Раскраски на звук З: Автоматизация звука З в словах, рассказах

Раскраски на звук «З»: Автоматизация звука «З» в словах, рассказах, фразах, текстах, чистоговорках. Данный вид занятий очень полезен. Ведь ребенок не только произносит звук «З» правильно, но и развивает мелкую моторику пальцев рук.

При работе с предложениями, текстами, чистоговорками сначала проговорите речевой материал. И только после этого предложите малышу начать раскрашивать. Во время раскрашивания еще несколько раз повторите изучаемое.

Полезные советы:

  1. Занятия с малышом проводите систематически, 2-3 раза в неделю по 20-25 минут.
  2. Заниматься по раскраске можно как индивидуально, так и небольшой группой детей.
  3. Кроме этого раскраски разовьют мелкую моторику ребенка. Но лучше раскрашивать карандашами, так как усилий при этом понадобится больше.
  4. Карандаши желательно выбирать трехгранные. Они помогают подготовить руку ребенка к письму, т.к. удобно располагаются в трех пальцах — большом, указательном и среднем.
  5. Пока ребенок не научится держать карандаш правильно (пальцами, а не в кулачке) помогайте ему, иначе разницы между трехгранным карандашом и круглым не будет, равно как и пользы.
  6. А еще польза раскрасок в том, что они разовьют образное мышление и ориентировку в пространстве вашего малыша.

Весёлое катание

Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля белая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда… Холодно Зое и Зине!

Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. Потом Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.

Сделали дети из санок поезд. За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло, но и весело!

Коза и азбука

У Зои есть коза Забавка. Зоя любит свою козу. Зоя заботится о козе Забавке. Как-то паслась коза на лугу, а Зоя сидела на травке и рассматривала свою Азбуку. Стала Зоя показывать козе свою Азбуку: «Вот, Забавка, это буква А!».

А коза в ответ: «Мэ-э!».

Не знает Забавка буквы, да козе и не надо их знать! Зато коза твёрдо знает: где корм, хлев и её хозяйка Зоя.

Слова со звуком «З»:

  • язык, музыка, музыкант, бизон возок, тазы;
  • мозаика, незабудки, азбука, фазан, казак, мимоза;
  • знамя, ваза, коза, зонт, зубы, звонок;
  • запонки, забияка, Зоя, закат, загон, забег;
  • замок, замОк, завод, зонт, избушка, ваза;

Странная ваза

У Зои в столовой, на столе, стоит любимая мамина ваза. Она высокая, синяя, с золотыми узорами.

Как-то Зоя взяла со стола вазу. Она хотела рассмотреть узоры. Ваза выскользнула у Зои из рук и со звоном разбилась.

Мама вернулась с работы и спросила Зою: «Как разбилась ваза?». Зоя ответила: «Она сама свалилась со стола!».«Какая странная ваза! — удивилась мама. — А она, когда падала, сказала тебе «До свиданья»?».

Определи позицию звука «З» в слове:

  • язык, зубы, музыкант, зонт, музыка, звонок;
  • бизон, забияка, тазы, запонки, возок, Зоя;
  • закат, ваза, забег, знамя, загон, коза;
  • замок, казак, завод, фазан, замок, мимоза;
  • бизон, возок, музыкант, зонт, зубы, звонок;

Зайка-зазнайка

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — сказал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.

Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами… С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Добрая Зоя

Как-то Максим и Зоя сделали змея из бумаги. Они запускали змея на поляне. Змей летел низко и запутался в ветвях липы. Максим полез на липу за змеем и зацепился за ветку своей тенниской. Кусок ткани остался на ветке. Когда Максим спустился с липы, Зоя сказала ему: «Не беспокойся, я поставлю заплатку на твою тенниску!»

Чистоговорки со звуком «З» в раскрасках:

  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — здесь привязана коза
  • ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ, ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ — мало травки у козы
  • ЗУ – ЗУ – ЗУ, ЗУ – ЗУ – ЗУ — отвязали мы козу
  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — залезает в сад коза
  • ЗУ – ЗУ – ЗУ, ЗУ – ЗУ – ЗУ — привязали мы козу
  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — здесь привязана коза
  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — идёт зоина коза
  • ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ, ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ — завиток у той козы
  • ЗУ – ЗУ – ЗУ, ЗУ – ЗУ – ЗУ — напою водой козу
  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — у избы в тени – коза
  • ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА — идёт коза, коза – егоза
  • ЗОЙ – ЗОЙ – ЗОЙ, ЗОЙ – ЗОЙ – ЗОЙ — зайка идёт вместе с козой
  • ЗУ – ЗУ – ЗУ, ЗУ – ЗУ – ЗУ — зоя ведёт зайку и козу

Гроза в лесу

Как-то знойным летом Зоя и Вася отправились в лес. Они набрали полную корзину подосиновиков и маслят. Дети собирались идти домой, но тут их застала сильная гроза. Сверкала молния, гремел гром. Зоя и Вася сели под высокую сосну и накрылись корзиной. Скоро их окликнул какой-то подросток: «Дети, в грозу опасно сидеть под высоким деревом! — сказал он. — Идите под куст бузины!». Зоя с Васей так и сделали. Скоро гроза утихла и на небе засияла радуга.

Закаливание

Мама стала закаливать маленькую Лизу. По утрам Лиза и мама делали зарядку. Летом они загорали за городом и купались в лесном озере. Зимой Лиза и мама обливались холодной водой из таза. Как-то мама и Лиза узнали про клуб закаливания. Клуб, в который они записались, назывался «Звезда». Закаливанием взрослых и детей здесь занимались опытные тренеры.

Речевой материал (словосочетания со звуком [З]):

  • новый зонт, забавный зайка, новые тазы;
  • знакомая музыка, знакомый музыкант;
  • знойный день, звонкий звонок, званый обед;
  • забавный котёнок, заводная коза, Зоина затея;
  • тёмный закуток, зубная нить, бронзовый загар;
  • восточный базар, горячая зола, длинная зацепка;
  • желтое золото, заболеть корью, заброшенный зоопарк;
  • забытая база, загнанный в угол, задать вопрос;
  • зажать в руке, закладка Лизы, закрытая зона;
  • залить огонь, занять деньги, звуки музыки;
  • знакомая музыка, золотая казна, золотить купол;
  • зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик;
  • ночной дозор, признаки грозы, резкий запах;
  • ржавый замок, светлая береза, сложная загадка;
  • старый завет, холодная закуска.


Автоматизация звука «З» в словосочетаниях при помощи картинок пройдет более успешно, чем без наглядности. Именно поэтому в своей работе использую максимальное количество иллюстраций и различного игрового материала.

Морская змея

На свете есть много морских змей. Обитают змеи в тёплых морях и океанах. Морские змеи не выползают на берег. Они питаются, спят и производят потомство в воде. По водной глади тело змеи скользит, извиваясь зигзагами. Морские змеи — ловкие охотники. Питаются такие змеи только рыбой. Морская змея не откладывает яйца. Она производит на свет до пяти маленьких змеек. Морские змеи опасны для пловцов.

В зоопарке

Сегодня во многих крупных городах есть зоопарки. Там дети и взрослые наблюдают за зверями и птицами, за змеями и рыбами. Посетители зоопарка могут оценить красоту и разнообразие зверей. Детям интересно узнать о повадках зубров и обезьян, попугаев и газелей. Взрослым в зоопарке полезно отдохнуть от городской суеты.

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [З] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [З] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук [З]. Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Скачайте картинки форматом А4, разрежьте их на карточки, заламинируйте для долгосрочного использования и занимайтесь с удовольствием.

Зоя и змея

Захар и Зоя были в лесу. Захар искал грибы. В его корзинке были маслята и подосиновики. Зоя искала землянику. Вдруг под кустом Зоя заметила змею. Она сильно испугалась и замерла на месте. Затем Зоя бросила корзинку и, не разбирая дороги, понеслась вглубь леса. Захар посмотрел на змею и окликнул Зою: «Зоя, вернись! Это полоз! Полозы не опасны!»

Цыплята и гусеница

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая, длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а другого конца гусеницы не видать! Стали цыплята волноваться, стали оглядываться по сторонам… Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутёк, бегом к своей маме-курице.

Автоматизация звука [З] в начале слов:

ЗА: за-то, за-пад, за-мок, за-вод, за-кон, за-кат, за-пах, за-гон, за-бег, за-пев, за-выть, за-быть, зай-ти, зай-ка, заг-нать, за-бо-та, за-ба-ва, за-те-я, за-ви-ток, за-ку-ток, за-га-дать, за-ду-мать, за-ко-пать, за-ки-дать, за-хо-теть, за-ки-нуть, за-ки-петь, за-тя-нуть, за-о-хать, за-е-хать, за-бе-гать, за-бо-дать, за-инь-ка, за-пон-ка, за-гад-ка, за-вет-ный, за-да-ни-е, за-да-ва-ка, за-би-я-ка, за-го-то-вить, за-го-тов-ка; ЗО: Зо-я, зонт, зон-тик; ЗУ: зу-бы, зуб, зу-бок, зуб-ной, зу-бат-ка; ЗЫ: зыб-кий.

Овца и цветы

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал мотылёк. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковёр! Глядя на них, надо удивляться, веселиться, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть… все подряд: и красные, и белые, и голубые…

Дидактические игры для автоматизации звука [З] для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Владимировна Курникова

Дидактические игры для автоматизации звука [З] для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Поставим в вазу букет»

Материал: плоскостная вазочка крупного размера и небольшие цветочки разного или одинакового цвета (из картона, на обратной стороне которых есть изображения различных предметов.

Ход игры: малыш берет цветок, переворачивает его, правильно называет предмет и только тогда ставит его в вазу. Чем больше правильно названных слов, тем пышнее букет.

Дидактическая игра «Поможем зайчику погрузить чемоданы»

Встретилась сюжетная картинка с изображением зайчика, сидящего на вагоне (пособие по развитию речи для 1-го класса, 1999 года издания). Вырезали из цветного картона маленькие чемоданчики, дорисовали необходимые детали, наклеили на обратной стороне предметные картинки, и получилась игра.

Ребенок рассматривает и называет предмет, лежащий в чемодане. Называет правильно — чемодан грузится в вагон. Если в названии картинки звук «з» произнесен искаженно — чемодан остается на перроне.

Игра проходит интереснее, если чемоданы «грузятся» в щель, прорезанную в двери вагона.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Материал: разноцветные кружочки из картона с картинками на обратной стороне и толстая нитка.

Ход игры: рассказываем малышу, что у куклы Зои случилась беда — рассыпались бусы, и сейчас мы их будем собирать.

Ребенок берет любой кружочек, называет картинку на его обороте и накладывает кружочек на нить, лежащую на столе. Чем больше правильных ответов, тем длиннее бусы.

Дидактическая игра «Подарим обезьянке краски»

На сюжетной картинке изображена обезьянка с кисточкой. Малышу предлагается подарить ей краски. Для этого он должен правильно назвать картинку, изображенную с обратной стороны «краски» — картонного прямоугольничка. Ребенок называет предметы и укладывает прямоугольнички-краски возле обезьянки

Дидактическая игра «Зажжем на небе звездочки»

Материал: лист картона темно-синего цвета и небольшие звездочки из желтого картона с предметными картинками на обороте.

Ход игры: уточняем, какое время суток наступило (во время игры, объясняем почему. Вспоминаем, какое небо бывает днем, ночью? Что светит ночью на небе? Ребенку предлагается зажечь на небе звездочки. Звездочки волшебные — с картинками на оборотной стороне. Малыш называет картинку, в названии которой есть звук «з», и располагает ее на «ночном небе» — листе синего картона

Дидактическая игра «Чья картинка?»

Материал: карточки с изображением членов семьи (мама, пала, Бабушка и т. д.) и карточки поменьше с картинками, в названии которых есть звук «з».

Ход игры: предлагаем ребенку рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточках: арбузы, тазы, розы, ваза, зонт, коза, замок, зубило, забор, блуза, береза и др. Далее ребенку предлагается подумать, кому из членов семьи какой предмет ну-жен и положить рядом с ним соответствующую картинку.

Например: маме — розы, зонтик; папе — замок, зубило; бабушке — козы и т. д.

Дидактическая игра «Заполним квадратики картинками»

Материал: нарисованная на листе картона пирамидка из пустых квадратов; предметные картинки на карточках, соответствующие квадратам пирамидки.

Ход игры: обращаем внимание ребенка на то, что пирамидка совсем не яркая, ее клеточки пустые, и предлагаем поместить в них картинки. Малыш называет картинку и помещает ее в пустой квадратик пирамидки.

Цыбик и Царапка

Пёс Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пёс пробегал мимо. Задел пёс Цыбик блюдце кота. Всё молоко разлилось по крыльцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пёс Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!».

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

Утята и цыплята

Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот какие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыплята бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Сказала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на моих малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыплёнок встал на спину одного утёнка. За ними остальные пять цыплят залезли на спины пяти утят и поплыли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».

В цирке

В цирке есть арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты. На трапеции катаются гимнасты. По канату ходят канатоходцы. Публика в цирке волнуется и радуется.

В пятницу Вася с папой ходили в цирк. В конце циркового представления выступали две медведицы. Они были в разноцветных юбках и танцевали в центре арены. Васе нравится ходить в цирк!

Артикуляция звука [З]:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (З — ротовой звук);
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют ( З – глухой звук).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]