Если малыш уже научился правильно выговаривать звук Щ, то не следует заставлять его сразу произносить то, что он услышал в словах и предложениях. Такая работа должна происходить под руководством специалиста – логопеда и включает в себя несколько этапов.
В этом направлении предпринимаются следующие шаги:
- отрабатывается автоматизация изолированного звука Щ путём многократного повторения;
- малыш пробует произносить этот звук в слогах и словах;
- звук Щ вводится педагогом в словосочетания и фразы;
- маленький ученик произносит его в предложениях, учится различать слова с ним в речи других людей.
Постановка звука Щ у детей
Правильное произношение можно выработать несколькими способами. В первом случае педагог отталкивается от уже знакомого малышу звука Ш.
При этом логопед вместе с ребёнком совершает нижеследующие действия.
- Просит непоседу приподнять кончик язычка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».
- Специалист обращает внимание малыша на то, что его широкий язык в средней части сильно давит на нёбо, а его боковые края плотно прижаты к верхним зубкам.
- Уздечка в ротовой полости натянута, а губы округлены и немного выдвинуты вперёд. Зубы слегка сомкнуты. В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посредине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.
Второй способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке Ч и слогах Си — Ась.
В этом случае работа происходит в такой последовательности.
- Логопед просит непоседу очень долго произносить звук Ч и затем прервать выдох.
- При озвучивании ребёнком слогов Си — Ась специалист слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубок и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук Щ.
Автоматизация звука щ в слогах не представляет особых трудностей у детей.
Предлагаю следующие упражнения.
Звук Щ в начале слова
Когда ребёнок научится изолированно произносить звук, он начинает повторять за взрослым слоги: Ща, Щу, Щё, Ще, Щи. Автоматическое повторение слогов постепенно складывается в слова: «Ща – Ща – Щавель», «Щу – Щу – Щупать» и тому подобное.
Игры и упражнения.
- Отсортируй правильно
В большой ёмкости перемешаны разноцветные пуговицы разного размера. Перед малышом – тарелки маленькие, средние и большие. В ходе игры ему предлагается мелкие пуговки положить в маленькие тарелки и произнести слоги Ще и Щё. Среднего размера пуговки поместить в средние тарелки (слог Щу), а крупные ёмкости заполнить большими пуговицами (слог Ща).
- Я ищу (используется звуковая таблица со звуком Щ).
Педагог предлагает ребёнку картинки с изображением предметов, животных, рыб. Он произносит слово и просит малыша поставить фишку на соответствующую картинку. При этом ему нужно внимательно повторять слова: «я иЩу» с выделением звука. («Я иЩу Щётку»).
Звук Щ в середине слова
Игры и упражнения.
- Будь внимательным
Ведущий называет слова, а маленький ученик хлопает только тогда, когда услышит слово, где есть звук Щ. В этой игре можно использовать следующие слова: чаща, лапоть, дом, мышь, чудовище.
- Где «ч», а где «щ»
Игра напоминает предыдущую. Только в этом случае, если ребёнок слышит звук Щ, он хлопает один раз. Когда педагог произносит звук Ч, дитя хлопает в ладоши два раза. Учитель называет следующие слова: починить, общий, банщик, очень, мечта, расчёт.
Звук Щ в конце слова
Игры и упражнения
- Строим дом для звука Щ
Для этой игры можно взять конструктор. Непоседе предлагается положить два кирпичика – это слог Ща. После этого к двум кирпичам добавить третий – слог Щи. Четвёртый кирпич будет обозначать Щу. А когда дом из пяти кирпичей будет готов, получится слово «плющ». Также можно попутно предложить непоседе нарисовать этот домик на бумаге.
- Весёлые кнопочки
Малыш должен проговорить слово с автоматизируемым звуком и при этом нажать пальчиком на «кнопочку» (нарисованный цветной кружок, цветок, рыбка). Сколько таких «кнопок», столько будет и повторов.
Слова, которые используются: помощь, вещь, хрящ, прыщ и другие.
Коррекционная работа над звуком [щ]план-конспект по логопедии на тему
Артикуляция звука [Щ]
Особенности артикуляции
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика
Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом.
Подготовительные упражнения для постановки звука [Щ]
К постановке звука [Щ] можно приступать, если ребенок правильно произносит звука [Ш]. Вначале необходимо попробовать постановку звука по подражанию (см. ). Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упражнений. Звук [Щ] произносится так же, как звук [Ш], только более удлиненно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.
Подготовительные упражнения
- Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это упражнение ребенок выполняет, подкладывая под язык свой палец (шпатель, чайная ложка) в горизонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.
Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук [Ш]. Будет слышаться звук [Щ]. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются за счёт давления пальцем.
Необходимо добиться долгого звучания.
- Произносить звук без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допускается произнесение слогов и слов с подкладыванием пальца.
Звук [Щ] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный звук). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Щ_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Щ]).
Если не получается, допускается произнесение звука, слогов и слов с подкладыванием пальца (палец должен прижимать язык к нёбу в средней части).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]
Образец: щ__а, щ__о, щ__ё щ__у, щ__и, щ__е
2) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в начале
Образец: щ__у-ка
Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в середине
Образец: ве-щ__и, пло-щ___адь
|
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги со звуком [Щ’]
Образец: ащ__, ощ__, ущ__, ыщ__, эщ__, ещ__, ёщ__, ющ__, ящ__
5) Произносить (читать) слова со звуком [Щ’] в конце
Образец: ве-щь__, то-ва-pищ__
|
|
|
|
6) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Та-щ__у ве-щ__и
- Убегающий щенок.
- Кипящий котёл.
- Выращивание овощей.
- Поющий щегол.
- Полощу плащ.
- Тающий лёд.
- Ищу клещи.
- Помощь товарища.
- Маленькая щель.
- Ящик вещей.
- Дощатый пол.
- Тащу ящик.
- Блещут волны.
- Вьющийся плющ.
- Большущий лещ.
7) Проспрягать предложения
- Я ищу щётку.
- Я ищу щепки.
- Я тащу вещи.
- Я шагаю по площади.
- Я выращиваю овощи и щавель.
Образец:
- Я ищу ящик.
- Ты ищешь ящик.
- Он (она) ищет ящик.
- Мы ищем ящик.
- Вы ищите ящик.
- Они ищут ящик.
Произносить (читать) предложения
Образец: Вова поймал ле-щ__а. Щ__и варят из овощ___ей
- Дети ищут грибы.
- Петя надел плащ.
- Щенку дали хрящ.
- На помощь Ване пришёл товарищ.
- Луна освещает рощу.
- В озере лещи.
- Угощай товарища.
- В роще щеглы.
- Во дворе пищит ще¬нок.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- В роще аист крыльями поло¬щет.
- У меня пропал челнок, утащил его щенок.
- В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут.
- Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!
9) Произносить (читать) чистоговорки
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.
- Чащи чаще в наше пуще. В нашей пуще чащи гуще.
- Жалобно щенок пищит, тащит он тяжёлый щит.
- Овощи тащи – будут щи.
- Щуку и леща в роще не сыщешь.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Щучке плыть, вокруг леща, плавниками трепеща.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Да у щётки половой палка есть над головой.
- Палка щёлк, щенков с плеча!
- Два щенка ушли, ворча!
- Ща-ща-ща, ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
- Ще-ще-ще, ще-ще-ще – дождь идёт, а я в плаще.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя не отыщу.
- Щи-щи-щи, щи-щи-щи – ты иди, меня ищи.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу – вот теперь-то отыщу.
10) Произносить (читать) и пересказывать текст
Щеглята
Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти¬ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.
11) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Мой щенок
Щенок такой тщедушный был. Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!
Словосочетания и фразы на звук Щ
- Научи Петрушку говорить правильно (пальчиковый театр)
В гости к ребёнку приходит кукла Петрушка, которая рассказывает свою историю и изображает повествование соответствующими действиями. При этом рассказчик намеренно искажает звук Щ в словосочетаниях и просит маленького зрителя исправить его.
Истории могут быть на темы: «ГоряЩие Щепки». «ПомоЩь товариЩам».
- Лови – бросай
Взрослый бросает крохе мяч и произносит словосочетания с заданным звуком, а ребёнок правильно заканчивает фразу. В игре желательно использовать такую фразу, как: «в реке живут Щупленькие Щучки».
Автоматизация звука Щ в предложениях
Ниже приведены примеры предложений, которые ребёнок повторяет за взрослым.
ОвоЩи хранят в яЩике. ХиЩная Щука поймала леЩа.
Пример стихотворения, которое можно выучить и рассказывать наизусть.
КотиЩе построил огромный домиЩе
И Щедро отдал он его комариЩу.
ЗлюЩий комар поселился в домиЩе.
И укусил он беднягу котиЩе.
Также процесс автоматизации звука пойдёт значительно быстрее, если родители дома вместе с ребёнком будут закреплять его произношение каждый день.
Заключение. Ежедневные упражнения и постепенное введение звука в устную беседу приведут к чистой и правильной речи. Наверняка исчезнет некрасивая шепелявость, которая так огорчала и малыша, и его родителей. Устойчивого произношения для ребёнка 4 – 7 лет можно добиться лишь в том случае, если кроха по – настоящему увлечётся процессом и заметит долгожданный результат.
Другие статьи на сайте, на которые стоит обратить внимание:
«4-й лишний» – логопедическая игра. Автоматизация звука Р
«Жадина» – логопедическая игра на автоматизацию звука «Р»
Тип речи – повествование
Методы диагностики алалии
Какие упражнения полезны ринолаликам?
Похожие записи:
- Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки
Постановка шипящих звуков,таких как [ш], [ж], [щ], [ч] является, пожалуй, самой трудной для логопеда. А все потому, что артикуляционный уклад [ш] и [ж] очень сложный, но без шипящих тоже никак нельзя. Речь приобретает свистящий оттенок, а главное ребенок будет совершать множество ошибок на письме. Нарушенное произношения шипящих звуков называется сигматизм шипящих, и именно он является причиной большинства логопедических ошибок на письме: «сыска» вместо шишка, «заба» вместо жаба и т.п. Как же выправить этот дефект речи, расскажу подробнее.
Причины
Для начала нужно понять, как работают органы артикуляции при производстве звука [ш]. Губы вытягиваются в трубочку и напоминают по форме домик, ряды верхних и нижних зубов стоят ровно друг над другом, образуя щель, по которой струя воздуха проходит свободно по центру языка. Кончик язычка поднимается за верхние зубки, боковые его края прижимаются кверху, язычок, находящийся в полости рта, по форме напоминает чашечку. Проблемой многих детей является то, что мышцы языка недостаточно укреплены, и язык вместо того, чтобы подниматься наверх, лежит на дне ротовой полости, даже если мы правильно держим губы и зубы. Проходящая струя воздуха образует звук [с] вместо [ш]. Еще одной проблемой является то, что ребенок, пытаясь задрать язычок вверх, выдыхает в округлые губы воздух, и произносит звук [ш], но воздушная струя проходит не через щель между верхними и нижними зубами, а сбоку, образуя звук [ф]. Также часто язычок не слушается и просто вываливается изо рта.
Так как язык находится в глубине полости рта при почти сомкнутых зубах и вытянутых вперед губах мы не видим, правильно ли он там расположен, именно поэтому очень тяжело контролировать артикуляционный уклад и поставить звук.
Виды сигматизма шипящих
Чтобы выбрать верный способ постановки шипящих, нужно для начала определить, какой вид нарушения у данного конкретного ребенка. Нам главное – поставить звук [ш], а от него легче ставить [ж], [щ] и [ч]. Вот какие виды данного нарушения встречаются в природе.
Межзубный сигматизм
– явление, когда кончик языка высовывается между нижними и верхними зубами, образуя трещащий звук.
Губно-зубной
сигматизм – верхняя губа при производстве шипящих задирается высоко к зубам, а язык чаще всего лежит на дне ротовой полости. Неправильная артикуляция вызывает смешанный звук фс или вз – при произнесении [ж].
Свистящий сигматизм
– в этой ситуации язык не поднимается наверх, остается внизу, как при производстве звука [с], поэтому мы слышим свист вместо ожидаемого звука. В таких случаях еще говорят, что у ребенка [ш] – нижнее.
Призубный сигматизм
– кончик язычка упирается в верхние зубки, при образовании звука [ш] получается звук похожий на [т], при образовании [ж] — [д].
Боковой сигматизм
– явление, когда язычок поднимается в полости рта неровно, а как бы ребром, струя выдыхаемого воздуха идет в щеки, которые заметно надуваются, а вместо ожидаемого [ш] мы слышим [ф].
Носовой сигматизм
– в этом случае корень языка задирается чрезмерно вверх, мешая струе воздуха пройти через рот, уходит в нос.
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Для постановки любого звука артикуляционная гимнастика просто незаменима и крайне необходима. Чтобы установить в речи шипящие звуки, необходим один и тот же комплекс упражнений как для [ш], так и для [ж], [щ] и [ч]. В первую очередь, нам необходимо поработать над губами и языком. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок визуально улавливал правильную позу, а в случае чего, мог исправить неверное положение органов артикуляции.
«Улыбка» — растягиваем губы в улыбку. «Трубочка» — округлые губы вытягиваются вперед. «Улыбка-трубочка» — чередование поз. «Домик» — зубы ровненько стоят друг над другом, смыкаются, губы немного вытянуты вперед, напоминают прямоугольник, рот открыт. «Лопаточка» — широкий плоский язык высовываем изо рта и удерживаем 5 секунд на нижней губе в статическом состоянии. «Вкусное варенье» — работаем на верхний подъем языка, облизываем верхнюю губу. «Качели» — язык плавно поднимается за верхнюю губу и опускается к нижней. «Почистим зубки» — медленно поднимаем язык и облизываем верхний ряд зубов с наружной, а затем с внутренней стороны. «Лошадка» — цоканье язычком. |
«Парус»
— хорошее упражнение для укрепления мышц языка, позволяет ребенку долгое время удерживать язык наверху. Рот при этом обязательно широко открыт, кончик языка поднимается и стоит за верхними зубами, касаясь альвеол. Так держим язык на счет до десяти, увеличивая постепенно, по возможности, до сорока.
«Чашечка»
— при широко раскрытом рте высовываем язык, поднимаем кончик вверх, а боковые края загибаем. Язык напоминает форму чашки. Упражнение очень трудное даже для взрослого, требует систематической тренировки. Для начала пусть ребенок загнет кончик языка за верхнюю губу, затем откроет рот пощире, отрываясь от верхней губы и удерживая позу поднятого кончика несколько секунд. Закрепив эту позу, работаем над подъемом боковых частей языка. Это упражнение обязательно для постановки шипящих звуков, поскольку язык должен научиться принимать форму чашечки в полости рта.
Дыхательные упражнения
Кроме гимнастики при постановке шипящих необходимы упражнения на выработку воздушной струи. Упражнения проводятся в веселой игровой форме, что вызывает у ребенка живой интерес к занятию.
1. Дуем на свечи, спички, различные вертушки, перышки. 2. Широко распластанный язык лежит неподвижно на нижней губе («Лопаточка») просим ребенка подуть на высунутый кончик, добиваясь, чтобы струя воздуха проходила не сбоку, а точно по — легкий пенопластовый шарик или комочек ватки пытаемся задуть в предполагаемые ворота, сидя перед столом. 4. «Фокус» — кладем на кончик носа небольшой кусочек ваты, немного выдвигаем нижнюю губу вперед и дуем на нее, стараясь направить воздушную струю вверх. Задача упражнения – сдуть ватку с носа.