Конспект по дифференциации на письме звуков [Ш] — [Ж]
Тема: Дифференциация на письме парных звонких и глухих согласных звуков [ш]-[ж] букв на письме
Лексическая тема Зимние виды спорта, Олимпийские игры в Сочи-2014; 2 класс НЧП (ФФН) смешенная дисграфия
Тип занятия: Коррекционно-развивающее занятие. Цель занятия – формирование умения различать звуки [ш]-[ж] в словах, словосочетаниях, предложениях и буквы на письме.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами;
- обеспечить и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (су-ждок);
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- способствовать актуализации и обогащению словаря с буквами ш, ж в экспрессивной речи по лексической теме: «Зимние виды спорта», «Олимпийские зимние игры в Сочи»;
- совершенствовать навыки чтения и грамотного письма слов с буквами ш, ж, и умения работать с текстами;
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
- расширить представления школьников о XXII Олимпийских зимних играх
Воспитательные:
- развивать навыка самоконтроля;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
- обеспечить интерес к лого педическим занятиям и культуры здорового образа жизни;
- воспитывать вежливое отношение к товарищу.
Оборудование: профили звуков и букв ш,ж, индивидуальные карточки с заданиями, мягкая игрушка Белый Мишка, светофоры, символика Олимпийских игр, ручки, фломастеры, сердечки для рефлексии (красные, синие, чёрные),витамины, наглядно-дидактическое пособие «Зимние виды спорта», весёлый язычок.
1 Организационное начало урока
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
1.1 Приветствие гостей
Мы приветствуем гостей Дорогих учителей всех знакомых незнакомых Добрых и весёлых
1.2 Правило речи
Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре, Верно, чётко говорим, Никуда мы не спешим.
1.3 Психологический настрой
На занятии наши глазки смотрят и всё видят ушки внимательно слушают и всё слышат, Голова хорошо думает, и поэтому у нас всё получится.
1.4 Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики.
«Улыбка» « Трубочка», «В кусное варенье», «Чашечка», «Качели», «Лошадка»
1.5 Звуковая гимнастика.
А,О,У, М, Пф,
1.5 Игра чтение-повтор
Карточки напечатаны на красной бумаге. Это задание прислали спортсмены из Америки. Прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например, груша, груша – кружил, груша – кружил- шампиньон, и.т.д. Все предыдущие слова читать максимально быстро, но при этом понимать их значения. Так же проделать с другими строчками.
груша | кружил | шампиньон | живописный | ширина |
шутка | спешил | жаворонок | широкий | вышивка |
штаны | сажал | шиповник | живучий | машина |
стужа | слушал | ножницы | смешной | жилище |
шуба | лежал | кувшинка | пожарная | пружина |
жизнь | ожидал | штанишки | шустрая | шипучка |
ружьё | решил | жемчужина | прохожий | ожидание |
Молодцы! Разминка закончилась.
2.0 Основная часть
2.1 Постановка проблемы.
Формулирование темы занятия. Повторение изученного. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш],[ж] Работа с профилями звуков. Сегодня мы с вами закрепляем произношения звуков [ж], [ш] в словах, фразах предложениях.
Логопед: О каком спортивном событии в мире говорили на прошлом уроке? Дети: Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Л: Кто из вас знает, когда прошли зимние олимпийские игры? Дети: в 2014 году. Логопед: в какой стране они проходили? Дети: в России. Логопед: В каком городе? Дети: в городе Сочи. Логопед: 7 февраля 2014года, прошла XXII зимняя Олимпиада Логопед: Что изображено на Олимпийском флаге? Дети: на Олимпийском флаге изображены пять переплетенных колец. Они символизируют пять континентов. Зеленое кольцо символизирует Австралию, синее — Европу, красное — Америку, желтое — Азию, а черное — Африку; или Пять колец, украшающих олимпийский флаг, служат символом пяти обитаемых континентов земного шара. А это значит, что в играх могут участвовать спортсмены всех стран. Логопед: Кто помнит девиз олимпийских игр? Логопед: Какие сформулировали три ценности Олимпийского движения? — Логопед. Кто знает, какой талисман Олимпиады у олимпийских игр? Д: 3 талисмана — Снежный барс, Белый мишка, Зайка
Актуализация опорных знаний.
Люблю я плавать и плескаться, Где холодная вода. В снежных кучах кувыркаться, Где зима всегда-всегда. Белый мех и жира слой Выручат в беде любой. (Белый мишка)
И сегодня на занятие к нам пришел гость — символ Сочи 2014 года (Белый Мишка) Белый мишка — черный нос, Любит зиму и мороз
2.2 Знакомство с зимними видами спорта.
Наглядно-дидактическое пособие «Зимние виды спорта»
2.4 Работа по карточкам.
Следующее задание надо выполнить по карточке зеленого цвета. Из какой страны пришло нам задание? (Австралия). Найдите и прочитайте в каждой строке два слова — названия зимних видов спорта.
Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы йл в с п о р т Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж
2.5 Развитие мелкой моторики. Су-джок
2.6 Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.
Работа по карточкам синего цвета согласуй правильно существительные и прилагательные. Спортсмены из Европы передали задания для нашего урока.
Шерстяной дорожка Неуклюжий снежинка Горнолыжный тренажёр Заснеженная шарф Спортивный склон Конькобежный спорт Волшебная медвежонок
Ответ: шерстяной шарф, неуклюжий медвежонок, горнолыжный склон заснеженная дорожка, спортивный тренажёр, конькобежный спорт волшебная снежинка.
Физкультминутка
Логопед: Чтобы крепким и здоровым быть, Надо спорт вам полюбить. Заниматься, не лениться, И с зарядкой подружиться.
Песня В. Высоцкого «Утренняя гимнастика»
2.7 Работа с текстом.
Белый медвежонок вам принес текст, но некоторые буквы потерялись. Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.Карточки жёлтого цвета. Какой континент передал нам задание?
Белый мишка
Белый мишк а живет в Арктической зоне. Его считают самым крупным хищником в мире. Он питается рыбой, морскими птицами, тюленями и даже маленькими моржатами.
Большую часть года проводят на льду. Лёд для медведей дорога жизни, так они добывают еду. Благодаря большим, похожим на вёсла лапам они хорошо плавают, имеют железные мышцы. Но в основном отдыхают лёжа на льду.
От холода мишку спасает толстый слой жира и шкура с густой тёплой шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом.
Белый медведь занесен в Международную Красную книгу.
— Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж. — Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните. — Прочитайте получившийся рассказ. — Ответы на вопросы. — А теперь попробуйте пересказать его по плану.
2.8 Развитие речи. Пересказ рассказа. План (на доске)
1. Где живут белые медведи? 2. Чем питается белый медведь? 3. Что спасает медведя от холода ?
Итог урока.
— Внимательно слушайте вопросы, если согласны поднимите св етофор чёрного цвета со знаком «+», не согласны со знаком « — ».
- Звук[ш] всегда мягкий?
- Звук [ж] всегда твердый?
- Сочетание Жи – Ши пишем с буквой И?
- Зимние виды спорта: фигурное катание, хоккей, футбол, конькобежный спорт?
- Девиз Олимпийских игр «Быстрее. Выше. Лучше»?
- В словосочетании волшебная снежинка есть звук (ш) и звук (ж)?
- В гостях у нас был Снежный барс?
- Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.
— Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему? Поднимите сердечки (красные, зелёные, чёрные)
Рефлексия
С витаминами мы дружим и здоровыми растём Никогда не унываем, очень весело живём. (Раздаю витамины)
Автор материала: Плохих Галина Владимировна
Также по теме:
Дифференциация парных звонких-глухих согласных
Стихи на Ш, Ж, Ч, Щ
Звук Ш
К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась В чашку к Чебурашке.
Маша — малышка, У Маши пустышка.
Маша ищет кошку, Кошка ищет плошку, Миша ищет папу, Папа ищет шляпу. (Е. Серова)
Сшили штанишки Плюшевому мишке. На штанах кармашки, На кармашках – пряж[ш]ки.
На реке — камыши Разыгрались там ерши : Круг — постарше, Круг — помладше, И совсем малыши!
У всех уроки пения, А у ужей — шипения. — Прошипеть вас попрошу: «Ши-ши-ши» и «шу-шу-шу». «Шу-шу-шу» и «ши-ши-ши» — Повторите, малыши. Выше, выше, не фальшивьте! Прошипели? Запишите! (А. Усачёв)
Шесть мышат шагают в школу, Шаловливых и весёлых. На уроках шесть мышат Шелестят, шумят, шуршат. Тише, кот спешит! Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Наша кошка, кашка Машка,- Шаловливая коташка. Лишь куда-нибудь вбежит, Все там переворошит. Оживают вмиг у Машки И катушки, и бумажки. Будто бы спешит под шкаф. Вот такой у Машки нрав. Ну, а если там мышата — Кошки нет, ушла куда-то. Как мышонок там шуршит, Кошка к шкафу не бежит. Уж не нужен шкаф коташке. Видно, жалко мышку Машке.
Звук Ж
Женя Жанну обожает, Женя Жанне подражает.
Чем же, Женя, ёж на ужа похож? — А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Женя Жанне удружил: Жвачку трижды одолжил.
Мужа жена Обожать должна.
Жарко… Жук жужжит в цветке. Жаба дремлет в лопухе. Ждет тропинка поворота, чтобы спрятаться в лесу. Ждут луга ночной прохлады, Жарко, но все солнцу рады. Желтый лютик пьет росу.
Звуки Ш – Ж
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж) Шестилеток школа ждёт.
Хороши игрушки Лёши: Чебурашка, мишка, лошадь.
Мышка в подполе шуршит, Кошка мышку сторожит.
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок : Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!
Звуки Ш — С Не понять никак нам Дашу, Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка и не плов — Эта каша-то из слов.
Рысь Пятнистая, пушистая, Кисти на ушах. У неё неслышный, Как у кошки шаг. (Л. Преображенская)
Звуки З – Ж
Угрожает ёж ежу : — На лопатки положу!.. Уважать ежа ежу бы — Пожалеть глаза и зубы.
Звук Ч
Увеличили зрачки Очень новые очки.
Калачи из печи Очень-очень горячи.
Необычно, непривычно: Получил внучок «отлично»!
Четыре Анюточки Прокричали суточки. Прокричали суточки, Не устав ни чуточки.
Сломался смычок У сверчка о сучок. На печку, в печурку И чуркой – молчок.
Изба затаилась. Что будет? Что будет? Кто новый смычок Для сверчанья добудет?
Но сам домовой Для бедняги сверчка Смычок смастерил, Изловчась, из сучка. (В. Бахревский)
Рыбачку вот на крючок Есть отличный червячок.
Нас «огорчили» Перчики чили.
Плачет Дина, плачет Дина. В чём причина? В чём причина?
У насекомых букву «Ч» Найдёшь в сверчке и саранче; Кузнечик, бабочка, пчела – Всем, как ни странно, «Ч» мила! (М. Яснов)
Я по чаще брёл, ворча, Еле ноги волоча. Повстречался в этой чаще С чародеем настоящим. Чародей налил из чана Чай волшебный в два стакана. Я случайно выпил чаю И теперь хожу, скучаю. Правда, больше не ворча, А копытами стуча. (А. Игнатова)
Звуки Ч – Щ — Ш
Мамочкину дочку Ущипнули в щёчку.
Я щепки и чурку Подброшу в печурку.
На чайничке крышечка, На крышечке шишечка. Ручечкой за шишечку Поднимаем крышечку.
Звуки Ц — Ч – Щ
Хочу — ворчу, Хочу — шучу. Хочу — кричу, Хочу — шепчу. Хочу — трещу, Хочу — свищу. Так ЧУ и ЩУ Весь день учу.
На шесте дворец, Во дворце певец. (Загадка, скворец)
На крыльце дворца Три царских лица.
Сказала летом Роща Чаще: «Ты одеваешься кричаще». «И пусть, – сказала Чаща Роще. – Придёт зима – оденусь проще».