Материал для оформления логопедических тетрадей
Материал для оформления логопедических тетрадей
Логопедические тетради нужно оформлять так, чтобы их понимали родители. Обычно в тетради я пишу, какие звуки нарушены и что я с ними сейчас делаю: ставлю, автоматизирую или дифференцирую; график работы и правила пользования логопедической тетради.
- График работы и как пользоваться логопедической тетрадью.
График работы приклеивается на форзац, чтобы родителям было проще ориентироваться, когда можно подойти к логопеду.
Так же, вклеивается в тетрадь или вкладывается в папку лист: «Как пользоваться логопедической тетрадью», где пишутся следующие правила:
Как пользоваться логопедической тетрадью?
- Тетрадь необходимо приносить на каждое логопедическое занятие.
- Домашние задания вклеиваются в четверг-пятницу.
- Все домашние задания выполняются по 15-20 минут в день. Не пытайтесь выполнять все задания в один день, разделите их на несколько дней.
- Все задания, которые вклеиваются в тетрадь, необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.
- Задания необходимо выполнять каждый день. Если Вам сегодня ничего не написали – необходимо повторить, что было задано до этого.
- Не выполняйте домашние задания за ребенка, делайте их вместе с ним.
- Приучайте ребенка бережно относится к тетради: не мять ее, не загибать листы.
- Нарушенные звуки и артикуляционная гимнастика.
Табличка с нарушенными звуками ответит на вопрос родителям, что Вы ставите ребенку, а так же на каждом занятии будет напоминать Вам, что поставлено, а что нужно ставить ребенку в дальнейшем (чтобы не смотреть в экран звукопроизношения).
Фамилия имя ребенка
Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ |
В нижние клеточки ставится кружок с обозначением, что мы делаем в данное время со звуком.
⃝ — постановка звука
⃝ — автоматизация звука
⃝ — дифференциация звука
Так же для родителей вклеивается артикуляционная гимнастика, с точным разъяснением каждого упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Выполнять перед каждым домашним заданием
Улыбочка | Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы сомкнуты | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Заборчик | Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (зубы в правильном прикусе) | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Трубочка | Вытянуть губы вперед (зубы сжаты) | Удерживать такое положение на счет до 10. |
Трубочка — заборчик | Чередовать упражнения «Трубочка» и «Заборчик» | Чередовать 5 раз – «трубочка», 5 раз – «заборчик» |
Накажем непослушный язычок | Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произносить «пя-пя-пя» | Повторить 10 раз |
Лопаточка | Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Иголочка | Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. | Удерживать такое положение на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Лопаточка – иголочка | Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение «иголочка» | Чередовать: 5 раз – лопаточка, 5 раз – иголочка |
Чистим зубы | Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние). Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону |
Шоколадка | Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки. | Повторить по 4-5 раз в каждую сторону. |
Часики | Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево от одного угла рта до другого. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |
Качели | Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. | Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |
Больной пальчик | Положить широкий плоский кончик языка между губами (то есть губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. | Повторить 2-3 раза |
Задуй свечку! | Положение языка и губ, как в предыдущем упражнении. Резко подуть на 2 пальчика («свечку»). Делать 1 глубокий вдох и 2-3 резкий сильных выдоха. Щеки не надуваются. | Повторить 2 -3 раза. |
Горка | Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» за зубы. | Удерживать в таком положении на счет до 10. Повторить 2-3 раза. |
Вкусное варенье | Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (зубы не прикусывают язык). | Повторить 3-5 раз |
Лошадка | Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком. Стараться не двигать нижней челюстью. | Повторить 10 раз |
Грибок | Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка» перед цоканием) | Удерживать на счет до 10. Повторить 2-3 раза |
Гармошка | Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней челюстью вверх-вниз. | Повторить 5-6 раз. |
Конфетка | Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку. | Повторить по 2-4 раза с левой и правой щекой. |
Все эти напоминания вклеиваются родителям в тетради, только после этого вклеиваются непосредственно домашние задания в тетради.
Индивидуальная тетрадь ребенка
Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения[3]. Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.
В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.
Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий
Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.
Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.
Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя[4] индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя[5]
Дата | Фамилия, имя ребенка | Содержание работы | Взаимосвязь с родителями | Результаты | |||||
Фонематические процессы | Звуко-нроизношение | Словарный запас | Грамматические категории | Предложение | Связная речь | Развитие психологической базы речи | |||
20.10 | Иванов Саша (ФФН) | Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15— 21*) | И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2 | ||||||
20.10 | Петров Андрей (ОНР) | Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3—10) | Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2 | Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10 | Пригласить родителей для беседы на 21.10 | ||||
20.10 | Работа со всей группой | Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.) | Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу» |
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание | |
Организационные мероприятия | ||||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПMПK | Май | Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники | ||
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций IIMПК | Май-июнь | Заведующий ДОУ, логопед, психолог | ||
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед, старшая медсестра | ||
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели | ||
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Январь | Специалисты, логопед, психолог | ||
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты | ||
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | ||||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра | ||
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) | Ноябрь | Логопед | ||
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; — консультации но запросам | Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь В течение го да | То же Заведующий ДОУ, логопед Логопед | ||
Инновации в дошкольном специальном образовании (педагогическая гостиная) | Апрель | Заместитель по УВР, педагоги | ||
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | ||||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты | ||
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | — II — | То же | ||
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь — октябрь | Специалисты | ||
Взаимопосещение занятий: групповых; — индивидуальных; — интегрированных | Декабрь— апрель | Логопед, специалисты | ||
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты | ||
Участие в работе психодого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители | ||
Аналитические мероприятия | ||||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь — апрель | Специалисты, воспитатели | ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) | Май | То же | ||
Составление цифрового и аналитического отчета | — II — | Логопед | ||
Выступление на итоговом педагогическом совете | — II — | — // — |
Логопедические тетради для детей с нарушением речи
Атмосфера школы ФГОСов, высокими требованиями в настоящее время, вхождением в новый коллектив производит неизбежный перелом даже здорового и благополучного ребёнка. Детей с нарушением речи, пугаем многообразие различных нагрузок в школе. Не усвоение школьной программы ведёт к тому, что дети часто теряют веру в свои силы, замыкаются от одноклассников. Иногда это ведёт нежеланию учиться, к потере познавательного интереса.
Профилактическая работа по предупреждению письма у детей с ОНР проводится, как правило, со среднего дошкольного возраста. Работа ведётся на доступном для дошкольников материале — рисунках. Будучи убеждёнными, что любая детская деятельность, в том числе и изобразительная, очень благоприятна для развития речи, а особенно для детей с системным нарушением. Поэтому логопеды используют рисунок при логопедическом воздействии на речь детей. Ещё одна проблема — это подготовка кисти руки к письму.
В условиях работы речевых дошкольных учреждений эта задача усложняется, так как у детей с ОНР наряду с общей моторной недостаточностью обнаруживается и незрелость мелкой моторики, недостаточная зрительно-моторная координация. У детей наблюдается неумение правильно ориентироваться в пространстве и на плоскости, т.е. на листе тетради. Всё это приводит к смешению оптически сходных букв.
В повседневную работу с детьми, имеющие нарушения речи. необходимо включать игры и задания на развитие общей и мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и памяти звуковой и зрительной. Работа должна проводиться систематически и планомерно как логопедом, так и родителями, и воспитателями.
Тогда к выпуску детей в школу логопаты будут обладать необходимыми навыками в работе с тетрадью.
Логопедами разработаны логопедические тетради, в которых дети работают карандашами или фломастерами. В процессе обучения работе с логопедической тетрадью логопаты учатся внимательно слушать словесную инструкцию взрослого при рисовании образца, запоминает зрительно порядок этапов работы. Учится производить точный отсчёт клеток в заданной фигуре, чередование в раскраске и штриховке. Логопаты учатся активно действовать самостоятельно. Эти занятия развивают глазомер, улучшают форморазличение и цветоразличение, помогают уточнить пространственные представления.
Ниже представлены материалы логопедов: логопедические тетради, проекты и программы, а таже ссылки на страницы, пока неимеющие раздела.
Логопедические тетради, программы, разное
Авторская дополнительная образовательная программа «Речевичок»
Тема 1 Гласные звуки и буквы. Слоги. Ударение.
Тема 2 Согласные звуки и буквы.
Тема 3 Йотированные гласные звуки и буквы. Смыслоразличительная роль мягкого знака и твёрдого знака.
Программа по развитию невербальной коммуникации детей младшего школьного возраста через систему коррекционно-развивающих занятий
Программа по коррекции и развитию устной и письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида
Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные», пособие для родителей, учителей
Различай согласные «В-Ф» | Различай согласные «Б-П» |
Различай согласные «Д-Т» | Различай согласные «Г-К» |
Различай согласные «З-С» | Различай согласные «Ж-Ш» |
Обобщение по теме «Парные согласные» |
Разное:
Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
Советы родителям от дефектолога
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка
Материалы на Украинском языке:
Методичні рекомендації щодо проведення занять з лікувальної фізкультури для дітей з вадами психофізичного розвитку
Лікувальна фізкультура, як один із головних предметів в корекції вад розвитку
Проведення корекційних занять передбачено навчальним планом
Пропонуємо проводити етапну діагностику
Комплектація груп ЛФК в залежності від вад розвитку
Вимоги до проведення занять