Здоровье малыша — как физическое, так и умственное — является для родителей вопросом первостепенной важности, поэтому многие мамы и папы используют для развития способностей крохи различные игры, помогающие раскрыть детский потенциал. Сегодня мы познакомим вас с упражнениями, стимулирующими развитие мелкой моторики рук и речи.
Пальчиковая гимнастика на тему «Дикие животные» — это комплекс упражнений, направленных на тренировку моторных функций пальцев. Воздействуя на определенные точки, расположенные на детских пальчиках, они активизируют речевые центры головного мозга и помогают становлению речи малыша, а также развитию его умственных способностей. Пальчиковые игры представляют собой короткие стихотворения в сопровождении движений пальцев и кистей рук, показывающих то, о чем идет речь в стихах и потешках. Ритмичность речи и соответствующие ей движения очень нравятся детям, поэтому они с удовольствием повторяют движения и слова за взрослым-ведущим. Если малыш в восторге от такой гимнастики, можно выполнять ее несколько раз в день, но продолжительность игры не должна превышать пяти минут — этого времени достаточно, чтобы развлечь ребенка и провести разминку пальчиков.
Пальчиковая игра «Дикие животные» познакомит кроху с названиями и повадками зверей, расскажет о том, где они проживают и чем питаются.
Белка, Голодная мышка, Динозавры, Ежик
Белка Скачет белка-шалунишка, («бегают» пальчиками по столу) Рвет с сосновых веток шишки. (сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках) Лапками сжимает ловко (сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках) И несет в свою кладовку. («бегают» пальчиками по столу)
Белочка Сидит белка на тележке, (хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно) Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому – (загибают по одному пальцы, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Белочки Раз, два, три, четыре, пять, (выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. (спрятать руку за спину) Одна куда-то подевалась, (выставить четыре пальца) Четыре белочки осталось. (спрятать руку за спину) А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. (выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. (выставить два пальца) Эта новость так грустна – (спрятать руку за спину) Осталась белочка одна. (выставить один палец) Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. (спрятать руку за спину)
Голодная мышка Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушеные грибы. (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка) Целый день она жевала, Но все мышке было мало! (разводят руками)
Динозавры Динозавров на рассвете (сжатые в «замок» руки) Увидали в парке дети, Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг) Быстро к дому побежали, («бегают» пальчиками по столу) Динозавр же, верь не верь, Только тра-во-ядный зверь. (сжатые в «замок» руки)
Ежик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать. (дети крутят между ладонями массажные мячи) Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож? (смотрят на мяч, держа его в ладонях) Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж! (дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)
Ежик топал по дорожке Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке. (растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения) Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные»
Скачет зайка маленький ( Пальчики сжаты в кулак, выпрямить средний и указательный пальчики. )
Около завалинки. (Руки над головой, соединены средние пальцы, изобразить домик. )
Быстро скачет зайка, ( Пальчики сжаты в кулак, выпрямить средний и указательный пальчики. )
Ты его поймай-ка. ( Покрутить кистями рук перед собой. )
Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3, 4, 5 загибать. )
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. )
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить! ( Все пальчики «бегут» по столу. )
Раз, два, три, четыре, пять. ( Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца. )
Зайчик прыг, зайчик скок, ( Руки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу, вытянуть указательные пальцы. Сгибать и разгибать их. )
Спрятался он под кусток. ( Сцепить пальцы рук в замок. )
Под кусточком – молчком, ( Не расцепляя рук, поднять указательные пальчики и пошевелить ими. )
Только ушки торчком. ( Сцепить руки в замок, шевелить всеми пальчиками. )
Сшил колючий пиджачок. ( Руки перед собой ладонями друг к другу, пальчики перекрещиваются между собой. Шевелить пальчиками. )
Весь в иголках, без застёжек, (Сжать кулачки. Разжимать, начиная с большого пальца.)
Грушу, сливу – всякий плод, ( Ладошки смотрят друг на друга, пальцы растопырены и соприкасаются подушечками. )
Что под деревом найдёт, ( Сжать руку в кулачок, выставить указательный палец и пошевелить им. )
И с подарочком богатым ( Сложить ладони вместе и стучать по два раза. )
Поспешит к своим ребятам. ( Руки перед собой ладонями друг к другу, пальчики перекрещиваются между собой. Ладони под углом друг к другу. Шевелить пальчиками.)
Мишка ложкой кушал мед. Набрал он меда полный рот, На пенечке он сидит И тихонько говорит: «Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу, В гости лучше я пойду, Друга я себе найду». Это будет ……… Катя, глазки закрывай: Кто перед тобой — узнай.
( Все пальчики сжаты в кулак. По очереди разгибать пальцы, начиная с большого пальца. )
Скачет зайка косой(правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)
Под высокою сосной (выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).
Под другою сосной(левой рукой изобразите дерево)
Скачет зайка другой(левой рукой изобразите зайчика. )
Шел бычок(покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)
Вдоль забора (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),
Увидал мочало (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз).
Начинай сказочку сначала(разведите руки в стороны).
На лужок прыгали зайчата (перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),
А лягушата и енот (покажите кулак).
На зеленый на лужок (шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).
Пальчиковая гимнастика по теме «Овощи»
Мы капусту рубим,(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. )
Мы морковку трем,(Трем кулаком о кулак. )
Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующие посыпание солью. )
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. )
Хозяйка однажды с базара пришла,(«Шагать» пальчиками по столу. )
Хозяйка с базара домой принесла
Петрушку и свеклу. ( Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого. )
Растут на грядках помидоры,
Поможем урожай собрать. ( Поочерёдно загибать пальцы рук. )
Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»
Пошёл котик на торжок, (Показать «ушки» над головой.)
Купил котик пирожок. (Прихлопывать левую ладошку сверху правой, затем поменять руки.)
Животные зимой, Зайка, Звери, Зоопарк
Животные зимой Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней. (дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку)
Зайка Мчится без оглядки, (хлопаем в ладошки) Лишь сверкают пятки. (ударяем кулачками друг о друга) Мчится что есть духу, (руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками) Хвост короче уха. (ударяем кулачками друг о друга) Живо угадай-ка: Кто же это? (хлопаем в ладошки) Зайка! (показываем указательными пальцами «зайку»)
Зайчик Жил-был зайчик, Длинные ушки, (пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки») Отморозил зайчик Носик на опушке. (поглаживают указательный и средний пальцы) Отморозил носик, (поглаживают безымянный палец и мизинец) Отморозил хвостик И поехал греться (растирают ладони) К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет. (сжимают и разжимают кулаки) И дают морковку на обед! (стучат пальцами по столу)
Звери У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках) Когти могут поцарапать. (пальцы двигаются как коготки) Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их) Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа) И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки) Только на макушке. (массажируем две точки темени)
Зоопарк В зоопарке мы бродили К каждой клетке подходили И смотрели на зверят – Медвежат, волчат, бобрят. (на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки)
Дружат добрые зверята
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Крокодил, Кролик, Кто живет в лесу, Лесное население
Крокодил Крокодил плывет по речке, (ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу) Выпучив свои глаза. (указательный и большой пальцы соединены) Он зеленый весь, как тина, (большой палец руки находится под ладонью) От макушки до хвоста. (прижать и выставить вперед указательный и мизинец)
Кролик Маленький кролик (кисти прижать к голове, как ушки) С большими ушами, Розовым носом, (дотронуться до носа) Смешными усами. (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе (роем норку) Сильными лапками В мягкой земле. Чистит он шёрстку себе («чистим шёрстку») Или спит. (руки кладём под щёку) Кролик ушами всегда шевелит. (шевелим «ушами») Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов. (закрыть лицо ладонями)
Кто живет в лесу Кто в лесочке живет? (переплести пальчики, имитируя лес) Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка! (загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. (сжимать и разжимать кулачки)
Лесное население Животных следы мы как книгу читаем. (ладонями рук дети изображают открытую книгу) В лесу кто живет мы легко отгадаем: (закрываем «книгу») Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это — оленьи. (загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных) Какое большое в лесу население! (поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
Лиса, Луг, Мишки, Пингвины, Прыг-скок
Лиса Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится. (потирают руки) Хвост пушистый, Мех золотистый. (растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их) По лесу важно бродит, («ходят» пальцами по столу) Страх на зайцев наводит. (стучат кулаками по столу)
Лисичка Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну-ка, посмотри! (сгибание и разгибание всех пальцев) Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри! (пальцы бегут по столу) Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну-ка, посмотри! («лепим») Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша! («гладим лисичку» другой рукой) Вот лисичка злая, ой-ой-ой! От нее, скорее убегу домой. (пальцы бегут по столу) У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит. (поддерживаем руками подбородок) Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час! (улыбаемся и стряхиваем руки)
Луг На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот: На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. (сгибание пальцев в кулак в ритме потешки)
Мишки Мама мишек будит рано. (пальцами обеих рук изобразить мишек) Не встают они с дивана. (удивленно пожать плечами) -Эй, Большак, вставай скорей! (встряхиваем большие пальцы рук) Ждут друзья уж у дверей! (указать руками на дверь) -Ну, а ты, лентяй Указка! (встряхнуть указательные пальцы) У тебя засохла краска! (изобразить руками ведро) Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. (встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх) -Безымянный, мой бедняжка! (погладить безымянный пальцами другой руки) Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. (прижать безымянный палец к ладони и погладить его) Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! (встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста) Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! (погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы)
Пингвины Жили-были три пингвина. (хлопки) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Хорошо и дружно жили (ладошка «моет» ладошку) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Как-то утром на рыбалку. (хлопки) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Зашагали вперевалку. (ладошки «шагают»-«шлепают» по столу) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) И еще поймать могли бы. (вращение кистей рук от себя) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Съели дружно все до крошки. (хлопки) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Кроме маленькой рыбешки. (хлопки) Пик, Пак, Пок. (удары по столу) Дружно бросилися в драку, (удары кулачками друг о друга) Пик, Пак, Пок. (хлопки) Учинив большую свалку. (удары кулачками о стол) Пик, Пак, Пок. (хлопки) Чтобы жить все время дружно, (ладошка «моет» ладошку) Пик, Пак, Пок. (хлопки) Уступать друг другу нужно, (ладошка «моет» ладошку) Пик, Пак, Пок. (хлопки)
Прыг-скок Зайчик прыг, зайчик сок, (показываем «зайку», сгибаем и разгибаем пальчики) Спрятался он под кусток. (кулачок обнимаем ладошкой, прячем) Под кусточком — молчком, (грозим пальчиком, чтобы сидел тихо) Только ушки — торчком. (показываем зайку)
Пляска зайчиков.
Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по ножкам)
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по ножкам
)
Свои лапки поразмять.
Ой- ой- ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками
)
Отморозить можно нос (трем носик
)
Прыг-скок, прыг-скок,
Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам
)
Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками
)
Прыг-скок, прыг-скок,
Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам
)
Прятки, Серый волк, Серый зайка, Скачет зайка, Слон
Прятки Первый зайчик под листочком, (загибают большой палец) А второй забрался в бочку. (загибают указательный) Третий заинька косой Сидит тихо за сосной. (загибают средний) На пеньке сидит четвертый. (загибают безымянный) Пятый на бревно залез, (загибают мизинец) С бревна спрыгнул и исчез. (разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)
Серый волк Волк серый, зубастый, (сгибают и разгибают кулачки) По полю рыщет, («ходят» пальцы по столу) Добычу себе ищет. Как найдет, (сжать кулаки) Волчатам отдает.
Серый зайка Зайка серенький сидит (руки сжаты в кулачки) И ушами шевелит. (разгибают и сгибают кулачки) Надо лапочки погреть, (растирают пальцы и кисти рук) Зайке холодно сидеть.
Скачет зайка Скачет зайка маленький (показываем «зайку») Около завалинки. (показываем «лавочку», складывая руки перед собой) Быстро скачет зайка, (показываем зайку) Ты его поймай-ка. (покрутить кистями рук)
Слон В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей. (Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.)
Перчатка
Весёлая мышка перчатку нашла, (ладонь раскрыта, пальцы растопырены
«перчатка», поворачивают руки
то ладонью, то тыльной стороной вперёд)
.
Гнездо, в ней устроив, (Складываем
ладони «ковшом
«)
Мышат позвала. (Сгибаем — разгибаем пальцы «зовущий» жест)
.
Им корочку хлеба дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим
по кончикам остальных пальчиков
).
Погладила (отшлёпала) всех (Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные
(скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
У оленя дом большой, Утро, Шуба
У оленя дом большой — У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем сделать руками над головой домик, соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны; разводим руки в стороны: показываем, какой большой дом) — Он глядит в свое окно. (обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно») — Зайка по лесу бежит (показать руками, какие у зайки ушки, с помощью ладошек; показать на столе, как бегут ножки, или имитировать бег) — В дверь к нему стучит: — «Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери) — Там в лесу охотник злой» (указываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак; приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки) — «Поскорее забегай, — Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, и протягиваем ладонь, как для рукопожатия)
Утро Утром на лужайке Просыпались зайки. (рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз) – Здравствуй, солнце красное! (поднимается большой палец) – Здравствуй, небо ясное! (поднимается указательный, большой остается поднятым) – Здравствуй, ёлка! (поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми) – Здравствуй, пень! (поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми) – Здравствуй, здравствуй, Новый день! (поднимается мизинец — все зайчики проснулись)
Шуба Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы — Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя — бурая. (поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб») Не страшны ему дожди И погода хмурая. (качают головой из стороны в сторону)
Ёжик
( у малыша в руках резиновый колючий ежик )
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками
)
Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику
)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам
)
Фыркнул ёжик — отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу
)
Если дам иголки — съедят меня волки!!! (ёжик убегает в домик, на место в коробку
или на полку)