«Роль проектной деятельности в работе учителя-логопеда»


Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР -3

Метод проектов

– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в

процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности.

Ни для кого не секрет, что у детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» — пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

А главные преимущества метода проектов в работе логопеда — значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через

совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное — помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневной жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Технология «метод проектов» в педагогической практик учителя-логопеда

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Определенные требования к использованию вариативных технологий современного образования ориентированы на потенциальные возможности человека с целью качественного изменения личности воспитанника, а именно: развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Одним из наиболее эффективных в наши дни стала технология «метод проектов».

Возможно ли учителю-логопеду в своей педагогической практике с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод?

Собственный педагогический опыт, анализ научно-методических материалов и современные исследования в области воспитания и обучения детей с нарушениями речи, позволил нам установить, что именно данная технология актуальна и эффективна.

Так почему же технология «метод проектов» активно внедряется и используется в педагогической практике учителей-логопедов?

Данный метод помогает подготовить ребенка к успешному обучению в школе, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

К тому же тематический принцип планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ТНР позволил нам интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема. К тому же позволяет избежать перегрузки детей, помогает высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают непосредственное взаимодействие специалистов в коррекционном процессе.

Реализованные нами проекты были разнообразной направленности: гуманитарной, социологической, биологической; по роду своей деятельности все они были исследовательскими.

После таких детских пытливых вопросов о правильном назывании такого предмет зимней одежды, как варежки или рукавички? Это одно и тоже? Или нет? И откуда взялись эти слова? Именно этот предмет одежды стал объектом исследовательского проекта «Рукавицы-варежки».

С целью выяснения различия варежек и рукавичек, знакомства с историей возникновения этого предмета одежды, исследования практической значимости и значения орнаментов на варежках были выбраны следующие источники: словари, журналы, книги, энциклопедии библиотечного фонда, видеоэкскурсия в музей варежек.

Стало значимым не только изучение теоретического материала, но и подтверждение практическим способом (экспериментом) одной из версий происхождения названия варежки.

Результатом работы над проектом стали: очное выступление и победа воспитанницы на научной олимпиаде дошкольников, благотворительная акция «Тепло рук», буклеты «Интересные факты о варежках и рукавицах», а самое главное высокие стабильно положительные результаты в коррекционно-педагогической работе, атмосфера доверия, взаимопонимания, творческих партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами.

Технология «метод проектов» весьма актуальна в современном дошкольном образовании, она позволяет педагогам расширить образовательное пространство, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, коммуникативных навыков. Все характеристики, уровни, критерии и требования к педагогическим технологиям в полной мере соотносимы с пониманием сущности логопедической технологии.

Активно применяя технологию «метод проектов» в инновационном обучении, учитель-логопед делает коррекционно-воспитательный процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении образовательных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения детей с нарушениями и недоразвитием речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]