Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки С-Сь, буква С»


Веселые стихи про букву С для детей

Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапах. Подрастет щеночек мой — Он поправдашний, живой. (И. Токмакова)

Соболь на скалу залез. Соболь ищет букву С. На странице С нашел, — На снегу следы,- Прочел. (Г. Сатир)

Солнце, с самого рассвета Ты сосешь сосульку эту. Ешь скорей свой леденец, Чтоб зиме настал конец! (Г. Виеру)

Соне саночки купили. До чего быстры они. Сели в санки, Покатили. Ну-ка, ветер, догони! (Ф. Бобылев)

Спит первый снег. Открыт букварь зимы. Его еще не прочитали мы. Но вот уже на чистую страницу Вспорхнула пестрой буковкой синица. Она звенит, как маленький звонок. Как будто первый начался урок… (А. Горбунова)

Стометровка Что для зайца стометровка? Как стрела летит косой! Вот что значит тренировка Вместе с тренером лисой! (В. Левановский)

Страус Бедный страус! Несчастнее нету отца: На гнезде он сидел и сидел без конца. Терпеливо, упорно, упрямо… Из яйца наконец появился птенец — И захныкал: — А где моя мама? (Б. Заходер)

Слоненок удивил ребят, Слоненок стал на самокат. Немножко покатался — И самокат сломался. (Г. Сатир)

Слон смеется в самый зной: «Славный душ всегда со мной!» (Б. Тимофеев)

Слон — москвич, в столицу он Был слоненком привезен Из соседней из страны, Той, где водятся слоны. (В. Берестов)

Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей. (Б. Заходер)

На елочке нашей Смешные игрушки: Смешные ежи И смешные лягушки, Смешные медведи, Смешные олени. Смешные моржи И смешные тюлени! Мы тоже немножечко В масках смешны. Смешными мы Деду Морозу нужны, Чтоб радостно было. Чтоб слышался смех,— Ведь праздник сегодня Веселый у всех. (Ю. Капотов)

Советы непослушным детям Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся, руки вверх!» И когда со стула тетя С перепугу упадет И прольет себе на платье Чай, компот или кисель. То, наверно, очень громко Будет мама хохотать И, гордясь своим ребенком Папа руку вам пожмет! (Г. Остер)

Сказка про букву С

Свинья в гостях

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь… — Совести у тебя нет,— рассердилась собака. — Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!

И с тех пор собака на свинью сердита.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву С

И вдруг из черной темноты В небе выросли кусты, А в них то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными. (Салют)

Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)

На сучках висят шары, Посинели от жары. (Сливы)

Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется — под лучами Отливает серебром. (Самолет)

Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

Спереди — пятачок, Сзади — крючок. Посредине спинка, А на ней щетинка. (Свинья)

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? (Солнце)

Светит, сверкает, Всех согревает. (Солнце)

В воде родится, А воды боится. (Соль)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Две сестренки друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз. Та, что выше — каждый час. (Стрелки часов)

Две сестры летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая чернеет. (Смородина красная и черная)

Бел, да не сахар, Ног нет, да идет. (Снег)

Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег)

Летит — молчит, лежит — молчит. Когда умрет, тогда и заревет. (Снег)

На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло все сошло. (Снег)

Белая звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла — И пропала. (Снежинка)

В дом чужого не пушу, Без хозяина грущу. (Собака)

Заворчал живой замок. Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (Собака)

Гладишь — ласкается. Дразнишь — кусается. (Собака)

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)

Вертится, стрекочет. Весь день хлопочет. (Сорока)

Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Под крышей четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол)

Хоть у нас четыре ножки. Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (Стул)

Конспект занятия «Звук С»

Тема:

Звук С.

Цель:

обучение произношению и выделению звука С.

Задачи:

  1. Обучение правильному произношению звука С.
  2. Обучение делению слов на слоги.
  3. Обучение составлению предложений по опорным словам.
  4. Обучение образованию новых слов способом словосложения.
  5. Коррекция и развитие фонематического слуха.
  6. Воспитание интереса к занятиям.

Оборудование:

фишки для составления схем; набор картинок для деления слов на слоги; таблица предложений.

Ход занятия

1. Организационный этап.

– Добрый день, ребята. Сядет тот, у кого в имени есть звук С.

– Молодцы, сядем все вместе.

2. Актуализация знаний и умений.

– Посмотрите на картинку, назовите слова со звуком О и определите позицию этого звука в слове (лось, сова, сон).

3. Объяснение нового материала.

– Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидают интересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.

– Что нам нужно помнить? (артикуляция и характеристика звука С).

а) – У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только «снежные» слова из всех сказанных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок.

Дети отбирают соответствующие картинки.

б) из предложенных слов подобрать картинки к определенным схемам:

снег, сне-жок, сне-го-пад;

в) – А тут нас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостик выстроить из предложений, которые нужно составить из слов: Соня, купить, сок. Соня, катать, коляска;

г) Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиным. Он выстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятся звери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже – в названии которых два слога. На третьем этаже – звери и птицы, в названии которых три слога.

– Помогите Самоделкину расселить птиц и зверей в домике (набор картинок с изображением птиц, зверей, в названии которых присутствует звук С).

4. Физминутка.

– А сегодня у зимы новоселье. Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины.

5. Образование новых слов способом словосложения.

Встреча с Петрушкой.

– Петрушка огорчен, он получил от Знайки задание: из двух слов составить одно.

Например: листья падают – (листопад) лес рубит – (лесоруб) снег падает – (снегопад) сено косят – (сенокос) пыль сосет – (пылесос) сам летит – (самолет) сам катит – (самокат)

Придумайте предложения с этими словами.

6. Итог занятия.

– Какой звук повторяли?

– Какие слова составляли из двух слов?

– Найдите три игрушки, названные этими словами.

Продолжи фразу

То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый… (светлячок).

Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я… (свекла).

И в море не купаются, И нет у них щетинки, Л все же называются Они — морские… (свинки).

На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его… (скворец).

Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он. Ты узнал, кто это? … (Слон.)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери! И вдруг — вспорхнули яблоки. Ведь это… (снегири).

И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши: прячутся, дрожа. Очень уж суровы Филины и… (совы).

Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы… (санки).

Погасили в доме свет — Все равно покоя нет. Ру-чу-чу да ру-чу-чок. Кто же это? … (Сверчок.)

Целый день он спать не прочь. Но едва наступит ночь, Запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок).

Звук заблудился. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом! (сом!)

Угадайте, что за птица: Света яркого боится, Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это… (сова).

Грянул гром, веселый гром, Засверкало все кругом! Рвутся в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют! Это праздничный… (салют).

Смело в небе проплывает. Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что такое?… (Самолет.)

Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну конечно, это… (солнце).

Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели. Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей.)

Он соло пел среди ветвей. Его назвали… (соловей).

Верещунья, белобока, И зовут ее … (сорока).

Трещала с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора? Такая с ней морока. Когда трещит… (сорока).

На ромашку у ворот Опустился вертолет — Золотистые глаза. Кто же это? … (Стрекоза.)

Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на… (стуле).

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Это… (сыроежки).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]