Развитие техники чтения. Рбучение грамоте. Буквы Ш, Щ, Ц, Ч, Ф.

  • Буквы а, у
  • §13
  • Буквы и, ы
    • §14
    • §15
    • §16
  • Буквы о, ё, е после шипящих
    • Буквы о, ё, е на месте ударных гласных
    • §17
    • §18
    • §19
  • Буквы о, е на месте безударных гласных
    • §20
    • §21
  • Буквы о и е после ц
    • §22
    • §23
    • §24
  • Буква э после шипящих и ц
    • §25

    Буквы а, у

    §13

    После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю),

    напр.: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу.

    Примечание 1. В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш пишется буква ю : жюри, жюльен, брошюра, парашют и некоторые другие, более редкие.
    Примечание 2. В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц пишутся буквы я, ю, напр.: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц, нередко произносятся мягко.

    Буквы ю и я пишутся по традиции после ч в некоторых фамилиях (ю – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

    ↑ Cодержание ↑

    Дифференциация аффрикатов

    Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе сдетьми по формированию правильного звукопроизношения, который направлен на умение различать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту образования.

    Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

    Дифференциация звуков у логопатов проводится с опорой на анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный,кинестетический. Использование этих анализаторов определяется характером нарушения.

    У многих логопатов замены обусловлены нечеткостью фонематических процессов и представлений о звуках. У большинства ведущим нарушением является слуховая дифференциация. Поэтому работу по дифференциации звуков логопед начинает с опоры на более сохранное зрительное восприятие, кинестетические ощущения и тактильные, которые получаем от органов артикуляции во время произношения звуков.

    Использование кинестезии при дифференциации аффрикатов часто требуется предварительная работа по развитию и уточнению кинестетических ощущений с опорой на тактильные и зрительные ощущения у ребенка. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи. В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, мес-то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизноси-тельной дифференциации.

    К числу довольно распространённых взаимозамен относится смешение аффрикатов: [ц] – [ч], [ч] – [щ].

    Причин возникновения нарушений произношения звуков [ч] и [щ] несколько. Первая — едва различимая на слух общая составляющая этих звуков: звук [ш], входящий и в звук [ч], и в звук [щ]. Вторая — едва ощутимое движение кончика языка вверх и касание боковых зубов при произнесении звука [ч].

    Звуки [ч] и [ц] — смычные, каждый из этих звуков образуется путем слияния двух звуков: для звука [ч] — это [т + ш], а для звука [ц] — это [т + с].

    Смешивая эти звуки, дети просто не чувствуют разницу в произношении, которая приводит к тому, что вместо двух звуков ребенок произносит только один.

    Одна из главных причин подобных нарушений лежит в нарушении или снижении слуха, что препятствует различению звуков в спонтанной речи (фонематическое восприятие). Причина может крыться и в нарушении подвижности языка, в неправильном прикусе или посадке зубов. Обычно в таких случаях ребенок знает, как правильно произносить звуки, но не может их произнести без стоматологического или ортодонтического лечения.

    Дифференциация конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

    1. предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
    2. этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

    1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

    Например, при уточнении правильной артикуляции звука ц необходимо обратить внимание на его произнесение: звук [ц] образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с]. При произнесении звука [ц] губы раздвинуты в улыбке, зубы сомкнуты или сближены (зубы размыкаются при произнесении звука [ц] в прямых слогах (ца, цо…)), кончик языка сначала упирается в нижние резцы (примерно как для звука [с]): язык вогнут и приподнят. Передняя часть спинки языка образует смычку с нёбом (около альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. Когда происходит выдох, передняя часть языка размыкается с нёбом, кончик языка отскакивает от нижних резцов. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука поднеся ладонь к губам, можно почувствовать умеренный толчок холодной воздушной струи, голосовые складки не дрожат. Звук [ц] — твердый, глухой.

    Звук [ч] образуется путем последовательного произнесения звуков [т’] и [щ]. При произнесении звука [ч] происходит смена двух артикуляций: сначала кончик языка опущен, прикасается к нижним резцам. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому нёбу. В следующий момент происходит разрыв смычки, и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее ар-тикуляции звука [щ]. Граница между элементами артикуляции не улавливается на слух. Губы выдвинуты вперед и округлены, нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость, голосовые связки разомкнуты. Выдох производится резким толчком теплой струи воздуха.

    

    Звук [щ] — протянутый (долгий) мягкий шипящий звук: [ш’-ш’-ш’]. При произнесении звука [щ]: губы вытянуты вперед и округлены; язык широкий, поднят к верхним альвеолам, кончик языка свободен, боковые края языка прижимаются к коренным зубам, передняя часть спинки языка прогибается, средняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед; сильная, теплая воздушная струя проходит по середине языка через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты.

    2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие, например, звук ц и не имеющие его (да, ца, во, ны, цы, лу, цо, цу). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук [ц].

    3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении.

    Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

    1. Поднять соответствующую букву на заданный звук.
    2. Назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется задан-ный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются. Например, на первом этапе дифференциации звуков ц и ч исключаются слова со звуком ч и другими сходными звуками. Примерные картинки: заяц, отец, лук, леденец, цапля, парта, лопата, курица, цветок.
    3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки. Картинки при этом не называются.
      Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.
    4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
    5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа поставить черточку. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, то он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или записывается слово) справа.

    4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

    5. Выделение слова с данным звуком из предложения. Дается, например, задание выделить из предложения слова, включающие заданный звук. По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

    Для дифференциации звуков предлагаются следующие виды занимательных игр и упражнений:

    1. «Поймай звук в ладошки» Хлопните в ладошки, если услышите звук [ч]. Логопед произносит сначала звуки [ч, ц, ч, ц, ц, ч], затем слоги: ЧА, ЦО, ЦА, ЧО, ЧА, ЦА, ЧУ, ЦУ и, наконец, слова: цапля, цветок, почка, чайка, курица, почта, огурец, калач.

    2. «Две шеренги» Дети должны разложить картинки на парте так, чтобы с одной стороны оказались картинки на звук [Ч], а с другой — на звук [Щ].

    3. «Звукоед» Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, т.к. этот звук проглотил старичок Звукоед, например: вра_, ле_, гра_, лу_, пла__ и т.д. Ребёнок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который слышится в конце слова.

    4. «Вставьте пропущенный звук» Логопед произносит слово, но вместо заданного звука хлопает в ладоши. Дети должны заменить этот неречевой звук речевым [ч] или [щ]. Например: чайка- хлопок — айка, борщ — бор — хлопок.

    5. «Добавлялки» Подскажите последний слог со звуками [ч] или [щ]: — добавьте слог — ча- или -ща-: ку…, гу…, пи.., да…, пу…., добы…, ро…, све… ; — добавьте слог — чи- или -щи-: встре…, пла.., зада.., ре…, ме.., хво…. ; — добавьте слог — чик- или -щик-: бан.., пла…, зай.., пон…, кладов.., маль…, тансов..;

    6. «Шифровальщики» Я называю слово, а вы на партах выкладываете буквы, соответствующие звукам Ч или Щ, которые услышите в этом слове.Рисунок из букв на партах: Щ Ч, Ч, Ч, Щ.

    7. «Радисты» На корабле сломалась рация, и отважный капитан никак не может получить или передать позывные на землю. Повторяйте по очереди за мной то, что услышите, а ваши пальчики обеих рук перебирают по столу «кнопки рации». (Пальцы работают, как при игре на пианино.)

    Ч – Ц Ч — Щ Ч – Щ – Ц
    Ща – ща – ща ча – ща – ча щи – чи – щи щу – чу – чу че – ще – че ащ – ач – ач оч – ощ – оч ищ – ич – ич эщ – эщ – эч ущ – уч – ущ ач – оч — ущ ча—ца — ча чо—цо — цо чу—чу — цу чи—цы — чи че—це — це цы—чи — чи ач—ац -ач еч—ец — ец оц—оч — оц уц—уч — уч яц—яч — яц ца—ча—ща цы—чи—щи що—чо—цо ще—че—це ац—ач—ащ яц—яч—ящ ащ—ач—ац ящ—яч—яц цо—чо—що це—че—ще щу—чу—цу оц—оч—ощ иц—ич—ищ ощ—оч—оц ищ—ич—иц цу—чу—щу ща—ча—ца щи—чи—цы уц—уч—ущ ец—еч—ещ ущ—уч—уц ещ—еч—ец

    8. Игра «Испорченный телефон» Если услышишь по телефону правильное название картинки, подними зеленый кружок, если картинка названа неправильно — подними красный кружок: МЯЩ, МЯЧ, ОБРУЩ, ОБРУЧ, ЧУКА, ЩУКА

    9. Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].

    10. Соедините картинки с буквой ч и щ.

    11. Найдите буквы щ, ч, ц и раскрасьте их соответствующими карандашами.

    ц ч у ч н н п ч н л у ч ц ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш щ ш н п и щ

    12. Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).

    13. Чтение слогов с буквами ч, щ:

    ша-ща шо-що шу-щу аш-ащ ош-ощ уш-ущ ши-щи ше-ще шё-щё иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ

    14. Запишите слова с ш и щ в два столбика: ..ука, ..елчок, кув..ин, пры..ик, бро..ка, кро..ит, ..орох, ..епка, ..епотка, пи..ит, ка..а, пла.., горо..ина, гру..у, вра..ать, ..ёлк, за..итник, вер..ина.

    15. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в словах: овца—куча—гуща цепь—чей—щель лицо—плечо—ещё целина—четыре—щетина зацепка—чётко—щепка цапля—чайка—ищейка цирк—чирк—щит овца—бахча—борща цемент—чехол—щегол

    17. Чтение и письмо букв ч, ц, щ в предложениях. Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На улице дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий.

    18. Следующая шифровка: прочитать словосочетания, вставить пропущенные буквы Ч или Щ. Списать словосочетания, выделяя буквы и звуки: Мо…ный тяга, …у…ка на крю…ке, про…ная …етина, при…епки в я…ике, пти…ий …ебет, ве….и для у…а…ихся, мо…ёная уло…ка, …ие…ики на поло…ке, Людо…кин пла…, хи…ник в …а…ёбе, …ерда…ное поме…ение, ве…ер в у…или…е

    19. Впишите пропущенные буквы Ч – Ц – Щ: Роща Весной в ро__у прилетело много пти__. Всех приметней гра__и и сквор__ы. __ёрные и проворные. Хлопо__ут пти__ы в __а__е. Тре__ат су__ья и вето__ки. Это пти__ы делают жили__е. Лу__исто светит солн__е. Весело __ебе__ут пти__ы. Пти__ы выводят птен__ов. Птен__ам нужна пи__а — жу__ки, __ервя__ки, гусени__ы. Пти__ы и__ут пи__у не только в ро__е. Летают и на поля.

    20. Прочитайте и перескажите текст. Рачок-мореход После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом — так крепко уцепились за днище рачки.

    Чистили, чистили, а боцман говорит: — В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться. Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заставил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь — это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать — ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл. «Эх, — думаю, — пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами». В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испытать в плаванье. (По Г. Снегирёву)

    Литература

    1. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Изд. 5-е. – Ростов н\д: Феникс, 2006. – 445с. 2. А.С. Герасимова, О. С. Жучкова, В.Г. Кузнецова Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М. : ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688с. 3. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет \ авт. – сост. Е.А. Лапп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.
    Автор материала: Будченко Анна Александровна

    Буквы и, ы

    §14

    После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы),

    напр.: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи.

    Примечание. В некоторых иноязычных собственных именах после ч пишется буква ы, напр.: Чыонг Тинь (вьетнамское собственное имя).

    ↑ Cодержание ↑

    §15

    После ц пишется буква и или ы.

    Буква ы пишется в следующих случаях.

    1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть).

    2. В окончаниях существительных и прилагательных, напр.: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

    3. В суффиксе прилагательных −ын, напр.: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день. Так же пишутся географические названия на −цын, −цыно, напр.: Царицын, Голицыно.

    Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.

    ↑ Cодержание ↑

    §16

    Во всех остальных случаях после ц пишется буква и, а именно:

    а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, напр.: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;

    б) в суффиксах иноязычного происхождения, напр.: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;

    в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, напр.: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

    ↑ Cодержание ↑

    Буквы о, ё, е после шипящих

    Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

    §17

    После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е,

    напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон.

    Примечание. О случаях написания после шипящих буквы э см. § 25.

    ↑ Cодержание ↑

    §18

    После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё.

    Буква о пишется в следующих случаях.

    1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий −о, напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

    2. В суффиксах имен существительных:

    • −ок, напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;
    • −онок и −чонок, напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок;
    • −оныш: ужоныш;
    • −онк (а) и −онк (и), напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки;
    • −овк (а) (в отыменных производных словах), напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка;
    • −об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё;
    • −отк (а): трещотка;
    • −овщин (а): поножовщина.

    3. В суффиксе имен прилагательных −ов, напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый, а также в существительных на −овка, −овник, производных от прилагательных с суффиксом −ов (−ев ): грушовка и грушовник (ср. грушевый), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый), алычовка (алычовый), гужовка (гужевой), пуншовка (пуншевый), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой), драчовка (драчовый, от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой), речовка (речевой), борщовник (борщовый), ужовник (ужовый). Так же пишется слово крыжовник, где суффикс в современном языке не выделяется.

    Примечание 1. Отыменные существительные на −овка типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка (см. § 19, п. 3).
    Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + −ов (−ёв) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

    4. В суффиксе прилагательных и наречий −охоньк, напр.: свежохонький, хорошохонько.

    5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать), жом (ср. жму), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла); рожон (ср. род. п. рожна), шов (шва); княжон (род. п. мн. ч. от княжна), ножо́н (род. п. от ножны ́ – устар. вариант слова но́жны), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки), квашонка (уменьш. от квашня), кошомка и кошомный (от кошма), очочки (от очки), очочко (от очко), смешон (краткая форма муж. рода от смешной); сюда же относятся слова с суффиксом −ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту) пишется буква ё (см. § 19, п. 7).

    Примечание. Так же, как смешон, пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода страшон, должон, нужон.

    6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е): жолкнуть (и пожолкнуть), жостер, жох, зажор (и вариант зажора), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры (и шорный, шорник).

    Так же пишется слово вечо́р (и вечо́рошний), хотя оно родственно слову вечер (и вечерний) (ср. § 19, п. 7).

    С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов.

    7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс.

    ↑ Cодержание ↑

    §19

    Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё, а именно:

    1. В глагольных окончаниях −ёшь, −ёт, −ём, −ёте, напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте.

    2. В глаголах несовершенного вида на −ёвывать и отглагольных существительных на −ёвывание, напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в страдательных причастиях на −ёванный, напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный.

    3. В отглагольных существительных на −ёвка, напр.: ночёвка (от ночевать), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать), лущёвка (от лущить).

    4. В суффиксе существительных −ёр, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр.

    5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных −ённ и −ён, напр.: напряжённый (и напряжён), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка.

    6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла), −чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог (см. § 18, п. 5).

    7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е. Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ).

    Корни с сочетанием жё :

    • жёваный (жевать),
    • жёлоб (желоба, желобок, желобчатый),
    • жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток),
    • жёлудь (желудей, желудо́к ‘маленький желудь’, желудёвый),
    • жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, же́лчный; желчевой, желчевик),
    • жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться),
    • жёрдочка (жердь, жердей, жердяной),
    • жёрнов (жернова, жерновой),
    • жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый),
    • сажёнки (са́жень и саже́нь),
    • тяжелый (тяжелее, тяжелеть, устар. тяже́ле).

    Корни с сочетанием чё :

    • бечёвка (бечева, бечевой),
    • вечёрка (вечер, вечерний),
    • печёнка, печёночный (печень),
    • почёт, почётный (честь),
    • пчелы, пчёлка (пчела, пчельник),
    • счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета́, счетовод, не́чет),
    • чёботы (чеботарь),
    • чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье),
    • чёлн (челны, челнок),
    • чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант че́ркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть),
    • чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый),
    • чёрствый, чёрствость (черства, черстветь),
    • чёрт, чёртов, чёртушка (че́рти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина),
    • чёрточка (черта, черт, че́ртит, чертить, чертёж),
    • чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет),
    • чёткий, чёткость, отчётливый (четка́),
    • чечётка (че́чет).

    Корни с сочетанием шё :

    • дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь),
    • кошёвка (кошева́),
    • кошёлка (кошель, кошелёк),
    • пшённый, пшёнка (пшено),
    • решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник),
    • шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый),
    • шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет),
    • шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить).
    • Корни с сочетанием щё :
    • щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть),
    • щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый),
    • щёкот (щекотать, щекотка),
    • щёлка, щёлочка (щель, щелей),
    • щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок),
    • щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной),
    • щённая (щениться, щенок),
    • щётка (щетина).
    Примечание. Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 7, может писаться буква о. В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

    8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём, а также в словах почём, нипочём, причём; в слове ещё.

    9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о, гласный звук языка источника, напр. жён премьер, Шёнбрунн, Шёнберг.

    ↑ Cодержание ↑

    Буквы о, е на месте безударных гласных

    §20

    В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е – в соответствии как с ударным э (на письме е), так и с ударным о (на письме о или ё).

    Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестя́нка (ср. жесть), чепе́ц (че́пчик), шенкеля́ (ше́нкель), гла́жение (уже́ние), ту́че (свече́); б) желте́ть (ср. жёлтый), шепта́ть (шёпот), горо́шек (петушо́к), пу́ншевый, плащево́й (грошо́вый, борщо́вый), сто́рожем (чижо́м), бо́льшего (ср. большо́го), ры́жему (чужо́му), могу́че (горячо́). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда.

    ↑ Cодержание ↑

    §21

    В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о.

    Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо. Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих (см. § 18, п. 7) и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок), торшонировать (от торшо́н), чокеровка (от чо́кер), шомпола́ (мн. ч. от шомпол).

    Примечание 1. Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.
    Примечание 2. Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.: жохoва́тый (от жох), чопорнова́тый (от чопорный), шорошо́к (‘еле слышный шорох’), на́свежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

    ↑ Cодержание ↑

    Коррекционно-развивающие задачи.

    Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, исправлять ошибки при неправильном употреблении родовых окончаний прилагательных.

    Учить слухо-произносительному различению звуков [Щ] — [С].

    Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

    Продолжать учить составлять предложения по опорным словам, анализировать эти предложения.

    Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.

    Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

    Задание 2. Дифференциация звуков [Щ] — [С]. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок, назвать лишнюю и объяснить свой выбор (взрослый при этом картинки не называет):

    щука, щетка, щавель, селедка.

    Задание 3. Сравнить артикуляцию звуков [Щ] и [С] (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков [Щ] и [С], обозначение.

    Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:

    сь, щ, щ, сь..,; ся, ща, щу, си…; ащ, ась, ось, ощ…; щука, Сима, гусь, лещ, осень, ящик…

    Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    ща-ся, щу-…; ащ-ась, ощ…

    Повторить за взрослым слоговой ряд:

    ща-ща-ся, ща-ся-ся, ся-ща-ща, ща-ся-ща, ся-ся-ща, ся-ща-ся.

    Закончить слово нужным звуком [Щ] — [С]:

    ле…, гу…, пла…

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Щ] и [С]):

    гуща, щенок, осень,

    хвощ; осина, сеять, пасека,
    овощи.
    Задание 4. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Щ], и предметы, в названии которых есть звук [С]; разделить эти слова на слоги, придумать с каждым словом предложение.

    Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по звукам, определяет количество звуков и слогов, место звуков [С] и [Щ] в словах:

    Сима, щука, хвощ, гусь.

    Задание 5. Назвать как можно больше слов со звуками [Щ] и [С]. Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Щ] и [С] (см. темы №25,37).

    Составить из слов предложения, назвать знакомые предлоги:

    Сима, есть, щи. У, щука, Сеня. Сеня, щука, ловить.

    Сеня, положить, ящик, овощи, в.

    Анализ предложений, составление схем предложений.

    Задание 6. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Щ] и [С].

    Запись предложения под диктовку печатными буквами, чтение:

    У Симы щука.

    Буквы о и е после ц

    §22

    После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударного э – буква е, напр.: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце (муха), овце, об отце.

    ↑ Cодержание ↑

    §23

    В безударном положении после ц пишется буква е – в соответствии как с ударным э, так и с ударным о, напр.: а) цена́ (ср. це́ны), цеди́ть (це́дит), цензу́ра (це́нзор), пти́це (пыльце́); б) танцева́ть (ср. танцо́вщик), пунцеве́ть (пунцо́вый), си́тцевый (перцо́вый), боло́тце (крыльцо́), пти́цей (пыльцо́й), па́льцев (мудрецо́в), ку́цего (ср. большо́го), ку́це (ср. хорошо́). Некоторые написания с е не проверяются ударной позицией, напр.: целовать, целлофан.

    ↑ Cодержание ↑

    §24

    В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц пишется буква о :герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит (минерал), пуццоланы (горные породы). Так же пишется слово цокотать и производные от него цокотанье, цокотуха (ср. цо́кот).

    Примечание 1. Буква о пишется после ц не под ударением в словах с первыми частями блиц, соц, спец, если она начинает вторую часть слова, напр.: блицоперация, блицопрос, соцобязательство, спецодежда, спецотдел.
    Примечание 2. Буква о после ц не под ударением пишется также при передаче ненормативных вариантов ударения, проникающих в письменную речь, напр.: танцовщи́ца (вариант ударения, встречающийся в стихах), цоколя́ (профессиональная форма им. п. мн. ч. слова цо́коль – цо́коли).

    ↑ Cодержание ↑

    Дикция: отработка произношения согласных [Ч’], [Щ’], [Ц] (занятие 14) — Техника речи

    В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч’] произносится твердо, а звук [Щ’] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещьчий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч’] и [Щ’] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо. При произнесении звука [Ч’] язык поднимается лопатообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно. При произнесении звука [Щ’] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ]. Упражнение № 1.

    Чи, че, чя, чё, чю.
    Упражнение № 2.
    Щи, ще, щя, щё, щю.
    Упражнение № 3.
    Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.
    Упражнение № 4.
    Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.
    Упражнение № 5.
    Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.
    Упражнение № 6.
    Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю. Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упражнений. При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгновенье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя воздуха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц состоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.
    Упражнение № 1.
    Цэ, ца, цо, цу, цы.
    Упражнение № 2.
    Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу, цы-цы.
    Упражнение № 3.
    Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.
    Упражнение № 4.
    Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы. Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ’] — длительный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный. Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу): 1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 2. Щипцы да клещи — вот наши вещи. 3. Тщетно тщится щука ущемить леща. 4. Течет речка, печет печка. 5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу. 6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. 7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. 8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 9. Около колодца кольцо не найдется. 10. Молодец против овец, против молодца сам овца. 11. Москвой-столицей весь народ гордится. Орфоэпия. 1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка). 2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ’]: счастье — (щястье), рассчитывать — ращитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик). 3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч’]: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик). 4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца). После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкультурную зарядку (можно под музыку) и чтение гекзаметра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, берегите голос.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]