Причины нарушения произношения звука ш
Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:
- Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
- Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
- Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
- Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
- Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
- Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.
Слова со слогом ША
Игра «Раздели»
Рассмотри картинки. Назови их. Распредели картинки на две группы.
Игра «Наоборот»
Прочитай слова наоборот. Какое слово получилось? Соедини полученное слово с картинкой.
Игра «Посчитай слоги»
Прочти слово, определи, сколько в нём слогов. Не забудь о правильном произношении звука [Ш].
Игра «Вставь букву»
Прочитай слова, вставляя пропущенную букву Ш.
Игра «Четвертый лишний»
Назови предметы, чётко проговаривая звук [Ш]. Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука [Ш].
Четвёртый лишний
Игра «Лабиринт»
Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Называй то, что ты берёшь.
Игра «Самолёт»
Управляй самолётом и собери картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Называй то, что ты берёшь.
Постановка звука ш
Постановка звука “ш”, а именно — коррекция профиля звука “ш”, зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука “ш”.
Правильная артикуляция
Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:
- он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
- между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
- в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.
Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.
Артикуляционная гимнастика
Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:
- «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
- «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
- «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
- «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
- “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
- “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.
Дыхательная гимнастика
Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:
- «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
- “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.
Автоматизация звука ш
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
- Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.
- После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
- Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
- Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.
- Звук ш в словосочетаниях.
- Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
- Стихи:
- Чистоговорки:
Игры на закрепление звука
У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
- «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
- «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
- «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Автоматизация звука [Ш] в словах с открытыми слогами в начале слова
Игра «Измени слово»для НЕЧИТАЮЩИХ детей
Замени в словах первый звук на звук [Ш]. Образец: тапки — … (шапки). Какие слова у тебя получились?
Игра «Измени слово» для ЧИТАЮЩИХ детей
Замени в словах первый звук на звук [Ш]. Образец: тапки — … (шапки). Какие слова у тебя получились?
Игра «Найди звук»
Раздели картинки: где есть звук [Ш] — тащим влево, где его нет — вправо.
Игра «Измени слово»
Замени в словах первый звук на звук [Ш]. Образец: тапки — … (шапки). Какие слова у тебя получились?
Игра «Найди слово»
Прочитай слова, которые написаны справа. Чётко выговаривай звук [Ш]. Найди эти слова в таблице. Они могу быть по горизонтали и вертикали. Удерживая левую кнопку мыши, проведи по слову. Еще раз прочитай эти слова.
Структура индивидуального логопедического занятия
- Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
- Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
- Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
- Игры на закрепление материала.
Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.