Комиссия для логопедической группы — почему нужна и как проходит


Проблемы с дикцией, существуют у многих малышей. Неправильное произнесение звуков может закрепиться и тогда гораздо сложнее будет научить ребенка внятно и четко произносить слова. По этой причине в более старшем возрасте развивается множество психологических комплексов, человеку тяжело читать, вслух выражать свои мысли, он замыкается и к минимуму сводит общение с окружающим социумом. Именно поэтому уже, с 4-5 летнего возраста деток направляют на консультацию к логопеду. Специалист определяет наличие проблем с произнесением звуков и учит ребенка правильно говорить. Как записаться на консультацию к логопеду в детской поликлинике, далее пойдет речь.

Кто такой врач детский логопед

Специалист с высшим педагогическим образованием, владеющий эффективными методиками исправления дефектов речевого развития у детей до 14 лет — это детский логопед. Детям имеющим незначительные нарушения речи, может быть достаточно занятий со специалистом этого профиля имеющимся в большинстве детских садов. Малышей с серьезными речевыми нарушениями направляют к логопеду детской поликлиники для индивидуальных занятий. Такое общение со специалистом включает специальные упражнения для тренировки мышц щек и языка, произнесение скороговорок, разучивание песенок и многое другое. Хорошие специалисты, часто имеют собственные эффективные методики, позволяющие добиваться отличных результатов.

Важно: если малыш имеет проблемы с речью, занятия должны быть системными, все рекомендации специалиста следует выполнять занимаясь с ребенком дома, вовлекая в этот процесс всех членов семьи

Индивидуальные занятия с ребенком проводимые опытным специалистом обязательны при тяжелых нарушениях речи к которым относится:

  • афазия, когда речь отсутствует по причине органических поражений коры головного мозга;
  • алалия, отсутствие речи при сохранении нормального слуха и интеллекта;
  • тяжелые степени логоневроза (заикания), основными причинами которого остаются психологические проблемы (пережитый стресс, развод родителей, недостаток внимания).

Кроме этого у малыша могут быть выявлены:

  1. ОНР(общее недоразвитие речи);
  2. дезартрия (нарушение четкости речи, ее темпа, интонации, голосовые проблемы);
  3. дислалия (ребенок не может правильно произносить звук или группу звуков).

Если проблема выявлена, необходимо своевременно помочь ребенку.

Ведь отсутствие речи ведет к неизбежным задержкам психического развития, которые усугубляются по мере взросления ребенка, а даже если чадо

разговаривает, в речи имеются длинные связные фразы, малыш может порадовать Вас рассказом о проведенном дне или событиях на прогулке и неправильно произносит только некоторые из звуков, занятия с логопедом позволяют исправить положение. Сделать это лучше до школы, проблемы с речью затрудняют восприятие новой информации и ведут к снижению успеваемости.

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию). Также в детском саду может работать логопункт — в этом случае логопед индивидуально занимается с детьми с нарушенным произношением по определенному графику.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Когда стоит обратиться к детскому логопеду

Конечно, каждый ребенок индивидуален, все развиваются по-разному, но в норме малыш в год должен понимать некоторые обращенные к нему простые фразы, показывать расположение глаз, носа и рта, понимать значение слова «нельзя».

В два года кроха в норме знает более 20 слов, говорит простые фразы, реагирует на сообщения «Идем гулять» начиная одеваться или указывая на одежду для прогулки, по просьбе приносит определенную игрушку, способен слушать коротенькую сказку.

К 3 годам ребенок имеет уже достаточно обширный словарный запас, задает много вопросов, пытается поделиться с родителями своими впечатлениями.

Сегодня, нормы несколько изменились, многие трехлетки только начинают говорить предложениями, количество произносимых слов значительно уменьшились.

Однако, если ребенок к трем годам не начал разговаривать, уклоняется от общения со сверстниками на детской площадке, не может взаимодействовать с близкими людьми, это серьезный повод обратиться к специалистам.

В этом случае необходима консультация невролога, следует провести диагностику слуха и проконсультироваться у логопеда.

Комплексное обследование малыша позволит выявить проблему и начать лечение. Даже если в Вашей семье или у близких подруг есть примеры, когда ребенок молчал до 3 и более лет, а потом благополучно заговорил, это не повод откладывать визит к специалистам.

Как логопеду работать онлайн?

Тенденции развития современного мира приводят к тому, что возрастает популярность работы онлайн и некоторые услуги теперь можно предоставлять дистанционно. Логопедическая практика не стала исключением — такие программы, как Skype или Zoom помогают успешно проводить занятия по коррекции речи у детей, подростков и взрослых. Логопедическая работа онлайн — хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда из-за географической удалённости.

Преимущества онлайн работы

  • Можно заниматься в комфортных условиях, не покидая квартиры или кабинета.
  • Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы.
  • Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки зрения временных и финансовых затрат.

Недостатки онлайн работы

  • Трудно установить личный и эмоциональный контакт с учеником.
  • В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей.
  • Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие.
  • Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда: массаж или механическая постановка звука.

Опыт логопедической работы показывает: при правильной организации дистанционные занятия по коррекции речи могут быть не менее эффективными, чем логопедические занятия лично с логопедом.

Какое оборудование необходимо для логопедической работы онлайн?

НОУТБУК ИЛИ ПК С ВЕБ-КАМЕРОЙ

Ноутбук и ПК имеют значительное преимущество даже перед самыми дорогими и новыми мобильными устройствами и планшетами.

Во-первых, большой экран и чёткое изображение помогают видеть все движения артикуляционного аппарата. Некачественное изображение или небольшой размер экрана затрудняют зрительный контроль со стороны логопеда. Следовательно, помощь может быть оказана некорректно.

Во-вторых, ноутбук устойчиво располагается на поверхности стола, в отличие от планшета или телефона, которые могут упасть. Если это произойдёт в процессе демонстрации картинок или способа выполнения упражнения, занятие будет прервано в самый ответственный момент.

В-третьих, ноутбук и ПК позволяют демонстрировать экран, на котором могут открыты ваши электронные книги, логопедические пособия или картинки. На телефоне или планшете это сделать сложнее.

В-четвёртых, скорость загрузки и работы разных программ на ПК и ноутбуке значительно выше, чем на мобильных устройствах. В приложениях на планшете легко запутаться. Тем более на телефоны и планшеты регулярно приходят сообщения и звонки, что существенно снижает качество работы.

НАУШНИКИ И МИКРОФОН

Наушники и микрофон не обязательно использовать, но они значительно улучшают качество работы. Благодаря наушникам, только вы слышите своего ученика и звук не распространяется в соседние помещения. Также наушники помогают отследить все нюансы звукопроизношения или звучания голоса. А микрофон поможет вам контролировать громкость собственного голоса.

Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?

SKYPE Skype — это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype:

  • программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый;
  • Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические пособия.

ZOOM Zoom — платформа для конференций, которая поможет вам проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom:

  • позволяет работать одновременно с небольшой группой учеников;
  • обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы;
  • позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.

Zoom или Skype необходимо скачать и установить на компьютер. Если пользоваться этими программами из браузера, они будут “тормозить” и “зависать”.

Рекомендации по логопедическим занятиям онлайн

1. Организуйте своё рабочее место в отдельном помещении, в котором не будут присутствовать посторонние люди. 2. Продумайте освещение — днём работайте напротив окна, а вечером используйте дополнительный свет. 3. Приготовьте заранее пособия, инструменты или игрушки, которые пригодятся вам в процессе занятия. 4. Все электронные пособия скопируйте в отдельную папку с названием “Занятия в Скайпе” 5. Ссылки на разные онлайн ресурсы храните в едином текстовом документе. 6. Структура занятия и порядок работы не отличаются от обычного логопедического занятия. 7. Привлекайте к занятиям родителей — попросите их сидеть рядом и оказывать помощь при необходимости. 8. Предупредите своих учеников, что к занятиям в Скайпе нужно относиться ответственно:

— выходить на связь вовремя; — заниматься сидя за столом; — приводить себя и помещение в порядок.

Самое главное — в процессе работы чувствуйте себя комфортно и уверенно. Проводите коррекционную работу без суеты. Ведите себя также естественно и увлечённо, как на обычном логопедическом занятии. Надеемся, наши рекомендации помогут вам работать онлайн легко и эффективно!

Полезные ссылки

Speechbolix — онлайн программа занятий для коррекции заикания у подростков и взрослых. Dictionbolix — онлайн программа для улучшения дикции, развития эрудиции и улучшения коммуникации.

Как записаться на прием

На прием к логопеду в детской поликлинике, можно записаться в регистратуре лечебного учреждения при личном визите, по телефону, позвонив и уточнив график приема. Кроме того запись ведется на сайте выбранной поликлиники. Часто, на прием к логопеду родителей направляет педиатр по рекомендации специалиста детского дошкольного учреждения.

К сожалению, пока отсутствует возможность записаться к логопеду через портал Госуслуг.

Если запись производится в медицинском учреждении по месту регистрации ребенка, прием врача будет бесплатным, если специалиста родители искали самостоятельно, цена визита может существенно различаться у разных врачей.

Как найти хорошего логопеда и где искать?

Все больше и больше детей нуждаются в логопедической помощи. Но с ребенком должен работать профессионал. Как же найти такого профессионала и какими качествами он должен обладать? Правда в том, что профессионализм человека может определить только другой профессионал из этой же области. Т.е. лично Вы, если Вы сами не логопед, 100% не сможете определить, профессионал ли перед Вами. Это стоит помнить и при прослушивании «хороших отзывов от знакомых». Если и они не логопеды, то их отзывы, мягко говоря, ни о чем. А уж в интернете каждый покупает о себе столько отзывов, сколько пожелает.

И все же есть косвенные признаки, которые помогут Вам справиться с этой задачей.

Контакт с ребенком. Будь логопед хоть трижды доктором наук, если эмоциональный контакт не установлен – к результату Вы пойдете гораздо медленнее. Конечно же, не стоит забывать, что дети все разные и есть такие, которым тяжело даются знакомства с новыми людьми. В таком случае стоит понаблюдать несколько занятий, чтобы максимально правильно определить, подходит ли педагог для ребенка. Так же присмотритесь к логопеду сами: как он ведет себя. Грамотный специалист должен обладать правильной, красивой речью, умением верно строить предложения. Квалификация. К сожалению, даже диплом о высшем образовании не даст Вам 100% гарантии высокой квалификации специалиста. Но поинтересоваться наличием такого диплома будет не лишним. Можно так же попросить посмотреть портфолио логопеда.

Для оказания эффективной помощи важна материально-техническая база. При первой встрече обратите внимание на количество методических пособий в кабинете.

Самый надежным способ подтверждения квалификации — сетевая структура компании, в которую Вы обращаетесь. Специалиста одиночку никто не проверяет ни при приеме на работу, ни проводимые им занятия (что частника, что логопеда в саду или в каком-нибудь «разивайка-разнопрофильники» и т.п. Но тут следует вспомнить, что и качество занятий на дому в разы хуже, чем в специализированном кабинете. Иначе что делают в офисах миллионы сотрудников, когда всю работу можно было бы делать на дому? Правильно: холодильник, телевизор, диван, интернет… А если взрослый не может себя мотивировать на дому, как с этим справиться ребенку?

И все же, какая цена является оптимальной? Вот тут Вы подумайте, чего хотите получить за свои деньги. Мягкие диваны для ожидающих, бесплатный WiFi, кофе, телевизор и большие помещения — цена будет высокой, т.к. все это не бесплатно и оплачиваете это именно Вы.

Групповые занятия, частники на дому, логопед в саду, занятия по Skype — цена будет низкой. Но еще более низким будет эффект от занятий.

Мы решили искать «золотую середину», но при этом полностью исключить низкоэффетивные варианты, а так же работать без ненужных излишеств для ожидающих. Да, это снижает нашу прибыль, но за счет большого потока людей, которые готовы платить за конкретное решение проблем в кратчайшие сроки и за счет большого количества наших центров мы предлагаем одну из самых низких цен за индивидуальные (максимально эффективные) занятия.

И все же даже с такой низкой ценой, как у нас, стоит заранее продумать и спланировать семейный бюджет, приняв во внимание то, что занятия с логопедом будут проходить скорее всего не реже, чем дважды в неделю (периодичность зависит в первую очередь от Ваших возможностей — временных и финансовых; чем чаще заниматься — тем быстрее будет результат). И если бросить занятия на «полпути» есть большая вероятность того, что речь Вашего ребенка вернется к прежнему состоянию, а все потраченные Вами деньги уйдут «на ветер». Частый вопрос, которым задаются родители – «Как долго нужно будет ходить к логопеду?». Ведь зная цену, хочется знать и срок, на протяжении которого семейный бюджет будет нести дополнительные расходы. Подробный ответ на этот вопрос смотрите по ссылке в одноименной статье. Здесь же скажем кратко: стоит насторожиться, если логопед дает очень четкий прогноз по срокам. Примите во внимание то, что педагог не так долго знаком с ребенком, а на диагностике зачастую дети нервничают, соответственно, педагог не сможет увидеть полной картины поведенческих реакций. А ведь то, как ребенок будет вести себя на занятиях – выполнять задания, или же отлынивать от них, капризничать – является одной из важных составляющих успеха. Так же педагог не знает, а будете ли лично Вы заниматься дома с ребенком и следить за его речью, без чего сроки постановки звуков вырастут в разы.

Где искать?

Существует много вариантов, как дешевых или даже бесплатных (бюджетный детский сад, поликлиника), так и не очень (логопед в рамках многофункционального развивающего центра, частные занятия на дому, логопедические центры). Мы не будем брать в расчет «человеческий фактор» или какие-то конкретные компании, надеемся, что Вам попадутся самые лучше в стране люди и компании. Рассмотрим только структурные недостатки и объективные плюсы каждого из них.

В государственных бюджетных организациях (детский сад, поликлиника, ГППЦ и т.п. вариантах):

Плюсы:

1.Бесплатно или недорого.

2. Если это логопед в детском саду — никуда не надо отдельно водить ребенка, все в одном здании.

Минусы (подробнее смотрите в статье «Логопед в детском саду поможет?»):

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации заниматься Вашим ребенком, его никто не проверяет на этот счет.

3. Вы понятия не имеете, что делается на занятии.

4. Очень кратковременные занятия (в обычном детком саду — 10 минут, в коррекционном — 20мин.)

5. Очень большие очереди. Чтобы вообще попасть к логопеду — частенько потребуют справки, подождать годик другой, «раньше 5 лет не приходите» и т.п. Сталкиваются с этим очень многие родители.

6. Огромный поток детей. Норма логопеда на ставку при школе, например, к которой присоединили несколько детских садов — 1000 детей. Как Вы думаете, сможет ли он с таким количеством заниматься по два — три раза в неделю хотя бы по 10 минут? Если он по 9 часов без перерывов, перемен, обедов и отдыхов будет принимать всех этих детей, то на каждого уйдет 11,8 минут. По отчетности то он занимается, мы про реальность.

Частный логопед (репетитор) на дом.

Плюсы:

1. Репетиторы, которые приходят к Вам домой очень удобны. Не надо водить ребенка к специалисту, логопед сам придет и принесет с собой что-нибудь из методических пособий.

2. Даже второго плюса придумать не смогли. Придумайте сами.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда.

2. У логопеда нет мотивации быстро исправлять речь Вашего ребенка. Чем дольше это будет происходить, тем больше он заработает. И никто его не контролирует ни по этому поводу, ни по любому другому.

3. Вы понятие не имеете, ПРАВИЛЬНО с Вашим ребенком занимаются или нет. Никто не проверяет такого логопеда.

4. С собой логопед сможет принести всего пару пособий. Если что-то у Вашего ребенка не пойдет, то замены пособий у логопеда не будет, а это зря потраченное время и Ваши деньги на ветер. Но и 2-3 шкафа с пособиями никакой логопед к Вам на дом таскать не будет.

5. Мой дом — моя крепость. А еще игрушки, любимые места, холодильник с «вкусностями», мультики и т.п. Очень часто дети не хотят нормально заниматься дома, капризничают, выдумывают, что им плохо, хотят спать, устали и т.п. И педагог будет вынужден заниматься не учебным процессом, а выполнять роль «аниматора», который должен развлекать ребенка. Ребенок привыкнет к такому «развлекательному обучению», придет в школу, а там в классе таких 30 детей на одного учителя. «Развлечется» по полной.

Логопед в частной клинике.

Плюсы:

1. Медицинская лицензия внушает доверие.

2. Должный уровень пафоса: зал ожидания, «рецешн», конфетки и т.п.

Минусы:

1. Цены в два-пять раз выше рыночных.

2. «Мультипрофессионализм»: один специалист получает кучу дипломов о прохождении ускореных курсов и может лечить от всего, лишь бы хорошо платили. Например, лично встречали услуги логопеда в центре офтальмологии. Не видите связи? Несите деньги, связь Вам придумают.

3. Наверняка попросят сдать у них же еще десяток анализов, чтоб уж точно определиться с диагнозом.

4. Вы лично уютно чувствуете себя в больнице (если Вы не врач, конечно)? Вот. И ребенок начинает думать, что он болен, раз он ходит в клинику. Мы считаем, что правильней было бы, если бы он думал, что здоров и просто ходит на занятия.

Логопед в развивающем центре где-то рядом.

Плюсы:

1. Часто рядом с домом.

2. Низкие цены, особенно при групповых занятиях.

3. Тут же можно записаться на несколько занятий подряд: ментальная арифметика, рисование, шахматы и т.п.

Минусы:

1. Полное отсутствие контроля профессионализма логопеда. Над логопедом нет старшего логопеда, который бы проверял его при приеме на работу и при самой работе.

2. У логопеда чаще всего 2-3 небольших смены в неделю, когда он проводит занятия. Этого явно не достаточно, чтобы человеку даже нормально питаться, не говоря уже об иных потребностях. Поэтому он или бегает по нескольким таким центрам и проводит занятия, или в этом же центре занимается ментальной арифметикой, рисованием, лепкой и т.п. Такой «человек-оркестр» сможет быть специалистом в каждой из областей?

3. Неудобный график, чаще всего 2-3 раза в неделю в ограниченное время.

4. На групповых занятиях зарабатывает центр, а теряете лично Вы. Пример: 5 детей в группе по 500 руб. за занятие. Центр заработал 2500руб. за 40 минут, а Ваш ребенок получил: 40/5= 8 минут внимания педагога за 500руб. Т.е. эффективность будет во столько раз хуже, сколько детей ходит на такие занятия. Это как если бы захотели сэкномить и записали себя на групповую операцию, например, к хирургу, который подрабатывает еще фельдешром, медсестрой и сторожем. Эффект будет приблизительно тот же.

Специализированный логопедический центр.

Плюсы: 1. Тут скорее всего работают только профессионалы, прошедшие все этапы собеседований; 2. В кабинетах создана специальная образовательная среда, способствующая освоению Вашим ребенком речевых навыков; 3. Специалисты занимаются ТОЛЬКО логопедией, т.е. Вы получаете самый высокий уровень профессионализма.

4. Наверняка идет контроль проведения занятий. Обратите внимание, установлены ли камеры в кабинете. Если да — контроль точно есть.

Минусы:

1. Таких центров даже в Москве не так много, они не всегда будут рядом с Вашим домом.

2. Хотя мы и говорили, что не будем учитывать «человеческий фактор», но за малым числом минусов решили озвучить и этот — позиция руководства таких центров. Если оно направлено только на «зарабатывание» на клиентах — Вас на первой же диагностике засыпят профессиональными терминами, попросят абонемент на месяц вперед, дадут непонятный прайс с разной стоимостью занятий, в зависимости от того, чем на этом занятии занимались (а Вы без понятия, по алалии было занятие, или по дислалии, но цена будет разной!) и т.п.

Если же руководство центра думает не только о прибыли, но и о детях: все будет проще, понятней, удобней, лояльней.

Удачного Вам выбора!

Как проходит прием

На первом логопедическом приеме доктор подробно опрашивает маму, задает вопросы о течении беременности и родов, о наличии заболеваний у малыша, о наличии наследственной предрасположенности к наличию речевых проблем, составляет общее впечатление об обстановке в семье.

Зачастую, проблемы с речью у малыша возникают при недостатке общения в семье, когда нет тесного контакта с родителями, в случаях, когда выполняя свои обязанности по уходу за малышом, они недостаточно общаются с крохой, не учат его произносить слова и звуки, либо говорят слишком быстро и мозг ребенка не успевает усваивать полученную информацию.

Собрав все данные о семье, специалист начинает общение с малышом, с помощью определенных методик, на приеме важно наладить эмоциональный контакт с крохой, при этом, время первого приема редко превышает 35 минут.

Пообщавшись с ребенком, специалист выносит логопедическое заключение и подробно рассказывает маме о речевых проблемах малыша и способах их устранения.

Не следует пугаться, если логопед обнаружил нарушения, но и легкомысленное отношение к его рекомендациям может обернуться большими неприятностями.

Комиссия для логопедической группы — почему нужна и как проходит

Кузнецова Анна

Комиссия для логопедической группы — почему нужна и как проходит

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении, у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму)

в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика,психологом.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами. И нарушениями в речи которые не соответствуют возрасту, ребенок в 5 лет не может правильно произносить звуки, которые должны были уже сформироваться, к данному возрасту.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

педиатр (детский врач общей практики)

;

клинический психолог;

психиатр или психоневролог;

дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель,логопед,психолог или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет 30-40 минут. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни.Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет.Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.

Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.

Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном)

.

Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.

Назвать части тела и их предназначение.

Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.

Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость, антонимы (плач – смех, омонимы (ключ, коса, привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов,схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ.Малыш должен:

продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;

выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;

поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной)

или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую)
группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.
Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических)
групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Сколько стоит прием

Стоимость приема зависит от квалификации выбранного специалиста, в Москве она начинается от 1000 рублей за первичный прием, в регионах, цены несколько ниже.

В детских поликлиниках по месту жительства ребенка, при наличии показаний, прием и последующие занятия проводятся бесплатно.

Кратность занятий подбирается индивидуально с учетом выявленных нарушений. В поликлиниках чаще проводят групповые занятия, подбирая ребятишек со сходными проблемами. Группы формируются с учетом возраста и развития ребенка.

Как выбрать хорошего детского логопеда

Обычно, мамы передают друг другу координаты хорошего логопеда, ведь общаясь на детской площадке, родители часто приобретают новые знакомства. Поискать хорошего специалиста можно на соответствующем сайте Вашего региона. Там имеется подробная информация о квалификации логопеда подкрепленная отзывами клиентов. В крайнем случае, при наличии показаний ребенку дают направление в специализированный детский сад. Для этого необходимо пройти специальную психолого-медико-педагогическую комиссию(ПМПК).

Появление малыша в семье, это не только праздник, воспитание и взращивание ребенка требует огромных усилий от родителей. Старайтесь проводить с малышом, как можно больше времени, общайтесь с ним, разговаривайте, терпеливо учите самым простым вещам. Не давайте малышу до 3 лет смартфон, старайтесь не поддаться искушению включить ему телевизор и заняться своими делами, при необходимости не затягивайте с визитом к специалисту и пусть Ваши «почемучки», открывают этот огромный красочный мир.

Условия получения услуги на сайте

Запись на получение консультации или заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации.

Услуга доступна родителям (законным представителям) и работникам образовательных организаций.

Для прохождения обследования и консультирования присутствие ребенка в ЦПМПК обязательно (кроме услуги: консультирование работников образовательных организаций). Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для прохождения комиссии необходимо оформить медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса.

Перед подачей заявления о предоставлении услуги необходимо проверить актуальность сведений, размещенных в личном кабинете, о Вас и Вашем ребенке (в том числе документы) и при необходимости скорректировать их.

Для получения консультации предоставление медицинского заключения о состоянии здоровья не требуется.

Прием заявлений осуществляется в течение всего календарного года. В случае возникновения вопросов о порядке прохождения ЦПМПК г. Москвы можно обратиться по телефону.

  • Кто может обратиться за услугой

    Родители (законные представители) обучающихся:

    в возрасте до 18 лет при необходимости создания специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации;

  • для определения специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации (ГИА);
  • для обследования обучающихся, которым на момент 1 сентября следующего учебного года исполнится 8 лет, если по медицинским показаниям им рекомендовано начать обучение на уровне начального общего образования после 8 лет;
  • для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Работники образовательных организаций:

  • для консультирования по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
  • Стоимость услуги и порядок оплаты

    Бесплатно

  • Перечень необходимых документов

    Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы с целью подготовки рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в образовательных организациях:

      медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.
  • Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для организации специальных условий образования, создания специальных условий для детей 8-ми лет на 1 сентября следующего учебного года, предоставляются:

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
    • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
    • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
    • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
    • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы перед государственной итоговой аттестацией (ГИА-9, ГИА-11):

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году – оригинал;
    • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии об условиях обучения (при наличии) – копия;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации.

    Для организации экзамена на дому необходимо дополнительно предоставить документы:

    • медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации в текущем учебном году на дому – в случае необходимости сдачи ГИА на дому – оригинал;
    • медицинские заключения (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) с рекомендациями об обучении на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке;
    • приказы о переводе на обучение на дому за последние 3 года (при наличии) — копии, заверенные в установленном порядке.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для консультирования родителей (законных представителей) обучающихся специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставляются:

    • подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) или медицинское заключение (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья — оригинал;
    • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
    • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
    • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
    • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
    • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
    • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

    Ребенок до 18 лет приходит на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя). Для консультирования работников образовательных организаций специалистами ЦПМПК г. Москвы предоставление документов не требуется.

  • Срок и результат предоставления услуги

    Получение информации о готовности заключения ЦПМПК г. Москвы или о предоставлении услуги консультирования. Результат направляется в форме электронного уведомления в Личный кабинет на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы и на электронную почту в срок не позднее 5 рабочих дней с даты проведения приема.

  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]