- Главная
- Развитие речи
Дизартрия — это дисфункция речевого аппарата, при котором наблюдается снижение подвижности артикуляционных органов или их паралич. Расстройство является негативным последствием неврологических патологий (врожденных и приобретенных), родовых травм головы, резус-конфликта матери и плода, перенесенных инфекционных заболеваний в раннем возрасте, операций на головном мозге.
С учетом симптомов и зоны поражения коры головного мозга различают несколько форм дизартрии:
- Бульбарная
Нарушения наблюдаются со стороны речевого и двигательного аппаратов в целом. Присутствует парез мускулатуры тела, лица. Ребенку трудно жевать, глотать, голос слабый, речь замедленная, нечеткая.
- Подкорковая
Изменен мышечный тонус, наблюдаются тики мимики, области артикуляции. В момент речи может возникнуть спазм. Нарушены интонация, темп речи, сила голоса, моторика развита слабо.
- Мозжечковая
Речь скандированная, движения языка, губ нечеткие, замедленные, небо провисает, большинство звуков в речи отсутствуют.
- Корковая
С трудом произносятся многосложные слова, отсутствуют шипящие, аффрикаты. Чаще ребенок хорошо произносит трудные для него звуки изолированно, но в потоке артикуляции они теряются, смешиваются или пропускаются.
- Псевдобульбарная
У ребенка с рождения наблюдаются такие признаки нарушений: обильное слюнотечение после года, захлебывание при еде, питье, сосании затруднено, мимические мышцы работают слабо. Слова произносятся искажено, но при этом сохраняется ударность и контур лексемы, звуковой анализ проводится крайне тяжело.
Рекомендации к проведению занятий
Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.
Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:
- Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
- Одно задание выполняется 5-7 раз.
- Удержание позы по 10-15 секунд.
- Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
- Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
- Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
- Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
- Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
- Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.
Артикуляционная гимнастика классических типов подходит для коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом стертая дизартрия. Но особое внимание на таких занятиях стоит уделить организации кинетической основы движения (ощущениям).
Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.
Сочетание и последовательность разных видов
Последовательность такая: взрослый и малыш сидят перед зеркалом, взрослый показывает на себе, просит повторить, если у ребенка не получается, взрослый своими пальцами делает ему, затем ребенок пытается сделать это сам, а потом пробует сделать без помощи рук. Это уже активная гимнастика, может быть не сразу, периодически помогая пальцами. Главное не торопиться, должна точность и правильность выполнения, чтоб потом не надо было переучиваться.
Пассивная гимнастика тесно связана с массажем, вернее сказать, массаж плавно перетекает в пассивную гимнастику. Надо четко знать, что все упражнения надо выполнять предварительно расслабив Г. Нельзя делать на плотно сомкнутых, напряженных. И толку будет мало и ребенок будет испытывать дискомфорт и негатив, может вообще отказаться от занятий.
Для начала целесообразно научить малыша чувствовать разницу между напряженными и расслабленными губами, говорить ему: “Чувствуешь, как тебе приятно и хорошо, когда губки мягкие, какие они красивые”. Фиксировать его внимание, что когда Г напряжены, они тонкие, бледные, а расслабленные — яркие, “бантиком”. При постановке звуков это очень важно, чтобы ни челюсти ни губы не напрягались. Рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики.
При статической гимнастики Г задерживаются в одном положении некоторое время, например, на счет до 10. Выполняется упражнение “трубочка”, дети держат, а вы считаете. И так несколько раз, затем “заборчик” и опять держать в этом положении. При динамической гимнастике, наоборот, происходит активная работа Г, “заборчик — трубочка”, нужно работать Г, то растягивая их и показывать зубы, то вытягивать вперед в трубочку, тоже на счет в несколько приемов.
К динамической гимнастике переходить, когда каждое упражнение уже отработано, автоматизировано и ребенок его делает безупречно. Допускается помощь руками, если вдруг возникнет сбой, можно сочетать с голосовой гимнастикой, произносить при трубочке У, а при заборчике И в разном темпе, то быстро то медленно, то тише, то громче, то тонким голосом, то “толстым”.
Комплекс упражнений для губ
Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.
Улыбка
Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.
Трубочка
Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.
Заборчик
Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.
Бублик
Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.
Заборчик-Бублик-Улыбка-Хоботок
Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.
Улыбка-Трубочка
Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.
Рыбки
Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.
Поцелуй
Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.
Физминутка про хомячка
Для повышения интереса, активизации восприятия или для смены вида деятельности можно использовать стих про хомячка.
Хома-хомка, хомячок (надуваем щеки) Полосатенький бочок (поглаживаем щечки) Хомка рано встает (подтягиваемся вверх. открываем глазки, зеваем, широко открывая рот) Щечки моет, ушки трет. (гладим щеки, трогаем уши) Подметает хомка хатку (языком двигаем за щеками влево и вправо) И выходит на зарядку. (двигаем ладошками или пальчиками по столу) 1, 2, 3, 4, 5 (поднимаем ручки вверх 5 раз) Хомка сильным хочет стать (сгибаем руки в локтях)
На этом заканчиваю писать статью про щеки. Ах, я забыла рассказать про знаменитое крылатое выражение, оно гласит: “Если тебя ударили по правой щеке подставь левую”. Как его понимают, обычно это “непротивление злу насилием”. А что делаем мы? Боремся со злом — плохой моторикой щек — с помощью массажа, гимнастики и дыхательных упражнений. Хлопает ли по щекам логопед или сам малыш не имеет значения, главное, что дефекты речи исправляются и торжествует добро.
Читайте статьи блога, пишите к ним комментарии, подписывайтесь на новые, делитесь в соцсетях. Всего хорошего!
Упражнения для губ и щек
Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.
Сытый хомячок
Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.
Голодный хомячок
Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.
Лопаем пузыри
Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.
Дутье и надувание
Можно дуть на что угодно: свечу, мыльные пузыри, полоску бумаги, ватку, пушинку, кораблик на воде — следить, чтобы дети не раздували щеки при этом, если воздух растекается в щеки, то и звуки будут нечеткие. Хорошо еще использовать различные дуделки, свистелки и дудочки, а также надувать воздушные шарики и надувные игрушки. Однако при не согласованных движениях мышц воздух из шарика всасывается малышом обратно, надо продолжать работать дальше, дать ребенку разработанный шарик, более мягкий.
Упражнения для языка
Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.
Блинчики
Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося”пя-пя-пя”. При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.
Лопаточка
Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.
Чашечка
Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости (“чашки”) налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.
Иголка
Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.
Горка
Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.
Трубочка
Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.
Грибок
Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.
Гимнастика языка: интересно и весело
Родителям стоит превратить тренировки для развития речи в увлекательную игру. Не стесняйтесь проявлять творческий подход. Например, пообещайте, что угостите малыша леденцом, если он покажет, как его можно спрятать за щекой. Намажьте носик крохи шоколадом или вареньем и попросите его облизать угощение языком. Пообещайте поиграть с ребенком в любимую игру после «кривляний».
Помогайте малышу шпателем занять нужное положение языка. При первом выполнении задания возможна напряженность, но после нескольких повторений действия ребенка будут осмысленными и легкими. Не забывайте делать и статические, и динамические упражнения. Они дают должный эффект только в комплексе.
Если после регулярного выполнения заданий вы все еще замечаете слабые места в речи ребенка, то проконсультируйтесь с логопедом.
Упражнения для нижней челюсти
Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.
Птенчик
Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.
Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.
Акула
Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо – возвращается на место – влево – вниз – вперед – вверх (рот закрыт, губы сомкнуты). Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.
Обезьянка
Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.
Статические упражнения артикуляционной гимнастики
- трубочка губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У
- заборчик, открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
- улыбка, закрытая, одними губами
- дом открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
- дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
- замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
- ключ, наоборот, нижней верхнюю
- тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
- покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
- покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
- пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
- рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О
Динамическая гимнастика для детей
- заборчик — дудочка (лягушка — слон)
- открывать и закрывать рот, шлепать губами, издавая негромкий звук
- «воздушный поцелуй», вытягиваем губы вперед (как для поцелуя) — затем втягиваем щеки так, чтоб уголки рта соприкоснулись, как у рыбки
- покусывать то верхнюю губу, то нижнюю, “причешем губки”
- улыбка — трубочка
- дом открыт — закрыт, смыкать губы, напрягая их, открывать широко рот, расслабляя показывать то верхние губы, то нижние, затем все сразу, заборчик
- корчим рожи — двигать челюстью вправо-влево
- пятачок — трубочка
- окошко — домик открыт — трубочка — заборчик — О — А — У — И
- зарядка для хобота, трубочку крутить по часовой стрелке и против, вверх-вниз, вправо-влево. Посмотрите, какой слон, как он двигает своим хоботом.
Гимнастика в игровой форме
С этими упражнениями хорошо сочетается игры на развитие дыхания. Малыш не хочет заниматься, давайте будем играть. Не хочет смыкать Г, значит сдуваем ватку с ладошки, показываем ему, как весело делать “пффф”, как будто бабочка вспорхнула с ладошки. Нужно поднять нижнюю Г вверх — кладем ватку на нос и дуем с нижней губы. Скачет лошадка, щелкаем языком и вот она остановилась, “тпррру”, не получается, играем на губах как на балалайке.
Хорошо проходит игра с мыльными пузырями. Очень весело смотреть, как они летят, переливаются радужными разводами. “А теперь дуй сам!” — говорите малышу. Может не получится сразу, ничего страшного, подбадривайте ребенка. Дуйте с ним по очереди, он то ловит их руками, то дует. Можно еще поводить за кольцо рукой и пузырики тоже разлетаются в стороны.
Еще в помощь такие игрушки, как губная гармошка, дудочка, свисток, различные дуделки и свистульки. а также надувание шариков. Конечно, здесь уже требуются более сложные навыки, хорошо отработанные мышцы Г, умение, держать игрушку губами и при этом набирать воздух и выдыхать, не выпуская изо рта предмет. Поэтому ничего страшного, если поначалу дудочка будет выпадать вместе с выдохом, а воздух втягиваться из шарика, это отработается со временем.