Комиссия для логопедической группы: для чего нужна и как проходит?

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

Идем к логопеду. Первая консультация

Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?

Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет и логопедическое заключение.

Ниже Вы можете СКАЧАТЬ:

  1. Образец написания логопедического заключения.
  2. Образец направления к невропатологу.

Анкетные данные

  1. Ф.И.О. ребёнка.
  2. Дата рождения, возраст.
  3. Домашний адрес.
  4. Домашний телефон.
  5. Образовательное учреждение (детский сад/школа).
  6. Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается.
  7. Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).
  8. Сведения о родителях: мать (ФИО, обязательно возраст на момент родов), отец (ФИО, возраст, наследственность).
  9. Национальный язык.
  10. Двуязычие

Общий анамнез

  1. Неблагоприятные факторы развития.
  2. Как протекали беременность и роды.
  3. Наследственность (есть ли какие наследственные заболевания).
  4. Перенесённые заболевания: до года/после года.
  5. Ушибы, травмы головы.
  6. Судороги, есть ли судороги при высокой температуре.

Раннее развитие

  1. Голову держит с…. (норма с 1,5 мес).
  2. Сидит с….. (в норме с 6 мес.).
  3. Ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.).
  4. Стоит с …..( в норме с 10-11 мес.).
  5. Ходит с …..(в норме с 11-12мес.).
  6. Узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.).
  7. Первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.).
  8. Количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).

Речевой анамнез

  1. Гуление в…(в норме с 2-х мес.).
  2. Лепет в ….(в норме с 4-6 мес.).
  3. Первые слова…( в норме около года).
  4. Первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет).
  5. Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине.
  6. Использование жестов (замена речи, дополнение речи).
  7. Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка.
  8. Занимались ли с логопедом.
  9. На протяжении какого времени.
  10. Результаты занятий с логопедом.

Обследование артикуляционного аппарата

  1. Губы.
  2. Зубы.
  3. Прикус.
  4. Челюсти.
  5. Небо.
  6. Язык.
  7. Уздечка.
  8. Увулюс.

Обследование подвижности

  1. Губы.
  2. Язык.

Обследование мелкой моторики

  1. На переключаемост.
  2. На удержание.

Проверка состояния слуха

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи. Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков

  1. Гласные звуки.
  2. Согласные звуки.
  3. Свистящие, шипящие, аффрикаты.
  4. Сонорные.
  5. Звонкие и глухие.
  6. Фрикативные.

Обследование слоговой структуры слова

  1. Слова многосложные.
  2. Со стечением согласных.
  3. Содержать сходные звуки.

Обследование фонематического восприятия

  1. Цепочка слогов.
  2. Цепочка слов.
  3. Дифференциация оппозиционных фонем.

Обследование словарного запаса

  1. Предметный словарь.
  2. Глагольный словарь.
  3. Подбор синонимов.
  4. Подбор антонимов.
  5. Подбор родственных однокоренных слов.

Обследование грамматического строя речи

  1. Состояние предложений или небольших рассказов.
  2. Использование предлогов.
  3. Употребление существительных в разных падежах.
  4. Употребление падежей в зависимости от числительных.
  5. Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот.
  6. Образование формы родительного падежа множественного числа .
  7. Употребление числа при согласовании с существительным.
  8. Образование уменьшительной формы существительного.
  9. Использование суффиксов.
  10. Образование прилагательных от существительных.
  11. Употребление приставок в глаголах.

Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет)

  1. Выделение гласного в начале слова и под ударением.
  2. Выделение гласных в односложных словах.
  3. Выделение гласного в конце слова.
  4. Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова.
  5. Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук.
  6. Определение места звука в слове.
  7. Определение в слове слогов.
  8. Определение количества и последовательности звуков, букв.
  9. Определение гласных букв и согласных.
  10. Обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Обследование письма (с 7-ми лет)

  1. Списать слова и предложения с рукописного текста
  2. Списать слова и предложения с печатного текста
  3. Записать под диктовку строчные и прописные буквы
  4. Диктант слогов.
  5. Диктант слов разной структуры.
  6. Предложения после однократного прослушивания.
  7. Слуховой диктант.

Обследование чтения (с 7-ми лет)

  1. Подобрать гласные, согласные буквы.
  2. Чтение слогов.
  3. Чтение слов.
  4. Чтение фраз.
  5. Чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику Вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи Вам и Вашему ребенку.

Ольга Сахаровская

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Кто дает рекомендации?

Чаще всего рекомендации пройти логопедическую комиссию дает или врач из сада, в который ходит ребенок, или специалист из логосада, когда местный отсутствует. Детей, имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекции, заносят в список, с которым потом знакомят родителей. Если они согласны на перевод в особую логопедическую группу, то следует явиться на собеседование. Там дается двусторонний бланк, то есть направление на предварительный врачебный обход перед комиссией. Никто не будет заставлять родителей ходить по докторам, такое решение сугубо добровольное.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Состав комиссии

Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:

  • председатель – это специалист в образовательной области;
  • заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
  • врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
  • психолог;
  • специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
  • юрист;
  • социальный педагог, социальный работник.

Чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки и людей, в состав комиссии могут включить временных членов – его классного руководителя, воспитателя и т. д. Детей на ПМПК направляют только тогда, когда родители дают согласие.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Сколько стоит прием

Стоимость приема зависит от квалификации выбранного специалиста, в Москве она начинается от 1000 рублей за первичный прием, в регионах, цены несколько ниже.

В детских поликлиниках по месту жительства ребенка, при наличии показаний, прием и последующие занятия проводятся бесплатно.

Кратность занятий подбирается индивидуально с учетом выявленных нарушений. В поликлиниках чаще проводят групповые занятия, подбирая ребятишек со сходными проблемами. Группы формируются с учетом возраста и развития ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]