Источник фото gpointstudio/freepik
Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.
Направления работы дефектолога
Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.
Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.
Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:
- организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;
- проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;
- консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;
- ведение документации.
Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.
Дефектолог в детском саду
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.
Дефектология– это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, о чем говорит перечень дефектологических специальностей, которых существует несколько. Учитель-сурдопедагог, который обучает детей, имеющих проблемы со слухом — от слабослышащих до полностью глухих. Учитель-олигофренопедагог, который занимается с детьми с проблемами умственного развития. Учитель-тифлопедагог, который работает с детьми, у которых проблемы со зрением. Дошкольный педагог-дефектолог и учитель-логопед — это специалисты широкого профиля, которые работают со всеми видами нарушений речи.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду. Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.
При обследовании дефектолог в детском саду, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, руководитель музыки.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Выбор дисциплин, которые преподает дефектолог в детском саду, подбираются с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Однако существуют и общие обязательные дисциплины:
— Развитие сенсорики;
— Гигиена и самообслуживание;
— Обучение игре и игрокоррекция.Эти занятия нужны, так как не все дети умеют играть либо их развитие игровой способности не соответствует возрасту;
— Развитие речи с помощью ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связанная речь;
— Обучение грамоте. Существует так называемый добукварный период, который нужно пройти всем детям перед тем, как начать изучать буквы и цифры. В этот период дети учатся различать звуки на слух, последовательность звуков в слове, что способствует освоению ребенком навыков чтения и письма;
— Развитие простых математических представлений о количестве, пространстве и времени;
— Творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование. На этих занятиях ребенок получает представление о пространстве, цветах и формах различных предметов, обучается действовать согласно определенному образцу, координирует движение рук;
— Подготовка к школе;
Каждое занятие, которое проводит педагог — дефектолог в детском саду, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи, музыки, а также различных видов гимнастики.
На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, магнитофон с аудиозаписями, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. Дефектолог в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой), но и подгрупповые и индивидуальные занятия.
Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог-логопед. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.
Занятия дефектолога-логопеда направлены на:
— формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;
— исправление дефектов речи;
— лечение заикания;
— развитие не только правильной, но и красивой речи;
— профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;
— развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;
— профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.
Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Кроме занятий с ребенком дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!
Консультации и занятия с дефектологом В детском проводятся консультации и индивидуальные занятия с дефектологом. Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка. Занятия проводятся индивидуально. Стоимость одного занятия продолжительностью 50 минут — 800 рублей. Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектолог – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Последнее время термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог», но суть от этого не изменилась. Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими детьми. Дефектолог-логопед работает с детьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Также логопед помогает восстановить речь взрослому человеку, перенесшему инсульт или травму. Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. На дефектологических факультетах обязательно читают лекции по ряду медицинских предметов. Но все же дефектологи имеют высшее специальное педагогическое образование (дефектологический факультет педагогического ВУЗа). Задача дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист тщательно изучает степень выраженности дефекта, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребенка создаются специальные условия обучения, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). В своей работе дефектолог активно использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, методики и дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей. Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта. Дефектолог-олигофренопедагог владеет методиками коррекции и развития детей как с интеллектуальной недостаточностью, так и детей с нормальным интеллектом. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог может помочь в решении этих проблем. Педагог подскажет родителям, как развивать интеллектуальные способности ребенка, какая нагрузка необходима малышу, как расширить словарный запас, улучшить произношение, научиться владеть собственной речью и выражать свои мысли. Дефектолог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией. Если Вам посоветовали занятия с дефектологом не нужно бояться этого слова. Дефектолог видит проблему ребенка и старается максимально скорригировать ее, используя различные методики. Основные направления работы дефектолога-олигофренопедагога: Развитие и коррекция внимания · Произвольное и непроизвольное внимание · Объем внимания · Устойчивость внимания · Распределение внимания · Переключение внимания Развитие и коррекция восприятия · Зрительное восприятие · Слуховое восприятие · Осязательное восприятие · Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма и т.п.) Развитие и коррекция памяти · Запоминание, сохранение, воспроизведение информации · Вербальная (словесная) память · Образная, зрительная (представление) память · Моторная (двигательная) память · Эмоциональная память · Кратковременная память · Долговременная память · Оперативная память · Репродуктивная память · Произвольная память · Непроизвольная память Развитие и коррекция мышления · Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление · Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение · Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение Развитие и коррекция речи · Устная и письменная речь · Регулирующая, планирующая, анализирующая функция речи · Фонетическая сторона речи · Грамматическая сторона речи · Лексическая сторона речи · Интонационно-выразительная сторона речи · Словарь (активный и пассивный) · Синтаксическая структура (предложение) · Диалогическая и монологическая речь · Правильность произношения Развитие и коррекция моторики · Крупная и мелкая моторика · Координация движений (произвольность и целенаправленность движений) · Пространственная ориентировка · Удерживание равновесия · Быстрота двигательных реакций Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы · Умение выражать свои чувства · Адекватная оценка своих и чужих действий · Навык самоконтроля · Усидчивость и выдержка |
Детский центр Ступеньки © 2002 — 2011 |
Дефектолог – это педагог, который поможет вашему малышу познать все то, что он должен знать по возрасту и в силу особенностей своего развития. Дефектолог помогает максимально компенсировать недостатки в развитии ребенка.
В своей работе дефектолог использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей.
Дефектолог владеет методиками коррекции и развития детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и детей с нормальным интеллектом. Нередки случаи, когда дошкольники с нормальным интеллектом имеют моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Дефектолог, конечно же, может помочь в решении этих проблем. Педагог подскажет родителям, как развивать интеллектуальные способности ребенка, какая нагрузка необходима малышу, как расширить словарный запас, научиться владеть собственной речью и выражать свои мысли.
Опытный дефектолог способен быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий.
В связи с этим работа дефектолога в первую очередь направлена на:
· сенсорное развитие: на занятиях ребенок овладевает представлениями о величине, цвете и форме предметов;
· обучение игре: для таких детей необходимо организовывать специальные игры, помогающие им «продвинуться» в развитии;
· развитие элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных, счетные навыки);
· ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
· развитие общей и мелкой моторики;
· развитие познавательной активности и основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.).
Важно знать! Проводимые занятия с учителем — дефектологом одновременно требуют постоянной и целенаправленной совместной работы педагога и родителей. Поскольку ребенок проводит все свое время в семье, а с дефектологом лишь незначительное количество часов.
Именно поэтому консультирование родителей и обучение их приемам, способствующим нормальному развитию ребенка, является также неотъемлемой частью работы дефектолога, что помогает успешно достичь желаемого результата в более короткие сроки.
Дорогие родители, вы должны понимать, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Требования к дефектологу
Источник фото prostooleh/freepik
Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:
- наличие высшего профессионального образования;
- опыт работы по специальности;
- знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;
- знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;
- стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).
Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.
Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.
Специалист в области дефектологии занимается педагогикой. То есть дефектолог специализируется на образовательном, воспитательном и вспомогательном процессах при работе с особенными детьми. К дефектологу обращаются в том случае, если у ребенка обнаружены какие-либо отклонения в развитии. Не все понимают, в чем именно заключается работа дефектолога, поэтому этот момент следует разобрать отдельно.
Роль дефектолога в детском саду
По государственному стандарту в каждом детском саду обязан работать штатный дефектолог. Необходимость этой меры вызвана тем, что именно в дошкольный период времени происходит основной процесс развития ребенка. Задача дефектолога в детском саду заключается в проведении плановых и внеплановых осмотров всех воспитанников на предмет отклонений, дефектов и нарушений в развитии. Многие дефекты являются незаметными для обычных воспитателей. Обнаружить их может только дефектолог в силу наличия профессиональных знаний и соответствующего опыта. Чем раньше у ребенка обнаружить отклонения в развитии, тем эффективнее можно принять меры по их коррекции. Это существенно упростит жизнь особенному ребенку и поможет ему комфортно адаптироваться в детском коллективе. Дефектолог не является врачом, поэтому он не ставит диагноз, а отправляет малыша на медицинское обследование, в ходе которого выявляется конкретное отклонение в развитии. На основании поставленного диагноза дефектолог подбирает коррекционную методику для ребенка и проводит соответствующие занятия.
Работа дефектолога с особенными детьми
Дети, которые имеют задержку в развитии, нуждаются в особенном подходе и дополнительной помощи, которую оказывает дефектолог. В специализированном центре можно посетить индивидуальные занятия с дефектологом, которые являются более эффективными и полезными для ребенка, чем групповые занятия. Дефектолог специализируется на повышении познавательной активности у ребенка. Это позволяет развивать различные психические функции, которые самостоятельно не развились должным образом. Результатом занятий у дефектолога является развитые познавательные процессы.
Польза от занятий с дефектологом
Дети в раннем возрасте познают окружающий мир в формате игры. Им присуще природное любопытство. У детей с задержкой в развитии этот интерес отсутствует. Дефектолог позволяет развить интерес и любопытство, чтобы ребенок смог полноценно развиваться и изучать процессы, которые его окружают.
Какое образование нужно дефектологу
Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.
Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:
- сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);
- тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);
- сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);
- олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);
- логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.
Цели и задачи
Коррекционный психолог-дефектолог выполняет следующие задачи:
- исследование уровня интеллекта у ребенка, особенностей физического и умственного развития;
- разработка индивидуальной программы обучения;
- развитие памяти, мышления, стимуляция мозговой деятельности;
- развитие навыков общения, устранение скованности, стеснения;
- устранение логопедических проблем, помощь в постановке звуков;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- помощь в социализации ребенка, принятии недостатков тела и ума;
- консультация родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Главной целью специалиста является устранение психологических преград на пути к интеллектуальному развитию. Для этого организуется совместная работа с родителями, что позволяет комплексно подойти к проблеме.
Чтобы выполнять поставленные задачи, педагог должен уметь:
- быстро находить общий язык с ребенком, формировать с пациентами доверительные отношения;
- находить слабые места пациента, причины психологических нарушений;
- обучать чтению и письму нетрадиционными способами;
- работать с детьми разных возрастов.
Работа сложная, но интересная. Подходит такая профессия только тем, кто искренне любит детей, готов мириться с шалостями и капризами маленьких пациентов.
Для психологов есть много других направлений работы.
Личностные качества дефектолога
Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:
- терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;
- ответственность;
- умение работать со сложными детьми;
- любовь к детям и своей профессии;
- коммуникабельность.
При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.
В чем заключается работа учителя-дефектолога?
Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации этого материала. В «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К сожалению речь идет не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику, некоторые начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог? У меня нормальный ребенок!» Мне приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог — это учитель, который учит умственно отсталых. А вот педагоги компетентные в этом вопросе, с удовольствием бы направили ребенка на занятия к дефектологу!
Так кто же такой, этот дефектолог?
Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество направлений: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Задачи учителя-дефектолога
Работа дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется только по запросу педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять кого-то из детей на диагностику. Для диагностики нужны обоснования.
Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.
Блоки коррекционной работы
1 блок
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.
2 блок
«Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок
«Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.
4 блок
«Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам VII и VIII вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок
«Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.
6 блок
«Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок
«Готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе. На своих прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.
Кабинет дефектолога
Мои дефектологические занятия детям очень интересны, ведь на моих занятиях они учатся в игре. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха.
На занятиях используются игрушки, картины, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и много другого разнообразного дидактического материала.
Вот несколько примеров занятий
- Шнуровка. Работая с обычными шнурками, у ребенка ведь развивается не только мелкая моторика, но и мышление, связная речь, усидчивость.
- Раскраски. На первый взгляд, раскраска и есть раскраска, но она не обычная, она с математическими примерами, прежде чем начать раскрашивать, ребенок должен произвести математический подсчет в уме, затем выбрать заданный цвет и только после этого приступать к раскрашиванию.
- Кубики. Всем известна такая игрушка, как кубики, только наши кубики необычные, каждая сторона имеет свой цвет, а то и два. Задача ребят – составить узор. Для выполнения этого задания у ребенка включается зрительное восприятие, образное мышление, воображение.
- Песок. Это одно из любимейших занятий всех детей, никто не откажется засунуть руки в теплый песок, зарыть глаза и представить себя на побережье… На песке можно рисовать пальчиками, выкладывать узоры из бусинок, поиграть с мелкими игрушками.
- Рисование капельками воды. Это занятие успокаивает детей, заряжает позитивными эмоциями, и просто это очень красиво.
В завершение хочется пожелать родителям, педагогам терпения, успеха, мудрости в воспитании Ваших детей. Ну а если у вас возникают проблемы, вы можете обратиться за помощью к понимающим в этом вопросе специалистам: дефектологам, логопедам и психологам.
Поиск работы дефектологом (карьерный рост)
В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями.
Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры.
К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение.
Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие.
При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие.
Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
Зарплата дефектолога
Источник фото prostooleh/freepik
Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
- Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
- Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.