Инновационные технологии в работе учителя-логопеда


Инновационные технологии и их значение для логопедической практики

Определение 1
Инновационные технологии – это новые способы, методы осуществления различных видов деятельности, направленные на повышение ее качества и результативности.

Использование инновационных технологий в логопедической практике ориентировано на повышение эффективности данного процесса и достижение его целевого назначения – коррекция и профилактика речевых нарушений дошкольников.

Инновационные технологии в логопедии обладают следующими характеристиками:

  1. Выступают дополнением к уже используемым технологиям работы, с целью достижения конкретных ее итогов.
  2. Являются новыми методами и средствами, инструментами логопедической практики, являющимися более целесообразными, рациональными и эффективными вариантами организации логопедического занятия.
  3. Отражают новые методы построения взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.
  4. Имеют стимулирующий характер, проявляющийся в формировании благоприятной учебной среды и активизации работы нарушенных психических процессов организма.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В современной логопедической практике используются следующие инновационные технологии:

  • ИКТ-технологии.
  • Кинезиотерапия.
  • Арт-терапия.
  • Мнемотерапия.
  • Криотерапия.
  • Пальцевый массаж.
  • Су-джок терапия.
  • Сенсорные технологии.
  • Биоэнергопластика.

Любая инновационная технология, применяемая в логопедии, как правило, используется в совокупности с иными методами логопедического воздействия. Они не меняют фундаментальных основ логопедической терапии, а только дополняют ее, делая процесс более эффективным.

Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

Проект «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Авторы:

учитель-логопед Черенкова Т.С.

учитель-логопед Щербакова Е.В.

Актуальность проблемы.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь новых технологий и методов реализации процессов обучения и воспитания. Качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций.

В работе учителя-логопеда также важно использовать современные технологии. Необходимость в этом определяется тем, что у детей с нарушениями речи всё чаще встречаются сочетанные нарушения, такие как отставания в физическом, психическом и социально-личностном развитии.

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» имеет обширную материально-техническую базу, на основе которой можно внедрять инновационные технологии в работу с детьми с ОВЗ. Это послужило основанием для создания данного проекта.

Тема проекта:

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель проекта —

повышение эффективности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ путём внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс.

Задачи проекта:

  • повысить уровень знаний о видах инновационных технологий и их влиянии на развитие детей с ОВЗ;
  • создать условия и внедрить в коррекционный процесс инновационные технологии;
  • привлечь внимание воспитателей и родителей к использованию инновационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Методы реализации:

  • изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в МБДОУ;
  • приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий;
  • проведение различных методических мероприятий — педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение ее в практику МБДОУ;
  • интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;
  • профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Сроки реализации:

1 год

Участники проекта:

  • дети с ОВЗ, имеющие нарушения речи;
  • учителя-логопеды;
  • воспитатели групп;
  • родители детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение компетенции участников образовательного процесса в использовании инновационных технологий в работе;
  • Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через: используемое программное обеспечение; повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

Направления работы:

1. Создание условий для реализации проекта

  • создание предметно-развивающей среды и условий для использования инновационных технологий в деятельности учителя -логопеда;
  • накопление (сбор, изготовление, приобретение) методического и дидактического материала по данной теме.

2. Диагностическое направление

  • определение показателей, на основе которых будет производиться проверка эффективности проводимой работы по проекту;
  • диагностика и выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, участвующих в проекте.

3. Внедрение инновационных технологий

  • систематизация, изучение и внедрение в логопедические занятия инновационных технологий.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом

  • повышение компетентности педагогического состава ДОУ по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  • формирование взаимодействия специалистов по внедрению и использованию инновационных технологий в своей деятельности.

5. Взаимодействие с родителями

  • консультирование родителей по вопросам использования инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  • привлечение родителей к мероприятиям в рамках проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

прогностический, диагностический.

На этом этапе проводилась диагностика детей, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР и на логопункт. Также выявлялись индивидуальные психолого-педагогические особенности каждого ребёнка. Создавались индивидуальные образовательные маршруты.

Основной этап:

организационный, практический.

На этом этапе была изучена литература по теме проекта и выбраны те инновационные технологии, которые учитель-логопед может внедрить в коррекционный процесс, а именно: здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии.

На основе данного выбора были созданы картотеки по следующим видам технологий:

  • Песочная терапия;
  • Хромотерапия;
  • Су-джок терапия;
  • Самомассаж;
  • Релаксация;
  • Дидактические игры на ПК;
  • Дидактические игры на планшетном компьютере.

В ходе диагностики были выделены типичные затруднения детей с ОВЗ, такие как:

  1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
  2. Низкий темп выполнения заданий;
  3. Низкий уровень развития высших психических функций;
  4. Трудности в понимании инструкций;
  5. Нарушение координации движений;
  6. Низкая самооценка;
  7. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  8. Повышенная утомляемость или повышенная возбудимость.

На данном этапе были разработаны конспекты логопедических занятий

с использованием инновационных технологий, которые в последующем проводились в течении учебного года:

  • 15 серий конспектов индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.
  • 30 конспектов подгрупповых и фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Также на этом этапе осуществлялось сотрудничество между специалистами и для педагогов ДОУ проводились консультации, круглые столы, практикумы по темам:

  • «Инновационные технологии в ДОУ»;
  • «Приёмы использования шариков су-джок на занятиях по развитию речи»;
  • «Релаксация как эффективный метод снижения утомляемости»;
  • «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи».

Было проведено 3 открытых интегрированных занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:

  • «Зимние виды спорта»;
  • «Весна пришла»;
  • «День победы».

В рамках этого этапа было проведено родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии как эффективное средство коррекции нарушений речи»

Также для родителей проводились консультации, мастер –класс, семинар-практикум по темам:

  • «Логопедическая радуга: влияние цвета на развитие речи детей»;
  • «Су-джок массажёры в коррекции речи детей»;
  • «Самомассаж лица при различных формах дизартрии».

В завершении данного этапа был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска на тему «Использование инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ», который обобщил полученный опыт.

Заключительный этап:

обобщающий.

На последнем этапе проводилась заключительная диагностика детей и формулировка выводов по результатам проектной деятельности.

По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод об эффективности применения инновационных технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ. Стоит отметить, что положительные результаты были достигнуты благодаря системному комплексному и последовательному использованию инновационных технологий, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.

Применение системы инновационных технологий, сотрудничество специалистов позволило обеспечить полноценное развитие детей с ОВЗ, реализовать поставленные задачи. Правильно организованная предметно — развивающая среда способствовала личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

Результат диагностических данных позволяет сделать вывод, что использование инновационных технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, так как оно способствует:

  • повышению речевой активности;
  • развитию речевых умений и навыков;
  • снятию напряжения, восстановлению работоспособности;
  • активизации познавательного интереса;
  • улучшению концентрации внимания, снижению трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
  • созданию психофизиологически комфортной для детей обстановки на занятиях, предусматривающих “ситуации успеха”;
  • организации занятия интереснее и разнообразнее.

Список использованной литературы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
  5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  6. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. — №2. – с. 37-39
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  12. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  14. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  15. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Смоленск 2021 г.

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — это технология речевого развития, основанная на взаимодействии трех составных компонентов: ребенка, его энергетических ресурсов и двигательного аппарата.

По сути, биоэнергопластика- это разновидность артикуляционной гимнастики, основанной на одновременным выполнением каких-то движений и работе артикуляционного аппарата (например, высунуть язык и поднять руку). Это позволяет распределить энергетические ресурсы организма естественным путем, активизирует кровообращение и укрепляет артикуляционный аппарат, что в итоге положительно сказывается на речевом развитии ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Инновационные технологии в работе учителя-логопеда 480 ₽ Реферат Инновационные технологии в работе учителя-логопеда 280 ₽ Контрольная работа Инновационные технологии в работе учителя-логопеда 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При выполнении данной гимнастики происходит активная работа нескольких систем организма: артикуляционного аппарата, двигательного аппарата, мышления и речевого аппарата.

Посредством биоэнергопластики удается решить следующие логопедические задачи:

  1. Укрепление мышц лица и формирование более устойчивых артикуляционные процессы.
  2. Активизация силы и подвижности органов речевого аппарата, их развитие.
  3. Формирование навыков координации движений.
  4. Развитие моторных функций организма.
  5. Активизация работы памяти.
  6. Развитие произвольного внимания и улучшение визуального и слухового восприятия информации.

Организация данной гимнастики проводится в игровой форме. Она увлекает ребенка и делает процесс логопедической работы незаметным для ребенка и более успешным.

Технологии логопедического массажа

Оксана Стрижевская

Технологии логопедического массажа

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми возможностями здоровья.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.К ним относятся хорошо известные специалистам:

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

СЛАЙД 2

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.

СЛАЙД 3

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

СЛАЙД 4

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

СЛАЙД 5

Различают следующие виды логопедического массажа:

• Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.

• Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только)

.

• Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

• Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости,как: мягкое небо, язык и губы.

Самомассаж. Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массажцелесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

СЛАЙД 6

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

СЛАЙД 7

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата.Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

• нечеткое произношение звуков речи;

• заикание, имеющее невротическую природу появления;

• нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;

• неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;

• алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);

• ускорение результативности занятий с логопедом;

• непроизвольное слюноотделение;

• напряжение при произношении звуков;

• ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);

• дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха, возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

СЛАЙД 8

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

СЛАЙД 9

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут.Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25- 30 минут.

СЛАЙД 10

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

СЛАЙД 11

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

СЛАЙД 12

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.

Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

СЛАЙД 13

Для проведения зондового массажа требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

СЛАЙД 14

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.

СЛАЙД 15

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

СЛАЙД 16

Обычно вибромассажер состоит из ручки, в которую помещается батарейка, и трех насадок, которые можно использовать для выполнения упражнения «вибрация»

в
логопедическом массаже.
СЛАЙД 17

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

СЛАЙД 18

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

СЛАЙД 19

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна)

. Обучая детей
самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило,в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

СЛАЙД 20

Ложки – эффективный, интересный и доступный помощник для логопедического самомассажа

Итак, почему же ложки – это эффективный, интересный и доступный помощник для логопедического самомассажа? Начнем ответ на этот вопрос с истории.

Металлические ложки стали применяться не по прямому назначению Рене Кохом в косметологии в качестве косметического массажа ложками. Затем, метод массажа с использованием ложек стали применяться и в логопедии.

В применении ложек в логопедиивыделяют следующие направления работы:

Упражнения с ложками.

Цель – запоминание частей ложки; закрепление различных положений ложки в руке; освоение движений массажа; развитие мелкой моторики, синхронизации работы рук.

Самомассаж ложками.

Цель – обучение самостоятельному выполнению массажных движений лица, языка, неба, щек.

Упражнения с сопротивлением (изотонические)

.

Цель – укрепление мышц губ, щек, языка, нижней челюсти; выработка более точных движений.

СЛАЙД 21

Более подробно рассмотрим применение ложек для самомассажа. Для него потребуется две ложки плюс еще 1-2 на случай падения. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком.

В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка.

СЛАЙД 22

Для лица используется чайная ложка. Для выполнения движений во рту, на языке, за щекой и др. – кофейная ложка.

При гипертонусе мышц следует периодически опускать ложку в стакан с теплой водой. А при гипотонусе мышц – в стакан с холодной водой.

Проведение самомассажа проходит в несколько этапов. На начальном этапе взрослый помогает ребенку выполнять массажные движения сидя перед зеркалом, что помогает ребенку контролировать движения. В самомассаже ложками используется классическая схема проведения логопедического массажа: та же последовательность зон, те же направления движений.

Далее движения производятся самостоятельно. Ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. Движения ложками достаточно просты и быстро усваиваются. Следует отметить, что площадь воздействия ложки, значительно больше, чем площадь воздействия пальца, а значит такое воздействие более продуктивно.

СЛАЙД 23

Реакция детей на ложки, как правило, положительная, самомассаж вызывает интерес и вовлеченность ребенка, тем самым повышает эффективность занятий. Подведем итог. Преимущества логопедического самомассажа ложками:

• Ложки просты в применении и безопасны, они не требуют стерилизации – достаточно их помыть.

• С ложкой связаны приятные ощущения и ассоциации, что вызывает положительный настрой у детей.

• Ложки есть в каждом доме, а значит, проведению такого массажа можно научить родителей.

СЛАЙД 24

В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении. Кроме того, детям нравится массаж, он приятно щекочет, расслабляет мускулатуру и приносит положительные эмоции.

Мнемотерапия

Определение 2

Мнемотерапия – это технология развития навыков запоминания информации за счет ее схематичного представления.

Происходит схематичное представление отдельных слов, фраз, текстов, сцен из сказок и мультфильмов. Они выражаются схематично, посредством написания отдельных символов. Дети видят символы, в которых зашифрована какая-то информация и стремятся ее разгадать. Это уже активизирует их интерес к занятию.

Специфика данной технологии заключается в представлении информации не с помощью изображений, а посредством символов, способствующих опосредованному запоминанию. Так, слова запоминаются гораздо быстрее и устойчивее сохраняются в памяти.

Посредством применения мнемотерапии можно достичь:

  1. Формирования связной речи в кратчайшие сроки.
  2. Развития ассоциативного мышления.
  3. Активизации визуального и слухового восприятия.
  4. Развития зрительной памяти.
  5. Развития слухового и зрительного внимания.
  6. Постановки звуков за краткий временной промежуток.
  7. Доведения звукового произношения до автоматизма.
  8. Освоения навыков различения и разделения звуков, их позиций в слове.

Рисунок 1. Преимущества использования ИКТ-технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]