Диагностика дизартрииметодическая разработка по логопедии по теме

Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.

Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.

Виды

Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.

  1. Синкинезии лицевой мускулатуры. Причина их возникновения – патология лицевого нерва. Происходит напряжение мышц, приводящее к их непроизвольному сокращению. Такая патология появляется не только в момент речи, но и во время совершения движений, в которых оказываются задействованными мышцы лица (жевание, моргание и т. д.).
  2. Оральные синкинезии могут наблюдаться у младенцев. Это нормальное явление, проходящее к концу 3-го месяца жизни. Но если они сохраняются, то могут пагубно сказаться на формировании артикуляционной моторики, что приведет к нарушению звукопроизношения.
  3. Патологические синкинезии являются отражением действий здоровой конечности. Например, при поднятии правой ноги непроизвольно поднимается левая. Или во время речи возникает подергивание ноги или руки.

Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).

При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова пыл

и
пыль, мол
и
моль,
ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко-глоточными нервами.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, п, б, б.

Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты
м, м, а
также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели,
ф, ф, в, в.

Этиология

Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:

  • Расстройства центральной нервной системы (ЦНС).
  • Нарушения работы коры головного мозга (КГМ).
  • Нарушения общего мышечного тонуса.
  • Дизартрия.
  • Патологические рефлексы.
  • Перенесенный инсульт.
  • Неправильная работа мимической мускулатуры.
  • Черепно-мозговые травмы.

Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.

Тики у детей

Тики, или гиперкинезы, — это повторяющиеся неожиданные короткие стереотипные движения или высказывания, внешне схожие с произвольными действиями. Характерной чертой тиков является их непроизвольность, но в большинстве случаев пациент может воспроизводить или частично контролировать собственные гиперкинезы. При нормальном уровне интеллектуального развития детей заболеванию нередко сопутствуют когнитивные нарушения, двигательные стереотипии и тревожные расстройства.

Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции.

До сих пор не существует единого мнения о возникновении тиков. Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам — хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

На эффективность работы дофаминергической системы могут повлиять нарушения внутриутробного развития вследствие гипоксии, инфекции, родовой травмы или наследственная недостаточность обмена дофамина. Имеются указания на аутосомно-доминантный тип наследования; вместе с тем известно, что мальчики страдают тиками примерно в 3 раза чаще девочек. Возможно, речь идет о случаях неполной и зависимой от пола пенетрации гена.

В большинстве случаев первому появлению у детей тиков предшествует действие внешних неблагоприятных факторов. До 64% тиков у детей провоцируются стрессовыми ситуациями — школьной дезадаптацией, дополнительными учебными занятиями, бесконтрольными просмотрами телепередач или продолжительной работой на компьютере, конфликтами в семье и разлукой с одним из родителей, госпитализацией.

Простые моторные тики могут отмечаться в отдаленном периоде перенесенной черепно-мозговой травмы. Голосовые тики — покашливания, шмыгания носом, отхаркивающие горловые звуки — нередко встречаются у детей, часто болеющих респираторными инфекциями (бронхитами, тонзиллитами, ринитами).

У большинства пациентов существует суточная и сезонная зависимость тиков — они усиливаются вечером и обостряются в осенне-зимний период.

К отдельному виду гиперкинезов следует отнести тики, возникающие в результате непроизвольного подражания у некоторых повышенно внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условии известного авторитета ребенка с тиками среди сверстников. Такие тики проходят самостоятельно через некоторое время после прекращения общения, но в некоторых случаях подобное подражание является дебютом заболевания.

Клиническая классификация тиков у детей

По этиологии

Первичные, или наследственные, включая синдром Туретта. Основной тип наследования — аутосомно-доминант­ный с различной степенью пенетратности, возможны спорадические случаи возникновения заболевания.

Вторичные, или органические. Факторы риска: анемия у беременных, возраст матери старше 30 лет, гипотрофия плода, недоношенность, родовая травма, перенесенные травмы головного мозга.

Криптогенные. Возникают на фоне полного здоровья у трети больных тиками.

По клиническим проявлениям

Локальный (фациальный) тик. Гиперкинезы захватывают одну мышечную группу, в основном мимическую мускулатуру; преобладают учащенные моргания, зажмуривания, подергивания углов рта и крыльев носа (табл. 1). Моргание является самым устойчивым из всех локальных тикозных расстройств. Зажмуривание отличается более выраженным нарушением тонуса (дистонический компонент). Движения крыльев носа, как правило, присоединяются к учащенному морганию и относятся к неустойчивым симп­томам лицевых тиков. Единичные лицевые тики практически не мешают больным и в большинстве случаев не замечаются самими пациентами.

Таблица 1 Виды моторных тиков (В. В. Зыков)

Распространенный тик. В гиперкинез вовлекаются несколько мышечных групп: мимические, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, мышцы живота и спины. У большинства больных распространенный тик начинается с моргания, к которому присоединяются заведение взора, повороты и наклоны головы, подъемы плеч. В периоды обострений тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий.

Вокальные тики. Различают вокальные тики простые и сложные.

Клиническая картина простых вокальных тиков представлена преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. При обострении тикозных гиперкинезов вокальные феномены могут изменяться, например покашливание переходит в хмыкание или шумное дыхание.

Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неровной, неразборчивой речью (палилалией). Эхолалия является непостоянным симптомом и может встречаться в течение нескольких недель или месяцев. Копролалия обычно представляет собой статусное состояние в виде серийного произнесения ругательств. Нередко копролалия значительно ограничивает социальную активность ребенка, лишая его возможности посещать школу или общественные места. Палилалия проявляется навязчивым повторением последнего слова в предложении.

Генерализованный тик (синдром Туретта). Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

В таблице 1 представлены основные виды моторных тиков в зависимости от их распространенности и клинических проявлений.

Как видно из представленной таблицы, при усложнении клинической картины гиперкинезов, от локального к генерализованному, тики распространяются по направлению сверху вниз. Так, при локальном тике насильственные движения отмечаются в мышцах лица, при распространенном переходят на шею и руки, при генерализованном в процесс вовлекаются туловище и ноги. Моргание встречается с одинаковой частотой при всех видах тиков.

По тяжести клинической картины

Тяжесть клинической картины оценивают по количеству гиперкинезов у ребенка в течение 20 мин наблюдения. При этом тики могут отсутствовать, быть единичными, серийными или статусными. Оценка степени тяжести используется для унификации клинической картины и определения эффективности лечения.

При единичных тиках их количество за 20 мин осмотра составляет от 2 до 9, чаще встречаются у больных локальными формами и в стадии ремиссии у больных с распространенным тиком и синдромом Туретта.

При серийных тиках за 20 мин осмотра наблюдается от 10 до 29 гиперкинезов, после которых наступают многочасовые перерывы. Подобная картина характерна при обострении заболевания, встречается при любой локализации гиперкинезов.

При тикозным статусе серийные тики следуют с частотой от 30 до 120 и более за 20 мин осмотра без перерыва в течение дня.

Аналогично моторным тикам, вокальные тики также бывают единичными, серийными и статусными, усиливаются к вечеру, после эмоциональной нагрузки и переутомления.

По течению заболевания

Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM–IV), выделяют преходящие тики, хронические тики и синдром Туретта.

Преходящее, или транзиторное, течение тиков подразумевает наличие у ребенка моторных или голосовых тиков с полным исчезновением симп­томов заболевания в течение 1 года. Характерно для локальных и распространенных тиков.

Хроническое тиковое нарушение характеризуется моторными тиками продолжительностью более 1 года без вокального компонента. Хронические вокальные тики в изолированном виде встречаются редко. Выделяют ремиттирующий, стационарный и прогредиентный подтипы течения хронических тиков.

При ремиттирующем течении периоды обострений сменяются полным регрессом симптомов или наличием локальных единичных тиков, возникающих на фоне интенсивных эмоциональных или интеллектуальных нагрузок. Ремиттирующий подтип является основным вариантом течения тиков. При локальных и распространенных тиках обострение длится от нескольких недель до 3 мес, ремиссии сохраняются от 2–6 мес до года, в редких случаях до 5–6 лет. На фоне медикаментозного лечения возможна полная или неполная ремиссия гиперкинезов.

Стационарный тип течения заболевания определяется наличием стойких гиперкинезов в различных группах мышц, которые сохраняются на протяжении 2–3 лет.

Прогредиентное течение характеризуется отсутствием ремиссий, переходом локальных тиков в распространенные или генерализованные, усложнением стереотипий и ритуалов, развитием тикозных статусов, резистентностью к терапии. Прогредиентное течение преобладает у мальчиков с наследственными тиками. Неблагоприятными признаками является наличие у ребенка агрессивности, копролалии, навязчивостей.

Существует зависимость между локализацией тиков и течением заболевания. Так, для локального тика характерен транзиторно-ремиттирующий тип течения, для распространенного тика — ремиттирующе-стационарный, для синдрома Туретта — ремиттирующе-прогредиентный.

Возрастная динамика тиков

Чаще всего тики появляются у детей в возрасте от 2 до 17 лет, средний возраст — 6–7 лет, частота встреча­емости в детской популяции — 6–10%. У большинства детей (96%) тик возникает до 11 лет. Наиболее частое проявление тика — моргание глазами. В 8–10 лет появляются вокальные тики, которые составляют примерно треть случаев всех тиков у детей и возникают как самостоятельно, так и на фоне моторных. Чаще первоначальными проявлениями вокальных тиков являются шмыгания носом и покашливания. Для заболевания характерно нарастающее течение с пиком проявлений в 10–12 лет, затем отмечается уменьшение симптоматики. В возрасте 18 лет приблизительно 50% пациентов самопроизвольно освобождаются от тиков. При этом нет зависимости между тяжестью проявления тиков в детстве и во взрослом возрасте, но в большинстве случаев у взрослых проявления гиперкинезов менее выражены. Иногда тики впервые возникают у взрослых, но они характеризуются более мягким течением и обычно продолжаются не более 1 года.

Прогноз для локальных тиков благоприятный в 90% случаев. В случае распространенных тиков у 50% детей отмечается полный регресс симптомов.

Синдром Туретта

Наиболее тяжелой формой гиперкинезов у детей является, без сомнения, синдром Туретта. Частота его составляет 1 случай на 1000 детского населения у мальчиков и 1 на 10 000 у девочек. Впервые синдром описал Жиль де ля Туретт в 1882 г. как «болезнь множественных тиков». Клиническая картина включает моторные и голосовые тики, дефицит внимания и обсессивно-компульсивное расстройство. Синдром наследуется с высокой пенетратностью по аутосомно-доминантному типу, причем у мальчиков тики чаще сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а у девочек — с обсессивно-компульсивным расстройством.

Общепринятыми в настоящее время являются критерии синдрома Туретта, приведенные в классификации DSM III пересмотра. Перечислим их.

  • Сочетание моторных и вокальных тиков, возникающих одновременно или с различными интервалами времени.
  • Повторные тики в течение дня (обычно сериями).
  • Локализация, количество, частота, сложность и тяжесть тиков меняется со временем.
  • Дебют заболевания до 18 лет, продолжительность более 1 года.
  • Симптомы болезни не связаны с приемом психотропных препаратов или заболеванием ЦНС (хореей Гентингтона, вирусным энцефалитом, системными заболеваниями).

Клиническая картина синдрома Туретта зависит от возраста пациента. Знание основных закономерностей развития болезни помогает выбрать правильную тактику лечения.

Дебют заболевания развивается в 3–7 лет. Первыми симптомами являются локальные лицевые тики и подергивания плеч. Затем гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, появляются вздрагивания и повороты головы, сгибание и разгибание кисти и пальцев, запрокидывание головы назад, сокращение мышц живота, подпрыгивания и приседания, один вид тиков сменяется другим. Вокальные тики часто присоединяются к моторным симптомам в течение нескольких лет после дебюта заболевания и усиливаются в стадии обострения. У ряда больных вокализмы являются первыми проявлениями синдрома Туретта, к которым в последующем присоединяются моторные гиперкинезы.

Генерализация тикозных гиперкинезов происходит в период продолжительностью от нескольких месяцев до 4 лет. В возрасте 8–11 лет у детей отмечается пик клинических проявлений симптомов в виде серий гиперкинезов или повторных гиперкинетических статусов в сочетании с ритуальными действиями и аутоагрессией. Тикозный статус при синдроме Туретта характеризует тяжелое гиперкинетическое состояние. Для серии гиперкинезов характерна смена моторных тиков вокальными с последующим появлением ритуальных движений. Больные отмечают дискомфорт от избыточных движений, например боль в шейном отделе позвоночника, возникающую на фоне поворотов головы. Наиболее тяжелый гиперкинез представляет собой запрокидывание головы — при этом пациент может повторно ударяться затылком о стену, нередко в сочетании с одновременными клоническими подергиваниями рук и ног и появлением мышечных болей в конечностях. Продолжительность статусных тиков колеблется от нескольких суток до нескольких недель. В некоторых случаях отмечаются исключительно моторные или преимущественно вокальные тики (копролалия). Во время статусных тиков сознание у детей полностью сохранено, однако гиперкинезы не контролируются пациентами. Во время обострений заболевания дети не могут посещать школу, у них затрудняется самообслуживание. Характерно ремиттирующее течение с обострениями длительностью от 2 до 12–14 мес и неполными ремиссиями от нескольких недель до 2–3 мес. Длительность обострений и ремиссий находится в прямой зависимости от тяжести тиков.

У большинства больных в 12–15 лет генерализованные гиперкинезы переходят в резидуальную фазу, проявля­ющуюся локальными или распространенными тиками. У трети больных с синдромом Туретта без обсессивно-компульсивных расстройств в резидуальной стадии наблюдается полное прекращение тиков, что можно рассматривать как возрастзависимую инфантильную форму заболевания.

Коморбидность тиков у детей

Тики нередко возникают у детей с уже имеющимися заболеваниями со стороны центральной нервной системы (ЦНС), такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), церебрастенический синдром, а также тревожные расстройства, включающие генерализованное тревожное расстройство, специфичные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство.

Примерно у 11% детей с СДВГ встречаются тики. Преимущественно это простые моторные и вокальные тики с хроническим рецидивирующим течением и благоприятным прогнозом. В отдельных случаях затруднен дифференциальный диагноз между СДВГ и синдромом Туретта, когда гиперактивность и импульсивность появляются у ребенка до развития гиперкинезов.

У детей, страдающих генерализованным тревожным расстройством или специфичными фобиями, тики могут быть спровоцированы или усилены волнениями и переживаниями, непривычной обстановкой, длительным ожиданием какого-либо события и сопутствующим нарастанием психоэмоционального напряжения.

У детей с обсессивно-компульсивными расстройствами голосовые и моторные тики сочетаются с навязчивым повторением какого-либо движения или занятия. По всей видимости, у детей с тревожными расстройствами тики являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, способом успокоения и «переработки» накопившегося внутреннего дискомфорта.

Церебрастенический синдром в дет­ском возрасте является следствием перенесенных черепно-мозговых травм или нейроинфекций. Появление или усиление тиков у детей с церебрастеническим синдромом нередко провоцируется внешними факторами: жарой, духотой, изменением барометрического давления. Характерно нарастание тиков при утомлении, после длительных или повторных соматических и инфекционных заболеваний, увеличении учебных нагрузок.

Приведем собственные данные. Из 52 детей, обратившихся с жалобами на тики, было 44 мальчика, 7 девочек; соотношение «мальчики : девочки» составило «6 : 1» (табл. 2).

Таблица 2 Распределение детей с тиками по возрасту и полу

Итак, наибольшее число обращений по поводу тиков отмечалось у мальчиков в возрасте 5–10 лет с пиком в 7–8 лет. Клиническая картина тиков представлена в табл. 3.

Таблица 3 Виды тиков у пациентов группы

Таким образом, чаще всего отмечались простые моторные тики с локализацией преимущественно в мышцах лица и шеи и простые вокальные тики, имитирующие физиологические действия (кашель, отхаркивание). Подпрыгивания и сложные вокальные высказывания встречались гораздо реже — только у детей с синдромом Туретта.

Временные (транзиторные) тики продолжительностью менее 1 года наблюдались чаще, чем хронические (ремиттирующие или стационарные). Синдром Туретта (хронический стационарный генерализованный тик) отмечался у 7 детей (5 мальчиков и 2 девочки) (табл. 4).

Таблица 4 Распределение пациентов по типу лечения тиков

Лечение

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. До назначения медикаментозной или иной терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания и обсудить с родителями способы педагогической коррекции. Необходимо разъяснить непроизвольный характер гиперкинезов, невозможность контроля их усилием воли и, как следствие этого, недопустимость замечаний ребенку по поводу тиков. Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках, восприятии его личности в целом, без вычленения «хороших» и «плохих» качеств. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

При решении вопроса о назначении медикаментозного лечения необходимо учитывать такие факторы, как этиология, возраст пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Медикаментозное лечение необходимо проводить при тяжелых, выраженных, упорных тиках, сочетающихся с нарушениями поведения, неуспеваемостью в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию в коллективе, ограничивающих его возможности самореализации. Лекарственная терапия не должна назначаться, если тики беспокоят только родителей, но не нарушают нормальную активность ребенка.

Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, — нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Их эффективность при лечении гиперкинезов достигает 80%. Препараты обладают анальгезирующим, притивосудорожным, антигистаминным, противорвотным, нейролептическим, антипсихотическим, седативным дейст­виями. К механизмам их действия относятся блокада постсинаптических дофаминергических рецепторов лимбической системы, гипоталамуса, триггерной зоны рвотного рефлекса, экстрапирамидной системы, торможение обратного захвата дофамина пресинаптической мембраной и последующего депонирования, а также блокада адренорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Побочные эффекты: головная боль, сонливость, нарушения концентрации внимания, сухость во рту, повышение аппетита, возбуждение, беспокойство, тревога, страх. При длительном применении могут развиться экстрапирамидные нарушения, включающие повышение мышечного тонуса, тремор, акинезии.

Галоперидол: начальная доза составляет 0,5 мг на ночь, затем ее повышают на 0,5 мг в неделю до достижения терапевтического эффекта (1–3 мг/сут в 2 приема).

Пимозид (Орап) по эффективности сравним с галоперидолом, но дает меньше побочных эффектов. Начальная доза составляет 2 мг/сут в 2 приема, при необходимости дозу повышают на 2 мг в неделю, но не выше 10 мг/сут.

Флуфеназин назначается в дозе 1 мг/сут, затем дозу увеличивают на 1 мг в неделю до 2–6 мг/сут.

Рисперидон относится к группе атипичных нейролептиков. Известна эффективность рисперидона при тике и связанных с ним нарушениях поведения, особенно оппозиционно-вызывающего характера. Начальная доза — 0,5–1 мг/сут с постепенным ее повышением до достижения положительной динамики.

Тиаприд (Тиапридал): детям 7–12 лет рекомендуется по 50 мг (1/2 таблетки) 1–2 раза в день.

При выборе препарата для лечения ребенка с тиками следует учитывать наиболее удобную для дозирования форму выпуска. Оптимальными для титрования и последующего лечения в детском возрасте являются капельные формы (галоперидол, рисперидон), позволяющие наиболее точно подобрать поддерживающую дозу и избежать неоправданной передозировки лекарства, что особенно актуально при проведении длительных курсов лечения. Предпочтение также отдается препаратам, обладающим относительно низким риском развития побочных эффектов (рисперидон, тиаприд).

Метоклопрамид (Реглан, Церукал) является специфическим блокатором дофаминовых и серотониновых рецепторов триггерной зоны ствола мозга. При синдроме Туретта у детей применяется в дозе 5–10 мг в день (1/2–1 таблетка), в 2–3 приема. Побочные действия — экстрапирамидные расстройства, проявляющиеся при превышении дозы 0,5 мг/кг/сут.

Для лечения гиперкинезов в последние годы применяют препараты вальпроевой кислоты. Основной механизм действия вальпроатов заключается в усилении синтеза и высвобождении γ-аминомасляной кислоты, которая является тормозным медиатором ЦНС. Вальпроаты являются препаратами первого выбора при лечении эпилепсии, однако интерес представляет их тимолептический эффект, проявляющийся в уменьшении гиперактивности, агрессивности, раздражительности, а также положительное влияние на выраженность гиперкинезов. Терапевтическая доза, рекомендуемая для лечения гиперкинезов, значительно ниже, чем при лечении эпилепсии, и составляет 20 мг/кг/сут. Из побочных эффектов отмечены сонливость, повышение массы тела, выпадение волос.

При сочетании гиперкинезов с обсессивно-компульсивным расстрой­ством положительный эффект оказывают антидепрессанты — кломипрамин, флуоксетин.

Кломипрамин (Анафранил, Кломинал, Клофранил) является трициклическим антидепрессантом, механизм действия — торможение обратного захвата норэпинефрина и серотонина. Рекомендованная доза у детей с тиками — 3 мг/кг/сут. К побочным эффектам относятся преходящие нарушения зрения, сухость во рту, тошнота, задержка мочи, головная боль, головокружение, бессонница, возбудимость, экстрапирамидные расстройства.

Флуоксетин (Прозак) — антидепрессивное средство, селективный ингибитор обратного захвата серотонина, обладающий низкой активностью по отношению к норэпинефриновой и дофаминергической системам головного мозга. У детей с синдромом Туретта хорошо устраняет беспокой­ство, тревогу, страх. Начальная доза в детском возрасте составляет 5 мг/сут 1 раз в день, эффективная — 10–20 мг/сут 1 раз утром. Переносимость препарата в целом хорошая, побочные эффекты возникают относительно редко. Среди них наиболее значимыми являются тревожность, нарушения сна, астенический синдром, потливость, снижение массы тела. Препарат также эффективен в комбинации с пимозидом.

Литература
  1. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: ACADEMA, 2005.
  2. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА ПРЕСС, 2003.
  3. Омельяненко А., Евтушенко О. С., Кутякова и др. // Международный неврологический журнал. Донецк. 2006. №3(7). С. 81-82.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004.
  5. Феничел Дж. М. Педиатрическая неврология. Основы клинической диагностики. М.: Медицина, 2004.
  6. L. Bradley, Schlaggar, Jonathan W. Mink. Movement // Disorders in Children Pediatrics in Review. 2003; 24(2).

Н. Ю. Суворинова, кандидат медицинских наук РГМУ, Москва

Особенности логопедической диагностики

Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.

Оценка общей моторики

Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:

  • стояние поочередно на одной ноге под счет до 5;
  • вытянуть одну ногу и руки вперед, закрыть глаза и попытаться удержать это положение под счет до 5;
  • прыжки на месте;
  • бег на месте;
  • марш под счет с одновременным поднятием ног и рук.

Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др. Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт. Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.

Оценка пальчиковой моторики

Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.

Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.

  • Удерживать прямую ладонь со сближенными пальцами в вертикальном положении.
  • Аналогичное задание, только пальцы разводят в стороны.
  • Выставить большой палец и мизинец.
  • Сделать позу «зайчик» − выставить указательный и средний пальцы, остальные собрать в щепоть.
  • Указательный и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак.
  • Средний палец положить на указательный.
  • Соединить поочередно все пальцы с большим («Кольцо»). Сначала на одной руке, потом на другой и на обеих одновременно.
  • Пальцы сжимают в кулак и разжимают несколько раз.
  • Ладонь помещают на стол и соединяют−разъединяют пальцы.
  • Делают из пальцев кольцо, затем раскрывают ладонь 5-8 раз.
  • Одна кисть в положении «открытой ладони», другая сжата в кулак. Затем они меняются местами и так повторяют несколько раз.

Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.

Оценка мимической мускулатуры

Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.

Оценка артикуляционной моторики

Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.

  • Сделать губы трубочкой, округлить, улыбнуться.
  • Широко открыть рот и закрыть его несколько раз.
  • Положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Вытянуть узкий язык.
  • Поднимать−опускать язык.
  • Двигать языком влево−вправо.
  • Удерживать в форме «Чашечки».
  • Присосать кончик языка к небу («Грибок») и удерживать в таком положении.
  • Сделать «Грибок» и поднимать−опускать нижнюю челюсть.
  • Сделать «Лошадку».

Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.

Диагностика дизартрииметодическая разработка по логопедии по теме

Диагностика нарушений моторного развития1. Обследование общей произвольной моторики Инструкции:а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

г) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

2 балла — плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

1 балл — задание не выполняется.2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

5 баллов — задания выполняются правильно;

4 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла — задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла — для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл — задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

3. Исследование зрительно-пространственной организации движений Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла — эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

1 балл — стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

5 баллов — все задания выполняются правильно;

4 балла — все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла — задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла — задания выполняются с помощью взрослого;

1 балл — задания не выполняются.

5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого — дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

5 баллов — при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

4 балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;3 балла — выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

2 балла — не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

1 балл — невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

«Дорожки» Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

6. Обследование кинестетического орального праксиса1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении…»

А — ?

И — ?

О — ? У — ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция: «Произнеси [си] — [су], [ки] — [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении — за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

5 баллов — правильный ответ;

4 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

2 балла — неточный ответ, неточное выполнение задания;

1 балл — отсутствие ответа.

7. Обследование кинетического орального праксиса

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— язык «лопатой» — широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

— точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

— длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

— симметричность;

— наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

4 балла — замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

3 балла — время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

2 балла — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

1 балл — невыполнение движения.

8 Обследование динамической координации артикуляционных движенийПроцедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

— последовательность выполнения движений;

— возможность переключения с одного движения на другое;

— инертность движения, персеверации;

— темп движений;

— амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

— точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

— наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

4 балла — замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

3 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

2 балла — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

1 балл — невыполнение движений.

9 Обследование мимической мускулатурыПроцедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— нахмурить брови

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять брови

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— наморщить лоб

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поочередно надуть щеки

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— втянуть щеки

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

4 балла — неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

3 балла — единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

2 балла — затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

1 балл — грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губПроцедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

4 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

2 балла — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

1 балл — невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматикиПроцедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

5 баллов — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

4 балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

2 балла — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

1 балл — не выполняет задание.

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартриейПосле завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.

Параметры обследования: 1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения 4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

6. Обследование кинестетического орального праксиса. 7. Обследование кинетического орального праксиса.

8. Обследование динамической координации артикуляционных движений. 9. Обследование мимической мускулатуры. 10. Обследование губной мускулатуры 11. Обследование язычной мускулатуры.

Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.

Коррекционная работа

Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.

Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач. Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы. В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.

При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.

Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.

Спастичность

Гаврилкина Оксана Сергеевна Главный врач реабилитационного , врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине,

Подробнее о враче


Спастичность или гипертонус мышц как синдром сигнализирует о прогрессировании заболеваний ЦНС. Она может возникать у людей преклонного возраста в ответ на гибель двигательных нейронов или как последствие перенесенного инсульта головного мозга, спинального инсульта, травмы головы или позвоночника. Разная выраженность спазмов может как вовсе не мешать жизни пациента, так и приводить к инвалидизации. Примечательно, что на начальных этапах реабилитации после инсульта, спастичность мышц говорит о возможности полного восстановления двигательной активности конечностей.

Факторы возникновения спастичности

Незначительно выраженные судороги и спазмы часто диагностируются у пожилых в связи с возрастными изменениями в нервной регуляции мышц, сухожилий. Также этому способствуют ношение тесной обуви и одежды, частые переохлаждения, наличие вредных привычек, избыточный вес, постоянные стрессы, некоторые хронические заболевания. Так как нейродегенеративные болезни развиваются у генетически предрасположенных пациентов, то спастика мышц, развивающаяся из-за патологий ЦНС, тоже может рассматриваться как синдром, передающийся по наследству. Кроме того, спастичность возникает на фоне таких заболеваний:

  • инсульт головного мозга;
  • воспаление мозговых оболочек (менингит);
  • варикоз;
  • атеросклероз;
  • артериальная гипертензия;
  • сахарный диабет;
  • травмы головного и/или спинного мозга.

Часто мышечная спастичность развивается на фоне болезни Паркинсона, Альцгеймера, старческой деменции. Судороги и повышенный тонус мышц могут быть спровоцированы любыми воспалительными заболеваниями, запорами, инфекциями мочеполовой системы.

Симптомы спастичности у пожилых

Первое, на что обращает внимание специалист при диагностике спастичности – повышенный тонус мышц. При этом больной жалуется на спонтанные судороги, особенно в ночное время и после физической нагрузки, боль при сгибании/разгибании конечности. Также наблюдаются деформации в суставах, изменяется осанка. Повышается рефлекторный ответ. Патология усугубляется сопутствующими воспалительными процессами в суставах, происходит повышение интенсивности болевых ощущений.

Диагностика и лечение спастичности у пожилых

При неврологической оценке выраженности патологии используется шкала Эшуорта. В ней разделение по степени тяжести заболевания происходит по выраженности гипертонуса мышц. Максимальная степень поражения – 4, при которой исследуемая конечность практически не сгибается/не разгибается. С помощью КТ или МРТ определяют наличие каких-либо расстройств в работе ЦНС, повреждений позвоночника, способных вызвать появление спастичности.

Лечение консервативное, комплексное, включает в себя как применение лекарственных средств, так и физиотерапию. Самолечение противопоказано, все препараты, используемые для терапии спастичности, отпускаются по рецепту врача. Их действие направлено на снижение тонуса мышц путем угнетения промежуточных нейронов и блокирования нервных импульсов. Передозировка приводит к галлюцинациям, остановке дыхания, летальному исходу.

Для снятия боли могут использоваться местные обезболивающие. Судороги купируются препаратами магния. Обязателен прием витаминов группы В для улучшения работы нейронов, активизации трофики и кровообращения, снятия воспаления.

Физиотерапия заключается в использовании электрофореза, акупунктуры, лечебного массажа, ЛФК.

При травмах, опухолях, деформирующих изменениях в суставах может потребоваться хирургическое вмешательство. Операция заключается в усечении нервных корешков, провоцирующих гипертонус мышц. Для лечения легкой и средней степени спастичности у людей пожилого и старческого возраста оперативное вмешательство не рекомендовано.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]