Виды и причины нарушений произношения звука Ш
Искажение шипящих называют сигматизмом. В случае со звуком Ш возможны различные варианты:
- межзубный — кончик языка занимает положение между верхними и нижними зубами, что придает шепелявость;
- боковой — язык ложится ребром и струя воздуха идет по его боковому краю. Получается хлюпающий звук;
- носовой — возникает по причине соприкосновения задней части с мягким небом, которое при опускании открывает проход в носовую полость воздушной струе;
- губно-зубной — исходный звук заменяется на другой глухой звук Ф. Например, шапка — «фапка».
Факторы, приводящие к проблемам с артикуляцией:
- физиологические: короткая подъязыковая уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц;
- проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления;
- длительное использование соски. Это портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков;
- повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.
Самостоятельно диагностировать проблему можно, но лучше вовремя обратиться к логопеду.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
.
Воспитатель: определите каким бывает звук Ш
Шапка, шахматы, шарик (ответы детей Ш) шишка, шина (ответы детей (Ш)
Воспитатель: Правильно, слышится звук Ш. Почему? Звук Ш- согласный, глухой, всегда твердый.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Ш». а теперь сделали из счетных палочек букву ш, еще из карандашей.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого фамилия на Ш.
Это у нас Ш. Илья.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС) дети пишут букву Ш, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим, в кармане пишут букву Ш.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Ш. Илья букву Ш на втором этаже, под буквой К, над буквой С.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Ш. Илья: синюю без колокольчика
Воспитатель: почему?
Ш. Илья: потому что Ш- согласный, глухой, только твердым.
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игровое упражнение «Что не нарисовал художник?»
Цели. Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера».
Ход игры. Ребенок, узнавая нарисованных животных, определяет, чего не хватает у каждого из них; недостающие элементы находит в кружках под картинками и соединяет стрелкой кружок с соответствующей картинкой. Затем он называет недостающие элементы: оленьи рога, моржовые клыки, медвежья лапа. В конце игры ребенок дорисовывает недостающие детали рисунков и делает обобщение: животные Севера.
6а. Игровое упражнение «Допиши слог»
Цели. Познакомим ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук Ш всегда только твердый, поэтому слияние ШИ — твердое.
Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Ребенок самостоятельно вписывает недостающую в слиянии букву, зачеркивает ненужную Ы, закрашивает схему слияния, комментируя свои действия; дописывает в словах под картинками недостающий слог; рисует звуковую и слоговую схемы этих слов.
6б. Игровое упражнение «Угадай, напиши, назови»
Цели. Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика.
Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с тем, что такое ряд и столбик, как нужно определять их номер (ряд отсчитывается сверху вниз, столбик — слева направо).
Ребенок должен заполнить пустые клетки определенными буквами. Условие: в каждом столбике должны находиться одинаковые буквы. Опираясь на это условие, ребенок называет буквы, которые будут написаны в каждом столбике: 1—П, 2—Н, 3—Ш, 4—Т. Затем он заполняет каждый ряд буквами, при этом называя их.
На следующем этапе игры взрослый варьирует задания: ребенку даются координаты буквы, которую он должен найти (Найди букву во втором ряду третьего столбика; в четвертом ряду пятого столбика и т. д.).
Диагностика
Важно оценить, насколько сформированы все компоненты речи. При наличии отклонений логопеды особое внимание обращают на внешний вид губ, тонус языка, состояние прикуса, работу мимических и артикуляционных мышц, силу выдоха. Стандартные диагностические упражнения в логопедии:
- Просьба показать эмоции: радость, удивление, грусть.;
- Вытягивание губ трубочкой и фиксация их в определенном положении;
- Движения челюстью в разные стороны, попытки расслабить язык, сделать его широким/узким;
- Сдувание легкого предмета, игра на дудочке;
- Произношение фонемы отдельно, а также в словах, фразах;
- Составление рассказа из предложенных слов и картинок.
По итогам обследования подбирают подходящие упражнения для постановки. Можно воспользоваться классическими вариантами, широко используемыми в логопедии.
Постановка артикуляции звука Ш
Верное произношение возможно при соблюдении определенных условий. Губы принимают положение «рупора» — чуть скруглены и выдвинуты вперед. Между верхними и нижними зубами остается пространство около 1 мм. Широкий язык принимает форму «чашечки» (боковые стороны прижаты к зубами, а кончик находится за верхними зубами, между языком и небом остается щель).
Если все правильно, то струя выдыхаемого воздуха идет посредине, они широкая и теплая. Голосовые связки разомкнуты, и получается глухой согласный звук Ш.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для постановки с логопедом или в домашних условиях, чтобы достичь нужного результата.
Автоматизация звука Ш в предложениях из 6-ти слов:
На подушке вышиты кошка и мышка. Я шью шорты на швейной машине. Я ношу шубу и шапку-ушанку. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.У мышки-крошки в норушке крошки. Хорошо в дорожку пирожки с картошкой. От капли уйдешь, а под дождь попадешь. Одной рукой в ладоши не похлопаешь. Когда говоришь, хорошенько думай. В холод кошка мышей не ловит. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.
Артикуляционная гимнастика
Важно осуществлять постановку поэтапно — сначала важно сформировать достаточную силу и длительность выхода. Логопеды практикуют различные артикуляционные занятия для расслабления языка и отработки его подъема. Нужно идти от простого к сложному, наращивая нагрузку.
На первом этапе постановки звука Ш даются легкие, но важные задания для подготовки мышц языка: сделать губы трубочкой, широко открыть рот на несколько секунд, облизать широким языком в форме чашечки верхнюю губу, водить языком по небу, от зубов к горлу.
Более сложные распространенные упражнения для постановки Ш:
- «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;
- «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;
- «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;
- «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;
- «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.
Для исключения трудностей в постановке Ш во время занятий следите за тем, чтобы ребенок не упирался в небо всем язычком.
Постановка от других звуков
Способ подходит для детей с нормальным произношением других фонем, от которых можно поставить Ш:
- Через С. Произносим долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируем полученное положение языка. Во время произнесения шпателем или пальцем приподнимите кончик языка выше и придержите его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Попросите ученика выдохнуть воздух, сохранив положение языка, и увидите, как «са» поменяется на «ша»;
- Через Т. Медленное проговаривание фонемы с добавлением придыхания «т-т-т». Постепенно учим удлинять воздушную струю и не задевать язычком бугорки на небе;
- Через Р. Редкий способ по причине того, что эта фонема обычно дается детям еще сложнее, чем шипящие. Держим рот открытым и произносим беззвучное Р. Останавливаем вибрацию с помощью черенка чайной ложки, в результате чего получаем шипение. С каждым разом все меньше используем ложку, таким образом приучая ребенка держать зубы вместе и произносить Ш автоматически.
Всегда начинайте с артикуляционной гимнастики — язык должен быть подготовлен к сложной работе. Разминка — не менее 5 минут. Общая длительность занятий не должна превышать 25 минут, в ином случае дети быстро теряют интерес.
Структура индивидуального логопедического занятия
- Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
- Повторение пройденного на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
- Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
- Игры на закрепление материала.
Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.
Закрепление произношения
Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:
- Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
- Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
- Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
- Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
- Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.
Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь. Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда.
Автоматизация звука Ш в предложениях из 3-х слов:
Наш шалаш хорош. Маша, поешь каши. Миша ешь шоколад. Бабушка вышивает петушка. Тракторист пашет пашню. Я ушиб шею. Наташа пишет тушью. Лошадь пошла шагом. Маша кушает тушёнку Потеряешь — не найдешь. Миша хорошо пишет.