11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий, сроки действия которых заканчиваются с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, до 31 декабря 2021 года. Оригинал Приказа в прикреплении к статье.
Многие педагогические работники о данном приказе узнали только в конце 2021 года. И сетовали на то, что зря проходили аттестацию в декабре. А также интересовались, можно ли отозвать поданное заявление, раз Минпросвещения даёт передышку.
Вот комментарии коллег с форумов:
Лучше бы новые правила аттестации отменили…
Если кто не в курсе, то с 2021 года начнут повсеместно действовать новые правила аттестации, которые весьма неадекватные.
У нас все педагоги получили всё, что хотели в свой срок. Особенно, первая категория, за неделю можно собрать портфолио, дистанционно.
Подала на высшую категорию, была первая, сказали, аттестация будет проходить дистанционно, на что собственно и надеюсь.
У нас аттестация была после 11 декабря, в удалённом режиме по Зум. И дальше, скорее всего, так же будет продолжаться.
Статья:
В нашей стране порядок прохождения аттестации одинаков для всех специалистов — от учителей физкультуры до учителей-логопедов. Молодой специалист может подать заявление на аттестацию на первую категорию в любое время. Но ему стоит поработать как минимум год, чтобы набрать необходимый опыт и материалы для портфолио.
Учитель-логопед должен предоставить заявление в аттестационную комиссию. В некоторых регионах требуют подтверждающих документов, например, диплома, выписки из трудовой книжки. Также нужно взять в образовательной организации характеристику-представление, подписанное директором.
Дальше учителю-логопеду нужно заполнить портфолио — это правило работает для всех регионов. В некоторых регионах портфолио заполняется в электронном виде. Педагог загружает документы, подтверждающие результаты его работы, выставляет баллы самооценки и публикует портфолио в сети.
В большинстве регионах, также как и в нашем нет интернет-портала, портфолио передают в письменном виде в департамент образования города Тамбова. Затем портфолио передают эксперту, он выставляет баллы и рекомендует или не рекомендует аттестационной комиссии присвоить кандидату категорию. Даже если логопед получил от эксперта низкий балл, он имеет право прийти на заседание аттестационной комиссии и выступить в свою защиту. В некоторых регионах логопеду нужно провести открытое занятие или провести обзор своего кабинета или рабочего места.
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПОРТФОЛИО ЛОГОПЕДА? Содержание портфолио определяется критериями и показателями оценки результатов профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учитель-логопед, учитель-дефектолог. Данные критерии разме-щены на сайте РЦОИ 68. Всего 3 основных критерия, которым должен соответствовать педагог: Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (максимальное количество баллов по критерию 4-33, количество дополнительных баллов — 19); Критерий 2. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности (максимальное количество баллов по критерию 1-18, количество дополнительных баллов – 2); Критерий 3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, актив-ное участие в работе методических объединений педагогических работни-ков организации (максимальное количество баллов по критерию 4-33, количество дополнительных баллов – 19).Итого: максимальное количество баллов по трём критериям – 54, количество дополнительных баллов – 24.
Содержание портфолио в разных регионах может отличаться, но примерно соответствует методическим рекомендациям Министерства образования. По этим рекомендациям в портфолио на первую категорию должны быть шесть разделов: портрет, методическая работа, методическая работа и трансляция педагогического опыта, результаты участия в проектной деятельности и социально-образовательных инициативах, результаты внеурочной деятельности, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, работа с родителями и социальными партнерами. В портфолио на высшую категорию добавляются разделы об инновационной и экспертной деятельности.
Портрет. Здесь логопед должен указать свое образование, стаж работы. В этом разделе можно указывать все курсы, которые прошел педагог за последние пять лет. Если педагог не проходил дополнительное образование, аттестационная комиссия не считает это за ошибку, но если проходил — это большой плюс. Курсы повышения квалификации и программы переподготовки для логопедов.
Методическая работа и трансляция педагогического опыта. В этом разделе логопед должен указывать программы, которые он разрабатывал или авторизовал, сообщить об участии в научных конференциях, круглых столах. Работа в проблемных группах и организация мастер-классов также учитываются. Иногда в данный раздел заносят работу в жюри профессиональных или детских конкурсов.
Результаты участия в проектной деятельности. Здесь логопед должен указать участие в любых проектах на любом уровне. Это может быть педагогический проект на уровне детского сада, например, разработка конкурса чтецов. Или социальный проект на уровне района или города, например, клубы чтения при районных библиотеках.
Результаты внеурочной деятельности. Здесь логопед может учитывать проведение конкурсов, кружков и клубов для воспитанников, организацию выставок, тематических недель или внеурочных разовых мастер-классов для детей.
Результаты обучения и воспитания.В этом разделе нужно указать результаты ежегодных мониторингов: их может проводить сам логопед или администрация детского сада или школы в целом. Часто отдельно фиксируют результаты мониторинга динамики коррекционной работы и результаты мониторинга УУД. Также в этом разделе нужно указать результаты участия детей в конкурсах и конференциях с логопедической тематикой.
Результаты работы с родителями. Нужно зафиксировать все формы взаимодействия с родителями — собрания, индивидуальные и групповые консультации, модерацию групп в социальных сетях и мессенджерах. Также можно учитывать сотрудничество с библиотеками, организациями дополнительного образования, детскими поликлиниками.
Инновационная деятельность. В этом разделе нужно рассказать о применении ИКТ технологий, инклюзивных технологий, персонализованного обучения в работе логопеда. Например, логопед может использовать мобильные приложения для тренировок тех или иных речевых навыков.
Экспертная деятельность. Здесь также нужно учитывать работу в жюри, работу в аттестационных комиссиях, организационных комитетах конференций и конкурсов.
Таким образом, каждый учитель-логопед дошкольного учреждения или школы должен соблюдать вышеизложенные критерии и требования и подтверждать свою профессиональную компетентность проходя, аттестацию в целях установления квалификационной категории.
О каких новых правилах аттестации идёт речь?
Ранее мы уже поднимали этот вопрос. Почитать можно здесь>>. С 1 сентября 2021 года запускается новая модель аттестации педагогических работников, пока в режиме апробации. По крайней мере, так обещал Министр Просвещения РФ в своем интервью Российской газете (источник здесь).
В частности, для учителей будет применена модель профессионального развития, в которую войдут должности:
- учитель;
- старший учитель (учитель-методист);
- ведущий учитель (учитель-наставник).
Подробно о новых должностях читайте по ссылке>>.
Чтобы перейти с должности учителя на должность старшего учителя, потребуется отработать не менее 5 лет в школе, а учителю-наставнику — не менее 10 лет. Также внедряется новый формат аттестации — на соответствие профессиональному стандарту.
Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога:
- предметные компетенции;
- методические компетенции;
- психолого-педагогические компетенции;
- коммуникативные компетенции.
В качестве испытаний предполагается: тестирование знаний по своему предмету, решение педагогического кейса, анализ работы педагога на практике, анализ индивидуальных достижений педагога.
Как мы помним, в 2021 году, несколько добровольцев уже проходили тестирование по своим предметам для апробации модели. И эксперимент провалился. Надеемся, удалось сделать правильные выводы и скорректировать модель. Потому, как в этот раз рассчитывать на перенос внедрения не приходится. В частности, вот что ответил Сергей Кравцов учителю Наталье Рыбаковой (впервые опубликовано в Российской газете)
Спрашивает учитель Наталья Рыбакова: «Минпросвещения планирует в 2021 году начать внедрять новую систему аттестации педагогов. Как она будет проходить?»
Сергей Кравцов:
Сегодня, чтобы пройти аттестацию, учитель собирает огромный комплект документов, а сама процедура очень субъективная. Мы же планируем внедрить единые федеральные оценочные материалы, которые будут проверять предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителей.
Мы хотим сделать этот процесс простым для учителя и прозрачным. Чтобы аттестацию можно было пройти прямо на рабочем месте, в два клика, без дополнительных препятствий.
В рамках нацпроекта «Образование» в 2021 году будем выстраивать единую систему научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов. Школы, педагогические колледжи, вузы, институты повышения квалификации — все должно работать в единой системе. Создаем Федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального образования для педагогов. Координировать всю работу будет федеральная Академия Минпросвещения.
Как пройти аттестацию
Обязательная аттестация работников образования в 2021 году будет проводиться под строгим контролем аттестационной комиссии. До этого года педагогический работник сам писал заявление, которое рассматривалось руководителем учреждения. Теперь же основная ответственность ляжет на плечи самой общеобразовательной организации.
Для этого педагогу нужно подготовить следующие документы:
- Заявление от педагога с его личной подписью.
- Копия диплома о высшем педагогическом образовании или диплом переподготовки по преподаваемому профилю.
- Копия документа, подтверждающего наличие присвоенных ранее категорий.
- Копия результатов прохождения предыдущей аттестации, если данная проверка повторная.
- Копия свидетельства о заключении брака, если недавно была сменена фамилия.
- Характеристика педагогического работника, написанная начальством, в которой четко прослеживается уровень профессионализма преподавателя.
- Информационная карта, отражающая результаты профессиональной деятельности педагога за конкретный период.
С 2021 года педагогам будут предъявлены более жесткие требования, из-за чего не все аттестуемые смогут пройти проверку. Увольнять педагогов не будут, так как это не является целью аттестации. Преподавателя будут направлять на различные курсы повышения квалификации и мастер-классы.
Современная школа нуждается в ценных кадрах, поэтому повышаться уровень знаний будет не через смену педагогического состава, а с помощью обучения действующих учителей. Продолжительность процесса аттестации длится не дольше 60 дней
Вся суть аттестации учителей
Аттестация работников образования – форма проверки педагогов на соответствие занимаемой должности и требованиям к современному преподавателю. В ходе испытания определяется качество выполнения учительских функций и профессиональный уровень преподавателя.
Переаттестацию нужно проходить через каждые 5 лет. После удачного прохождения процедуры учителю может быть присвоена квалификационная категория.
Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию
Отметим, что заявление на прохождение аттестации может быть как в печатном виде, так и написанное вручную. В данном документе нужно предоставить информацию о профессиональной деятельности педагога. Чтобы написать заявление, учителю нужно заполнить следующую информацию.
- Фамилия, имя, отчество в родительном падеже.
- Должность с указанием предмета, дисциплины и направления.
- Место работы, муниципальный район.
- Указание желаемой квалификационной категории.
- Членство в профсоюзной организации.
- Перечень копий имеющихся документов.
- Мобильный, домашний и служебный телефон, электронная почта.
Также в заявлении можно указать педагогический стаж, ВУЗ, в котором обучался аттестуемый, упомянуть награды и звания (если имеются).
Уже в этом году говорилось о том, что теперь педагогическая аттестация будет проходить раз в 4 года. Рособрнадзор настаивает на том, чтобы проверка педагогов проводилась каждые 2-3 года по следующим критериям:
- уровень знаний по преподаваемому предмету;
- психологические характеристики учителя;
- проверка навыков в преподавании.
Но многие учителя считают такой вид проверки некорректным, ведь их квалификацию подтверждает диплом о высшем образовании, полученный в ВУЗе.
Рано или поздно, каждый педагог должен пройти через процедуру проверки трудоспособности в данной сфере. Но не стоит относиться к аттестации как к наказанию или экзамену, что ошибочно делают многие преподаватели. Пусть эта проверка для каждого учителя будет источником к открытию в себе новых знаний, педагогических способностей и к повышению уровня мастерства.