Текст книги «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

В младших классах особое внимание уделяют развитию у детей мелкой моторики, фантазии, мышления. Гимнастика для пальчиков в начальной школе помогает рукам стать послушными, что необходимо для выполнения точных движений в изобразительном искусстве, письме. Повторяя движения учительницы, ученики приводят в активность моторику, вырабатывают умение концентрироваться, управлять движениями. Перед тем как приступить к занятиям, которые родители легко могут провести даже дома с ребенком 7-8 лет, рекомендуется изучить все особенности и правила увлекательных уроков.

Пальчиковая гимнастика для начальных классов

Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.

В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

Формирование мелкой моторики рук у детей с ОНР

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение.

Еще В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». А великий немецкий мыслитель И. Кант сравнивал руку с «как бы вышедшим наружу головным мозгом».

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны.

Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми в детском саду необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой.

К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок.

Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек».

Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму.

В своей речевой группе мы вместе с воспитателями регулярно проводим работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей.

Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:

— регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей; — совершенствовать внимание, память; -облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма; — установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; -подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

7. Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ устранять.

Моя практика показывает, что по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Из личного опыта с уверенностью могу сказать, что чем раньше выявляются отклонения в психомоторном развитии у детей с речевыми нарушениями и начинается работа по устранению, тем быстрее положительный результат и сокращаются сроки работы с этими детьми.

Детям 5-7 лет я предлагаю «поиграть на рояле», выполнить : «кулак, ладонь, ребро», показать «ножницы», «козу», «кольцо», скрестить указательный и средний пальцы, поочередно разгибать пальцы обеих рук, проверяю навыки работы с карандашом, ручкой с целью выявления патологии мелкой моторики рук.

В своей работе использую разные формы работы: самостоятельная деятельность, развлечения, праздники, специальные занятия, в игре, в быту, на прогулке. Это и пальчиковая гимнастика, и пальчиковые игры, и игры-сказки, и физкультминутки, и теневые игры, и отработка элементарных графических навыков. Активно вовлекаю в этот процесс воспитателей, родителей.

Как правило, работа по развитию мелкой моторики рук положительно влияет на развитие речи детей: намного быстрее идет постановка, автоматизация, звуков, речь становится более грамотной, эмоциональной, повышается общее интеллектуальное развитие ребенка, дети гораздо легче и быстрее овладевают навыками письма, что решает многие проблемы во время обучения в школе.

В речевой группе детского сада мы вместе с воспитателями проводим регулярную работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Важное место по развитию тонкой моторики у детей занимает ритмическая организация движения. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание деревянной палочкой по столу и т. д.

Очень эффективны и увлекательны следующие упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, мы с детьми имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача — вызвать у детей ощущение контраста.

Также используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнение «Радужные брызги» развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус.

Очень любят дети «лепить» руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи. Это своего рода массаж. Дети-«скульпторы» лепят умелую и уверенную руку. Сначала «руку-глину» разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец.

Также предлагаем детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, круга, совершать движения по воображаемому стеклу.

Уже несколько лет в своей работе я использую 10 комплексов пальчиковой гимнастики, составленных мною. Эту гимнастику мы проводим ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки.

Начинается она с разминки пальцев рук — сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем используем упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даются задания на удержание позы кисти руки.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Можно помогать детям принять необходимую позу, поддержать руку.

Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно.

Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Важно, чтобы указания логопеда, воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действия детей.

Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Один комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Рекомендую логопедам, воспитателям, родителям.

Для чего нужна

Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

  • точность и ловкость;
  • фантазия, мышление;
  • память, речь;
  • концентрация внимания;
  • творческие способности.

Упражнения во 2 классе также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

Упражнения

Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко»

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

  1. Соединять вместе большой пальчик с другими.
  2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
  3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
  4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро»

Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

  1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.
  2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.
  3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

https://youtu.be/1b3ItMqYDGE

«Нолики и крестики»

Можно превратить простое занятие в увлекательную игру для детей. Главное – усвоить, что нолик – это скрещенные пальчики (средний с указательным пальцем). Нолик – соединенные подушечки больших и безымянных пальцев.

Теперь детям остается следить за командами учителя и воспроизводить нужные фигуры. Можно даже устроить соревнования – кто первым отреагирует и изобразит крестик или нолик. Со временем усложнить упражнение – чередовать безымянный и средний пальчики, начинать с движений левой или правой руки, заканчивать – одновременно двумя.

«Рыбки»

Сложить вместе ладошки – это юркая «рыбка», которая двигается по команде учителя. Кистями рук делать движения вверх-вниз, вперед и возвращаться в исходное положение. Можно одновременно делать наклоны, повороты в разные стороны, ведь рыбки не двигаются в одном направлении.

Легкая разминка

Завершить комплекс упражнений рекомендуется легкой разминкой. Дети могут поиграть в «ладушки», поочередно сжимать и разжимать пальчики, держа руки на весу, просто потрясти кистями, изображая веер.

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Пальчиковая гимнастика для младших школьников Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однако, пальчиковая гимнастика не утрачивает своей актуальности и для детей 6-7 лет. Дело в том, что даже просто правильно держать ручку весьма нелегко. Не говоря уже о том, чтобы выводить различные крючки и палочки. Итак, развиваем речь, память и внимание у самых маленьких школьников. Предложенные далее упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

! Заниматься с ребенком нужно каждый день в любое время, но не перед сном. Все упражнения выполняйте энергично, иначе тренировка не принесет никакого эффекта.

1. «Кольца» Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. 2. «Рожки» Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

3. «Кулак-ребро-ладонь» Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

4. «Крестики-нолики» Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. «Зеркальное рисование» Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

6. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

7. «Рыбка» Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

8. «Змейка» Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

9. «Замок» Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», чтобы ребёнок мог продемонстрировать, как широко он открыл замочек. Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить: — На двери висит замок, — Кто его открыть бы смог? — Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней), — Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их), — Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью), — И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).

10. «Восьмерки» Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

12. Ладони сомкнуть перед грудью. Левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки обхватывают пальцы правой и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.

13. Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

14. Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

15. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.

16. Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

17. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.

18. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.

19. Карандаш лучше дать ребёнку карандаш с гранями

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

20. Помощник насыпать на стол разной крупы — пусть ребёнок попытается определить не глядя и назвать зернышки

Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу Я с закрытыми глазами, Рис от гречки отличу.

21. Орехи взять 2 грецких ореха или похожих по размеру шарика

Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

Конец формы

Советы

Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:

  • перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;
  • если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;
  • после усвоения темпа начать постепенное ускорение;
  • с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;
  • если ребенок устал, сразу прекратить урок.

Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.

Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]