Полиморфное нарушение, наблюдающееся при произношении звуков – это одна из разновидностей дислалии или картавости, как еще называют данную патологию. Проявляется недуг расстройством произношения некоторых отдельных звуковых групп.
Подобный диагноз устанавливается детям по достижения ними 5 лет и при сохраненном интеллекте, целостности органов артикуляции и иннервации. Картавость – это распространенная из патологий в логопедии, наблюдается более чем у 55% детей в возрасте до 6 лет, у 30% детей до 8 лет и только у 1% взрослого населения.
Виды
Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.
Классификация картавости | Особенности |
Органическая | Характеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы. |
Функциональная | Это приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков. |
Физиологическая | Эту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет. |
Мономорфная | Это одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих. |
Полиморфное | Это одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп. |
Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.
Именно поэтому дислалия бывает:
- артикулярно-фонетической;
- акустико-фонематической;
- артикулярно-фонематической.
Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:
- Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
- Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
- Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
- Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
- Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
- Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.
Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:
- Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
- Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
- Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.
Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень.
Разновидности патологий воспроизведения звуков и клинические проявления
Ребенок может неправильно воспроизводить любой звук, но чаще дети плохо произносят свистящие: ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [ш’]), сонорные ([р], [л]). Эти звуки имеют сложную структуру и требуют навыков звукопроизношения. Звуковые единицы, которые просты для воспроизведения, нарушаются реже. К ним относятся − [м], [н], [т], [п]. Эти звуковые единицы появляются на раннем этапе формирования речевой функции.
Разновидности нарушения воспроизведения звуков:
• отсутствие звуковой единицы; • изменение звука; • замена одной звуковой единицы другой; • смешивание звуковых единиц.
Отсутствие звуковой единицы проявляется в виде выпадения звука в слове. Исчезает она в начале, в середине или в конце слова. Пример: карман − каман, разный – азный, Амур – Аму.
Искажение звука характеризуется измененным произношением звуковой единицы, которая не соответствует русской системе фонетики. К этой форме ОНР (общего нарушения речи) относится несколько видов искажения:
- Изменение звуковой единицы [р]: велярный или увулярный [р].
- Искажение [с]: межзубный [с].
- Измененный [л]: двугубный [л].
У некоторых пациентов нарушение речевой функции проявляется заменой звуков. Пример: компот – томкот, губа – дуба, сумрак – фумрак, сухарик – фухарик, дом – том, кочки – гочки, рама – ряма, лампа – лямпа. Смешивание звуков характеризуется тем, что пациент путает звуковые единицы друг с другом. Пример: шапочка – сапочка, саночки – шаночки. При этом отдельно звук [с] и [ш] ребенок произносит и различает правильно.
Разновидности дислалии:
- Механическая (патологии артикуляционного аппарата, врожденные болезни).
- Функциональная.
- Физиологическая (норма для пациентов до 5-летнего возраста).
- Нарушение звукопроизношения мономорфное – это неверное воспроизведение звуковых единиц, относящихся к одной группе.
- Нарушение звукопроизношения полиморфное − это ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам.
Симптомы
Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.
Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:
- неустойчивое настроение, меняется за день несколько раз;
- речь становится лишенной всякого смысла;
- слушая больного можно заметить, что периодически он несет бред;
- галлюцинации, больной рассказывает, что к нему кто-то или что-то дотрагивается, слышит посторонние звуки и голоса.
Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.
У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.
Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:
- Пропуск. Если звук полностью выпадает в любой из части слова.
- Замена. Стойкое замещение одного из звуков другим.
- Смешение. Ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в потоке речи.
- Искажение. Это ненормированное произношение, использование звуков, которые полностью отсутствуют в фонетике русского языка.
Причины появления
Полиморфная дислалия может проявляться у детей вследствие функциональных и механических расстройств.
Основными причинами недуга являются:
- неправильное строение языка;
- врожденные патологии, к которым относятся: волчья пасть, заячья губа;
- неправильно сформировавшийся прикус, зубной ряд неровный или если зубы отсутствуют;
- узкое или наоборот высокое небо;
- недоразвитие костей в области лица;
- короткая уздечка.
Также дислалия может проявляться из-за функциональных изменений:
- задержка в развитии речи;
- генетическая предрасположенность, когда челюсть и артикулярный аппарат неправильно развиты;
- ребенок подражает речи других людей;
- задержка в психическом состоянии;
- если члены семьи разговаривают на разных языках;
- сюсюкающее подражание речи ребенка;
- если фонематический слух плохо развит;
- состояние здоровья слабое: иммунитет слабый, наблюдаются частые простудные заболевания;
- изучение иностранных языков детьми, которым еще нет 5 лет.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который может стать следствием физиологических проблем. Это явление распространено у детей дошкольного возраста и связано оно с еще не зрелым артикуляционным аппаратом.
Родителям детей, которым еще нет 6 лет, беспокоиться не стоит. А вот дети более старшего возраста должны уметь правильно произносить все звуки, если есть проблемы, то стоит обратиться за помощью к логопеду.
Этиологические причины нарушения речевой функции
Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.
Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.
Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:
- Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
- Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
- Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
- Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.
Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.
Чтобы предупредить неправильное формирование речевой функции, следует планировать беременность, снизить вероятность инфекционных заболеваний во время вынашивания плода. В период становления речи важно развивать речь малыша, корректировать звукопроизношение, если имеются нарушения воспроизведения звуков.
Диагностика
Полиморфная дислалия или нарушение звукопроизношения – это недуг, который следует правильно отличать от других дефектов речи. Чаще родителей беспокоит тот факт, что над их ребенком, который плохо произносит отдельные звуки, будут смеяться сверстники. Именно поэтому они и приходят на прием к логопеду.
Не обязательно причина может быть в дислалии, часто наблюдаются и другие проблемы с речью:
- дизартрия;
- фонетико-фонематическое недоразвитие;
- общее недоразвитие речи.
Поставить точный диагноз и установить в чем же причина неправильного произношения может только логопед.
Он проведет несколько этапов диагностики:
- Изначально проверяется фонематический слух и проводятся функциональные пробы. Для этого ребенок должен повторят все слова, произносимые логопедом или рассказывать, что изображено на картинке. Слова и картинки подбираются специально так, чтобы были охвачены все звуки, локализующиеся в начале, середине и конце слов.
- Обязательно дополнительно проводятся уточняющие тесты, благодаря которым удается исключить любые другие дефекты речи.
- Если случай запущенный, то логопед может потребовать карту ребенка, где описана вся история заболевания. Дополнительно могут потребоваться заключения от узких специалистов: психолога, отоларинголога, невролога.
После проведения всех тестов, логопед составляет план дальнейших занятий с ребенком. План индивидуально подбирается каждому ребенку, ведь стадии болезни и тип могут быть разными. Обязательно определяется в какой же последовательности будет идти исправление произношения звуков.
Часто нарушения произношения звуков могут быть частью других более сложных речевых нарушений, таких как дизартрия, алалия и другие, поэтому важно пройти комплексное обследование и вовремя поставить диагноз, чтобы не допустить осложнений.
Профилактика
Полиморфное нарушение звукопроизношения – это не окончательный приговор, ведь профилактические методы помогут избежать постановки такого диагноза.
Для профилактики следует:
- с самых первых лет жизни активно развивать речь ребенка;
- не сюсюкать с малышом, а произносить все слова четко в разговоре с ним;
- читать как можно больше книг ребенку;
- развивать мелкую моторику;
- активно интеллектуально развивать малыша;
- проводить игры, помогающие развивать фонематический слух;
- мотивировать ребенка правильно и четко произносить каждый звук;
- если наблюдаются анатомические изменения, то лечить их следует вовремя.
Если родители заметили, что ребенок не может правильно произнести какой-либо звук, не стоит пытаться самостоятельно ему помочь. Иногда такая помощь может усугубить ситуацию, и даже опытному специалисту для ее исправления потребуется немало времени.
Все проблемы следует выявить еще до школы и устранить их. У многих детей с неправильным произношением звуков могут возникнуть проблемы с усвоением школьной программы, успеваемостью и отношениями со сверстниками.
Специфика коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией
Зайцева Юлия Дмитриевна – студент заочного отделения магистратуры Смоленского государственного университета.
Аннотация: Развитие речи является одной из наиболее существенных задач воспитания и обучения детей, так как речь имеет большое значение в общем развитии детей. Своевременное и правильное развитии речи взаимосвязано с формированием всех высших психических функций ребенка. Цель статьи — выявление проблем звукоречевого развития детей для поиска путей коррекции и воздействия на речевое развитие младших школьников методами организации диагностического эксперимента с помощью специальных логопедических методик. В результате мы сможем выстроить модель комплексной поддержки детей с дизартрией в условиях системы образования.
Ключевые слова: Дизартрия, речевая терапия, единство функционирования организма, комплексная система поддержки, метод динамической электронейро-стимуляции.
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. К таким навыкам относится навык речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи [3].
Самым распространенным речевым нарушением на сегодняшний день является стертая форма дизартрии. При стертой дизартрии большинство согласных звуков искажается или совсем не произносится. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, что влияет на личность ребенка. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода, разработанного Р. Е. Левиной. Этот подход предполагает учет соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребенка.
Проблему дизартрии изучали О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Г.В. Чиркина, О.Г. Приходько, Е.Н. Винарская, Е.Ф. Архипова и другие ученые, работы которых стали методологической и теоретической основой данного исследования.
На базе МАОУ СОШ 28 , в группе из шести детей младшего школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, был проведен констатирующий эксперимент. По его результатам выявлено общее недоразвитие речи у пяти детей, фонетикофонематическое недоразвитие речи у одного ребенка [4].
Для эффективной коррекции звукопроизношения в данной группе, работа должна проводиться в следующих направлениях:
- коррекция моторной сферы:
— развитие общей моторики: плавности движений ног и рук; способности удерживать равновесие; работа над пространственной ориентацией, гимнастика мышц плечевого пояса и шеи.
— мелкой моторики: плавности, точности движений, снятие спастичности мышц рук, координация речи с движениями пальцев рук.
— нормализация работы мышц артикуляционного аппарата: гимнастика артикуляторных мышц, расслабление, снятие напряженности языка, увеличение объема его движений, укрепление мышц языка, позволяющих удерживать кончик вверху, растягивание подъязычной уздечки, развивать подвижность губ.
— развитие двигательных функции артикуляционного аппарата: выработка дифференцированных движений губ, выработка умения, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, выработка подвижности и дифференцированных движений языка, укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка, создать кинестетические ощущения движений языка, развить контроля над движениями языка, тренировать переключаемость между артикуляционными укладами [2].
— развитие мимических мышц: гимнастика мимических мышц, увеличение подвижности бровей, губ, кинестетических ощущений от различных мимических картин, закрепление связи эмоция — мимика.
- коррекция фонетики
— коррекция звукопроизношения: постановка, автоматизации и дифференциация нарушенных звуков.
— развитие просодической стороны: выработка правильного диафрагмального дыхания, плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, развитие длительного речевого выдоха, работа над интонационной окрашенностью речи, нормализация темпо-ритмической стороны речи.
- коррекция фонематических процессов
— развитие фонематического слуха шипящих и свистящих звуков, соноров, определение признака звонкости — глухости, мягкости -твердости.
— формирование правильного звукового анализа многосложных слов: умения выделять первый и последний звук в словах, определять последовательность и количество звуков в слове, подбирать слова с заданным звуком, его позицией и количеством звуков, делать полный звуковой анализ слов, подбирать слова с заданным слогом, их позицией и количеством слогов, делать полный слоговой анализ слов, определять количество, последовательность и место слова в предложении.
Для ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо реализовать аналогичные направления работы относительно моторной сферы, фонетики и фонематических процессов, кроме того, важно осуществлять дальнейшее развитие лексикограмматического строя речи ребенка [6].
При дизартрии нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. К тому же из-за наличия неврологической симптоматики по типу спастичности, гипотонии или дистонии, преодоление фонетико-фонематических нарушений представляет для логопеда значительные трудности [5].
С целью выявления особенностей и состояния звукопроизношения у младших школьников с дизартрией было проведено исследование. Обследование звукопроизношения проводилось с помощью экспериментальных методик. В специальной литературе представлено большое разнообразие материала для обследования звуковой стороны речи детей с 7 лет. В нашем эксперименте была применена дополненная методика О.Б. Иншаковой, т. к. она позволяет охватить все группы звуков и рассчитана на младший школьный возраст детей.
В результате применения методики были получены следующие результаты. Нарушения звукопроизношение детей младшего школьного возраста с синдромом дизартрии носят у 82 % детей полиморфный характер.
Первый этап исследования заключался в контроле артикуляционного праксиса детей младшего школьного возраста с дизартрией. Средний возраст обследуемых 9 лет. Детям предлагалось выполнить комплекс диагностических проб.
В результате проведения эксперимента были получены следующие результаты. Из общего количества испытуемых в числе 16 детей младшего школьного возраста возраста с дизартрией было выявлено 7 случаев спастического типа нарушений, 6 случаев -гипотонического типа и еще 3 случая нарушений артикуляционной моторики по типу дистонии.
Проведем качественный анализ результатов. У всех испытуемых выполнение артикуляторных проб вызвало затруднение. У одних детей отмечались напряженные, сжатые губы, толстый без выраженного кончика, малоподвиженый язык, оттянутый комом кзади. У одного ребенка ярко проявлялся близкий глоточный рефлекс, у второго язык имел синевато-фиолетовый цвет, при нагрузке частые беспокойства языка. Также во многих случаях у детей наблюдалась девиация языка.
У других напротив, отмечалась слабость и вялость мышц, обильная гиперсаливация. Язык при этом тонкий, находился на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость возрастала.
У некоторых испытуемых выявлен меняющийся тонус лицевых и артикуляционных мышц.
Второй этап предполагал непосредственно обследование состояния звукопроизношения младших школьников с дизартрией. Стоит отметить, что звукопроизношение при дизартрии важно исследовать не изолированно, а в составе слов. В результате почти в 87,5 % случаев нарушение звукопроизношения носило полиморфный характер. То есть у 14 детей из 16 нарушены были сразу несколько групп звуков. И лишь у двоих из исследуемой группы было лишь искажение звукпроизношения по одному типу -ротацизм.
В 87,5 % случаев у детей нарушены одновременно несколько групп звуков, а в 57,14 % из этого числа нарушено свыше трёх групп звуков.
Среди искажений наиболее часто встречающимися являются межзубное и боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [р], межзубное, боковое, нижнее произнесение переднеязычных [т], [д], [н], [л]. В случаях спастической дизартрии наблюдается смягченное произношение всех звуков вследствие напряжения средней спинки языка. У одной девочки отсутствовал звук [х], что в логопедической практике наблюдается крайне редко. Исследование также подтверждает мнение Л. В. Лопатиной, что самым распространенным является для [р], [р’] велярный ротацизм.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что при дизартрии нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. К тому же из-за наличия неврологической симптоматики по типу спастичности, гипотонии или дистонии, преодоление фонетико-фонематических нарушений представляет для логопеда значительные трудности.
Важно подчеркнуть, что при работе с детьми с дизартрией необходим именно комплексный подход, который бы позволил усовершенствовать методы логопедической работы путем привлечения таких средств коррекции, которые не будут нарушать естественные процессы организма, не смогут оказывать побочного действия на другие органы и системы, не причинят ребёнку какого-либо дискомфорта, не сформируют привыкание детского организма к внешнему коррекционному воздействию.
Совместные усилия медицины и специальной педагогики и психологии должны быль скоординированы и направлены на единую задачу побороть неврологическую симптоматику и нормализовать звукопроизношение детей с дизартрией.
Анализ классических коррекционных программ (например, Т. Б. Филичевой, разработанной совместно с Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной, Т.В. Тумановой) показал, что первоначальной задачей авторы считают формирование дифференцированного произношения посредством развития подвижности артикуляционного аппарата методами массажа лица, губ, твердого неба. Отмечается, что метод пассивной гимнастики достаточно эффективен в работе с детьми с дизартрией.
Е.Ф. Архипова предложила свою индивидуальную методику, включающую в себя 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой, зарекомендовавшую себя, как эффективное средство в преодолении дизартрии.
Значимое место среди новых методов коррекции отводится рефлексотерапии, частью которой является метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС). Это современный метод аппаратной терапии и профилактики (Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.) [4]. ДЭНС интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Аппарат воздействует на чувствительные точки, связанные проводящими путями с центральной нервной системой. Он оказывает действие на речевые зоны, формируя сигнал, подобный нейроимпульсу. По проводящим путям импульс идет к ЦНС и затем к соответствующим отделам периферической речевой системы. Работая по принципу обратной связи, ДЭНС обеспечивает важнейший коррекционный принцип индивидуальной направленности. Стимуляция осуществляется курсами от 10 до 15 дней в зависимости от тяжести речевого дефекта.
Мы разработали логопедический курс занятий, целью которого является коррекция звукопроизношения у младших школьников с дизартрией на фоне проведения динамической электронейростимуляции.
Для достижения поставленной цели, должны решаться следующие задачи:
- нормализовать тонус артикуляционных мышц;
- развивать артикуляционную моторику;
- поставить и закрепить звуки в речи.
К коррекционно-развивающим мы отнесли следующие задачи:
- развить фонематическое восприятие;
- развить речевое дыхание;
- развить силу голоса.
К коррекционно-образовательным:
- устранять проявления общего недоразвития речи у детей с дизартрией;
- формировать навык контроля за собственной речью. [1]
Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что использование метода динамической электронейростимуляции в комплексном воздействии при дизартриях может позволить рекомендовать метод к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения в целях повышения эффективности коррекционной работы. Включение ДЭНС в комплекс других методов и средств логопедического воздействия может сократить сроки коррекции, быстрее добиться улучшения состояния мышечного тонуса и качества подвижности артикуляционного аппарата; ускорения темпов нормализации звукопроизношения и функционального состояния всей нервной системы в целом.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. –М.: АСТ; Астрель, 2015.C. -254
- Бурачевская О.В., Бурачевская Н.И. Динамическая электронейро-стимуляция в коррекции речевых нарушений // Школьная педагогика, 2021. № 2(9). С. 5-10.
- Воробьева Т. А. Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: «Литера», 2014. – С. 112
- Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М.: «Библиотека Ильи Резника», «Эксмо», 2013. — С. 49
- Кушнина Т. В. Предварительные результаты использования динамической электронейро-стимуляции у детей с дизартриями и алалиями // Динамическая электронейро-стимулирующая терапия. Эволюция продолжается: Сб. мат-лов междунар. симпозиума «ДЭНАС МС». Екатеринбург, 2014. — С. 172–179.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб.,2015. -С.234 х: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2016. – С. 415.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Методы коррекции
После того, как будет точно выяснена причина появления дефектов речи, можно будет точно определить верный путь лечения. Так, например, механическую дислалию можно вылечить только путем хирургического вмешательства. Операция поможет убрать анатомические дефекты, которые мешают нормальной работе речевого аппарата.
Сложная дислалия у детей дошкольного возраста лечится при помощи:
- артикуляционной гимнастики;
- развития чувствительности слуха;
- логопедического массажа;
- развития микромоторики;
- методики правильного дыхания во время разговора.
Логопедическая помощь
После первого посещения логопеда, специалист разрабатывает индивидуальный план работы с каждым ребенком. Занятия должны проходить не реже 2-х раз в неделю, а лучше до 3-4 раз, тогда результат появится быстрее. Родители ребенка также должны помогать, регулярно дома выполнять специальный комплекс упражнений.
Корректировка речи логопедом проходит в несколько этапов:
- Подготовительный. Логопед проводит занятия, помогающие лучше развивать память, процессы мышления и внимания. Ребенок учится сравнивать и проводить самостоятельный анализ. Специалист помогает развивать фонематическое восприятие, обучает звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе ребенок выполняет упражнения, помогающие правильно произносить звуки: губами, щеками, языком, небом и челюстями.
- На следующем этапе специалист учит ребенка правильно ставить речь. Упражнения проходят в игровой форме, если потребуется, то могут использоваться дополнительно логопедические зонды. Одновременно можно ставить не более 2-х звуков.
- Автоматизация звуков. Ребенок должен научится автоматизировать звуки в словах, слогах, фразах и текстах, а чуть позже и в живой речи. Родителям для закрепления результат нужно ежедневно в домашних условиях повторять упражнения.
- Заключительный этап. Ребенок должен научится разграничивать новый выученный звук с тем, которым он ранее его заменял. Это необходимо для того, чтобы исключить рецидив заболевания, чтобы не вернулась картавость.
Чтобы добиться результатов и вылечить полиморфную дислалию, заниматься необходимо регулярно на протяжении полугода. Как показывает практика, логопеду удается легко справиться с проблемой, и ребенок к школе сможет правильно говорить.
Но родителям нужно запомнить, что только гармоничная работа взрослых, специалиста и положительная атмосфера, предотвратят осложнения.
Домашняя гимнастика
Ежедневно дома родители с детьми могут выполнять простую гимнастику:
- двигать языком влево, вправо, далее по часовой стрелке и обратно, тянуться языком к носу и подбородку;
- упражнение грибок – язык присосать к небу, а после открывать и закрывать рот;
- движение губами – вверх, вниз, улыбаться, вибрировать, вытянуть в трубочку;
- закрывать, открывать рот как можно шире, растягивая связки челюсти;
- проговаривать скороговорки.
Упражнения можно выполнять утром и вечером, затратив всего 5-10 минут.
Логопедический массаж
Этот вид массажа помогает стимулировать артикуляционную мускулатуру, оказывает расслабляющее действие, улучшает кровоток в мягких тканях, тренирует мышцы, которые отвечают за формирование речевого аппарата, заставляя их функционировать согласовано и правильно.
Массаж рефлекторно воздействует на всю лимфатическую систему, улучшает прохождение лимфы по сосудам. Значительно повышается эластичность волокон мышц, их сила и объем сократительной функции, лучше восстанавливается их активность после нагрузки.
Проводится массаж в теплом, проветриваемом помещении. Проводят массаж циклами по 10, 15 или 20 сеансов, проводить процедуру лучше через день. После месячного перерыва можно повторить процедуру.
Во время массажа ребенок может лежать на спине, подложив валик под шею, можно также полусидеть в кресле с высоким подголовником.
Эффективнее применять классический вид массажа, который предусматривает легкое поглаживание, разминание, растирание, вибрация. Выполнять массаж можно руками, зубной щеткой с мягкой щетиной, шпатели резиновые и другие.
Также есть еще точечный, аппаратный и зондовый виды массажа, но их должен проводить специалист, чтобы не навредить.
Возможные осложнения
Если не начать своевременное лечение, то нарушения в произношении звуков, могут стать манифестацией психического недуга, например, шизофрении. На подобное развитие событий указывает устойчивая симптоматика, проявляющаяся регулярно на протяжении 3 месяцев. Чем раньше начать терапию, тем благоприятнее будет прогноз.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который можно легко излечить без каких-либо осложнений и последствий. В период острого нарушения больной социально дезориентирован, может быть опасен для себя и окружающих, поэтому ему нужно постоянное наблюдение и помощь.
Полиморфное нарушение – это частая проблема молодых родителей. Детям с нарушениями звукопроизношения требуется своевременная коррекция, иначе недуг может спровоцировать отставание в развитии функции речи.
Если есть хоть малейшие признаки болезни, нужно срочно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист подберет комплекс занятий и сможет повысить качество речи у ребенка без последствий и осложнений.
Профилактические мероприятия
Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.
На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.