Подготовка и проведение театрализованных игр во второй младшей группе детского сада


Суть театрализации в детском саду

Одним из самых продуктивных способов помочь детям усвоить информацию является игра. Во второй младшей группе дети стремятся играть вместе, а не рядом, как это было в первой младшей. Поэтому очень важно, чтобы игровая деятельность помогала социализироваться, учиться общению со сверстниками и взрослыми. Но при этом не вступала в противоречие с основным признаком трёхлеток «Я сам!» Наиболее полно и гармонично эту задачу выполняют театрализованные игры, в основу которых положены импровизация и оживление разных объектов с помощью речи, мимики и жестов, то есть средств общения.

Театрализованные игры помогают ребятам быстрее социализироваться даже в условиях возрастного кризиса

Цели и задачи театрализованных игр

Кроме помощи в социализации, театрализованная деятельность способствует:

  • развитию речи (воспитанники второй младшей группы продолжают отрабатывать навык понимания обращённой к ним речи взрослого в роли персонажа, режиссёра, кроме того, дети активно пытаются понять друг друга, всё это помогает им создать собственный речевой образ);
  • усвоению знаний, навыков и умений из разных областей (театрализованные игры могут применяться на любых занятиях, поэтому с их помощью дети не только получают новую информацию, но и отрабатывают её на практике);
  • воспитанию самостоятельности (игры требуют от малышей быстрой реакции на ту или иную игровую ситуацию, а это, в свою очередь, помогает им учиться самостоятельно принимать решения);
  • развитию воображения, памяти, мышления (дети воспринимают образы и запоминают их через осуществление игровых действий);
  • укреплению физического здоровья (так как многие игры требуют активных движений участников, дети тренируют координацию, гибкость, ловкость);
  • воспитанию сотрудничества, сотворчества.

Тетрализованные игры укрепляют и физическое, и эмоциональное здоровье малышей

На реализацию поставленных целей работает систематическое решение таких задач, как:

  • обогащение словарного запаса (если в прошлом году речь шла в основном только о пассивном словаре, то сейчас быстро пополняется и активный);
  • активизация познавательной деятельности малышей с помощью известных им драматургических персонажей (так, чтобы объяснить детям понятия большой — средний — маленький, воспитатель предлагает рассмотреть ложки из сказки «Три медведя», сравнив их по размеру);
  • тренировка мелкой моторики (дети в процессе игр взаимодействуют с небольшими предметами — куклами из бросового материала, которые являются «артистами»);
  • снятие зажима (в 3–4 года у многих ребят появляется стеснительность перед публичной деятельностью, поэтому педагогу необходимо сделать театрализованные игры привычным видом работы, что существенно облегчит детям и процесс социализации в том числе);
  • работа над быстротой реакции (малыши учатся начинать и заканчивать игровые действия по сигналу);
  • развитие эмоционально-чувственной сферы (через языковые и неязыковые средства выразительности — слово, мимику, жесты — дети не только передают свои переживания, но и учатся понимать настроения других людей);
  • формирование навыка координировать свои действия с действиями других людей (как показывает практика, даже если малыши сложно включаются в разные виды деятельности, театрализованные игры степень заинтересованности значительно повышают).

    Театрализованные игры позволяют сразу включить в деятельность почти всех ребят

Принципы организации театрализованной деятельности

Проведение игр любого вида в детском саду основывается на учёте общих закономерностей развития детей конкретного возраста. Если говорить о театрализованных играх во второй младшей группе, то здесь важно учитывать пять требований.

  1. Разнообразие тематики. Для игр стоит подключать сюжеты не только рекомендованных программой сказок, но и популярных среди детей мультфильмов, загадок, стихотворений.
  2. Использование элементов театрализации на разных этапах занятия (не только закрепления, но и знакомства с материалом, его отработки), на мероприятиях и при проведении досуга на улице.
  3. Сведение на нет факторов стресса. Театрализованные игры помогают сделать переход от одного вида деятельности к другому гармоничным, без резкой смены вида активности (например, с прослушивания сказки на физкультурные упражнения).
  4. Раскрепощение детей. Одним из способов реализовать эту задачу является, к примеру, проведение совместных с родителями праздников.
  5. Создание реальной ситуации успеха для каждого участника игры. Все дети без исключения должны получать похвалу по окончании театрализации.

Театрализованные игры создают ситуацию успеха для каждого участника этого вида деятельности

Формы организации театрализованных игр

Во второй младшей группе используются три формы организации театрализованной деятельности:

  • игры с непосредственным участием взрослого (применяются на занятиях, развлечениях, утренниках);
  • мини-игры для решения познавательных задач (к примеру, при рассмотрении на занятии по ознакомлению с окружающим миром темы «Новый год» дети делают подарок на праздник любимому сказочному герою — конфеты из пластилина, приклеенные на картонную основу — и разыгрывают в парах процесс дарения);
  • самостоятельная активность (в театрализованных играх во второй младшей группе этот вид активности ограничивается сюжетно-ролевыми сценками, например, «В магазине», «Дочки-матери»).

Картотека режиссёрских игр для дошкольников

Картотека для дошкольников

«Режиссерские игры для логопедических занятий»

Средний возраст.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЧЕБУРАШКИ»

Цель: учить культуре поведения в гостях, развивать словарный запас.

Атрибуты: макет дома, мебель, куклы, чайный сервиз, торт, конфеты, подарки, бросовый материал.

Сюжет: персонажи отмечают день рождения и приглашают в гости друзей, готовят праздничный стол.

В гости к ним приходят друзья, дарят подарки, вместе пьют чай, водят хороводы.

«ПОЧТА»

Цель: развитие речи, учить культуре поведения в общественных местах, расширение знаний о почте.

Атрибуты: журналы, газеты, письма, касса, бланки для телеграмм, почтовый ящик, мелкие игрушки, строительный материал, касса, деньги.

Сюжет: на почту приходя за письмами, отправляют телеграммы, покупают газеты. Кассир продает журналы, дает чек.

«МАГАЗИН»

Цель: расширение знаний о профессиях работников магазина, расширить словарный запас детей.

Атрибуты: игрушка продавца, молоко, хлеб, овощи, фрукты, чеки, деньги, касса.

Сюжет: в магазине продают молоко, хлеб; деньги платят в кассу кассиру, он отдаёт чеки. Продавец взвешивает продукты, получает чек, отдаёт товар, в магазине работает кассир и продавец.

«БОЛЬНИЦА»

Цель: воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей по теме.

Атрибуты: (повторяются, как и в младшей группе). Добавляются: шпателя, бинты, вата, градусники, рецепты.

Сюжет: врач слушает, смотрит язык, горло, выписывает рецепт, сестра ставит градусник, делает уколы, прогревает. Врач приходит по вызову на дом.

«У ЗУБНОГО ВРАЧА»

Цель: знакомить детей с профессией зубного врача, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Атрибуты: зеркало (для осмотра зубов, шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, колпак, вата.

Сюжет: у куклы заболели зубы, мама её привела к врачу. Врач осматривает больного, лечит её зубки, даёт советы по уходу за зубами.

«ПРАЧЕЧНАЯ» (С ВЫДАЧЕЙ БЕЛЬЯ)

Цель: расширять словарный запас, воспитывать внимательность, уважение к труду взрослых.

Атрибуты: стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, стиральная доска, гладильная доска, утюг, стиральные порошки (пустые коробки, бросовый материал.

Сюжет: в детском саду сдают грязное бельё, на прачке его стирают, гладят и выдают назад. Мамы приносят и сдают в прачечную грязное бельё, работник на прачке стирает его и отдаёт назад.

«ДЕТСКИЙ САД»

Цель: расширять знания о работниках детского сада, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Атрибуты: куклы, коляска, игрушки, бросовый материал, посуда.

Сюжет: мамы и папы приводят в детский сад своих детей, их встречает воспитатель, он с ними играет, занимается, гуляет, кормит, делает зарядку, укладывает спать. После работы мамы и папы забирают своих детей.

«САЛОН КРАСОТЫ».

Цель: расширять активный словарь по теме, воспитывать доброе отношение ко взрослым.

Атрибуты: зеркало, кресло, туалетный столик, ножницы, расчёски, машинки, одеколон, полотенце, пеньюар, бигуди, фен.

Сюжет: мама приводит в парикмахерскую своего ребёнка и просит, чтобы его подстригли, причесали. Парикмахер моет голову, стрижёт, укладывает волосы, сушит феном.

Действующие лица приходят в парикмахерскую и просят, чтобы им сделали причёску. Парикмахер выдаёт чек, клиенты с ними расплачиваются.

«АВТОМОБИЛЬНЫЙ САЛОН».

Цель: расширять знания о разнообразии магазинов, развивать речь детей.

Атрибуты: различные модели автомобилей, касса, деньги, мелкие игрушки, бросовый материал.

Сюжет: покупатели приходят в магазин, рассматривают и расспрашивают продавцов о разных моделях автомобилей, расплачиваются деньгами в кассу.

«РЫБОЛОВНЫЙ КОРАБЛЬ»

Цель: расширить знания детей о разновидностях кораблей, расширить словарный запас детей.

Атрибуты: крупный строительный материал, бескозырки, воротнички, штурвал, бинокль, рупор, сети рыба из папье-маше, машины, фуражка для командира.

Сюжет: рыболовы взяли сети, поплыли ловить рыбу. Вся команда помогает друг другу, привозят рыбу в магазин, изучают морское дно: растения, рыба, моряки на пароходе поплыли в кругосветное путешествие. Моряки выполняют команды командира, моют палубу.

Старший возраст.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас.

Атрибуты: игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Сюжет: организовывается супермаркет с отделами, овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие. Дети самостоятельно распределяют роли, раскладывают товары. Приходят в супермаркет со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.

«МЫ ФЕРМЕРЫ»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями, уточнить словарь детей и воспитывать бережное отношение к природе.

Атрибуты: трактора, машины, бросовый материал, конструктор, мелкие игрушки.

Сюжет: подошло время посадки (уборки урожая, в поле выходят трактора, комбайны.

«ФАБРИКА ИГРУШЕК»

Цель: познакомить детей с фабрикой игрушек, расширять кругозор детей по теме, пополнение словарного запаса детей.

Атрибуты: игрушки всех видов, глина, пластилин, столярные принадлежности, коробочки под игрушки, конвейер, машины.

Сюжет: для детского сада на фабрике заказывают игрушки, рабочие их изготавливают; изготовив игрушки на фабрике проводится выставка – распродажа игрушек; инженеры – конструкторы придумывают изготовление новых игрушек, рисуют их на бумаге, рабочие рассмотрев рисунки, начинают их изготавливать; на фабрике есть столовая, куда рабочие ходят в обеденный перерыв, так же имеется библиотека. На фабрике директор заказывает на складе материал для изготовления игрушек, этот материал привозит со склада на машине, приёмщик принимает материал, выдаёт рабочим.

«ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ»

Цель: совершенствовать знания детей по теме, развитие диалогической речи, умения выслушивать друг друга.

Атрибуты: телефонные аппараты, строительный набор, журналы для записей.

Сюжет: диспетчера, абоненты.

На телефонной станции работают диспетчера, им звонит абоненты, просят, чтобы их соединили с кем-нибудь из их знакомых, дома не отвечает телефон, абонент звонит на т\ станцию и просит, чтобы проверили линию, диспетчер вызывает рабочих, они налаживают связь.

«Аптека»

Цель: расширение знаний о профессиях работников аптеки: фармацевт, кассир, заведующая аптекой, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ».

Атрибуты: игрушечное оборудование аптеки.

Сюжет: Знакомимся с ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

«ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ»

Цель: познакомить детей с работой пожарной части, актуализировать знания о правилах пожарной безопасности.

Атрибуты: строительный набор, машины, каски, оборудование (шланги, игрушечные баллоны для тушения пожара, телефон, рация.

Сюжет: в доме произошёл пожар, по телефону позвонили люди, машины собираются на выезд, приезд на место пожара, тушение.

«В кафе»

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Атрибуты: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Сюжет: в гости приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

«Сережа и Катя соблюдают пдд»

Цель: расширять знания о правилах дорожного движения, воспитывать внимание на дороге.

Атрибуты: макет улицы, строительный материал, игрушечные машины, знаки дорожного движения, игрушки – персонажи.

Сюжет: Дети управляют машинами. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор и все участники ориентируются на знаки. Дети должны переходить дорогу по правилам дорожного движения.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Цель: расширять знания детей о профессии врача, пополнение словарного запаса, воспитывать уважение к труду взрослых.

Атрибуты: мелкие игрушки, машины скорой помощи, лекарства, халаты, носилки, капельницы, шприцы, марля, вата, предметы – заместители.

Сюжет: вызов скорой помощи на пожар, оказание помощи пострадавшим, на носилках забирают в больницу.

Ребёнок отравился, к нему вызывают машину «скорой помощи», оператор записывает приём вызова, отправляет машины к месту происшествия, врач осматривает, оказывает первую помощь (промывание, ставит уколы.

«ТЕЛЕГРАФ».

Цель: расширять знания о работе телеграфа, расширять словарный запас,

Формировать положительное отношение к сверстникам.

Атрибуты: телефоны, компьютеры (из коробки, бланки телеграмм).

Сюжет: на телеграфе работают операторы, они принимают от посетителей телеграммы, передают их в другой город по телефону, на телеграфе есть переговорный пункт, посетители заказывают переговоры, разговаривают по телефону.

Подготовительный возраст.

«Собираемся на прогулку»

Цель: развитие умения подбирать одежду для разного сезона, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Атрибуты: куклы, одежда для (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Сюжет: в гости приходит новая кукла. Она знакомится и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

«У врача»

Цель: воспитывать внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «лечение», «температура», «стационар».

Атрибуты: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты, предметы – заместители.

Сюжет: выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями. Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру.

«День рождения Степашки»

Цель: расширить знания о сервировке стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость.

Атрибуты: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы, салфетки, скатерть.

Сюжет: воспитатель сообщает, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости и поздравляют. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

«Строим дом»

Цель: познакомить со строительными профессиями, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Атрибуты: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Сюжет: предлагается детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом)». Строится большой, просторный дом, где поселятся игрушки. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли: Строители, водители, крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Атрибуты: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.

Сюжет: воспитатель сообщает, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«Детский сад»

Цель: расширить знания детей о детском саде, о профессиях тех людей, которые здесь работают, воспитать желание подражать действиям взрослых.

Атрибуты: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Сюжет: предлагается поиграть в детский сад. По желанию назначаются на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

«Парикмахерская»

Цель: познакомить с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Атрибуты: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен.

Сюжет: В гости приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

«В библиотеке»

Цель: расширить кругозор, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас.

Атрибуты: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Сюжет: вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им, говорят о том, что им больше всего понравилось.

«Космонавты»

Цель: расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Атрибуты: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Сюжет: предлагается отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«Семья»

Цель: воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Атрибуты: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Сюжет: Роли распределяются по желанию, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

«На дорогах города»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, внимание на дороге.

Атрибуты: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Сюжет: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. У него в руках красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

«Мы – спортсмены»

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом. Развивать физические качества.

Атрибуты: медали, рекламный щит, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.

Сюжет: предлагается провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

«На станции технического обслуживания автомобилей»

Цель: развивать конструктивные умения, проявлять творчество, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.

Атрибуты: строительный материал, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Сюжет: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

«Школа»

Цель: уточнить знания детей о школе, об уроках, воспитать желание учиться, уважение к труду учителя, расширить словарный запас.

Атрибуты: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Сюжет: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Группы и виды игр

Выделяется две группы театрализованных игр:

  • драматизации (дети организуются педагогом для представления образа с помощью разных средств выразительности);
  • режиссёрские (малыши сами выступают в качестве организаторов игровых действий для игрушек и кукол).

В каждой группе выделяются отдельные виды.

Взаимодействие с куклами — основа режиссёрских театрализованных игр

Таблица: виды драматизации и режиссёрских игр во второй младшей группе

ГруппаВидСуть
ДраматизацияИмитацияДети показывают, как двигаются животные, птицы, какие звуки они издают. Кроме того, малыши могут показывать образы из сказок.
Сюжетно-ролеваяДочки-матери, на приёме у врача, в магазине.
ИнсценировкаОбычно такие игры используются для утренников и представляют собой выученные наизусть стихотворения, которые вписаны в контекст единого сценария.
Режиссёрские (деление этой группы игр основывается на видах театра, с которыми знакомятся дети в детском саду).НастольныйАктёрами могут выступать картинки, природный материал (жёлуди, каштаны). С их помощью дети представляют сценки на основе прослушанной сказки или просмотренного мультфильма.
СтендовыйСуть этих игр заключается в том, что малыши представляют игровые действия с помощью перестановки картинок на стенде — магнитной доске или фланелеграфе. В отличие от использования игр этого вида в работе с первой младшей группой, дети 3–4 лет выполняют не только те действия, которые озвучивает взрослый, но и придумывают движения персонажей самостоятельно.
КукольныйДемонстрация сюжета идёт от лица кукол (пальчиковых, перчаточных или обычных игрушек).
Баночный, кулачковый и др.Дети показывают сюжет с помощью разрисованных пластиковых стаканчиков, одетых в ткань кулачков или объёмных фигур из подручного материала.

Это интересно. В 3–4 года у детей активно происходит половая самоидентификация, что в театрализованных играх выражается в выборе игрушек. Девочки берут «девичьи»: куклы, кухонные атрибуты и пр., а мальчики – «мальчиковые»: машинки, инструменты и т.д.

Видео: фрагменты сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Приёмы, применяемые для театрализованной деятельности

Набор приёмов для этого вида игр в работе с детьми любого возраста является стандартным. Отличается только интерпретация каждого из них в зависимости от возраста подопечных.

Группа словесных приёмов

Для дальнейшего развития речи звучащее слово имеет ключевое значение. В 3–4 года ребята только начинают осваивать грамматический строй языка, а точнее, правила построения предложений, поэтому взрослые должны говорить полными фразами, в нормальном темпе и по возможности повторять одно и то же предложение с инструкциями относительно игры два-три раза.

Объяснение и беседа

Продолжение знакомства с театром у детей происходит через взаимодействие с персонажами, обстоятельствами их действий. Кроме того, педагог продолжает знакомить ребят с ключевыми понятиями этого вида искусства: театром, сценой, актёрами, режиссёрами, гримёрами и пр. Любое объяснение должно сопровождаться беседой относительно того, насколько хорошо малыши усвоили материал. Например, после того как воспитатель познакомил детей с профессией гримёра, беседу можно выстроить на основе вопросов репродуктивного характера: «Чем занимается гримёр?», «Какие материалы он использует в своей работе?» и т.д.

Воспитатель должен не только показать, но и объяснить все игровые действия

Загадки, стихотворения и короткие истории-сказки

Эти приёмы являются отличной мотивационной базой для того, чтобы настроить малышей на игру или переключить с одного вида деятельности на другой.

В своей практике при работе над сказкой «Репка» перед тем, как показывать сюжет на фланелеграфе, я предлагаю воспитанникам такие загадки о героях произведения:

  • Выросла большой и крепкой, Из земли тащили: внучка, Бабка, кошка, мышка, Жучка — Ели вытащили … (Репку);
  • Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка).

Во второй младшей группе загадки с договорками уже можно чередовать с обычными, в которых ответ не рифмуется.

Как показывает практика, стихотворения в работе над театрализованными играми не должны быть длинными, иначе внимание детей не сконцентрируется, а, наоборот, рассредоточится. На своём опыте я убедилась, что для мотивации лучше использовать знакомые детям рифмовки, а не новые. К примеру, перед началом игры в доктора или в парикмахера, мы с ребятами хором повторяем стихотворения, выученное на занятии по развитию речи на тему «Профессии»:

  • От болезней он спасёт, Как лечиться скажет. Он лекарство принесёт, Рану перевяжет.
  • Мастер ножниц и расчёски, Всем он делает причёски. Говорит: «Смотрите, вот! Это очень вам идёт!»

Для иллюстрации театрализованных игр часто используются сказки или рассказы. Особенно если эти сюжеты являются основой для постановки. Но также можно придумывать свои истории под тему театрализации.

Например, в работе со своими воспитанниками при изучении темы «Один, много, мало» на занятии по формированию элементарных математических представлений перед постановкой на фланелеграфе я предлагаю ребятам такую сказку: «Жили-были три медвежонка. Как-то бабушка угостила их конфетами. Малыши сначала взяли по одной, а потом начали хватать из кулька, сколько кто возьмёт. И оказалось, что у старшего медвежонка конфет много, у среднего — мало, а у младшего — всего одна, ведь старшие его не подпустили к лакомству. Расстроились братья. Но бабушка пришла на помощь: она собрала все конфеты, а затем стала давать каждому по одной. И получилось, что у всех медвежат оказалось поровну сладостей». Такую сказку стоит завершить рядом вопросов проблемного характера: «Почему у медвежат оказалось разное количество конфет?», «Почему хорошо, когда конфет, игрушек поровну?» и т.д.

Группа наглядных приёмов

У дошкольников преобладает наглядно-образное восприятие мира, поэтому без наглядности в работе не обойтись.

Картинки

Без иллюстраций, фотографий невозможно объяснить детям понятие театра. Поэтому в театральном уголке в группе должны быть картинки, изображающие:

  • разные виды театра;
  • костюмы, парики, накладные усы, уши, нос и пр.

Картинки могут быть организованы в буклеты — раскладные книжечки с сюжетом истории для постановки, или лэпбуки — папки, в которых собраны

Планирование и этапы занятий

Уроки в садике — насыщенны, динамичны, последовательны. Поэтому перед занятием педагог продумывает его структуру, которая должна включать:

  • тему;
  • цель (научить, развивать, воспитывать);
  • используемые материалы (игрушки, маски, костюмы);
  • организационный момент (подойдут игровые упражнения— стишки, потешки);
  • вступление (где воспитатель рассказывает необходимую для понимания темы информацию);
  • перечень героев;
  • имена участников;
  • само представление;
  • рефлексию (итоговую беседу, в которой участники воспроизводят услышанное, делятся эмоциями);
  • награждение участников за старания.

На основе этих пунктов создают конспект занятия.

Цели и материальное обеспечение на примере сказок

Тема: «Заюшкина избушка»

Цели: формировать умение разыгрывать сюжет знакомой сказки; учить раскрывать особенности персонажей; воспитывать способность сопереживать любимым героям; воспитывать желание помогать, поддерживать.

Материалы: домик зайца, лисы, костюмы.

Тема: «Непослушный цыпленок»

Цели: учить находить мораль истории; развивать внимательность; воспитывать послушность.

Материалы: выделяющийся костюм непослушного цыпленка; костюмы остальных цыплят и курицы; иллюстрации (или мультик на основе сказки).

Тема: «Рукавичка»

Задачи: совершенствовать артистизм малышей; учить подражать животным; развивать память; воспитывать доброжелательность, любовь ребенка к природе.

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Материалы: большая тканевая или бумажная «рукавичка», маски героев, карточки для награждения ребят.

Дети ставят «Рукавичку

Как индивидуализировать театрализованные игры

Индивидуальный подход в работе с детьми должен реализовываться в любом виде деятельности. В театрализованных играх сделать это можно с помощью:

  • назначения ролей — малыши должны попробовать себя в разных амплуа, от репки до мышки (это самый удобный способ создать ситуацию успеха для каждого ребёнка);
  • реквизита (подбор и выдача атрибутов для игр может оставаться за ребятами, которые не слишком любят выступать на публике, стараются оставаться в тени);
  • декламации (если в группе есть дети, у которых получается быстро и качественно учить тексты, то, играя на развитом в этом возрасте чувстве соперничества, можно давать им задания на заучивание стихотворений и тем самым стимулировать остальных малышей к ускорению освоения речи).

Если малыш не любит публичных выступлений, он может быть ответственным за реквизит

Приёмы, используемые в театрализованных играх с детьми 1,5–3 лет

Для занятий с детьми 1,5–3 лет используются те же приёмы, что и с ребятами постарше, но в доступной для данного возраста интерпретации.

Словесные приёмы

Поскольку речевое развитие является одним из приоритетных направлений в работе с малышами первой младшей группы, то и в театрализованных играх словесные приёмы активно используются. Дети должны слышать звучащую речь, чтобы вырабатывать собственные речевые навыки и формировать свой языковой образ.

Объяснение и беседа

Уже на уровне знакомства с персонажем, обстоятельствами его действий, ребята постигают театральную тему. Кроме того, педагог знакомит детей с такими понятиями, как «театр», «актёр», «режиссёр». При этом объяснение обязательно сопровождается беседой, в которой воспитатель задаёт вопросы репродуктивного характера, то есть по сути рассказа. Например, «Как называют людей, которые приходят в театр смотреть спектакль?».

Наглядные приёмы обязательно сопровождаются словесными пояснениями

Загадки и стихотворения

Одним из самых продуктивных мотивационных приёмов являются загадки. Именно с их помощью педагогу легче ввести новый материал, представить героев театрализованной игры. В первой младшей группе загадки лучше подбирать с договорками по рифме — так малышам проще включиться в работу.

Так, при изучении сказки «Теремок» в своей практике я предлагаю ребятам такие загадки:

  • Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог. Это сказка … («Теремок»).
  • С длинным хвостиком малышка. Любит сыр и зёрна … (Мышка).
  • Всех боится он в лесу: Волка, медведя и лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами … (Заяц).

На своём опыте я убедилась, что стихотворения, используемые для театрализованных игр, не должны быть слишком длинными. Лучше использовать хорошо знакомые детям рифмовки. Например, перед сюжетно-ролевой сценкой «Кухня» малыши с удовольствием повторяют вместе со мной стихотворение, которое мы проговариваем каждый раз перед завтраком:

  • Утро ясное пришло, Завтрак утро принесло. У пушистой белочки Орехи на тарелочке. У котёнка и щенка Два стакана молока. У мышонка вкусный сыр, У лисы густой кефир. У зайчат печенье, У пчелы варенье. А в тарелку нашу Мы положим кашу!

Короткие истории

Рассказы или сказки являются иллюстрацией к театрализованным играм. С их помощью происходит оформление набора действий в единый сюжет. Но также короткие зарисовки могут быть самостоятельным мотивационным приёмом. Например, в своей работе я его использую при изучении темы «Простейшие геометрические фигуры. Круг» перед режиссёрской настольной игрой, в которой артистами выступают каштаны. История такая: «Жил-был треугольник. Но он был таким длинным, с такими острыми углами, что вечно всех колол, и никто не хотел с ним дружить. И вот однажды проснулся треугольник и увидел, что углы исчезли, он стал гладким со всех сторон, круглым. Перестал он колоть окружающих и нашёл много друзей».

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира дошкольниками возводит данный вид приёмов в ранг незаменимых.

Картинки и фото

Поскольку речь идёт именно о театрализованных играх, то логично, если в группе будут представлены:

  • фотографии разных видов театра и актёров;
  • картинки с изображениями костюмов, театральных атрибутов (париков, накладных носов, ушей и пр.);
  • буклеты (раскладные книжечки с сюжетами историй и картинками);
  • рисунки (раскраски) детей по сюжетам сказок.

Если театрализованная игра связана со сказкой, стихотворением, то необходимо показать ребятам картинки по сюжету истории

Приём демонстрации

В качестве наглядного материала можно предложить:

  • просмотр видео со сценками кукольного театра (например, постановка сказки «Репка»);
  • проигрывание воспитателем действий всех персонажей;
  • посещение театра и просмотр «живых» театральных спектаклей.

Атрибуты для театрализованных игр

Реквизит для игр — очень важный наглядный элемент успешной образовательной деятельности. Обычно все атрибуты, связанные с театрализацией, размещены в специально оборудованном театральном уголке, об оформлении которого более подробно можно прочесть в статье «Как творчески и методически грамотно оформить театральный уголок в детском саду».

Если же говорить в целом, то реквизитами театрализованных игр для воспитанников первой младшей группы являются:

  • маски животных (сделанные из картона, папье-маше, плотной бумаги);
  • шапочки (например, изготовленные из вырезанного конусом картона и украшенные так, как того требует образ);
  • куклы пальчикового театра;
  • природный материал, используемый в качестве «артистов» (каштаны, жёлуди);
  • фигурки на липучках для фланелеграфа и на магнитах для магнитной доски;
  • персонажи из бросового материала (одноразовых стаканчиков, баночек и пр.)

Если в группе предполагается работа с инсценировками, то в театральном уголке должны быть костюмы.

Одним из видов практических приёмов является помощь ребят в изготовлении атрибутов для игры

Практические приёмы

В театрализованных играх эта группа приёмов немного отличается от других видов игр. Кроме рисунков, аппликаций и поделок по теме игры, также применяются упражнения на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром в условно заданных ситуациях.

Например, чтобы показать ребятам, что есть животные, с которыми человек мирно сосуществует, я использую упражнение «Смотри, кто идёт!». Его суть заключается в том, что педагог называет животное, например, «собака», а ребёнок должен к этому зверю обратиться («гав-гав») и сказать, можем ли мы встретить собаку на улице, дома. Или «волк», который иллюстрируется характерным воем: можем ли увидеть его во дворе, какое это животное — дикое или домашнее.

Социально-эмоциональные упражнения помогают ребятам научиться взаимодействовать с окружающим миром в условных ситуациях, например, имитируя лепку, делать снеговика

Психогимнастика

Это рефлексивный приём, который обычно применяется в виде элемента физкультминутки или для завершения активной игры, проводится под успокаивающую музыку.

Своим детям я предлагаю закрыть глазки, представить себя в лесу и прочувствовать такие эмоции, впечатления: необычно, интересно, затем пошёл дождь — мокро, неприятно, закончился дождь, вышло солнышко, добрались до дома — рядом с мамой хорошо, спокойно.

Вопросы индивидуализации в театрализованных играх

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми — важная составляющая методической работы педагога. Если говорить об этом направлении в контексте театрализованных игр в первой младшей группе, то реализовать его можно с помощью:

  • распределения ролей (как уже отмечалось, каждый ребёнок должен прочувствовать ситуацию успеха, поэтому если малыш хочет быть Репкой из сказки, то стоит пересмотреть условия игры так, чтобы каждый участник смог побывать в роли другого);
  • выбора реквизита (если малыш интроверт и не слишком любит публичные представления, то ему можно давать задания «околопостановочного» характера, например, отобрать фигурки диких зверей для фланелеграфа);
  • заучивания стихотворений (каждая группа индивидуальна, поэтому и ситуация с большим количеством неговорящих или плохо говорящих малышей может быть обратной — наличие ребят, которые отлично разговаривают, вот им как раз можно давать задания на заучивание стихотворений).

Те дети, которые боятся публичных выступлений, обычно с удовольствием выполняют индивидуальные задания по мотивам игры

Как организовать театрализованную игру во второй младшей группе

Как и в первой младшей, основой для театрализованной деятельности с детьми 3–4 лет составляют сказки, потешки и стихотворения, изучаемые по программе. При этом некоторые из материалов, в частности сказки, являются основой для нескольких видов игр. Например, на сказке «Теремок» педагог с детьми показывает постановку и на фланелеграфе картинками, и на столе куклами.

Таблица: картотека театрализованных игр для второй младшей группы (фрагменты)

Автор — Богатенкова Н.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР Детский сад №31», д. Медвежьи Озёра, Щёлковского района, Московская область.

ДатаНазвание (материал)Вид игрыЦелиАтрибутыНа каком занятии (режимном моменте) применяется
Сентябрь«Теремок»Режиссёрская (настольная)
  • научить выражать эмоции через движение и мимику;
  • познакомить со сказкой «Теремок»;
  • побуждать к активному восприятию сказки;
  • учить внимательно, слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета;
  • активизировать словарный запас.
  • ширма-норка мышки;
  • театральные куклы (мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь) и декорации для сказки «Теремок».
Развитие речи, чтение.
Октябрь«Колобок»Драматизация (имитация), режиссёрская (пальчиковые куклы)
  • пробуждать интерес к театрализованной игре;
  • учить выражать эмоции через движение и мимику;
  • предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации;
  • расширять активный словарь.
  • шапочки-маски с изображением персонажей;
  • пальчиковые куклы.
Развитие речи, на прогулке
Декабрь«Волк и козлятки» («Волк и семеро козлят»)Драматизация (инсценировка)
  • знакомить с искусством театра;
  • дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты);
  • учить правилам поведения в театре;
  • учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку;
  • учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.
  • ширма;
  • шапочки, костюмы (коза, семеро козлят, волк);
  • декорации (задник «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты(корзина для козы).
Утренник к Новому году
Март«Кошка и её котята» (сказка «Кошка и котята»)Режиссёрская игра (стендовый театр на фланелеграфе)
  • познакомить со сказкой «Кошка и котята»;
  • развивать сопереживание;
  • учить внимательно, слушать сказку;
  • учить отвечать на вопросы по её содержанию.
  • фланелеграф;
  • картинки для театра (котята, кошка, пёс, будка, миска с молоком).
Развитие речи
Май«Дедушка Ежок» (сказка «Как ёжик друга нашёл»)Режиссёрская (кукольный театр)
  • познакомить со сказкой «Как ёжик друга нашёл»;
  • создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм;
  • научить детей выступать перед сверстниками;
  • развивать эстетический вкус;
  • побуждать к импровизации.
  • мягкая игрушка ёж;
  • куклы перчаточного театра (ёж, белка, заяц).
Элемент сценария развлечения «Проводы весны»

Приемы для осмысления персонажей и сюжета инсценировок детьми 1 и 2 младшей групп

Чтобы малыши вжились в роли, сопереживали своим персонажам, применяют множество приемов. Благодаря им ребенок всесторонне развивается, они помогают раскрыться его индивидуальности. Выделяют такие группы приемов:

  • практические (творческие);
  • игровые;
  • речевые;
  • наглядные.

Практические

Занимаясь творческой работой, дети углубляются в историю, лучше понимают ее персонажей. К практическим приемам относятся:

  • поделки;
  • аппликации;
  • рисунки.

Планируя занятие, важно учитывать возможности, навыки ребят. Для младших групп подойдет оформление красками и карандашами раскрасок по сюжетам сказок. Аппликации дети делают из крупных заранее приготовленных частей. Поделки создают из одного или нескольких материалов. Например, соорудить сказку «Колобок» можно из цветной бумаги и пластилина. Руководство процессом осуществляет учитель.

Знакомство с персонажем на уроке рисования

Дополнительная информация! Обычно дети практической деятельностью занимаются на смежных занятиях (кружок, урок рисования). Например, рисуют сцены из «Репки» и других сказок. Во время планирования занятия следует учитывать программу кружков и смежных уроков. Так знания будут системными.

Игровые

Их необходимость прописана в ФГОС. Игровую деятельность применяют для ребят любого возраста. Но наиболее актуальна она для возрастной категории 1,5 — 3 года. Дети повторяют за преподавателем движения, звуки. Таким образом разучиваются простые элементы актерской игры. Со временем игры усложняются, включают небольшие сказочные диалоги.

Речевые

Речь воспитателя младшей группы должна быть понятной, образной, выразительной. Стоит применять проверенные речевые приемы. К ним относятся:

  • объяснение;
  • беседа;
  • сказка;
  • стихи и загадки.

Объяснение подойдет для изучения нового материала и других этапов занятия. Педагог в коротких предложениях дает малышам необходимую информацию. Речь не должна содержать обороты, а новые слова следует сразу разъяснять. Стоит дополнять словесные методы визуализацией (изображение образов руками, иллюстрации, презентация).

Инновационные технологии в образовании по ФГОС

Беседа отличается от объяснения сложностью вопросов воспитателя. Рассказывая материал, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов. Например: «Кто первым пришел жить в теремок?». В ходе беседы звучат вопросы, на которые нужно ответить развернуто. Например: «Почему мы пальчиковый театр называем именно так?»

Беседа перед инсценировкой

С помощью поучительных сказок прививают детям черты, необходимые для представлений: дисциплину, внимание к деталям, аккуратность. После прослушивания этих историй малыши становятся более организованными, послушными, самостоятельно убирают реквизит после театрального представления.

Загадки и стихи читают выразительно, жестикулируя. Это развивает артистичность, память, которые так необходимы для инсценировок.

Важно! В младших группах используют загадки-стишки, в которых ответы — рифмованные. Это облегчает отгадывание. Дети привыкают к рифмованному языку.

Наглядные

Визуализируют истории с помощью:

  • презентации;
  • фланелеграфа;
  • демонстрируют с помощью языка тела;
  • картинок;
  • декораций (для сказки «Теремок» мастерят или рисуют домик).

Фигуры на фланелеграфе, книжные иллюстрации, фотографии помогут детям рассмотреть персонажей, которых нужно играть. Мимика героев, их интонации во время диалогов демонстрируются учителем. Дети наблюдают и воспроизводят увиденное.

Временной план театрализованной игры

Хронометраж театрализованной игры в рамках занятия во второй младшей группе составляет около 7 минут. Но если театрализованная деятельность представлена серией игр, то есть целым занятием, то игра занимает 20 минут.

Театрализованная деятельность организуется в четыре этапа.

  1. Представление игры — до 3 минут. За это время педагог знакомит ребят с игрой и, используя мотивационные приёмы, актуализирует опорные знания.
  2. Объяснение игровых действий, демонстрация педагогом действий каждого из персонажей игры — до 4 минут.
  3. Игровые действия в исполнении детей с участием взрослого — до 11 минут. Важно: во второй младшей группе воспитатель по-прежнему активный участник игры, который не уходит в позицию наблюдателя. На этом этапе возможно введение дополнительных действий. Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
  4. Завершение игры — до 2 минут. Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.

Это интересно. Поскольку взрослый включён в игровой процесс, то этапы объяснения и собственно игры часто объединяются.

Инсценировки во второй младшей группе организуются по хорошо знакомым детям сюжетам

Таблица: пример конспекта театрализованной игры «Теремок» во второй младшей группе (фрагменты)

Автор — Ерхова С.Н., воспитатель детского сада, г. Нижний Новгород.

ЭтапСодержание
Представление игрыДети, давайте вспомним сказку «Теремок». Какие герои жили в этой сказке? –Посмотрите, у меня в руках герой из этой сказки. — Кто это? — Кто подбегал к теремку? — Дети, давайте вспомним, как мышка подбежала к теремку. — Маша покажи. — Как постучалась? — Что она говорила? Повтори: «Теремок, теремок! Кто в теремочке живёт!» — Молодец! — Кто потом подбежал к теремку? — Как она прыгала? — Что сказала? — «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?» — Лина, покажи. — Кто подбежал после лягушки к теремку? Что зайчик-побегайчик сказал, когда к терему подошёл. — «Кто в теремочке живёт?» — Покажи…>
Объяснение<�…- Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать. Распределение ролей. Обыгрывание сказки. — Кто у нас будет мышкой? (Надеваю костюм). Обозначаю роль словом. — Маша у нас мышка. — Кто у нас будет лягушкой? — Лягушкой у нас будет Лина. (Надеваю костюм). Так распределяю все роли. В: — Сказка начинается!..>
ИграВоспитатель рассказывает сказку, а дети по ходу сюжета показывают игровые действия.
Завершение игрыРебята, какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами сказку обыграли. Какие вы дружные. Давайте построим новый теремок, чтобы мы могли вместе жить. Споём с вами «Песенку о дружбе»…>
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-teatralizovanoi-igry-teremok-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html

Видео: драматизация (инсценировка) «Лесная оборона» во второй младшей группе

В детском саду развитию воображения, творческих способностей через театрализованные игры уделяется много внимания, так как эти составляющие помогают формировать гармоничную личность. Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.

Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет

Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру. В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.

Это интересно. В методической литературе понятия «театрализованная игра» и «театрализованная деятельность» часто рассматриваются как синонимы.

В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей

Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ

Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:

  • развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ);
  • обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике);
  • воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения);
  • развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым);
  • даёт физические нагрузки, развивает координацию движений;
  • воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).

    Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству

Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:

  • обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный);
  • активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его);
  • развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»);
  • повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение);
  • тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу);
  • эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию);
  • развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).

    Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей

Принципы проведения игр

Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет. Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:

  • разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений);
  • включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках);
  • минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например);
  • раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности);
  • создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).

Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]