Конспект логопедического занятия: » Гласные второго ряда»


Гласность звуков

Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.

СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.

Какие буквы обозначают два звука?

Произнесите вслух и,когда протяжно вытолкните поток воздуха, услышите:

  • я – это [‘а];
  • е — это [‘э];
  • ю- это [‘у];
  • ё — это [‘о].

А еще эти буквы могут называть еще два звука, и поэтому их еще именуют йотированными.

Давайте попробуем пропеть слова: ясный, юркий, ель, ёжик. Что у нас получается? Будьте внимательны и уловите эти нотки!

Молодцы! Мы слышим два звука! Запомните ребята, такое волшебство происходит в начале слова, или если е, ё, ю, я стоит после гласной, твердого и мягкого знака.

Например:

  • ёж – [й’ож];
  • маяк — [май’ак];
  • съем – [с’й’эм].

Буквы, обозначающие два звука: е, ё, ю, я. Они также играют вторую роль: делают мягким согласный, который стоит перед ними. Например: п’ ечка, л’ ямка, т’ ёплый, т’ юк.

Образование гласных звуков

Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.

Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани — две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.

Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.

Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.

СПРАВКА! Артикуляция — это движения произносительных органов при образовании звуков.

Ударные и безударные гласные звуки

Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове «улица», [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.

Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

Йотированные гласные звуки

Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] — я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Конспект занятия

Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Цель. Учить детей различать гласные ы

— и устно и на пись­ме.

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловско-го «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласны­ми первого и второго ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

II. Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

а0Уэы
яёюеи

Предлагает сравнить пары гласных: а


я, о

ё, у

ю, э

е, ы — и.
Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.

«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед.

III. Работа со стихотворением.

Логопед читает стихотворение.

— Что глядишь, корова, Строго и сурово?

— Мишка-лодырь через «а» Написал корова, Напишите вы

Мишку через «ы», Проучите Мишку — Превратите в мышку. Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка

и
мышка
по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашива­ет, какими буквами отличается написание этих слов.

IV. Дифференциация ы

— ив слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си.ри, ди, би, ки.

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы


пи

пи, ти

ты

ти, сы

сы

еи,ри

ры

ры» дыди

ды.
3. Запишите слоги в две строчки: сы — в первую, си — во вторую.

Мы, си, сы, ми,ры,ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

. Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри…(о’ы), ли…(лы), ле…(тш), бо…(бы),

ру…(/ш), ры…(бы), ла…(гаы), но…(гы),
кни…(ги), со…(вы), ке…(ды), бе…(ги),
ке-
д…(ры),
ко…(ты),
ка…(ти).
V. Итог занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

Р…с, м…с, м…р, с.р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с.ро, с.ла, м…л…, в..»л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л… .

Задание 2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

Ног…, стол…, книг…, мак…, сыр…, лом…, шар…, сак…, бус…, кур…, сол…, сор… .

Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся сло­вах последний слог, затем последнюю букву.

Образец: сад


сады, ды, ы.
Коза — …, сова — …, муха — …, игра — …, оса — …, ро­за — …, лимон — …, сапог — …, собака — …, стакан — …, куст — …, рысь — …, корабль — …, стол — …, куча — … .

Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и

разными карандашами.

Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, суха­ри, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.

Задание 5. Запишите слова графически, напишите ы, и.

(Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учи­тывая количество слогов, над соответствующим слогом пишут букву ы или и.)

Соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узо-ры, уроки, музыка, пузыри, моторы.

Задание 6. Составьте слова с буквами ы, и.

Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом:
ы
ы ы.
ы. ы.
вилС пил в\. уть

вЧ
?ли п\ /лил
и и и и и

Задание 1.

Спишите слова, подчеркните ы, и разными карандаша­ми. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).

Мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, ту­шил, галоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пру­жины, тишина, вышина, выжигали, вышивали.

Задание 8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, си — в другой, с буквами ы. и и

— в третий.

У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У машины новые шины. У Миши ландыши.

Мила и мыло.

Не любила Мила мыла. Но не ныла Мила.

Мама Милу с мылом мыла. Мила — молодчина.

Задание 9. Словарные диктанты.

Дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, быль, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, кра­бы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи.

Объяснить слово:виражи.

Задание 10. Проверочные диктанты.

Мила и Нина мыли Симу. Миша и Витя — малыши. Нина умыла Мишу. Мила вымыла Витю. Зимой рыбы ушли на дно реки. Дети искали желуди. Куры рыли грядки. Ночью выли волки.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Птицы улетели. Звери ушли в норы.

Дети рады зиме. Они встали на лыжи. Взяли санки и ката­ются с горы. Заливают катки.

Дифференциация а—я Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Как звучат согласные в слогах первой строчки и второй. Какой гласный обозначает мягкость согласных?

Задание 2. Произнесите слоги парами. Выделите гласные в слогах. Образец: ма


мя, а, я.
ма —мя татя ла
ля вавя дадя
па
пя сася раря какя ба :бя.
Задание 3. Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

та


тя

та ма

мя

ма бя

ба

бя
тя


та

тя мя

ма

мя ба

бя

ба
ря—ра—ря—ра ра~ря—ра—ря

Задание 4. Запишите слоги в две строчки: в первую с буквой а,

во вторую с буквой я.

Ла, ля, ся, тя, са, па, пя, ря, ла, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя.

Задание 5. Закончите слово, добавив букву а

или
я.
Запишите эти слова.

Мо…, Зо…, Мил…, Миш…, зме…, рыб…, мор…, земл…, трав…, стран…, сем,.., семен…, осок…, вым…, гор… .

Задание 6. Закончите слово, добавив слог с буквой а или я. Запишите эти слова.

Ва-…,0-…,Ма-…,Ка-…,Я-…,ня-…,ба-…,ра-…,бас-…,мо…, стра-…, соба-…, бесе-…, собо-…,, бе-…, семе-…, лебе-….

Задание 7. Сравните слова мал, мял

по смыслу, по звучанию первого согласного, по написанию гласной буквы.

Задание 8. Спишите слова, вставляя пропущенную букву а или я.

Б...к, р…д, м…к, вр…ч, с.дь, м…ч, в…з, м…ч, в…з, т…з, м…со, к…ша, д…дя, гр…ды, р…ды, гр…чи, шл…па, в…ли, вр…ги.

Задание 9. Запишите слова графически, надпишите гласные а, я

над соответствующим слогом.

О б р а з е ц: а) ___ а ,

б)___
яа
а) Рыба, пояс, ряды, прятки, пряжа, прялка, грязь, пояс;

б) утята, завяли, вагоны, спелая, грязная, баяны, синяя, вся­кая >:’.->.

Задание 10. Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните буквы а, я

карандашами разного цвета.

доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, алая, вялая, старая, земная.

Задание 11. Сравните пары слов по смыслу, по звучанию первого со­гласного и написанию гласного. Придумайте устно предложение с каж­дым словом.

Мал — мял, рад — ряд, завал — завял, сад — сядь.

Задание 12. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой а

в один столбик, с буквой
я
— в другой столбик, с буквами
а,я
— в третий.

Наша Мая мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Задание 13. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а

ИЛИЯ.

У В…ли з…в…ли ром…шки. Ир…, Ан… и В…л… игр…ли в пр…тки. Ир… водил…, а В…л… и Ан… были р…дом. Н…д… и Д…Ш… ед…т л…пшу. Кол… р…д, он поп…л в первый р…д.

Задание 14. Словарный диктант.

Сам, сядь, рад, ряды, вал, вялый, врач, время, мясо, мята, маяк, змея, яркая, мясная, рыбная, вареная, вымя, семя, кали­на, малина.

Задание 16. Проверочные диктанты.

У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.

Рая и Мая едят малину. В саду вишня и яблоня. Мята — по­лезная трава. Нет дождя. Трава завяла. На полу валялась старая тряпка.

Дифференциация о—ё Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова нос, нёс.

Сравните эти слова по смыслу, звучанию и написанию. Подумайте, какими буквами различаются эти сло­ва.

Задание 2. Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучат согласные в каждой паре, какая буква обозначает мягкость согласного.

мо


мё со

сё ро

рё во

её бо

бё
по


пё то

те ло

лё но

не фо

фё
Задание 3. Произнесите слоги парами.

ом
ём от

ёт то

те кокё воеё
ос
ёс орёр сё

со рёро олёл.
Задание 4. Запомните и повторите ряды слогов.

мо — мё — мо мо — мё — мо — мё

то — те —то то — те —то —те

мё — мо — мё мё — мо —* мё — мо

те —то —те те —то —те — то.

Задание 5. Запишите слоги в две строчки: с буквой о

в одну строчку, с буквой
ё
— в другую.

от, ёт, ом, ём, сё, со, по, пё, ор, ёр, ло, лё.

Задание в. Запишите слова графически, надпишите буквы о, ё.

Над соответствующими слогами.

Образец: __о_ ё

Костёр, ёрш, козёл, сёла, соль, осёл, сом, весёлый, сёмга.

Задание 7. Сравните пары слов по смыслу и написанию. Устно приду­майте предложение с каждым словом.

Воз — вёз, нос — нёс, вол’— вёл.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы о, ё

в словах.

Тел…н…к, козл…н…к, ут…н…к, лис…и…к, ягн…н…к,

щен…к, жереб…н…к.

Задание 9. Спишите предложения. Подчеркните буквы о, ё

разными карандашами. Выделенные слова разбейте на слоги.

В поле растет береза. У нее белый ствол и зеленые листики. Весной у березы сережки. На березе грачи свили гнезда.

Ежик.

Алеша был в лесу. Он нес грибы. На тропинке он увидел ежика. Ежик бежал к елке. Алеша не тронул ежика.

Загадка.

Кто рано встает, Голосисто поет, Нам спать не дает?

Задание 10. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву о

или
ё.
Л…няприв…зв…зсена. Мы услыхали р…в бык…в. Ут…ти П…ли есть т…лка Т…мка. Пч…лка делает м…д. У Л…ши н…вые тап…чки.

Задание 11. Словарный диктант.

Тёмный, топать, штопать, мел, подмел, тёлка, толкать, вёд­ра, торт, торопливо, метлы, стёкла, стол, слёзы, клоун, клёны, ветлы, вода, ствол, мёрзнуть, солить.

Задание 12. Предупредительные диктанты.

Спасибо, мороз, что снегу нанес. Лева вел вола. Мы идем в дом. В лодке новые весла. Начался большой клев рыбы. У школы клен. Вова мел пол.

Клен.

Рос клен. Клен высок. У клена красивый лист. Сема и Боря сели у клена.

Ежик.

Ежик живет у Левы. У ежика иголки. Лева кормит ежика молоком. У Лени тоже есть ежик.

Ерш и лещ.

Дядя Леня — рыбак. Он поймал много рыбы. Вот лещ. Вот ерш. Ерш и лещ — вкусная рыба.

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора — ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri — «губы»).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

  • верхним — спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
  • Средне-верхним — язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
  • Средне-нижним — звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
  • Нижним — язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

  • передним — язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
  • средним — язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
  • задним — тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют «темными».

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо «пол» [пол] — [п’ол], вместо «пульт» [пул’т] — [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора — ротовой полости — можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго — [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация — артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект — гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

  1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
  2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

  • скрипучего голоса (вьетнамский),
  • глухих гласных (японский).

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

  • выдвинутое вперёд,
  • отодвинутое назад.

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

  • «напряжённые» или кардинальные гласные,
  • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота — характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: «Маааам! Мне дуууует»).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот — самый короткий.

Например, «Валентин» — содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии — [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

  • live — leave,
  • dock — dork,
  • bins — beans,
  • ship — sheep.

Шва

Шва (в переводе с иврита «ничего») — это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: «корова» — [ка′рoвə], «собака» — [са′бaкə].

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

  • частоту, которая определяет высоту звука;
  • амплитуду, отвечающую за его силу;
  • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

  1. все — вокальные, так как образованы тоном;
  2. все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
  3. все — непрерывные;
  4. гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
  5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
  6. огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.

Фонология

Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

  • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
  • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
  • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

Звуковой разбор слова

Уважаемые ребята, если вы были очень внимательны, то увидели квадратные скобки и штрих над некоторыми звуками. Зачем же все это нужно? Дело в том, что написание и произношение слов отличается. Подумали ученые мужи как можно звук на письме обозначить и придумали: записывать его в квадратных скобках. А галочка с правой верхней стороны указывает на то, что этот звук мягкий – произносится иначе – нежнее. Например, произнесем слово «мяу». Как мы его слышим? Записываем в квадратных скобках: [м’ау]. А в слове «муха» — [м] твердый.

Запись в том виде, в котором слово слышится, называется- звуковой разбор слова (схема звуков). В старших классах его будем называть «транскрипция».

Гласные буквы определяют, будет ли согласный звук твердым или мягким.

Запомните, что если согласный стоит перед гласными е, ё, ю, я, и – он будет мягким.

Гласные – о, э, ы, а, у оставляют согласный твердым.

Задание

Прочитай слова и сделай звуковой разбор. Попробуйте найти мягкие согласные звуки.

  1. Малыш.
  2. Река.
  3. Лес.
  4. Дом.

Ответ: [малыш], [р’эка], [л’эс], [дом].

Дифтонги и трифтонги

В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

  • монофтонги,
  • дифтонги,
  • трифтонги.

Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

Похожие записи:

  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
  4. Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]