Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи


Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Наталья Морозова

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

У детей с общим недоразвитием речи мы как правило наблюдаем:

— малый объём лёгких;

— слабую дыхательную мускулатуру;

— неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха;

— слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких и стеснительных).

Задачи, которые решаются в процессе коррекционной работы по формированию речевого дыхания

• Формировать сильный, плавный, целенаправленный выдох

• Подготовить отдельные элементы для постановки звука

• Улучшить чёткость дикции

• Формировать просодическую сторону речи (это совокупность таких элементов, как интонация, мелодика, пауза, ударение, темп, ритм и тембр).

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

— нормальное функционирование голосового аппарата;

— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

— способствует сохранению плавности речи;

— способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;

— способствует правильному соблюдение пауз.

Неправильное речевое дыхание нередко является:

— причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе);

— позднего или неправильного усвоения некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях ускорения темпа речи;

— неправильного использования интонационных средств выразительности;

— нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки.

Требования к выполнению дыхательной гимнастики:

• перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть средней влажности

• одежда не должна стеснять движений

• не рекомендуется выполнять упражнения после приема пищи

• необходим контроль за правильным выполнением упражнений (следить, чтобы дети не поднимали плечи, воздух набирали через нос, чтобы не надували щёк, поэтому на начальном этапе можно прижимать их руками)

• упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут (можно использовать песочные часы, т. к. они быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение

• лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Для развития силы воздушной струи, в работе используются следующие игры

— Задуй свечку

— Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения

— Подуй на одуванчик

— Надуй шарик

— Дуй через трубочку в мыльный раствор

— Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки

— Сдуй бумажку с трубочки

— Выдуй мячик из стаканчика

— Игры с сайта Мерсибо «Сдуй снежинки», где ребёнок через микрофон дует на снежинки, которые разлетаются и мы видим, что за ними был спрятан предмет, который нужно будет отдать тому персонажу, который появится в конце игры на экране. Следующая игра «Помоги мышонку». У мышонка получается тащит сосиску, только тогда, когда ребёнок с помощью силы голоса и дыхания говорит слово «сосиска», если ребёнок говорит тихо и слабо, то сосиска остаётся на месте.

— Пособия «Времена года», тоже способствуют развитию силы воздушной струи, на нитки дуть тяжелее, чем на дождик. Также используются утяжелители: листочки и бабочки.

Для развития длительности воздушной струи используются следующие игры и упражнения.

— Дуй на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.

— Дуй на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.

— Духовые музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, губные гармошки и их аналоги.

Мыльные пузыри лучше использовать на улице, музыкальные инструменты в домашних условиях, в группе и в кабинете подойдут разные вертушки.

Игры и упражнения на развитие целенаправленности воздушной струи.

— Игра «Задуй в ворота гол», которая развивает и силу воздушной струи тоже.

— Сюжетные картинки с персонажами на ниточках, на которые ребёнок дует. Например, сдуй бабочку с цветка и т. д.

Таким образом, были представлены игры и упражнения на развитие силы, длительности и целенаправленности воздушной струи, которые используются в коррекционной работе.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]