист, ивовый лист, осиновый лист, липовый лист, тополиный лист, рябиновый лист, кленовый лист, березовый лист).

Первый ход определяется считалкой:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Если листик ты нашел,

Первым и играть пошел»

Если играет 3 ребенка, то каждому раздается по 3 картинки с изображением одиночных листьев.

Первый игрок рассматривает свои листочки и первый сектор на игровом поле, если находит среди своих листьев аналогичный на поле, то закрывает им сектор и правильно называет лист (каштановый лист). Затем рассматривает следующий сектор. Если нужного листа нет, то ход переходит к следующему игроку.

Если играет 2 ребенка, то по 3 картинки раздаем каждому и 3 кладем рядом в стопку (рубашками вверх) – «на тропинку». Игра аналогична, но в случае, если нет нужного листа, то его нужно взять с тропинки. Только после этого ход переходит к другому игроку.

Задача игроков, как можно быстрее избавиться от своих карт.

Взрослый следит за правильным выполнением задания и образованием относительных прилагательных, поправляет при необходимости. Если ребенок не правильно образовывает слово, то он должен остановиться и правильно повторить нужно прилагательное от 3 до 5 раз (кленовый, кленовый, кленовый)

2 вариант

Игра проводится аналогично предыдущей, с единственным отличием вместо листьев детям предлагаются с изображением деревьев. Таким образом, задача усложняется, поскольку детям нужно определить с какого дерева лист. В этом варианте игры ребенок показывает на лист и вводит относительное прилагательное в предложение: «Ивовый лист с ивы».

Изготовление игры:

Word.

Картинный материал взят из сети интернет (ссылки с источников расположены ниже).

В поисковике набираем слово КЛИПАРТ (картинка на прозрачном фоне) и название картинки. Выбираем необходимую картинку, копируем и вставляем в документ. Для удаления фона выполняем следующие действия: РАБОТА С РИСУНКОМ-ПЕРЕКРАСИТЬ-УСТАНОВИТЬ ПРОЗРАЧНЫЙ ФОН.

Что бы картинка могла легко перемещаться на листе, нужно нажать на правую клавишу мыши, выбрать ФОРМАТ ОБЪЕКТА – ОБТЕКАНИЕ ТЕКСТОМ — ПЕРЕД ТЕКСТОМ. Полностью материал можно скачать по ссылке «Скачать»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]