Статья:
При нарушениях речи, связанных с расстройством слухоречевой памяти, врачи выставляют диагноз «Акустико-мнестическая афазия». Патология характеризуется затруднением повторения комбинаций слов, а также сложностями подбора конкретных слов. Для постановки диагноза используют логопедическое обследование, магнитно-резонансную томографию и другие методы лабораторной и инструментальной диагностики. Коррекция акустико-мнестической афазии требует комплексного подхода — устранения непосредственной причины, занятий с логопедом и использования лекарственных средств.
Общая информация
Афазии — наиболее распространенные осложнения инсультов и других поражений головного мозга. По статистике Всемирной организации здравоохранения 30% людей с речевыми расстройствами находятся в трудоспособном возрасте. При этом 80% из них получают инвалидность из-за нарушений речи.
Акустико-мнестический тип патологии выделил А. Лурия. Он отмечал, что больные сохраняют способность повторять отдельные слова и понимать их, однако, во время письма под диктовку или при общении с длинными предложениями, пациенты начинают ошибаться.
Заболевание сопровождается нарушением слухоречевой памяти и снижением объема акустического восприятия. Пациенты с подобными нарушениями сохраняют критику к своему состоянию и жалуются на то, что во время разговора плохо понимают услышанное, а сами испытывают трудности с подбором слов.
Восстановительное обучение: коррекция в работе понимания речи при афазии, видео
Окружающие и родные люди должны помнить о психическом состоянии больного, у которого из-за длительной неспособности поддерживать контакт с окружающей средой, может возникнуть уныние и даже депрессия. Афатики осознают свою инвалидность, они чувствительны к реакциям окружающей среды. Нужно много такта и терпения, как от логопеда, так и от ближайшего окружения, иначе коррекция в работе понимания речи будет неэффективной. Лучше сделать перерыв в терапии, чем отговаривать пациента, поторопившись.
Речевая терапия и восстановительное обучение должны быть адаптированы к характеру речевых расстройств и их степени. Прямые методы заключаются в выполнении нарушенной функции, чтобы использовать резервы, присутствующие в поврежденной области, если она не была повреждена полностью. Когда эти методы не дают результатов, применяются косвенные методы, которые заключаются во включении дополнительных замещающих функций. Например:
- В случае сенсорного нарушения положения органов речи, пациент может использовать свое зрение.
- Достаточно показывать ему диаграммы положения органов речи, соответствующие определенным звукам, и будет постепенное выздоровление.
Невозможно следовать фиксированной терапевтической программе, так как существует большое разнообразие симптомов, и даже в рамках одной и той же формы афазии необходимо адаптировать программу к таким факторам:
- Типу речевых расстройств
- Физическим и умственным возможностям пациента
- Его возрасту, образованию и интересам
Поэтому важно, чтобы с больным работал логопед, который поможет достичь хороших результатов быстрее.
Стоит знать: Молодые люди учат речь намного быстрее, чем пожилые люди. Наилучшие результаты достигаются с образованными людьми, которые понимают необходимость перевоспитания и осознают свои речевые трудности.
Ниже вы найдете серию видео, в которых специалист рассказывает, как нужно заниматься с больными людьми. Можно сказать с уверенностью, что логопед поможет быстро и продуктивно восстановить речевые способности после инсульта, травмы и других состояний.
Причины развития
Неврологи хорошо знают, что лежит в основе акустико-мнестической афазии. Патология характеризуется возникновением очага поражения в области средне-задних отделов передней височной извилины в коре больших полушарий. Повреждение локализуется в доминирующем полушарии — у правшей в левом, а у левшей в правом. Поражение имеет органический характер:
- При росте внутримозговых доброкачественных и злокачественных опухолей, а также метастатических очагов, нервная ткань сдавливается или напрямую разрушается новообразованием.
- Ишемический инсульт приводит к гибели участка коры больших полушарий в результате резкого снижения притока крови. Геморрагический инсульт сопровождается развитием кровоизлияния, которое приводит к сдавлению нервной ткани.
- Возникновение черепно-мозговых травм сопровождается ушибом или размозжением ткани головного мозга, а также формированием гематом. Это может стать причиной повреждения или гибели нервных клеток, расположенных в передней височной извилине.
- Дегенеративные заболевания, имеющие тенденцию к постоянному прогрессированию (болезнь Пика, Альцгеймера и др.) приводят к местной гибели нейронов, приводя к нарушению многих когнитивных функций, в том числе речи.
- Нейроинфекции, в первую очередь энцефалит, приводит к формированию воспалительного очага в коре головного мозга. Нейроны в области воспаления повреждаются и погибают.
Основным механизмом акустико-мнестической афазии является повреждение указанного участка височной извилины. Данный нервный центр ответственен за подбор слов во время разговора. Клинически это приводит к нарушению слухоречевой памяти — ее объем снижается и человек начинает забывать слова. Помимо речи, страдает счет, чтение и письмо. Если повреждение обширное, то могут страдать задние части височных извилин. В результате нарушается работа оптико-гностических структур. Больные не могут сопоставить зрительный образ предмета и его словесное обозначение. Речь при этом теряет осмысленность.
Афазия — речевые нарушения в мозге: особенности терапии
При некоторых афатиках речевые нарушения в мозге отступают в некоторой степени спонтанно, без речевой терапии. Это происходит в ситуациях, когда помимо постоянного повреждения определенных участков мозга — возникли временные повреждения, вызванные, например, отеками, нарушениями кровообращения или пониженной возбудимостью нервных клеток и синаптической проводимостью. Особенности терапии афазии:
- Постоянное, органическое повреждение мозга вызывает нарушение определенной функции. В этом случае терапия заключается в замене функции на функцию, которая может участвовать в данной функциональной системе, например, ощущение или слухово-зрительное восприятие.
- Логопедическая терапия может начаться только тогда, когда острые симптомы заболевания, вызвавшего афазию, ослабевают.
- Сначала сессии должны быть короткими (до 5 минут).
- Время перевоспитания может быть постепенно увеличено, но — в зависимости от настроения пациента — следует взять короткие, но частые перерывы для отдыха.
- На следующем этапе упражнения могут длиться до 45 минут в день с частотой 3-4 раза в неделю или даже каждый день.
Стоит знать: В более мягких случаях речь возвращается в течение 1-3 месяцев, часто даже спонтанно.
При более тяжелых инсультах необходима помощь логопеда, переобучение длится до 2-3 лет, и речь может не достичь своего прежнего совершенства. Она будет медленной, с упрощенным стилем, и могут остаться некоторые трудности в понимании.
Клинические проявления
Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является неспособность человека повторить ряд услышанных слов, при сохранении возможности отдельно произнести их. Ограничение в слухоречевой памяти приводит к тому, что, услышав цепочку из слов, больной способен произнести только отдельные слова, чаще всего, последние. Повторное прослушивание словесной цепочки не приводит к улучшению запоминания. Это приводит к невозможности одновременного общения с несколькими людьми, а также нарушает восприятие сложных предложений, состоящих из большого числа слов. Если пациенту с афазией прочесть инструкцию, он сможет выполнить ее последовательность, но не сможет повторить услышанное.
Во время собственной речи больной не может быстро подбирать слова. Возникают парафазии — использование словесных замен не равнозначных по смыслу. При логопедическом обследовании определяют аграмматизмы, связанные с несогласованностью отдельных слов друг с другом. Если попросить пациента описать мысли или изображения, то рассказ получается отрывистым и труден для него.
Дисграфия имеет ряд особенностей, и проявляется при письме под диктовку. Количество аграмматизмов увеличивается. Во время письма, больной постоянно пытается повторить услышанные фрагменты, чтобы облегчить их написание. Однако, память ограничена 2-3 словами. Дислексия встречается реже. Ее можно выявить только при чтении длинных предложений со сложной синтаксической структурой. Нарушения фиксации прочитанной информации обуславливает непонимание ее смысла и невозможность пересказать текст. Нарушения счета выявляется в небольшом проценте случаев.
Возникают и эмоционально-волевые расстройства: отмечается лабильность настроения, постоянная тревожность и “суетливость”. При обширном очаге поражения, клинические проявления могут затрагивать и другие сферы личности пациента.
Афазия и алалия: нарушение речи и восприятия у детей
Афазия и алалия
Афазия может также поражать детей, пострадавших от несчастных случаев или инфекционных заболеваний, таких как:
- Корь
- Оспа
- Коклюш
- Грипп
- Дифтерия
- Брюшной тиф
- Тифоидная лихорадка
- Полиомиелит
- Менингит
Грипп и коклюш — помимо токсических повреждений мозга — могут вызвать кровоизлияния в мозг. Происходит не только нарушение речи, но и восприятия мира в целом.
Поскольку повреждение корковых нервных структур у детей происходит в период незавершенного психофизического развития, симптомы не так разнообразны, как у взрослых. Речевые нарушения зависят от таких факторов:
- Возраста ребенка
- Стадии развития его речи
- Степени овладения навыками чтения и письма
Благодаря более широким возможностям компенсации в виде новых функциональных систем, афазия у детей восстанавливается быстрее, чем у взрослых. Однако некоторые следы дефекта остаются как в речи, так и в психике ребенка, так как малыш развивается в неблагоприятных условиях. Стоит знать:
- Если корковые структуры повреждены до того, как ребенок начнет говорить, это не афазия, а алалия.
- Отличить афазию от алалии может быть сложно и требует тщательного анамнеза и неврологического обследования, а иногда и более длительного логопедического наблюдения за ребенком.
Разница между афазией и алалией, также называемой речевой импотенцией, потерей слуха (audimutitas), заключается в том, что алалия возникает до развития речи. Обычно она характеризуется:
- Достаточным психическим развитием
- Хорошей подвижностью речевых органов
- Нормальным физиологическим слухом
Но ребенок совсем не говорит, использует жесты, крики и ономатопею или несколько слов из собственного словаря, понятных только близкому окружению. Ребенок также не может повторить. Такое речевое бессилие может продолжаться до 7 лет (простые алалии) и даже до 14 лет (сложные алалии). Ребенок постарше выучивает все больше и больше слов, и произношение может становиться все более и более правильным. Алалия, как и другие дефекты и нарушения речи, встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
Как происходит восприятие мира у ребенка с афазией и алалией:
- С такими детьми иногда трудно сдружиться, они могут быть заторможены или перевозбуждены.
- Некоторые из них вредоносны и агрессивны по отношению к младшим и более слабым детям, другие избегают контакта с окружающей средой.
- Бывает, что родители несправедливы к своим детям и не задумываются о трудностях. Им сложно представить, что ребенок не может произнести ни одного простого слова.
- Они постоянно думают, что ребенок упрям и применяют к нему наказания. Это вызывает у малыша, нормальную в такой ситуации, защитную реакцию в виде плача, агрессии или злонамеренных действий.
Запомните: В такой ситуации, когда родители не могут общаться со своими детьми, когда их крохи не реагируют на вопросы и заявления, адресованные им, родители не должны применять наказания. В этих случаях необходимо наблюдать за ребенком спокойно.
Недостатки в понимании речи часто компенсируются у таких детей хорошей зрительной восприимчивостью и хорошей памятью о месте. Ребенок поддерживает контакт со своим окружением посредством жестов и мимики. Иногда он автоматически повторяет услышанное слово, не понимая его значения. Когда это происходит, с ребенком нужно обратиться к логопеду, который знает, как помочь малышу.
Прочитайте на нашем сайте другую статью, в которой описаны развивающие игры для детей 5 лет для развития речи, внимания, восприятия мира.
Диагностические мероприятия
Диагностика акустико-мнестической афазии требует комплексного обследования с консультациями невролога, психиатра, логопеда и других специалистов. Важно понимать, что данные нарушения принято относить к понятию “синдром”, так как в основе его развития могут лежать различные причины. Для их выявления используют следующие подходы:
- Обследование у невролога позволяет выявить сопутствующую неврологическую симптоматику: парезы и параличи, нарушения чувствительности и др. Отдельно оценивается когнитивная сфера человека — память, способность к концентрации внимания и др. При нарушениях в психическом состоянии, необходима консультация у врача-психиатра.
- Логопедическое обследование проводится логопедом или афазиологом. Диагностические признаки акустико-мнестической афазии — парафазия, частые аграмматизмы, снижение объема слухоречевой памяти, отсутствие нарушений артикуляционного аппарата и фонетики.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга необходима для выявления первичной причины патологии. МРТ позволяет выявить очаги опухолевого роста, воспалительной реакции, дегенеративные изменения, зоны с ишемией или кровоизлияниями.
- Люмбальную пункцию проводят при подозрениях на нейроинфекцию. Полученную спинномозговую жидкость используют для выявления конкретного типа возбудителя с помощью ПЦР или ИФА-диагностики.
- УЗИ с допплерографией и МР-ангиографию применяют для выявления цереброваскулярных нарушений. Указанные методы необходимы для определения скорости кровотока в сосудах, выявления тромбов, стенозов артерий и других нарушений.
Проводится дифференциальная диагностика с другими патологиями, которые характеризуются нарушениями речи. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении височной коры, в результате этого, артикуляция и фонетика у больного не страдает. Характеристика мнестической формы патологии связана с отсутствием парафазий и законченностью высказываний.
Моторная афазия
- К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.
- Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
- Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
- Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.
Разные виды афазий редко встречаются отдельно друг от друга, обычно болезнь имеет смешанную форму. Одной из ее разновидностей является тотальная, характеризуется полной потерей возможности говорить и понимать речь.
Подходы к лечению
Эффективная терапия основывается на устранении непосредственной причины развития речевого расстройства. При выявлении опухолевого поражения или внутричерепной гематомы, лечение проводится нейрохирургическим путем, лучевой или химиотерапией. Нейроинфекции устраняют с помощью противогрибкового, антибактериального или противовирусного воздействия лекарственными средствами. Инсульты подлежат тромболитической или гемостатическому лечению.
Коррекция речевых расстройств основывается на:
- Регулярные логопедические занятия
Проводятся для увеличения объема слухоречевой памяти. Начинать их необходимо сразу же после возникновения болезни, не откладывая посещение логопеда на период реабилитации. Первоначально используются упражнения со зрительным восприятием объекта, что облегчает их запоминание. Далее специалист усложняет занятия — пациент пишет простые диктанты на слух, учит фрагменты предложений, словесные цепочки, песни и стихи. Для улучшения экспрессивной речи проводится активная работа по уточнению смысла слов и их систематизация в отдельные группы.
Параллельно с лечением основной патологии, с больным начинают реабилитационные мероприятия. Важная часть терапии — общение с медицинским персоналом, логопедом и близкими людьми. В результате постоянного вербального контакта и логопедических упражнений происходит восстановление слухоречевой памяти. Помимо этого, пациентам показаны занятия лечебной физкультурой, массаж и посещение психотерапевта.
Афазия и апраксия: механизмы
Афазия
Апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений. Эти два состояния могут протекать вместе. Механизм такой:
- При поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария развивается оральная апраксия.
- Обычно в сочетании с моторной афазией: больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произношения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо.
- При поражении лобной доли возникает лобная апраксия: распад навыков сложных движений и программы действий.
- Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или к стереотипным движениям, которых не замечает.
Такие случае очень сложные и поэтому вмешательство и помощь специалиста просто необходимы. Важно выполнять все рекомендации логопеда и врача невролога. Прогнозы в лечении обычно хорошие, если нарушения произошли не во время неоперабельных опухолевых процессов, прогрессирующих дегенеративных заболеваний. Важна также и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, травм головы, инфекций, различных канцерогенных воздействий.
Возможные осложнения
Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению слухоречевой памяти. Речевой дефект сопровождается ухудшением социализации человека — он испытывает затруднения в общении с окружающими людьми, не может читать, писать или считать. Это постепенно снижает уровень качества жизни, приводя к формированию стойкой депрессии.
Патология часто сопровождается неврологическим дефицитом, что усиливает собственные переживания пациента о своей неполноценности. Многим больным выставляют инвалидность. Важно отметить, что акустико-мнестическая афазия не является когнитивным расстройствам. Мышление и другие функции головного мозга полностью сохранены. В отсутствии лечения, речевая дисфункция приобретает стойкий характер и плохо поддается коррекции в дальнейшем.
Профилактика нарушений
Профилактические мероприятия направлены на первичное предотвращение заболеваний, способных привести к речевым расстройствам. Неврологи выделяют ряд общих рекомендаций:
- использовать защитные каски во время профессиональной деятельности и некоторых видов спорта;
- при наличии заболеваний внутренних органов, например, сахарного диабета или атеросклероза, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать назначения лечащего врача;
- соблюдать принципы здорового питания: отказаться от фастфуда, жареной или копченой пищи, добавить в рацион фрукты, овощи, нежирное мясо и другие полезные продукты;
- регулярно заниматься спортом — кардиотренировками и упражнениями в тренажерном зале;
- исключить употребление спиртных напитков и курение.
При появлении трудностей с подбором слов и других симптомов, следует сразу же обратиться за медицинской помощью.
Прогноз
Исход заболевания определяется своевременностью его выявления, тяжестью первичного поражения головного мозга и адекватностью проводимой терапии. При развитии акустико-мнестической афазии на фоне ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы или энцефалита и раннем начале лечения речевую функцию удается полностью восстановить. При хроническом повреждении головного мозга на фоне транзиторной ишемии или нейродегенеративных заболеваний, афазия развивается медленно, часто незаметно для человека, приводя к развитию стойкого дефекта.
Наихудший прогноз имеет опухолевое поражение структур ЦНС. Сложные нейрохирургические вмешательства с химиотерапией и лучевым воздействием редко носят органосохраняющий характер. Речевой дефект у таких больных сохраняется надолго.