Дыхательная гимнастика при заикании: зачем нужна и как делать?

  • Главная
  • Коррекция

Логоневроз, или заикание в момент речи — это патологическое состояние, при котором ребенок и взрослый человек повторяет или пролонгирует звуки, слоги и слова.
Артикуляции при логоневрозе сопровождается судорогами органов речевого аппарата или длительными остановками при переходе от одного звука к другому. Симптомы заикания проявляются в раннем возрасте, если их основа лежит в генетической предрасположенности к патологии, во врожденных заболеваниях ЦНС; в любой период жизни, если причиной болезни становятся стрессы, испуг, психологические травмы.

Заикания делятся на невротические и неврозоподобные. Первые лечатся терапевтически: дыхательная гимнастика, гипнозы, психологическая и логопедическая помощь ребенку. Отдельное внимание стоит уделить атмосфере в семье, релаксации, спорту, пению. Вторые, неврозоподобные, требуют приема спазмалитиков, транквилизаторов, проведения нескольких курсов дегидратации, массажа и физиопроцедур.

Дыхательная гимнастика полезна для лечения любого вида заикании, а так же его профилактики в раннем возрасте у детей. Если выполнять упражнения в строгой последовательности, по инструкции и регулярно, то в 70% случаев прогноз по выздоровлению детей дошкольного и школьного возраста благоприятный.

Физиологические особенности заикания

Что лежит в основе физиологии заикания? Нарушение характеризуется такими проявлениями:

  • возникают мышечные спазмы в органах, принимающих участие в артикуляции, например, в гортани, губах, грудных и диафрагмальных мышцах;
  • лицо приобретает выражение сильного напряжения, скованности;
  • мышцы рта судорожно напряжены, дрожат;
  • из-за мышечного тремора и спазмов отдельные буквы или слоги не могут перейти в следующие, происходит удлинение слов, «застревание» на одном и том же месте.

Человек с заиканием начинает нервничать, переживать, расстраиваться. Поэтому таким людям часто свойственна повышенная эмоциональность и неуравновешенность.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА ПО МЕТОДУ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Пение — один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь, точно так же, как и тому, кто от природы бегун, и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения,- легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется,— отмирает. Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как, ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения. У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог,— это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит. Но, певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил. Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть, к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка. Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене, и голос перестает звучать. Потеря голоса — это нарушение связей звуковедения, а его возвращение — восстановление этих связей. Что же надо делать, чтобы сохранить и развить связи звуковедения? Голос воспроизводит мелодию. А мелодия — это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел, — его бросила рука, ветка качнулась, —ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь! Инструмент певца — часть его тела. И притом, одна из наиболее важных и наименее управляемых,—его органы дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния. Следовательно, учиться петь, — это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но, не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос — это звонкий голос. А, что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера, ещё не значит,- на него опереться. Опереться — это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох — это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь! Вдох — движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох — значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И ещё: не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге,- там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук. Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать,- вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье! Лучшая в мире постановка голоса не русская, не французская, не немецкая и даже не итальянская…Лучшая в мире постановка голоса — ПРИРОДНАЯ! Если вы сознательно взяли правильный вдох и задержали его, все остальное сделает певческая интуиция. Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, ПЕНИЕ – ЭТО ПРОТЯЖНАЯ РЕЧЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ! И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, опереточной и даже оперной музыке вокализ— исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив— вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно — действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение — протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето». Музыка имеет три измерения — высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости— звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких — грудные мышцы.

«ПОТЕРЯ» ГОЛОСА И ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЕ У всех певцов, наших с Александрой Николаевной, пациентов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки,— было мелкое ключичное или грудное перерасширенное и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание — выдох, колеблющий голосовые связки. Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным. Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они — напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают,— оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург — улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию. Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение. Первое, что я рекомендую и актерам, и певцам,— убрать избыток воздуха из верхних долей легких и заставляет тренировать вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче. Затем я даю специальные звуковые упражнения на тех же движениях, на каких певцы делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же,- требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять. Поэтому дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой НЕОБХОДИМО делать перед каждым концертом или оперным спектаклем. И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение — знайте: там — ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет. Нам внушают, что петь хорошо — трудно и сложно, а плохо — легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший— легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕВЦАМ И ДРАМАТИЧЕСКИМ АКТЕРАМ Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием. Для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Работа с вокалистами требует особого, «филигранного» мастерства, ведь голос каждого певца в итоге может стать национальной гордостью. Ошибки здесь недопустимы. Следует учитывать: 1. тип голоса певца (бас он, баритон или тенор, колоратурное сопрано или контральто…); 2. его физические данные; 3. тип нервной системы; 4. состояние его позвоночника (особенно шейно-грудного отдела); 5. общий гормональный фон организма (общеизвестно, что половые гормоны влияют на тонус голосовых складок)

ПОМНИТЕ! Голос должен быть не только звонким и красивым, но ещё и выносливым!

Чем помогает дыхательная гимнастика

Систематическое выполнение дыхательной гимнастики от заикания приводит к следующим результатам:

  • восстанавливается соотношение ритма и темпа разговорной речи;
  • в процессе упражнений человек (ребенок или взрослый) учится самостоятельно контролировать дыхание, формировать его во время разговора, регулируя объем поступающего в легкие воздуха;
  • мышечный тонус брюшной стенки повышается;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, формируется диафрагмальное дыхание.

Со временем человек чувствует себя более уверенно и перестает заикаться.

На лечение заикания дыхательной гимнастикой может потребоваться много времени (возможно, даже годы). Однако регулярное, настойчивое выполнение упражнений способно устранить даже самое запущенное нарушение.

Правила выполнения

Чтобы дыхательная гимнастика оказала лечебное действие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Выполнение должно быть регулярным: минимум дважды в день. На каждый урок отводится около четверти часа.
  • Многие дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Если имеется склонность к такому расстройству, заниматься следует сидя, а в некоторых случаях допускается лежа.
  • Дыхание сочетается с движениями. При этом двигаться нужно только на вдохе.
  • Вдох должен быть резким, с шумом, через ноздри, а выдох – спокойный, без шума и звуков, с помощью рта.
  • Как правило, в самом начале лечения гимнастику выполняют без проговаривания звуков и слов. В дальнейшем в нее включают речевые элементы. Каждый последующий этап начинается только после того, как человек полностью освоит предыдущий.
  • Проговаривая звуки, обязательно нужно отслеживать мышечный тонус лица – расслаблять мышцы при напряжении.
  • Вдыхать воздух следует перед речью, а произносить слова на выдохе. При этом на один выдох должно приходиться не более 4-х слов.

ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ЖЕНЩИН

Каждая женщина в своей жизни проходит через несколько возрастных периодов: детство, период полового созревания, период половой зрелости, переходный период, старость. Применение дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой в детском возрасте не оказывает существенного влияния на половую функцию девочек, т.к. в этом возрасте специфическая функция яичников пока еще отсутствует. Половое созревание девочек происходит, как правило, в возрасте 12-16 лет (первая менструация появляется у большинства девочек в 13 лет, а полностью половое созревание завершается к 17-18 годам). При пороках развития половых органов и недостаточной функции яичников, а также при заболеваниях нервной системы менструации могут быть очень болезненными (альгоменорея). Как при органической, так и при функциональной альгоменорее Стрельниковская дыхательная гимнастика, оказывая хорошее тонизирующее действие на всю половую систему в целом, постепенно «приглушает» боли и при ежедневной тренировке (по полчаса в день утром и вечером), как правило, способствует их ликвидации в течение 2-3-х месяцев. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Плод, находясь в утробе матери, растет и развивается очень быстро, обмен веществ у него интенсивный, следовательно, потребность в кислороде очень высокая. При недостаточном поступлении кислорода через плаценту у плода возникает кислородное голодание. Одновременно с этим происходит накопление углекислоты в крови плода, вследствие чего возникает внутриутробная асфиксия, при которой плод страдает от недостатка кислорода и избытка углекислоты в организме. Кислородное голодание тормозит развитие плода, и, если причина асфиксии не устраняется, плод может даже погибнуть. Частыми причинами самопроизвольных выкидышей у женщин являются не только недоразвитие половых органов (инфантилизм) и хронические воспалительные заболевания матки, но и нарушения функций эндокринных органов: яичников, надпочечников, желез внутренней секреции (щитовидной, например). Поэтому Стрельниковская дыхательная гимнастика, увеличивая жизненную емкость легких и предельно насыщая кровь кислородом, является великолепным профилактическим средством от внематочной беременности и самопроизвольных выкидышей, помогает женщинам доносить и родить здорового ребенка. Врачебная этика не позволяет мне назвать имя талантливой и популярной актрисы, являющейся гордостью нашего отечественного театра и кино, которая почти 30 лет назад смогла родить красивого здорового мальчика, во многом благодаря дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой. Наша гимнастика даст вам шанс забеременеть при эндокринном бесплодии, ею нужно активно за-ниматься не менее 2 раз в день при дисфункциональных маточных кровотечениях (обусловлены нарушением секреции половых гормонов). В моей практике были случаи, когда Стрельниковская гимнастика ликвидировала миому матки (доброкачественная опухоль из мышечных и соединительнотканных элементов). Есть шанс обойтись без хирургического вмешательства при кистах и кистомах (доброкачественных новообразованиях) яичника, особенно нерожавшим женщинам, желающим забеременеть. Гимнастика «по-Стрельниковой» может дать положительные результаты и при лечении эндометриоза и при воспалительных заболеваниях — вульвите (воспаление наружных половых органов), вагините или кольпите (воспаление слизистой оболочки влагалища), вульвовагините (воспаление наружных половых органов и влагалища). Необходима Стрельниковская гимнастика женщинам и в переходном (климактерическом) периоде, который начинается в среднем в 45-47 лет и продолжается 2-3 года. В этот период у женщин происходит постепенное угасание функции яичников, нарушение менструального цикла с последующим полным прекращением менструаций. У эмоционально неуравновешенных женщин, перенесших стрессовые ситуации или страдающих различными хроническими заболеваниями, наша гимнастика ликвидирует все сосудистые расстройства, в том числе внезапные приливы жара к голове и грудной клетке с последующим головокружением и головной болью, сопровождающиеся обильным потоотделением; нормализует повышенное артериальное давление, сон, снимает утомляемость, раздражительность и плаксивость. Таким образом, климактерический период у женщин проходит более сглаженно и незаметно. Каждая женщина, стремящаяся как можно дольше сохранить свою молодость и здоровье, должна любыми путями и средствами заставить функционировать свои яичники как можно дольше. И в этом ей, безусловно, поможет ежедневное выполнение Стрельниковской дыхательной гимнастики, являющейся великолепным средством активизации всех физиологических процессов в организме. Женщина должна понимать, что мужчина является источником того гормонального обмена, который необходим для поддержания ее организма в здоровом состоянии. Ведущий польский сексолог Казимеж Имелинский в своей книге «Сексология и сексопатология» пишет: «У человека с момента его рождения имеются нейрофизиологические механизмы, необходимые для сексуальных реакций… Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Сексуальные расстройства возникают тогда, когда эта врожденная функция подвергается затормаживанию или деформации, либо находится в состоянии крайней дисгармонии с остальными сферами личности.» Хочется объяснить женщинам, мужья которых заботятся в постели только о собственных удовольствиях, либо проявляют при сексуальном контакте откровенные садистские наклонности: возможно, в раннем детстве, проявляя чисто познавательный интерес к своим половым органам, они получали за это грубые окрики своих родителей, а может даже и телесные наказания. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш сын был счастлив в браке, чтобы он не менял жен, как перчатки, а вас не проклинала бы ваша будущая невестка, никогда не наказывайте своего мальчика за излишнюю сексуальную любознательность! Настоятельно рекомендую женщинам с различными нарушениями половой функции, а также с воспалительными процессами наружных и внутренних половых органов,- выполнять упражнения

«Гинекологического комплекса»:

1 . упражнение «Пружина» (вместе с анусом в момент вдоха сжимать и влагалище), 2. упражнение «Поднятие таза» (в момент поднятия таза вверх, нужно сжать ягодицы и влагалище), 3. упражнение «Метроном» (выполняется без сжатия влагалища), 4. упражнение «Метроном двумя коленями», 5. упражнение «Сесть-встать» ( в положении стоя: в момент шумного, короткого вдоха носом вместе с ягодицами и анусом одновременно сжимать и влагалище).

Следует добавить, что упражнения «Гинекологического» комплекса — способствуют исчезновению венозных узлов при геморрое, ликвидации запоров и лучшему отхождению газов из кишечника.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

У дыхательной гимнастики, независимо от того, на лечение какого заболевания она направлена, существуют противопоказания:

  • Любая боль или дискомфорт при выполнении.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые сердечные болезни.
  • Травмы позвоночника.
  • Травма головы, полученная недавно.
  • Мочекаменная болезнь.
  • Лихорадочное состояние.
  • Гипертония.

В ряде случаев лечащий врач исключает лишь некоторые элементы дыхательного комплекса, оставляя другие. Например, при камнях в почках и мочевом пузыре упражнение «Насос» выполнять не рекомендуется, чтобы не вызвать ухудшение состояния.

Упражнение «Насос»

Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

Дальше немного поднимите туловище, но не полностью выпрямляйтесь — в этот момент пусть воздух из груди спокойно выходит через нос или через рот, не прикладывайте усилий к выдоху.

Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий

Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н

Система дыхательных упражнений, разработанная Стрельниковой А. Н., отличается особой популярностью и признанием в медицинских кругах. Она направлена на устранение многих заболеваний, в том числе активно используется при заикании у детей и взрослых людей. Простота и эффективность – ее отличительные особенности. Гимнастика Стрельниковой при заикании − это сочетание резких вдохов с движением всех частей туловища.

Упражнение «Ладошки»

Выполнять можно в любом положении, но если присутствует головокружение, то следует сесть или лечь. Суть заключается в сжимании ладоней в кулак. Во время сжатия нужно 8 раз вдохнуть воздух – коротко, быстро, шумно. Вдох производится при слегка закрытом рте. Выдыхать нужно через рот в расслабленном состоянии без шума. Сдерживать выдохи не обязательно, они должны происходить сами собой.

Упражнение повторяется 32 раза. В процессе выполнения требуется держать под контролем плечевой пояс – плечи должны быть опущены и расслаблены.

Упражнение «Обними плечи»

В положении стоя или сидя (с выпрямленным позвоночником) вытяните перед собой руки ладонями вниз на уровне плечевого пояса. Согните их в локтевом суставе таким образом, чтобы одно предплечье лежало на другом. Представьте, что сидите за партой, положив рука на руку; положение такое же, только они подняты на уровень плеч.

Сделайте резкий и шумный вдох, во время которого быстро «обнимите» себя за плечи. Руки должны скользить вдоль друг друга, а перед лицом должен получиться треугольник. Далее, разведите руки обратно до исходного состояния (получения квадрата), делая непроизвольный выдох (воздух выйдет пассивно, самостоятельно).

Максимальное количество вдохов-выдохов составляет 32, но начинать рекомендуется с 8.

Данное упражнение не рекомендуется выполнять на начальном этапе освоения системы Стрельниковой. Приступать к нему нужно спустя 14-20 дней после работы над другими элементами.

Упражнение «Погончики»

Выполняется в положении стоя, руки опущены вниз и немного вытянуты перед собой, сжаты в кулаки. Делая резкий вдох, так же резко потянуть плечи вниз, выбросить руки еще как можно ниже, расправляя ладони. При возврате в исходное положение происходит пассивный выдох. Кулаки должны быть опущены ниже уровня талии.

Необходимо произвести 8 быстрых вдохов-выдохов, не делая пауз, затем передохнуть 2-3 секунды и повторить. Всего должно получиться 4 подхода по 8 вдохов-выдохов.

Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги немного расставить в стороны, корпус наклонить вперед. Наклониться нужно так, чтобы ладони не доходили до уровня коленных суставов. Голову опустить перед собой. Спина должна быть округлой, а руки висеть свободно перед туловищем.

Делая быстрый короткий вдох, нужно еще немного склониться вперед, как бы выбрасывая руки вниз. Затем так же быстро вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз подряд без пауз. Подобных подходов нужно сделать 4.

Игровые упражнения

Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.

Футбол

Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.

Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.

Птенчик

Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.

Посчитай

Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.

Кошка

Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.

Кувшинчик

Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.

Свечка

Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.

Машина

Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.

Насос

Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.

Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:

На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.

Зачем нужны движения при дыхании

Влияние движения на развитие других функций организма изучает наука – кинезиология. Ученые давно отметили, что в процессе выполнения упражнений повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между полушариями, информация усваивается быстрее и лучше.

Сегодня многие логопеды рекомендуют во время лечения заикания большое внимание уделять именно физической активности. Особенно это касается пациентов детского возраста. В результате устраняются мышечные спазмы, ребенок раскрепощается, становится более внимательным, лучше учится.

В гимнастический комплекс, направленный на устранение заикания, входят упражнения на растяжку, дыхание и на развитие зрительного восприятия. В большинстве из них присутствует игровой элемент, требующий воображения. Например, упражнение «Снеговик» предполагает представление себя в качестве тающей снежной бабы, начиная от положения стоя и заканчивая «лужей» (на полу).

Другим примером служит упражнение на дыхание «Свеча». Суть – воображать перед собой свечку и «задувать» ее одним выдохом. Если представить несколько свечей, то «тушить» их нужно несколькими короткими выдохами.

Упражнения, направленные на развитие зрительного аппарата, вовлекают в работу глазные мышцы. Это любые движения глазами, чередование напряжения и расслабления.

Заикание у детей

Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:

  • освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
  • устранение неправильности произношения;
  • формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.

Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.

Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:

  1. Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
  1. Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
  2. Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.

Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.

Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.

Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.

Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!

Вы научитесь:

1. дифференцировать итерации и истинное заикание;

2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.

3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;

4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.

Хотите получить больше информации об интенсиве? Нажмите сюда!

Как повысить эффективность гимнастики

Достичь максимального результата в избавлении от заикания помогут некоторые рекомендации.

  • Помещение, в котором проходят занятия, должно быть чистым, проветренным. Необходимо избегать высокой влажности воздуха, однако слишком сухой также не желателен.
  • Желательно, чтобы перерыв между уроком и последним приемом пищи составлял не менее двух часов.
  • Во время лечения необходимо обеспечить достаточный сон, полноценный отдых, избегать нервных и физических перегрузок.
  • Отличным дополнением к лечебному дыхательному комплексу станут спортивные занятия, особенно на свежем воздухе. Такие направления, как бег, лыжи, велосипедная езда, плавание не только укрепляют мышцы, но и положительно сказываются на ритме дыхания, сердечной деятельности, состоянии нервной системы.
  • Следует уделить достаточно внимания и рациону: наладить режим питания, включать больше продуктов, богатых витаминами.
  • При любом недомогании, особенно связанном с органами дыхания, ротовой полостью, гимнастику следует прервать до устранения расстройства.

Необходимо понимать, что, несмотря на высокую эффективность дыхательной гимнастики для преодоления заикания, полностью избавиться от патологии можно только путем комплексного подхода. Помимо дыхательных упражнений, терапия речевого расстройства включает в себя прием лекарственных средств, физиопроцедуры, психотерапевтические и прочие методы.

Общие рекомендации

Эффективность дыхательной гимнастики для детей от заикания во многом зависит от качества выполнения заданий. Ребенок и взрослый должны получать удовольствие от тренировки, иначе многомесячные занятия не дадут положительного результата. Не менее важную роль играет психологическая атмосфера во время урока, хорошие отношения между пациентом и педагогом, комфортные условия проведения занятия.

Выполняя дыхательную гимнастику при заикании с детьми следуйте следующим рекомендациям:

  • Проветривайте комнату перед началом урока. Следите за влажностью и температурой в помещении для тренировок, они должны быть комфортными: 18-20 °С, 40-50%.
  • Покормите ребенка за 1-2 часа до начала тренировки. Дети не должны заниматься голодными и сразу после обеда.
  • Принимайте пищу через 1 час после окончания занятия. Мышцы брюшной полости должны успокоиться, прийти в ному после физической нагрузки.
  • Урок должен длиться не боле 20 минут, планируйте занятия на дневное и утреннее время. Для достижения максимального результата нужно заниматься с ребенком каждый день по 2 раза.
  • Если малыш задыхается, сбивается с ритма дыхания, остановите тренировку. Дети могут потерять сознания из-за большого количества глубоких вдохов. Следите за состоянием ребенка на протяжение всего урока.

Важно! Если заикание у ребенка сочетается с патологиями органов дыхания, перед началом тренировок по любой системе проконсультируйтесь с доктором. Такому малышу нагрузку и расписание занятие должен регулировать лечащий врач.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]