Причины
За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:
- Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
- Инфекционные заболевания
- Проблемы пищеварением
Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.
- Заболевания щитовидной железы
Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.
- Гиперактивность
Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.
- Тугоухость
- Травмы головы, органов речи и слуха
- Неблагоприятная социальная среда
- Отрицательный пример
У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.
Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.
Как развивать?
Сначала грудничок учится ориентироваться в бытовых звуках: шум воды, мяуканье кошки, щелчок выключателя.
За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не просто реагирует на звуки, но и пытается их повторять.
Примерно к восьми месяцам ребенок пользуется только теми звуками, которые присутствуют в его родной речи.
При нормальных темпах развития уже в год-два «маленький человек» способен выполнить простое поручение («принеси куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).
Для развития фонематического слуха, в первую очередь, нужны регулярные занятия и выполнение упражнений. Проводить их можно как под контролем логопеда, так и дома с мамой. Конкретные примеры для каждого возраста мы разберем далее.
У детей 3-4 лет
- К трем годам ребенок умеет различать все звуки. Решающим фактором в его развитии фонематического слуха является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
- Показываем крохе различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Даем послушать их звучание и поиграть. Затем просим отвернуться: ребенок должен угадать на слух название инструмента.
- Знакомим сына или дочь с понятиями «горячий» и «холодный». Затем катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», мячик трогать нельзя.
- Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки крупу, пуговицы, гальку. По звуку малыш будет угадывать, что в каждом из них лежит.
- Взрослый показывает картинку и называет предмет, специально заменяя в нем звуки. Малыш должен хлопнуть в тот момент, когда услышит правильный вариант. Например, корота-ворота-борота.
У детей 5-6 лет
Правильно воспринимаются только те звуки, которые грамотно произнесены. Это влияет на развитие словаря и овладение грамотой. Понять связь между буквами и звуками возможно только при четком произношении.
- Подбираем две картинки — с мишкой и мышкой. Обсудите первую: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Потом вспомните про мышку: что она любит и где ее можно встретить? Объясняем, что звучание слов похоже, но значение у них абсолютно разные.
- Произнесите их вместе с ребенком, дайте почувствовать разницу. Точно также можно играть и с другими парами слов: печка-свеча, шина-машина.
- Показываем различные картинки с предметами и просим четко проговаривать то, что на них изображено. Если разбивать слова на части, это будет только плюсом: пал-ка, шиш-ка.
- Ребенок отгадывает, голосом какого героя вы сейчас разговаривали. В более сложном варианте малыш сам «примеряет» различные звуковые интонации: пробует разговаривать голосом зайца, лисы или робота.
У детей 6-7 лет
Многие родители уверены, что с ребенком нужно выучить только буквы, и он тут же начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Заучивание букв не гарантирует отсутствия серьезных затруднений при обучении письму. И большинство ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.
- Взрослый загадывает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен поймать этот звук: хлопнуть в ладоши, когда его услышит. Сначала подбираем слова так, чтобы звук стоял в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем его в середину или конец. Через какое-то время можно читать целый текст и точно также «ловить» звук.
- Взрослый называет слово и бросает ребенку мячик. Кроха должен ответить рифмой и бросить мяч в ответ. Начинаем с самых простых слов. Если малыш затрудняется, подсказываем ему нужный ответ.
- Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Постепенно добавляем новые слова. На первых порах можно играть с помощью картинок, но затем упор делается именно на слуховую память. Цель: запомнить как можно больше слов подряд. Возникла ошибка— игра начинается вновь.
СПРАВКА! Будет интересно поиграть с ребенком в школу, где он — учитель, а взрослый — ученик. Превратитесь в Незнайку, который все путает и во всем ошибается. Пусть малыш исправляет ваши ошибки.
Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
Особенности внимания
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
Особенности памяти
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
Особенности мышления
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.
Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.
- «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
- «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
- Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.
Классификация снижения слуха
- I степень:
обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию. - II степень:
возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке. - III степень:
у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко. - IV степень:
малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения.
Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера. Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов. Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки.
Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.
Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука
В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.
- «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
- «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
- «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
- Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию
- «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
- «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
- «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
- «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза
- Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
- Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
- «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
- Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
- «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).
Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.
Дата публикации: 25.11.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.
Определение
Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.
Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.
Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только – . Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.