Основные направления коррекционной работы
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:
а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3 — 4 г.;
б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 г.;
в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4 — 5-летнего возраста со сроком обучения 2 г.
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.
Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.
В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.
Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания. В работе с детьми с I уровнем речевого развития главными задачами являются следующие:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний.
3. Развитие внимания и памяти.
С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов — названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации.
Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: «К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей. Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?» И т. д.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи
Одной из основных целей данной работы является определение направлений и приемов работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР.
Мы изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина, Рождественская и др.).
Систематизировав данный материал, определили направления и приемы работы с детьми по формированию фразовой речи. В нашей коррекционно-логопедической работе мы опираемся на общедидактические и специфические принципы. Общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, прочность.
Специфические принципы:
- Систематичность и последовательность
- Принцип развития
- Онтогенетический принцип
- Деятельностный принцип
- Принцип доступности
- Принцип индивидуального подхода
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР
I этап
Двусоставные простые предложения и с прямым дополнением в В.п.:
а) субъект + предикат с использованием местоимений (Я иду. Он сидит.);
Примерные игры и игровые упражнения:
«Кто что делает?»
Логопед предлагает двум детям сесть на стульчики и проводит диалог, задавая вопросы:
– Что ты делаешь, Вова? (Я сижу)
– А что делает Витя? (Он сидит)
Аналогично отрабатываются глаголы стою, стоит, лежу, лежит, иду, идет
Работа с моделью.
Ребенку поясняется, что предложение – это «когда слова дружат». Логопед предлагает ребенку составить предложение (подружить слова). Вместо звездочки слева в модели выбрать и подставить картинку, а вместо длинной полоски – придумать слово-действие.
б) Предикат + объект – прямое дополнение (Дай кубик. Можно игрушку?).
В качестве прямого дополнения сначала используются слова, форма винительного падежа которых совпадает с формой именительного падежа.
«Выбери игрушку»
Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д.
Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».
в) субъект + предикат + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (Девочка рисует дом).
«Кто что ест?»
Логопед показывает детям картинки (см. приложение 4) с изображениями домашних животных и тем, чем они питаются и говорит, что с их помощью мы будем составлять предложения. Предъявляет ребенку по две картинки (например, корова и трава), а ребенок самостоятельно составляет предложение: Корова жует траву. Лошадь жует траву. Собака грызет кость. Кошка лакает молоко.
Работа с моделью.
Логопед выкладывает предметные картинки (например, с изображением девочки, супа, хлеба и яблока). Предлагает ребенку рассмотреть их и назвать. А затем знакомит с новой графической моделью предложения:
Вместо первой звездочки слева в графическую модель предложения ребенку предлагается поставить картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (девочка), а вместо второй звездочки слева – любую из оставшихся картинок. А затем ответить на вопрос логопеда: «Что кушает девочка?» Ребенок отвечает на вопрос и проговаривает все предложение целиком («Девочка кушает суп»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на модель. Определить, какое слово первое, какое второе, третье.
Далее проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребенку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Хлеб кушает девочку. (Девочка кушает хлеб.)»
II этап
Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:
а) Субъект + предикат + объект + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение
(Девочка рисует дом карандашом).
Примерные игры и игровые упражнения.
Работа с моделью.
Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки (например, картинки с изображением папы, мешка, яблок, картошки, лука) и графическую модель:
Ребенок называет предметные картинки и подставляет в карточку вместо первой звездочки слева картинку, про которую можно спросить: «Кто это?» (папа), а вместо второй звездочки слева – картинку «мешок». После этого логопед предлагает ребенку выбрать любую из оставшихся картинок (картошка, яблоки и лук) и подставить ее в карточку вместо третьей звездочки. А затем – просит составить предложение по карточке, со всеми выбранными картинками и со словом-действием «купил». Например: «Папа купил мешок картошки». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов.
б) Субъект + предикат + локатив: подлежащее + сказуемое + обстоятельство места (Дети играют в саду).
Примерные игры и игровые упражнения:
«Подумай и ответь!»
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Куда можно повесить пальто? – Пальто можно повесить на вешалку.
- Куда можно положить книги? – …
- Куда кладут обувь? – …
- Кого можно увидеть в зоопарке? – …
- Работа с моделью.
Ребенку предъявляются предметные картинки, карточка с графическим изображением конкретного предлога (по усмотрению логопеда) и модель предложения:
Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов. Вместо звездочек в модель предложения подставляют картинки предметов. Вместо короткой черточки – маленькую карточку с графическим изображением предлога. Составляются и анализируются предложения. Например: «Мяч лежит на ковре». «Девочка села на стул». «Конфета упала на ковер». И т.п.
Кроме того, рекомендуются следующие виды занятий с использованием графических схем:
Подбор предложений по данной графической модели.
Самостоятельное придумывание предложений по данной графической модели.
Составление обобщенного представления значений предложений, соответствующих одной графической модели.
в) субъект + предикат + объект + локатив: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду).
Модель предложения:
Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущему подэтапу работы.
г) субъект + предикат + объект + атрибутив: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение (Бабушка подарила красивую куклу).
Модель предложения:
Методика работы с моделью аналогичны предыдущему подэтапу работы.
Примерные игры и игровые упражнения:
«Предложение рассыпалось»
Составление предложений по данным словам. Слова, в том числе в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности):
Медведь, мед, сладкий, любит;
под, ноги, скрипит, снег, белый;
снежинки, легкие, кружиться и т.п.
д) Предложения с «двойной предикативностью» (Дедушка сидит в кресле и читает газету.).
Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.
III этап
Сложные предложения.
а) Сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи.).
Примерные игры и игровые упражнения:
Составление предложений по действиям.
Логопед дает задание двум детям:
– Лена, сиди, Коля, стой.
Дети должны составить предложение. Например: Лена сидит, а Коля стоит. И т.п.
«Овощи»
Логопед выставляет поочередно картинки с изображениями овощей. Дети отвечают на вопрос: где растет этот овощ?
Образец ответа: Огурец растет на земле. Репа растет в земле.
Далее детям предлагается составить предложение по двум предметным картинкам (Например, помидор и репа).
Образец ответа: Помидор растет на земле, а репа растет в земле.
б) сложносочиненные предложения с союзом и
в) сложноподчиненные предложения с союзом чтобы
Методика работы с моделью, игры и игровые упражнения аналогичны предыдущим подэтапам работы.
Примерные игры и упражнения по закреплению навыка составления предложений разных типов:
«Исправь ошибки»
Цель: работа над пониманием распространенных предложений.
Ход: Логопед: Незнайка придумал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Вова разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисует папу. Мама несет сумку в капусте.
«Закончи предложение»
Цель: закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы».
Ход: Логопед: Я надела теплую шубу, чтобы… (…было тепло. … пойти гулять. … не замерзнуть.) Мы зажгли свет, чтобы… (…было светло. … писать буквы. … читать книгу.) Мы полили цветы, чтобы… (… они не завяли. … они быстро росли.) В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений. То есть, овладевают основами связной речи.
Список литературы:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
- Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология – 1990. – № 4. – С. 40-46.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 4.
- Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология – 1990. – № 6.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
- Чаладзе Е.А. Коррекционная работа по формированию навыков текстообразования у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией // Логопед в детском саду – 2004. — № 3. – С. 55-65.