Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.


Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа. Формирование зрительно-пространственных отношений. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Статья:

Актуальность, проблема массовой практики.
В настоящее время проблема нарушения звукопроизношения является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию звукопроизношения.

Своевременное формирование звукопроизношения ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Формирование у детей правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Ребенок, не умеющий правильно и красиво говорить в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но, к сожалению, с каждым годом растет устойчивая тенденция ухудшения речевого развития дошкольников.

Проанализировав общую ситуацию, и проводя диагностику детей своей группы, я сделала вывод, что у детей усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей наблюдается: дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться); низкий уровень развития самоконтроля, познавательной активности; быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность; низкий уровень мотивации к обучению.

Современные дети требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода. И чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы работы по коррекции звукопроизношения.

Изучая информацию в сети интернет, методические разработки коллег по данной проблеме меня привлекла компьютерная технология.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И мы учителя-логопеды не должны оставаться в стороне.

Основная идея опыта

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами, которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Теоретическая база

Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А. В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С. Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д. Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности.

К. Ю. Белой, П. И. Третьякова, П. Т. Фролова, А. Г. Асмоловаи др. отмечают, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без ИКТ — технологий.

Новизна

С введением новой системы образования, реализацией ФГОС ДО происходят изменения в педагогической теории и практике дошкольных учреждений. Ведутся поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения. Создаются определенные условия для индивидуального развития всех дошкольников, а также разнообразие организационных форм, эффективных методик образовательных технологий. Одной их таких технологий и является информационно-коммуникационная технология, которая являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Технология опыта

Цель: повышение эффективности коррекционной работы посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в работу с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

В соответствии с целью определила задачи:

— Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.

— Формировать и развивать языковые и речевые средства, высшие психические функции, коммуникативные навыки.

— Учитывая образовательные потребности каждого ребенка, осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса.

— Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью.

— Разработка системы использования ИКТ в деятельности учителя-логопеда.

— Создание медиатеки для коррекционной работы учителя-логопеда.

— Разработка и внедрение в практику наглядного материала по автоматизации звуков с использованием ИКТ.

— Установление тесных отношений с родителями и активное вовлечение их в совместную коррекционно-развивающую деятельность.

Использование ИКТ в моей работе с детьми, дают широкую возможность в использовании разнообразных видов деятельности. Наличие компьютера в кабинете позволяет мне использовать в работе с детьми специальные обучающие программы, познавательно-речевые игры:

«Развитие речи. Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Игры для Тигры» Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа состоит из блоков: Фонематика Просодика Лексика Звукопроизношение. Игры для Тигры содержат: Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи) Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова) Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой) Упражнение на звуковой анализ и синтез. Лексические упражнения всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Логопедические интерактивные и настольные игры портала «Мерсибо»

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуков, лексическим и грамматическим темам. Мною, разработаны презентации по лексическим темам: «Космос», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Животные Севера», «Дикие и домашние животные» и др., которые использую с детьми на фронтальных занятиях. Данные презентации используются в работе нашего ДОУ и учителями-логопедами нашего города. На методических объединениях города мы представляем презентации, составленные на ту или иную лексическую тему и делимся опытом с коллегами.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

ИКТ использую на разных этапах логопедической работы. Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие. Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно. Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

На логоритмических занятиях использую мультимедийные технологии, которые дают ряд преимуществ: дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.

Как показывает практика, почти все воспитанники логопедической группы имеют трудности на этапе автоматизации поставленных звуков. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер, если закрепление правильного произношения звука идет с трудом и затягивается, дети могут потерять интерес к этому процессу и к логопедическим занятиям в целом.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для дошкольников занятия с логопедом по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с речевыми нарушениями внимание неустойчиво, и они быстро утомляются. В связи с этим на занятиях я использую различные игры и упражнения, которые разработала сама с помощью ИКТ. На этапе закрепления правильного произношения звука в слогах дети-логопаты испытывают определённые трудности, так как слоги лишены смысла, и отдельный слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. В связи с этим я разработала блок наглядного материала по автоматизации звуков в слогах на все нарушенные звуки: «Мультяшные песенки», «Веселые буквы», «В гости к звукам», «Сосчитай слоги», «Чистоговорки с картинками», «Сказочные пальчики».

«Мультяшные песенки»

Песенка «Кота Леопольда» (поем песенку кота Леопольда)

ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры рэ-рэ-рэ

На экране появляется картинка с героем из мультфильма (Львенок, Антошка, Винни-Пух, Кот Леопольд и др.) звучит минусовка и дети пропевают слоги са-са-са, ся-ся-ся, ша-ша-ша, жа-жа-жа и т. д. на мотивы песен героев.

«Веселые буквы»

На экране изображены по углам веселые красочные гласные буквы, а по середине буквы, которые нужно автоматизировать. Дети ведут мышкой по дорожке от одной буквы к другой и автоматизируют прямые и обратные слоги.

«В гости к звукам»

На экране по углам расположены картинки, которые начинаются на гласные звуки, а по середине с согласным звуком. Надо определить первый звук в слове и помочь Незнайке пройти по дорожке от согласного звука к гласному и обратно, автоматизируя слоги.

«Сосчитай слоги»

На экране появляются картинки с разным количеством предметов. Дети произносят слог с заданным звуком по количеству предметов.

«Чистоговорки с картинками»

Игра разработана мною в виде анимации. Например, са-са-са – в лесу бегает (появляется на экране лиса, сы-сы-сы – не боимся мы (на экране появляется оса) и т. д. а также предлагаю детям сочинить свои чистоговорки и совместно с ними подбираем к ним картинки или дети рисуют сами.

«Сказочные пальчики» (пальчиковый театр)

Это многофункциональная игра, которую можно использовать в автоматизации звука, слога, слова, предложения и текста. Например,

а) логопед предлагает назвать любимый звук зайца (звук – з, затем ребенок длительно произносит звук з-з-з…; любимый звук лисы – ль-ль-ль и т. д.

б) «Дразнилка» педагог произносит слог ша-ша-ша, а ребенок, надев на пальчик мышку повторяет слоги.

в) Игра «1-10» У детей на пальчиках сказочные герои. Дошколята считают каждый своего героя, затем меняют своих персонажей.

г) «Сочини чистоговорку» Са-са-са в лесу бегает лиса и т. д.

д) «Составь предложение». Ребенок составляет предложение со своим персонажем, используя в предложении тот или иной автоматизируемый звук.

е) «Придумай сказку на новый лад» Дети придумывают свою сказку, а также группа малышей может сочинить сказку по ролям.

Игры со «Сказочными пальчиками» я снимаю на камеру, и мы просматриваем запись с детьми, где они являются главными героями сюжетов, что дает стимул для них и для других детей для эффективной коррекции звукопроизношения. А также я демонстрирую эти сюжеты используя интерактивную доску на родительских собраниях, что помогает им грамотно заниматься с детьми дома.

Мною, разработан и систематизирован материал по автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях, где на карточках с автоматизируемым звуком нарисована определенная картинка, которая помогает детям в игровой форме проговаривать тот или иной речевой материал. Например, я предлагаю поиграть с лисой и произносить слоги и слова. Игра, проводимая, в такой форме очень нравится детям, и они стараются правильно и красиво проговаривать звуки. Эти карточки используют и воспитатели нашей группы, и родители моих воспитанников. Эту работу можно проводить с использованием ноутбука, а также в печатном варианте.

Для автоматизации звуков в словах я подобрала и использую картинный материал по блокам на все нарушенные звуки. Ноутбук дает широкие возможности для разработки различного наглядного материала и игр и дает возможность усложнять или упрощать задание в зависимости от возможности каждого ребенка.

Для развития связной речи, мною разработана презентация «В гостях у сказки» На каждом слайде изображен сюжет из знакомых детям сказок. Например, сказка «Колобок» В какую сказку ты попал? Что ты скажешь Лисе? Придумай новый конец этой сказки. Сказка «Три медведя», «Теремок», «Курочка ряба» и т. д. Развивающая игра с известной ребёнку сказкой позволяет ему проявить своё творчество, закрепить умение образовывать новые слова, согласовывать существительные с прилагательными, тренировать внимание и память.

Мы с детьми делаем фото и мини видео сюжеты с использованием готовых изделий из ЛЕГО конструктора и демонстрируем родителям на родительских собраниях, как можно дома заниматься с ребенком в игровой форме, автоматизируя звуки и развивая речь.

Игры, представленные в опыте работы, дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями и формируют у них способность добиваться максимальной четкости в правильном произношении.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по коррекции звукопроизношения с использованием ИКТ позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которая имеется в нашей группе. Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост растения, движение волн, вот идёт дождь, снег. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, голоса животных и птиц; работу транспорта и т. д.).

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду — это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создание современного занятия – принцип привлекательности.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мною созданы презентации («Мой любимый город Рузаевка», «Мамин праздник», «23 февраля – день защитника Отечества» и др., дидактические и интерактивные игры, пособия («Один – много», «Чего не стало? «Что из чего?» «Слова – родственники» и др.). Подобраны видеофильмы («Профессии», «День Победы», «Столица нашей Родины» и др., разработаны индивидуальные занятия («Любимый звук Зайки», «Научим Лолу говорить правильно», «Умная Сова» и др., фронтальные занятия («Путешествие в страну Знаний», «Чебурашка идет в школу», «Поможем Щенку найти свой дом» и др.)

Презентационные материалы применяются для: проведения артикуляционной гимнастики; развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв; развития фонематического восприятия; усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения; развития связной речи и познавательных способностей, индивидуальных и фронтальных занятий и т. д.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ФФН.

Логопедическая работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов и позволяет продемонстрировать любые документы и фотоматериалы; обеспечить индивидуальный подход; оперативно представить и получить информацию. При помощи электронного оборудования я готовлю и провожу родительские собрания, консультации в нетрадиционной форме, показываю презентации, записываю на диск игры и задания для занятий дома и т. д.

Для родителей вместо традиционных рекомендаций подготовила в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызвал интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно стали стимулировать детей к выполнению домашнего задания.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

Результативность опыта

Реальный вклад

Использование мною данного опыта в практике показало повышение результативности и эффективности. Введение ИКТ значительно сократило время для достижения устойчивых положительных результатов в коррекционной работе без перегрузки детей дополнительными занятиями.

В результате использования ИК-технологий развились детско-родительские отношения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий выработало положительное отношение к занятиям, улучшило эмоциональный фон, подняло общую активность, позволило вырабатывать устойчивые формы поведения. Повысилась педагогическая грамотность родителей: они могут наглядно знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений.

Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что за 2 года обучения в группе компенсирующей направленности произошли качественные изменения.

Результаты итоговой диагностики показали, что положительные результаты достигнуты благодаря грамотному использованию ИК-технологий в коррекционной работе с детьми.

Данный опыт является эффективным и дал хорошие результаты в формировании и развитии всех компонентов речи у детей логопедической группы.

Исходя из полученных результатов данного опыта становится очевидным, что использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения.

Стабильность

Внедрение в практику опыта «Использование информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ФФН» дает на протяжении двух лет устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития детей-логопатов.

Трудность

Начиная работать по данному опыту испытывала трудности при создании мультимедийных презентаций с использованием анимации. В ходе реализации данного опыта эти трудности были мною преодолены.

Перспективы применения опыта

Применение данного педагогического опыта может быть рекомендовано к использованию в работе воспитателями логопедических групп, учителями-логопедами, родителями дошкольников.

Список литературы:

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Горвиц Ю. М. Компьютер и дети / Горвиц Ю. М. // Помоги себе сам. — 1996. — №9.

3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 2007.

5. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6.

6. Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С. Л. // информатика и образование. — 2010. №2.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 2014.

8. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал — «Логопед» №3/2006г.

Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

  • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться;
  • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

Информационные технологии — важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС, школа, где работает логопед, должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда

Всем известно, что большинство дошкольников, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Использование развивающих компьютерных программ делает работу логопеда более эффективной.

Применение компьютерных технологий на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, а следовательно, способствует повышению самооценки ребенка.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь»

. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Примеры заданий с использованием компьютерных технологий, применяемых на различных этапах коррекционной работы с детьми.

  1. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке»
    , когда упражнения появляются мониторе в ярком виде. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Одновременно мы развиваем пространственные представления.
  2. При автоматизации звуков, а также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий используются дидактические игры в компьютерном варианте «Четвертый лишний»
    ,
    «Чего не стало»
    ,
    «Скажи наоборот»
    ,
    «Назови ласково»
    и т.д.
  3. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
  4. Модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения используются на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Упражнения вида «продолжи узор»

,
«найди пары»
,
«найди фигуру»
,
«заполни квадрат»
уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени и может быть использован для поощрения дошкольников.

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения дошкольникам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательным является соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.)
    и не более двух раз в неделю
    (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы)
    ;
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Преимущества использования ИКТ в работе для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

Библиографический список

  1. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед»
    №2 2004г.
  2. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    . №12 2009 г.
  3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.
  4. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед»
    №5 2008г.
  5. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. — № 2.
  6. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед»
    №3 2006г.
  7. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. — Л, 2005- №5-6
Следующая >

Преимущества интеграции информационных технологий

  • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения;
  • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс;
  • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий — залог успешной коррекции речи детей.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Виды арт-терапии в работе логопеда

  • Музыкотерапия. Включает в себя прослушивание различных музыкальных произведений, способствующие релаксации и пробуждению позитивных эмоций;
  • Песочная терапия. Сюда относится работа с песком. Дети в непринужденной форме учатся создавать собственные творения. Занятия помогают выразить свой внутренний мир;
  • Изотерапия. Самая распространенная методика, включающая в себя рисование с использованием ручек, карандашей, красок, в том числе 3D ручки. Последние помогают воплощать собственные произведения в объемной форме.

К дополнительным арт-терапевтическим мероприятиям относится сказкотерапия, фототерапия, а также танцевально-двигательная терапия. Развлекательные подвижные занятия позволяют ребенку выплеснуть отрицательные эмоции и содействуют положительной психокоррекции эмоционального состояния.

Компания АНРО технолоджи предлагает богатый выбор оборудования для реализации инновационных технологий в работе школьного логопеда. У нас вы можете заказать логопедический комплекс «Вундеркинд», который поможет улучшить речевые навыки, «Замок», позволяющий устранить речевые патологии, и многие другие. Все они направлены на эффективную психокоррекцию поведенческих патологий. В комплексе с традиционными средствами обучения они помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей.

ПОСМОТРЕТЬ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

  • Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти;
  • Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов;
  • Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]