Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.
Перед тем, как начинать автоматизировать звук необходимо знать артикуляционную позу звука Р:
губы раскрыты, нейтральны (лучше, если они будут слегка обнажать зубные ряды);
зубы разомкнуты;
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Подготовительные упражнения для постановки звуков Р, Рь:
«Чашечка» «Барабан» «Лошадки» «Грибок»
«Гармошка» «Пулемёт»
Постановка звука:
Первый способ: по подражанию со зрительным, слуховым, кинестетическим контролем;
Второй способ: с помощью специальных приёмов:
— от длительного 3-3-3 с поднятым к альвеолам кончиком языка,
— от длительного Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами,
—от быстрого и многократного повторения Д-Д-Д.
Картотека заданий для автоматизации звука «Р»
Материал для автоматизации звука Р
После того, как ребенок научился произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр…, можно приступать к его автоматизации. Для начала потренируемся произносить его в слогах различных типов. Рекомендуется автоматизировать звук Р сначала в прямых слогах (ра, ро, ру, ры), затем в обратных (ар, ор, ур, ир), в слогах со стечением согласных звуков (бра, вра, гро, кро, пру, фру, хры), далее во фразах, в предложениях, текстах, чистоговорках, скороговорках, стихотворениях. Если ребенку легче произносить звук Р в сочетаниях ДРА-, ДРО-, ТРУ-, ТРЫ, то начинайте с карточек с этими слогами. Процесс автоматизации длится 1-2 месяца при дислалии (при дизартрии от 2-х до 6 месяцев). Необходимо заниматься по карточкам ежедневно по 10-15 минут. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать «работу язычка».
Карточка № 1.
Закрепляем произношение звука Р в прямых слогах. Звук Р произносить раскатисто и длительно. 1). Проговаривать слоги 3-4 раза: ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ
2) Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка: ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро – ро-ро-ро, ру-ру – ру-ру-ру ры-ры – ры-ры-ры, рэ-рэ – рэ-рэ-рэ
3) Проговаривать слоги с изменением ударения: ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ру-ру-ру
4) Повторять слоги 3-4 раза: ра-ра-ру-ры, ру-ра-ры-ро, ро-ру-ра-ры
Карточка № 2.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Слова со звуком Р в начале:
ра Рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, рама, рана, ракета, ракетный, работа, работник, рабочий, рассказ.
ро Рот, Рома, роза, роща, ров, рог, родина, рожки, ровный, робкий, рослый, розовый.
ру Руки, ручка, рубка, рубить, рубанок, ручной, рукав, рукавица, русый, ружьё, румяный.
ры Рыба, рыбный, рыбак, рысь, рынок, рыжий, рыжик, рыть, рытвина, рыхлый.
Карточка № 3.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Слова со звуком Р в середине:
ра Буран, баран, баранка, варан, гараж, дыра, жара, жираф, нора, пора, парад, ура, муравей, барабан, карандаш, парашют, пара, мера, фара, сарафан, ураган, царапать, Вера, Ира, Юра.
ро Урок, сорока, ворона, ворота, горох, коробка, корова, короткий, макароны, творог, хороший, сурок, мороз, дорога.
ру Беру, орудие, кукуруза, Маруся, парус.
ры Дары, комары, корыто, шары, топоры, дворы, горы, дыры, куры, норы, помидоры, товары, уборы, актеры, шоферы, шахтеры.
Карточка №4.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. «Назови ласково»: (Проговаривать оба слова:) рот – ротик порог – порожек горох – горошек рак – рачок рука – ручка рыба – рыбка ромашка – ромашечка журавль – журавлик расческа – расчёсочка рог – рожок пирог – пирожок творог – творожок город – городок дорога – дорожка перо – пёрышко муравей – муравьишка
Карточка № 5.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. «Один – много»: (Проговаривать оба слова:) рог – рога рак – раки гора – горы дыра – дыры рука – руки город – города озеро – озёра парус – паруса росток – ростки городок – городки рыбак – рыбаки карась – караси муравей – муравьи журавль – журавли воробей – воробьи сорока – сороки
Карточка № 6.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно. серый – сероватый бурый – буроватый розовый – розоватый короткий – коротковатый мороз – морозный творог – творожный дорога – дорожный урок – урочный город – городской горох – гороховый аромат – ароматный
Карточка № 7.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук Р: рама – мама – лама ноги – розы – козы тучка – рыба – Рома руки – лук – рынок Тома – Рая – Роза мак – рак – так мороз – рыбка – лампа глаз – ухо – рот лужа – рама – дорога парус – ночь – нора
Карточка № 8.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. Выучить родственные слова: барабан – барабанчик, барабанище, барабанить, барабанщик; ворона – воронёнок (воронята), вороний, проворонить; рыба – рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбный, рыболов.
Карточка № 8.
в словах с прямым слогом.РЗакрепляем произношение звука
1. Добавь звук Р в начале слова и произнеси целиком: . ак, . оза, . адость, . амка, . ома, . ука, . ыба, . ынок. 2. Добавь слог ра а) в начале слова и произнеси целиком: .. бота, .. бота, .. кета, .. ботник, .. сказ; б) в конце слова и произнеси целиком: ды .. , па .. , жа .. , фа .., ме .. , Ве .. , Ю .. , И .. . 3. Добавь слог ры в конце слова и произнеси целиком: да .. , кома .. , ку .. , но .. , помидо .. , актё .. , това .. .
Карточка № 9.
Закрепляем произношение звука Р в словах с прямым слогом. — Замени первый звук в слове на звук Р и произнеси новое слово: танец – (ранец), хобот — …, забота — …, мычать — …, макеты — …, дом — …, нога — …, лама — …, Тома — …, козы — …, высь — …, мука — …, мак — …, газ — …, кот — …, поза — …, пугать — ….
Карточка № 10.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Сок из смородины (какой?) – смородиновый, начинка из смородины (какая?) – смородиновая, варенье из смородины (какое?) – смородиновое.
Сок из моркови (какой?) – морковный, котлета из моркови (какая?) – морковная, пюре из моркови (какое?) – морковное.
Суп из рыбы (какой?) – рыбный, котлета из рыбы (какая?) – рыбная, заливное из рыбы (какое?) – рыбное.
Карточка № 21.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях. «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »: 1 журавль – 2 журавля – 5 журавлей 1 муравей – 2 муравья – 5 муравьёв 1 воробей – 2 воробья – 5 воробьёв 1 карась – 2 карася – 5 карасей 1 баран – 2 барана – 5 баранов 1 корабль – 2 корабля – 5 кораблей 1 король – 2 короля – 5 королей 1 карандаш – 2 карандаша – 5 карандашей
Карточка № 22.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
У Ромы гитара. – Это Ромина гитара. У Ромы барабан. – Это Ромин барабан. У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.
У Раи гитара. – Это Раина гитара. У Раи барабан. – Это Раин барабан. У Раи рояль. – Это Раин рояль.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
У Ромы гитара. – Это Ромина гитара. У Ромы барабан. – Это Ромин барабан. У Ромы рояль. – Это Ромин рояль.
У Раи гитара. – Это Раина гитара. У Раи барабан. – Это Раин барабан. У Раи рояль. – Это Раин рояль.
Карточка № 23.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу. барабанить на барабане: Я барабаню на барабане, ты барабанишь на барабане, он …, она …, мы …, вы …, они ….
Карточка № 24.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу. рубить ветки топором: Я рублю ветки топором, ты рубишь ветки топором, он …, она …, мы …, вы …, они ….
Карточки № 25.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Спряжение в настоящем времени по образцу. собирать помидоры на огороде
: Я собираю помидоры на огороде, ты собираешь помидоры на огороде, он …, она …, мы …, вы …, они ….
Карточка № 26.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рассказчик рассказывает. У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра – барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.
Карточка № 27.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Вот Вера и Мара. У Веры шары и у Мары шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары розовый карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик весело барабанит. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В небе разноцветная радуга. От мороза щёки у Ромы румяные.
Карточка №28.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
Проговаривать чистоговорки 3-4 раза: ра-ра-ра – у лисы нора, ро-ро-ро – новое ведро, ру-ру-ру – ягод наберу, ры-ры-ры – летят комары.
ра-ра-ра, ра-ра-ра, рама, рак, гора, нора. ро-ро-ро, ро-ро-ро, роза, роща, рот, перо.
ру-ру-ру, ру-ру-ру, руки, ружья, кенгуру. ры-ры-ры, ры-ры-ры, рыба, рынок, рыжик, рысь.
Карточка № 29.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Ра-ра-ра – высокая нора, ра-ра-ра – старая нора, ро-ро-ро – новое перо, ро-ро-ро – Рома, вымой рот, ру-ру-ру – скачет кенгуру, ры-ры-ры – синие шары. Ра-ра-ра, ра-ра-ра на дворе у нас гора. Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору. Ры-ры-ры, ры-ры-ры покатаемся с горы. Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.
Карточка № 30.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Выучить: Тара-тара-тара-ра! Поднимайся детвора! Поднимайся детвора В детский сад идти пора! Туру-туру-туру-ру! Поднимаем детвору. Поднимаем детвору – Туру-туру-туру-ру! Тыры-тыры-тыры-ры! Нету дома детворы.
Карточка № 31.
Закрепляем произношение звука Р в стихах. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Выучить: Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки И ароматные «кашки». По дороге корова идёт, Ароматную «кашку» жуёт. Идёт по дороге баран, Несёт баран барабан.
Карточка № 32.
Закрепляем произношение звука Р в стихах. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Выучить стихотворение: Есть у Ромы огород, В нем морковка растет И горох, и помидоры. Урожай будет скоро.
Рыжий Ромка очень рад – У него родился брат.
Карточка № 33.
Закрепляем произношение звука Р в обратных слогах. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Многократно проговаривать слоги, четко произнося звук Р. 1). Повторять слоги 3-4 раза: ар-ар-ар, ор-ор-ор, ир-ир-ир, ыр-ыр-ыр, ур-ур-ур 2). ар-яр, ор-ёр, ур-юр, ыр-ир, эр-ер, яр-ар, ёр-ор, юр-ур, ир-ыр, ер-эр, ар-яр-ар, ор-ёр-ор, ур-юр-ур, ыр-ир-ыр, эр-ер-эр
Карточка № 34.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно.
1). Проговаривать слоги и слова 2-3 раза: ар-ар-ар – вар ар-ар-ар – дар ар-ар-ар – пар ар-ар-ар – шар ар-ар-ар – жар ор-ор-ор – бор ор-ор-ор – сор ор-ор-ор – хор ор-ор-ор – двор ыр-ыр-ыр – сыр ур-ур-ур – бур ур-ур-ур – шнур ир-ир-ир – мир ир-ир-ир – пир ир-ир-ир – тир 2). «Запомни, повтори»: пар – дар – жар, хор – бор – двор, мир – тир – пир , бобёр – ковёр – шофёр, мотор – забор – топор.
Карточка № 35.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами. Звук Р произносить раскатисто и длительно. ар Карта, загар, комар, Макар, самовар, марка, армия, парта, фартук, артист, арбуз. ор Горка, зоркий, норка, корка, форма, мотор, забор, помидор. ур, ыр Урна, бурка, Мурка, пурга, шнурки, огурцы, абажур, сыр, дырка, фыркать. ир, ер, Кефир, мундир, бирка, ширма, мирный, кирпич, первый, верба, верно, мерка, ферма, персик, офицер, беркут, термос.
Карточка № 36.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратными слогами. Звук Р произносить раскатисто и длительно. ар Карман, картон, повар, Барбос, барсук, сахар, картошка, мартышка, гармонь. ор Орден, мухомор, горный, шорты, форточка, тормоз. яр, ёр Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный. юр, ер, ир, Юрта, юркий, веер, ветер, вечер, катер, мастер, зерно, черта, чернила, вернуть, перчатки.
Карточка № 37.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. «Назови ласково»: Проговаривать оба слова: нора – норка гора – горка картина – картинка шкура – шкурка горло – горлышко сверло – свёрлышко червяк – червячок зеркало – зеркальце дырка – дырочка корка – корочка порт – портик торт – тортик ветер – ветерок верба – вербочка
Карточка № 38.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. «Один — много»: Проговаривать оба слова: карта – карты парта – парты ферма – фермы арбуз – арбузы барсук – барсуки шнур – шнуры дар – дары забор – заборы карман – карманы зеркало – зеркала
Карточка № 39.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. зеркало – зеркальный карман – карманный картина – картинный арбуз – арбузный бархат – бархатный сахар – сахарный карта – карточный дырка – дырчатый
Карточка № 40.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. Звук Р произносить раскатисто и длительно в каждом слове. Выучить родственные слова: кормить – корм, кормление, кормушка, прикорм, выкармливать; гора – горка, горушка, горный, пригорок. сахар – сахарок, сахарный, сахарница.
Карточка № 41.
Закрепляем произношение звука Р в словах с обратным слогом. 1. Добавь звук Р в конце слова и произнеси целиком: забо., актё., кефи., команди., кома., топо., ковё., помидо., хо., костё., вете., масте., боксё.. 2. Добавить слог ар в начале слова. Ребёнок называет слог ар, взрослый – конец слова, после чего ребёнок проговаривает слово целиком: .. буз, .. тём, .. мия, .. ка, .. тист, .. фа. 3. Послушай слово и раздели его на слоги (отхлопай): карта (кар-та), парта, ферма, верба, арбуз, фирма, картина, карманы, карман, барсук, барсуки, картон, Мурка, Барбос, хор, дар, сор, пар, сахарок.
Карточка № 42.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях. Гараж из кирпича – кирпичный Шарф из шерсти – шерстяной Платье из бархата – бархатное Котлета из картофеля – картофельная Семечка от арбуза – арбузная Коробка из картона – картонная Сахарница из фарфора – фарфоровая Кольцо с изумрудом – изумрудное Пол из паркета – паркетный Сок из черники – черничный
Карточка № 43.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях. «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »: 1 парта – 2 парты – 5 парт 1 гараж – 2 гаража – 5 гаражей 1 арбуз – 2 арбуза – 5 арбузов 1 картина – 2 картины – 5 картин 1 зеркало – 2 зеркала – 5 зеркал 1 мухомор – 2 мухомора – 5 мухоморов
Карточка № 44.
Закрепляем произношение звука Р в словосочетаниях. «Веселый счет: 1 – 2 – 5 »: 1 оранжевая морковка, 2 оранжевых морковки, 5 оранжевых морковок; 1 шерстяной шарф, 2 шерстяных шарфа, 5 шерстяных шарфов; 1 серый воронёнок, 2 серых воронёнка, 5 серых воронят; 1 ароматный персик, 2 ароматных персика, 5 ароматных персиков.
Карточка № 45.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Рая кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер. Захар дёргает за шнур.
Карточка № 46.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Федор метёт двор. Егор чистит ковёр. На стене картина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. У Германа мама доктор. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Мама даёт Егорке шар. На опушке порхают яркие бабочки. Зернистый снег темнеет в марте. Федор натёр паркет.
Карточка № 47.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Спряжение в настоящем времени по образцу.
каркать, как ворона
Я каркаю, как ворона, ты каркаешь, как ворона, он …, она …, мы …, вы …, они ….
Карточка № 48.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Спряжение в настоящем времени по образцу.
кормить Мурку
Я кормлю Мурку, ты кормишь Мурку, он …, она …, мы …, вы …, они ….
Карточка № 49.
Закрепляем произношение звука Р в предложениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Игра «Путаница»: послушать слова, составить из них предложение и посчитать количество слов (загибать пальчик на каждое слово). Роща, вороны, в, каркают – Вороны каркают в роще (4 слова). Рома, карман, у, оторвался. — … Рая, парта, за, сидит — … Ира, марка, конверт, на, наклеивает — … Воробей, кормушка, на, сидит — …
Карточка № 50.
Закрепляем произношение звука Р в чистоговорках. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Проговаривать чистоговорки 3-4 раза: Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ар-ар-ар – в небе вьётся белый пар. Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор. Ор-ор-ор – это Ромин мухомор. Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир. Ёр-ёр-ёр – дети в поле жгут костёр. Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр.
Карточка № 51.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно. 1. Отгадай и выучи загадку: Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
2. Выучить стихотворение: Наша Мурка – Шёлковая шкурка. Мордочка – картинка, Пушистенькая спинка.
Карточка № 52.
Закрепляем произношение звука Р в стихотворениях. Звук Р произносить раскатисто и длительно. Выучить: * * * В яркой куртке мухомор Гордо сел на косогор. Нам не нужен мухомор – Не пойдём на косогор. * * * Шёл Егор через двор. Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор