Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста


Картотека дидактических игр по развитию речи.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель:

Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры:

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Продавец и покупатель»

Цель:

Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал:

Предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.

Ход игры:

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

«Опиши-угадай»

Цель:

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры:

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

«Опиши игрушку»

Цель:

Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал:

Игрушки животных.

Ход игры:

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель:

Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал:

Коробка с предметом.

Ход игры:

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

«Отгадай-ка»

Цель:

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

Выступление «Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников»

Игровые приёмы для развития речевого творчества дошкольников

Сообщение из опыта работы. Воспитатель Кравченко Г. П.

В последнее время просматривается тенденция к тому, что взрослые

стали меньше внимания уделять развитию собственной речи детей. В

результате речь старших дошкольников отличается бедностью словарного

запаса, слабой выразительностью, плохой дикцией. Для развития речевого

творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой

коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. В своей работе с детьми по развитию речевого творчества мы используем

следующие приемы.

Прежде всего, это словесные игровые упражнения.

Словесные упражнения могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр. Упр-я «Подбери признак», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Про что можно сказать осенний (осенняя, осеннее)?» учат согласовывать прилагательные с существительными в определённом роде и числе. Для активизации в речи глаголов проводим упр-я: «Кто больше назовёт действий?», «Где, что можно делать?», синонимов «Скажи по — другому», антонимов «Скажи наоборот», «Найди противоположное слово». Для того, чтобы научить правильно составлять предложения используем упр.: «Придумай сам», «Дополни предложение», «Я начну, а ты закончи»

Используем игры «Отгадай ка», «Расскажи-ка», «Узнай по описанию» — они учат описанию и сравнению предметов, явлений, событий и т.д.

Чтобы речь детей обогащалась эпитетами, сравнениями, часто предлагаем ответить на вопросы типа: «Такой же пушистый, как что?». Дети отвечают: «Как кошечка, зайчик, лисичка, снег, шуба, шапка, шарф, пух». На вопрос: «Такой же веселый, как…?» Ответы были следующие: «Как клоун, как мальчик Вова, как фотография, как салют, как радуга, как зайчик, как солнышко, как облачко, как семья, как мамочка, как обезьянка».

Игры-беседы.

В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей. Обязательное условие — проведения игр после наблюдений, рассматривания, сравнений, этических бесед. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. «Представь, что ты снежинка», «Если бы я был паучком», «Я – осенний листочек», «Знаешь ли ты себя?», «Я лягушка — Царевна».

Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок

. Особенно вызывают интерес и творческую активность у детей сказочные персонажи. На вопрос: «Какая Баба Яга?» дети с удовольствием отвечают: «Страшная, костяная нога, длинноносая, лесная, хитрая, колдунья, весёлая». Интересно, что дети подбирают прилагательные, указывающие на разные признаки героя: характер и поведение, место проживания.

Игра «Телефон»

проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибся, телефон «ломается». Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину «поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.

Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво»

помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи, обогащают словарный запас. В игре «Вспомни прозвище» ребята припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка — сестричка, лиса — рыжая краса, волк — волчище — серый хвостище, зайчик — побегайчик, зайчишка — трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина избушка» зайка — трусишка, жалкий, слабый; лиса — хитрая, обманщица, плутовка; петух — храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание (зайчик трусливый – петух смелый, Кощей Бессмертный злой – Иван Царевич добрый, падчерица трудолюбивая – дочка ленивая).

В игре «Отгадай сказку»

сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются. Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при помощи игрушек.

Дидактическое содержание игры-предположения

заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы…», «Кем бы из героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.

Игры с телефоном

«Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг» учат вести диалог по телефону.

В работе по развитию речевого творчества также используем игры с готовыми текстами «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. Они побуждают детей к вступлению в контакты, являются мотивом к коммуникативной деятельности, помогают освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога. Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», побуждают детей к самостоятельному построению диалогических реплик.

Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на них осуществляется в играх «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Турнир знатоков». Участие в них требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, природе и т. д.

Например, в игре

«Да и нет» дети задают цепочку вопросов, чтобы, получая в ответ лишь «да» и «нет», догадаться, что спрятано в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представления ребенка о признаках предметов или живых существ и т. д.

Вся наша работа направлена на решение одной из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Нам воспитателям детского сада необходимо так организовать речевую

деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развить у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове. Тогда результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Словесные игры что это

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru