Изобразительно-выразительные средства языка, пожалуй, самая запутанная и самая сложная тема для тех, кто не дружит с литературой и словесными фигурами. Если вас никогда не впечатляла классическая литература, а особенно поэзия, то, возможно, знакомство с данной темой позволит взглянуть на многие произведения глазами автора, зародит интерес к художественному слову.
Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева
Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.
Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.
Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).
Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.
Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов
Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.
Тропы в русском языке
Метафора
Метафора — это употребление слова в переносном значении по принципу сходства; иногда ее называют скрытым сравнением. Например, в стихотворении Марины Цветаевой мы читаем «И зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос». Здесь слово «золото» употреблено в переносном значении по принципу сходства с цветом.
В литературе можно встретить развернутые метафоры, когда один и тот же образ раскрывается на протяжении нескольких фраз или даже целого произведения; в пример можно привести стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…», построенное на нескольких развернутых метафорах.
Метонимия
Перенос значения по принципу смежности. Например, в обыденном выражении «чайник закипел» употреблена метонимия: чайник не кипит, кипит вода в чайнике.
Синекдоха
Близка к предыдущему средству, иногда ее даже считают частным случаем метонимии. Это употребление в значении части вместо целого или наоборот. Пример использования синекдохи мы встречаем у А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник»: «Все флаги в гости будут к нам». Поэт употребил слово «флаги» вместо «страны».
Эпитет
Это яркое, красочное определение, которое характеризует понятие или явление. Эпитеты очень часты в поэтической речи. Например, у С. Есенина читаем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (эпитет — слово «стозвонных»).
Устному народному творчеству свойственны так называемые «постоянные» эпитеты: «добрый молодец», «красная девица», «ясный месяц» и т. д.
Сравнение
Изобразительное средство, основанное на сравнении одного предмета или явления с другим.
Сравнение может осуществляться с помощью сравнительного оборота или сравнительного придаточного предложения.
Сравнение может оформляться также с помощью творительного падежа. Например, «он камнем упал на землю» = как камень.
У А. Ахматовой в поэме «Реквием» читаем: «Уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» Здесь сравнение оформлено сравнительным оборотом.
Окказионализмы
Это слова, придуманные самими авторами. Авторских неологизмов много у В. Маяковского и других футуристов, но не только они употребляли окказионализмы.
Некоторые слова, придуманные писателями, вошли теперь в наш язык и стали общеупотребительными, например, слово «лётчик», созданное В. Хлебниковым.
Перифраз
Это описательное высказывание, употребленное вместо прямого называния предмета или явления. Например, у А. С. Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье!» Перифраз «Петра творенье» означает Санкт-Петербург.
Настоящим гением перифраза был М. А. Булгаков. Например, в романе «Мастер и Маргарита» читаем: «…тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати». Все это означает Воланда.
Цели использования перифраза бывают разные:
- этикетные (вместо ругательств или слов, которые по какой-то причине считаются неприличными, например касающиеся физиологических отправлений);
- религиозные или продиктованные суеверием («лукавый» вместо «бес», «покойный» вместо «мертвый»; сюда же можно отнести связанные с древними верованиями наименования зверей: медведь и т.п.);
- собственно литературные: для красоты или во избежание неоправданной тавтологии.
Язык — сильнейший инструмент в руках классиков
Каждая эпоха накладывает отпечаток на язык и его изобразительные средства. Язык Пушкина далек от творческого слога Маяковского. Поэтика цветаевского наследия резко отличается от уникальных текстов Владимира Высоцкого. Поэтический язык А. С. Пушкина пронизан эпитетами, метафорами, олицетворениями, И. А. Крылов — поклонник аллегории, гиперболы, иронии. У каждого писателя свой стиль, созданный им в творческом процессе, важную роль в котором играют его излюбленные изобразительные языковые средства.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка | Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний | Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <�…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать | Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения | Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) | Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления. Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются: — синтаксическая структура предложения и знаки препинания; — специальные синтаксические выразительные средства (фигуры); — особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).
Синтаксическая структура предложения и знаки препинания
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются: грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения); тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное — восклицательное. Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности. Например, в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря. В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке…» уже в первой строфе:
Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне все — равно. Вон счастье мое — на тройке В сребристый дым унесено… |
переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва» в последней строфе:
С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… |
безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души. Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций. Например, в стихотворении А. А. Ахматовой:
Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Не мучь меня больше, не тронь! Пусти меня к вещим заботам… |
особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам». Роль знаков препинаниякак выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.:
По холмам — круглым и смуглым, Под лучом — сильным и пыльным, Сапожком — робким и кротким — За плащом — рдяным и рваным. По пескам — жадным и ржавым, Под лучом — жгучим и пьющим, Сапожком — робким и кротким — За плащом — следом и следом. По волнам — лютым и вздутым, Под лучом — гневным и древним, Сапожком — робким и кротким — За плащом — лгущим и лгущим. (М. И. Цветаева) |
Упр. 65.В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции.
1) Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А. А. Фет)
2) Россия не только государство… Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. К. Рерих)
Упр. 66.Определите особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.
Тысячи моих братий, собратий гибнут там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверзстую пасть смерти неумелыми вождями. Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди… Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам… скользят мне на губы… Что это? Слезы… или кровь?
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)
Фигурами(риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы. Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов); |
Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)
Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой); Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов) |
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин); О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт) |
Внимание!Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.
Упр. 67.Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.
1) Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться! (И. А. Крылов)
2) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ю. Лермонтов)
3) Земля — владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)
4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов)
Повтор(позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Внимание!Повтор как стилистическую фигуру следует отличать от одноименного средства текстовой связи. То же касается синтаксического параллелизма, парцелляции и эллипсиса.
«Молоды вы еще, очень молоды!» — вздохнул Иван Игнатьевич. (В. Ф. Тендряков); Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо — пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань. Чудо — встречный человек. Чудо — его голос, глаза, уши. Чудо — это жизнь! (В. П. Астафьев) Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват. Анафора(в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев); |
Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин)
Эпифора(в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, — человечно (А. А. Фет); |
Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов); |
Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне… (К. М. Симонов)
Внимание!Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях.
Упр. 68.Найдите в текстах различные виды повторов. Определите их функции.
1) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне мира в тихом доме Возле мирного огня. (А. А. Блок)
2) Над нами гремят трубачи молодые, Над нами восходят созвездья чужие, Над нами чужие знамена шумят… Чуть ветер, Чуть север — Срывайтесь за ними, Неситесь за ними, Гонитесь за ними, Катитесь в полях, Запевайте в степях! (Э. Г. Багрицкий)
3) Мировое началось во мгле кочевье: Это бродят по ночной земле — деревья, Это бродят золотым вином — грозди, Это странствуют из дома в дом — звезды, Это реки начинают путь — вспять! И мне хочется к тебе на грудь — спать. (М. И. Цветаева)
Параллелизм(синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Внимание!Синтаксический параллелизм как средство языковой выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи. В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая фигура используется как одно из средств логического выделения. Следует учитывать, что, помимо синтаксического параллелизма, существует композиционный параллелизм. Он основан на сходстве сюжетных линий и смысловой параллельности частей текста. Например, описание какого-либо изменения в природе может предварять описание изменения внутреннего состояния персонажа.
Многосоюзие(полисиндетон) — избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога (Н. В. Гоголь);
…Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье (А. С. Пушкин); |
Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. (С. П. Залыгин)
Внимание!Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.
Бессоюзие(асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… (А. С. Пушкин); День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне (И. А. Бунин); Встанет Россия — все споры рассудит… Встанет Россия — народности сгрудит… И уж у Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток. (И. Северянин) |
Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста. Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.
Внимание!Бессоюзие и многосоюзие как выразительные средства используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.
Упр. 69.Найдите случаи параллелизма, многосоюзия и бессоюзия. Определите их функции в текстах.
1) Черный ворон в сумраке снежном, Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)
2) Часовая стрелка близится к полночи. Светлою волною всколыхнулись свечи. Темною волною всколыхнулись думы. С Новым годом, сердце! (М. И. Цветаева)
3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский) 4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын) 5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)
Эллипсис(в пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения: — Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. В. Гоголь); И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин) При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя. Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы:
А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, — мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши — на небо (М. И. Цветаева); |
Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой — водопад из поднебесья… И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится… Лицом, грудью, животом, коленями в ненадежную землю. (В. Ф. Тендряков)
Помимо создания особой экспрессивности текста, эллипсис может выполнять и другие стилистические функции: — придавать началу текста (зачину) интригующий характер: После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней (И. А. Бунин); — выражать авторскую оценку содержания предшествующей части текста: А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций), перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой», у миллиардера с последним нищим… в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает. (В. А. Солоухин)
Инверсия(в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания: — согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев); — дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); — сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста (подлежащее является «данным» в предложении, а сказуемое — «новым»):
Мила черкесу тишина, Мила родная сторона, Но вольность, вольность для героя Милей отчизны и покоя (М. Ю. Лермонтов); |
Идет Жилин, все тени держится. (Л. Н. Толстой)
Внимание!Как средства языковой выразительности эллипсис и инверсия широко используются в художественном и публицистическом стилях. Они недопустимы в официально-деловом и научном стилях речи (за исключением научно-популярного).
Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет) Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.
Внимание!Парцелляция характерна для художественных, публицистических и разговорных текстов. Она недопустима в текстах научного и официально-делового стилей.
Упр. 70.Найдите случаи эллипсиса, инверсии и парцелляции. Определите их функции в текстах.
1) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности… Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)
2) Мы хотели песен — не было слов. Мы хотели спать — не было снов. Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)
3) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)
4) О ты, Родина! …Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев) 5) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев) 6) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)
Градация(в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок); |
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин) |
Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно):
Кто Вы такая? Откуда Вы?! Ах, я смешной человек… Просто Вы дверь перепутали, Улицу, город и век (Б. Ш. Окуджава); Кружевом, камень, будь И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань. (О. Э. Мандельштам) |
Внимание!Градация как средство выразительности используется в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи.
Упр. 71.Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются ее члены, опишите ее выразительную роль.
1) Принес — и ослабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. (А. С. Пушкин)
2) Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья Страдальца, после многих лет? (М. Ю. Лермонтов)
3) Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе… (Н. В. Гоголь)
4) Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С. А. Есенин)
5) А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело. (В. М. Шукшин)
6) Нет, был бы он невыносимо страшен, Удел земной, не будь всегда при нас Ни детства дней, ни молодости нашей, Ни жизни всей в ее последний час. (А. Т. Твардовский)
Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин); Вчера еще в глаза глядел, А ныне — все косится в сторону, Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева) |
Внимание!Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.
Упр. 72.Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как прием противопоставления влияет на выразительность текста.
1) Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь, мой раб! Родной язык! (В. Я. Брюсов)
2) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка — Русь! (Н. А. Некрасов)
3) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Ю. Лермонтов)
4) Мир многогранен, многоцветен, Порою добр, жесток подчас, Он щедр и скуп, богат и беден: Вглядись в него — он весь для нас! (В. Алатырцев)
5) Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. (Г. Р. Державин)
6) Возникают, стираются лица, Мил сегодня, а завтра далек. (А. Ахматова)
Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
Упр. 73.Найдите оксюморон в следующих текстах. Объясните его значение и выразительную роль.
1) Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит Осень… Темнее день за днем, — и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. (И. А. Бунин)
2) Кому сказать, с кем поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. (С. А. Есенин)
3) Унылая пора! очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. (А. С. Пушкин)
4) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений — Возникнет праведная Русь. (М. А. Волошин)
Внимание!Оксюморон как средство усиления выразительности текста допустим только в публицистическом и художественном стилях.
Именительный темы(сегментированная синтаксическая конструкция) — это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями: Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л. М. Леонов); Четвертая симфония, наша симфония, моя симфония, где она? (Ю. М. Нагибин);
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. (А. А. Блок) |
Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность.
Внимание!Именительный темы широко используется в художественных и публицистических текстах, в разговорной речи, а также в произведениях научно-популярного характера.
Упр. 74. Найдите конструкции с именительным темы. Объясните их функции в тексте.
1) Гражданственность… Это великое и бесценное понятие мы мало-помалу низвели до демагогической приставки, произносимой тренированным голосом. (В. Г. Распутин) 2) Свобода от всего на свете — к чему она нам, если мы не знаем, для чего мы свободны? (С. Л. Франк)
Обобщающие упражнения
Упр. 75.а) Определите, какие средства языковой выразительности используются в тексте.
Город Пушкин — колыбель творчества поэта. Здесь проходили его юные годы, рождались его первые творческие замыслы. Прекрасные пейзажи парков, величественные памятники русской воинской славы, стройная галерея Камерона, скульптура «Девушка с кувшином» вызывают в памяти строфы многих пушкинских произведений. (По Г. А. Обернихиной)
б) Сравните различные объяснения роли некоторых языковых средств выразительности в данном тексте. Какие из них кажутся вам наиболее точными и почему?
1. Метафора «колыбель творчества поэта» служит для усиления выразительности текста. 2. Метафора «колыбель творчества поэта» придает тексту необычайную выразительность. 3. Ряд однородных членов предложения («прекрасные пейзажи парков, величественные памятники русской воинской славы, стройная галерея Камерона, скульптура „Девушка с кувшином“») дает возможность представить те места, где прошли юные годы Пушкина. 4. Особенно выразительно звучит последнее предложение благодаря ряду однородных членов: «Прекрасные пейзажи парков, величественные памятники русской воинской славы, стройная галерея Камерона, скульптура „Девушка с кувшином“…» 5. С помощью метафоры «колыбель творчества поэта» автор характеризует роль мест, где прошли юные годы Пушкина, в формировании его как поэта. Раскрывает содержание этого влияния Г. А. Обернихина в следующем ряде однородных членов предложения: «прекрасные пейзажи парков, величественные памятники русской воинской славы, стройная галерея Камерона, скульптура „Девушка с кувшином“».
Упр. 76.Выпишите из текстов все изобразительно-выразительные средства: тропы и их виды; стилистические фигуры и их виды. Укажите средства создания образов на уровне фонетики, лексики, морфологии, словообразования, синтаксиса.
1) Почему в языке отошедших людей Были громы певучих страстей? И намеки на звон всех времен и пиров, И гармония красочных слов?
Почему в языке современных людей — Стук ссыпаемых в яму костей? Подражательность слов, точно эхо молвы, Точно ропот болотной травы?
Потому что, когда, молода и горда, Между скал возникала вода, Не боялась она прорываться вперед, — Если станешь пред ней, так убьет.
И убьет, и зальет, и прозрачно бежит, Только волей своей дорожит. Так рождается звон для грядущих времен, Для теперешних бледных племен. (К. Д. Бальмонт)
2) А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее между черных стволов безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу дерева вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и при ярком движении их хорошо видно, как затейливо курятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев. (М. Горький) 3) О чем я думаю? Когда я спросил себя об этом, мне захотелось вспомнить, о чем именно я думал, и тотчас же подумал о своем думанье и о том, что думанье есть самое удивительное, самое непостижимое в моей жизни. О чем думал я, что было во мне? Какие-то мысли об окружающем и желание зачем-то запомнить, удержать, сохранить в себе это окружающее… Еще чувство беспредельного счастья от этого безграничного покоя, всеобъемлющей гармонии ночи, а также не распознанное до конца чувство какой-то тоски и какой-то корысти. Тоска из глубинного подсознательного ощущения, что лишь во мне одном нет покоя, нет бездумности. А корысть из всепоглощающей жажды как-то использовать это счастье и даже самую тоску и жажду, что-то создать из них. Только человек дивится и поражается своему собственному существованию, думает о нем. За что же отметил меня Бог роковым знаком удивления, зачем все возрастает во мне оно? Я чувствую себя бесконечно одиноким в этом полночном безмолвии, колдовски звенящем мириадами хрустальных источников, неиссякаемо льющихся в какое-то бездонное лоно. Рассеивающий небесную тьму свет Юпитера озаряет громадное пространство между поднебесьем и морем, великий храм ночи, над царственными вратами которого вознесся он, как знак святого духа. И я один в этом храме, я бодрствую в нем. (По И. А. Бунину) 4) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. Для этого столько причин! По мере накопления жизненного опыта происходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как славит ее фольклор! Классика! А сколько прекрасных примеров вокруг нас! Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! И как мало я нашел для них утешений, как мало слов, как мало молчаливого сочувствия, как мало… времени! Что меня отдаляло от них, что отвлекало от их боли, какие неотложные дела брали верх? А разве дружба — не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа? Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью. Если человека ежедневно ждет нагромождение дел, он, конечно, выживет, но, без сомнения, погибнет то сердечное, то доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. Пусть у вас будет время! Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. Пусть у вас будет время не только в выходной. В календаре дружбы все дни красные. Находите время для озабоч
Предыдущая6Следующая
Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:
- лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
- синтаксические (стилистические фигуры речи);
- фонетические.
Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.
В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:
Основные элементы — тропы
Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.
Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).
Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).
Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.
Главное — не переборщить
Если воспринимать окружающую информацию через призму языковых средств выразительности, можно прийти к выводу, что даже разговорная речь обращается к ним достаточно часто. Не обязательно знать, как называется изобразительно-выразительное средство языка, чтобы использовать его в речи. Скорее, это происходит неумышленно, незаметно. Другое дело, когда в средствах массовой информации потоком льются различные фигуры речи, к месту и не совсем. Злоупотребление тропами, стилистическими приемами, другими средствами выразительности делает речь тяжело воспринимаемой, перенасыщенной. Особенно грешит этим публицистика и реклама, видимо потому, что пользуется силой языка преднамеренно, для воздействия на аудиторию. Поэт в порыве творческого процесса не задумывается, какое изобразительно-выразительное средство использовать, это спонтанный, «эмоциональный» процесс.
Фонетические средства художественной выразительности
Благозвучие произведения определяется соотношением гласных и согласных звуков. Чтобы речь стало приятнее читать, количество гласных звуков должно быть примерно равно согласным. Автор может сознательно подбирать слова, которые удачно сочетаются между собой. Кроме этого, существуют выразительные средства, помогающие добиться нужного эффекта:
Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука в словах, которые находятся рядом. В английском языке популярна разновидность аллитерации, когда все слова в произведении начинаются с одного и того же согласного. Иногда это делают с именем и фамилией героя.
Ассонанс – то же самое, что аллитерация, только повторяются гласные звуки, на которые приходятся ударения.
Ономатопея – звукоподражание. Используются различные звуки для имитации звуков природы. Чаще всего используют шипящие для передачи шуршания, а также согласные «г» и «р» для имитации шума и грохота.
Анафора
Анафора – это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.
Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:
Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).
Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.
Теория к заданию 26 из ЕГЭ по русскому языку
Средства речевой выразительности
— это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.
Фонетические средства выразительности
1.
Аллитерация
— повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков. Например:
Г
о
р
од г
р
абил, г
р
ёб, г
р
абастал.
2. Ассонанс
— повторение гласных. Например:
Ме
ло, м
е
ло по вс
е
й з
е
мле
Во все
пределы.
Све
ча гор
е
ла на стол
е
,
Све
ча горела…(Б.Пастернак) 3.
Звукоподражание
— Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.Лексические средства выразительности (тропы)1. Эпитет
— Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Например:
золотая роща, весёлый ветер2. Сравнение
— Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например:
И берёзы стоят, как большие свечки.3. Метафора
— переносное значение слова, основанное на сходстве. Например:
Ситец неба голубой.4. Олицетворение
— перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например:
Спит черёмуха в белой накидке.5. Метонимия
— замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например:
Я три тарелки съел.6. Синекдоха
— замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот). Например:
Швед, русский колет, рубит, режет…7. Аллегория
— иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например:
Лиса
– аллегория хитрости,
заяц
— трусости
8. Гипербола
— преувеличение. Например:
Двести лет тебя не видел.9. Литота
— преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.
10. Перифраза
— пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например:
Царь зверей (лев).11. Каламбур
— игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?»
А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»12. Оксюморон
— сочетание противоположных по значению слов. Например:
звонкая тишина, горячий снег13. Фразеологизмы
— устойчивые сочетания слов. Например:
зарыть талант в землю.14. Ирония
— тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например:
Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)1. Инверсия
— нарушение прямого порядка слов Например:
Тебя мы ждали долго.2. Эллипсис
— пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например:
Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.3. Умолчание
— прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например:
Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…4. Вопросительное предложение
— синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например:
Как заработать миллион?5. Риторический вопрос
— вопрос, в котором содержится утверждение. Например:
Кто ж не сможет его догнать?6. Риторическое обращение
— выделение важных смысловых позиций. Например:
О Море! Как же я скучал!7. Синтаксический параллелизм
— сходное, параллельное построение фраз, строк. Например:
Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.8. Градация
— расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например:
Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.9. Антитеза
— стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например:
Волос длинный — ум короткий.10. Анафора
— единоначатие. Например:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.11. Эпифора
— повтор конечных слов. Например:
Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!12. Парцелляция
— разделение предложения на части. Например:
Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация – свод правил о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную, функцию, но и быть средством выразительности.
Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.
Средство | Пример |
Анафора | Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. (А. Ахматова) |
Эпифора | Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! — Свист не тот! (М. Цветаева) |
Антитеза | Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен. (А. С. Пушкин) |
Инверсия | И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова) |
Градация | Это было удивительно, потрясающе, грандиозно! |
Парцелляция | Когда избавит нас Творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов) |
Эллипсис | Зверю – берлога, Страннику – дорога… (М. Цветаева) |
Многосоюзие | И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин) |
Бессоюзие | Шепот, робкое дыханье. Трели соловья… (А. Фет) |
Риторический вопрос | Кто из нас не слышал об этом великом человеке? |
Риторическое обращение | Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев) |
Риторическое восклицание | Довольно! Нет возможности терпеть дальше произвол и несправедливость! |
Синтаксический параллелизм | Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова) |
Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.
Гротеск
Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.
Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).
Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.
Какие бывают виды метафор?
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Виды параллелизма
В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:
- двучленный,
- многочленный,
- одночленный,
- формальный,
- отрицательный,
- обратный (хиазм).
Примеры синтаксического параллелизма в русском языке
Наиболее часто употребляемым является двучленный параллелизм. Обычно такой приём изображает явления природы, затем описывает какую-либо жизненную ситуацию.
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:
Мы два грозой зажжённые ствола,
Два пламени полуночного бора,
Мы два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая пчела.
В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ ясный сокол подразумевает юношу жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе лебёдушки, павы, или берёзки, рябины и т. д.
В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.
Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:
Имя твоё птица в руке,
Имя твоё льдинка на языке,
Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной
Моей души коснулась ты
Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого чисто синтаксического хиазма может служить изречение: Не народ для власти, а власть для народа.
Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов золотого и серебряного века, не обходятся без него и современные авторы.
Эпифора, анафора, эллипс
Анафора — повторение похожих или одинаковых звуков, слов, фраз в начале каждой строки, строфы, предложения. Классический пример — стихи Есенина:
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума….
…Ах, постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну…
Эпифора — повторение одних и тех же элементов в конце фраз, строф, строк.
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.
Обе стилистические фигуры больше характерны для поэзии, чем прозы. Такие приемы встречаются во всех видах и жанрах литературы, включая устное народное творчество, что очень естественно, учитывая его специфику.
Эллипс — пропуск в художественном тексте какой-либо языковой единицы (ее легко восстановить), при этом смысл фразы не страдает.
То, что вчера — по пояс,
Вдруг — до звезд.
(Преувеличенно, то есть:
Во весь — рост.)
М. Цветаева
Это придает динамичность, лаконичность, выделяет в предложении нужный элемент интонационно.
Чтобы четко ориентироваться во всем многообразии языковых фигур и профессионально разбираться, как называется изобразительно-выразительное средство, нужен опыт, знание теории и языковых дисциплин.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4