Эмоции: картинки для детей, пиктограммы, дидактические игры

Пиктограмма (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. gramma — «запись», «письменный знак») — это рисунок-символ. Он изображает какое-то событие, объект или действие.

Пиктограммы использовали ещё до появления письменности, например, в Древнем Китае и Древнем Египте.

Сейчас пиктограммы используются как знаки, которые облегчают передачу информации.

Например, в качестве знаков на дороге или схематичного изображения какого-либо иного правила, в аэропортах, на вокзалах, в метро, для обозначения функций в компьютерах и т. д.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения

Наталья Постаногова

Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения

1слайд. Тема

Система символов (пиктограмм)

как
средство невербального общения
Подготовила:

учитель – логопед

МБДОУ д/с 7

Постаногова Н. Р.

2 слайд. В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения у детей ОВЗ, кроме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова)

. Эти
средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к невербальному общению.
3 слайд. Термин «пиктограмма»

— это
общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка»
.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах

Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским.

Позже в 1985-1994 немецким специалистом Р. Лебом была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми.

4 слайд. Существуют различные графические системы — от фотографий и детских цветных картинок до чёрно-белых идеограмм. По степени абстракции различают наборы картинок и наборы символов.

5 слайд. Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что они многофункциональны, могут символизировать конкретные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружении ребёнка.

6 слайд. Работу по обучению ребёнка невербальной коммуникации (система символов)

условно можно разделить на несколько этапов.

Этап работы с предметом. Ребенок изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением.

Этап введения коммуникативного кода. У ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяются возможности передачи информации и формирования навыков общения.

7 слайд. Этап грамматического структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими грамматические категории рода, числа и т. д.

К сожалению, цель этого этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруднено.

Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом.

8 слайд. В нашей стране для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности широко применяются комплект тетрадей «Я говорю»

авторов Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной. В пособиях большое внимание уделяется работе с
пиктограммами, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
9 слайд. Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.

• Идентификация символа. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребёнок освоил предыдущий материал. На уроке ребёнок знакомится не более чем с одним новым символом.

• Выбор нужного символа из двух.

• Выбор двух одинаковых символов среди ряда других

• Выбор такого же символа среди определённого множества других

• Составление фразы с помощью символов.

10 слайд. При изучении символов можно использовать следующие задания и упражнения.

1. Объединение символов в пары. На столе перед педагогом расположены символы, изображающие предметы. Перед ребёнком лежат символы,которые изображают действия: играть, есть рисовать. педагог берёт один из «своих»
символов и показывает его ребенку. Ребёнок должен найти в своём наборе символ, соответствующий тому, что показывает педагог.
11 слайд. 2. «Домино»

. На столе перед педагогом и ребёнком разложено одинаковое количество
символов. Педагог произносит фразу «Девочка рисует карандашом»
и выкладывает один
символ из своего набора. Ребёнку нужно выбрать из своего набора и положить рядом символ «рисует»
. Затем педагог кладёт
символ «карандаш
12 слайд. «Четвёртый — лишний»

. Педагог раскладывает перед ребенком четыре
символа, три из которых обозначают предметы, принадлежащие к одной группе, а четвёртый — к другой. Необходимо найти «лишний»символ.
13 слайд. Символы как правило разбиты, например, по таким тематическим блокам,как: игрушки; части тела; гигиена и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др.

14 слайд. Для составления комплекта символов применяются цветные или чёрно-белые копии символов, которые ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится липкая лента, с помощью которой символ можно прикрепить к любой поверхности с такой же лентой. Дети могут размещать символына различных поверхностях: на рабочей папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета)

.

15 слайд. В заключение…

Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами образовательного учреждения ребенок, тоже мог общаться с окружающими его людьми.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Основные свойства пиктографического письма

В пиктографии есть свои особенности, которые отличают ее от других типов письменности. К ним относятся:

  • общедоступность. Пиктографическое письмо представлено графически и выражает смысл высказывания. Поэтому пиктограммы понятны людям, говорящим на разных языках;
  • отсутствие фонетической и грамматической связи с конкретным языком. Пиктограмму можно описать своими словами и на разных языках. В отличие от буквы, она не может быть лингвистической единицей;
  • родственная связь с невербальной системой коммуникации, но не равенство ей. «Язык жестов» в определенный момент стал связующим звеном между пиктографией и идеографией. Зрительный знак, принимая форму отвлеченного понятия, становится движущей силой для возникновения графического образа отвлеченного понятия.

Письменные навыки у детей

Преодоление и профилактика письма и чтения – логоигры

Психофизиологическая структура письма и предпосылки его формирования

Ошибки в письме – последствия дизорфографии?

Как люди «заговорили»?

Похожие записи:

  1. Психофизиологическая структура письма и предпосылки его формирования Письменная речь — структура письма и предпосылки формирования навыков письма….
  2. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  3. Каллиграфический почерк — залог грамотного письма Выработать каллиграфический почерк — мечта многих школьников. Но не каждый…
  4. История, признаки и симптомы дисграфии Симптомы дисграфии у детей и методы ее преодоления зависят от…

Нарисованные картинки

Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

История пиктографии

Пиктография – древнейшая система письма, представляющая собой совокупность изображений (пиктограмм). Она стала начальным этапом возникновения и становления письменности.

Первые пиктограммы появились примерно в VIII-VI тысячелетиях до н.э. Это время, когда букв еще не было. Но людям уже нужно было передавать друг другу информацию посредством общения на расстоянии. Они оставляли рисунки на стенах жилищ, камнях, древесине.

Так передавались мысли первобытных индивидуумов: их эмоции, пожелания, опасения, предупреждения.

Таким образом оставляли они и сведения о себе потомкам. С помощью пиктограмм древние народы писали послания об охоте, боевых действиях, любви, заклинаниях, оставляли надписи на надгробиях.

Со временем графических изображений становилось все больше, использовать их было все сложнее. Появилась потребность в канонизации письменной речи. Тогда пиктографическое письмо плавно перешло в идеографическое.

В идеографии средств выражения меньше, но они имеют более широкое применение.

Определенные предметы или явления изображались в виде нескольких идеограмм, каждая из которых могла использоваться для разных описаний. Например, свет обозначался в виде образов солнца и луны.

Далее потребовалось еще большее упрощение системы письма, уменьшение количества единиц письменной речи и конкретизация сути посланий.

Важным стало донести все тонкости мыслей автора до чтеца. Постепенно формировались слоговые и буквенные письменные системы.

Во II –I тысячелетиях до н. э. появился первый алфавит (финикийский).

Однако есть примеры народов, которые до сих пор пользуются пиктографической системой письма. Например, народ неси, живущий в предгорьях Тибета.

Пиктограммы

Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Пиктограммы в современном мире

Несмотря на появление алфавитов, пиктограммы по-прежнему не теряют своей актуальности. Правда, теперь они играют второстепенную роль и не считаются первичным средством письменного общения.

Актуальность их использования в современном мире объясняется универсальностью: пиктографические знаки легко распознаются всеми людьми вне зависимости от их национальности и языка.

Кроме того, письменное выражение мысли в виде слов и предложений не всегда уместно.

Порой для более легкого восприятия информации и быстрой реакции людей на нее удобнее использовать условные обозначения чего-либо в виде изображений. Важно, чтобы пиктограммы должны быть узнаваемыми, понятными всем. Тогда их использование в той или иной ситуации будет уместным.

Сегодня пиктограммы используются в следующих сферах:

  • регулирование дорожно-транспортного движения: совокупность дорожных знаков;
  • компьютерные технологии: всевозможные ярлыки интерфейса, обозначения сайтов, программ;
  • усиление эмоциональности в письменной речи: cмайлы в смс и интернет-сообщениях, отзывах, комментариях;
  • международные отношения: олимпийская символика, обозначения видов спорта на международных соревнованиях, эмблемы конференций, изображения государственных гербов и флагов;
  • обозначения общественных мест: туалетов, кафетериев, больниц.

Пиктограммы необходимы современному обществу: они облегчают людям жизнь и экономят их время.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]