Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

Разновидности гуления

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

  1. гуканье (является начальной стадией гуления, когда малыш начинает проговаривать короткие односложные конструкции);
  2. свирель (второй этап развития гуления, при котором появляется способность протягивать несколько слогов каскадно; развивается к 4 месяцу жизни).

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Период агуканья длится от 2 до 4 месяцев, после чего малыш начинает лепетать, учиться произносить отдельные слоги, даже слова. К третьему или четвертому месяцу жизни малыш может гулить постоянно, даже по несколько часов в день без перерывов. Более подробно можно почитать в нашей статье — когда ребенок начинает гулить и агукать.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

  • всегда отвечать на звуки, которые издает малыш, подбадривать его;
  • доброжелательно относиться к речи – улыбаться, показывать, что ребенок делает все правильно, что его действия приятны родителям;
  • активно артикулировать при общении;
  • применять методы жестикуляции, чтобы сделать речь более выразительной; иногда можно также гримасничать, чтобы поддержать интерес;
  • общаться активно, четко.

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы. Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Полезное видео о развитии речи у ребенка

Список источников:

  • Сапожников Я. М., Черкасова Е. Л., Минасян В. С., Мхитарян А. С. Нарушения речи у детей. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2013; 92 (4): 82–87.
  • Асмолова Г. А., Заваденко А.Н., Заваденко Н. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И., Рогаткин С. О., Володин Н. Н., Шкловский В. М. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Методические рекомендации. М.: Союз педиатров России, Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. 2014. 76 с.
  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007.
  • Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005.

Автор
Оксана Белокур

Врач педиатр

Поделиться

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

  • разговаривать с малышом не слишком громко, чтобы не испугать его, и не слишком тихо, чтобы произносимое можно было четко услышать;
  • поддерживать доброжелательный тон общения;
  • не ослаблять контакт с ребенком на зрительном уровне – важно, чтобы положение губ взрослого и манера проговаривания звука были видны (в некоторых случаях дети намеренно стремятся это увидеть);
  • поддерживать тишину в помещении, так как посторонние шумы могут прекратить гуление, заставить замолчать;
  • играть в простые игры по типу «ладушек»;
  • копировать детскую манеру произношения – агукать и гулить в ответ, так как рефлекс подражания в возрасте до полугода еще не угасает (иногда это является методом терапии – детям включают записанное на диктофон гуление, чтобы показать им правильную модель развития речи);
  • мягко массажировать щеки, губы, живот и грудь ребенка, при этом можно рассказывать детское стихотворение или петь песню – это помогает развить у детей голосовую подачу (возникает она внезапно);
  • хвалить кроху за успехи в общении, поддерживать его гуление.

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Таблица нормативных данных по освоению некоторых коммуникативных навыков детьми.

Пункты отобраны из трех шкал — опросников для родителей KID шкала, CDI и McArtur CDI. Для каждого пункта указан возраст в месяцах, к которому данный навык осваивает 50% детей и 85% детей (причем в случае CDI результаты приведены для мальчиков и для девочек). Данные основаны на обследовании 670 детей для KID шкалы, 2200 детей для CDI и 1160 детей для McArtur CDI.

Приведенные пункты из этих шкал не могут дать полное представление о развитии ребенка. Они могут показать родителям, когда можно ожидать от ребенка освоения того или иного навыка.

Таблица нормативных данных по освоению некоторых коммуникативных навыков:

Общение

KID шкала50%85%
Издает звуки, когда с ним говорят >2 3
Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет) 2 3
Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками 2 5
Приходит в возбуждение (радуется, когда взрослый берет на руки) 3 4
Узнает наиболее знакомых взрослых 3 4
Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых 3 6
Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу 4 8
Тянется к знакомому человеку 4 7
Громко хохочет, когда щекочут 5 7
Смеется, если взрослый делает смешную гримасу 5 9
Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки 5 9
Реагирует на игру в прятки («ку-ку») 6 9
Имитирует «ма-ма» или «да -да» 7 9
Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал 7 9
Плачет, когда отбирают игрушку 7 11
Хнычет или плачет, когда ругают 8 13
Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытаются отобрать игрушку 8 11
Обнимает маму и показывает свою любовь к ней 9 12
Хлопает в ладоши, когда просят 10 12
Указывает на предмет, который хочет 10 12
Пытается повторять слова 12 >15
Подражает выражению лица взрослого 12 >15
Качает головой в знак отрицания 13 >15
Целует взрослого, когда попросят 14 >15
Повторяет слова, когда просят 15 >15
CDI Шкала50% Мальчики85% Мальчики50% Девочки85% Девочки
Просит еду или питье при помощи слов или звуков < 15 1515 < 15
Делает знакомые дела «понарошку, например «разговаривает по телфону»» < 15 20 < 15 19
Обычно делится игрушками или другими вещами < 15 27 < 15 21
Просит помочь, когда что-нибудь делает 16 23 15 23
Играет с другими детьми, делает что-нибудь вместе с ними 16 33 16 29
Иногда говорит «нет», когда пристают 19 29 17 25
Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их 23 40 19 33
Выражает жалобы словами 26 40 22 33
Здоровается, говоря «привет» или что-то подобное 27 40 24 39

Понимание речи

KID шкала50%85%
Узнает материнский голос 2 5
Быстро поворачивает голову на знакомый голос 3 6
Реагирует, услышав свое имя 4 6
Поворачивается, услышав свое имя 4 7
Реагирует на «иди ко мне», поднимая ручки 6 8
Останавливается, услышав свое имя 7 9
Останавливается, когда вы кричите «нельзя» 8 10
Останавливается, когда вы говорите «нельзя» 9 11
Выполняет простые указания, например «иди ко мне» 9 12
Распознает названия знакомых предметов 9 12
Понимает «пока-пока» («до-свидания») 10 12
CDI Шкала50% Мальчики85% Мальчики50% Девочки85% Девочки
Когда просят, показывает по крайней мере три части тела, такие как нос, рот, руки или ноги < 15 1715 < 15
Понимает, что значит «открой» и «закрой»; выполняет указания с этими словами < 15 15 < 15 15
Выполняет указания из двух частей, например: «пойди к себе в комнату и принеси мне…» 15 20 < 15 18
Понимает, что значит «на» и «с»; выполняет указания с этими словами 15 20 < 15 18
Понимает значения по крайней мере трех слов, указывающих положение предметов, таких как «в», «на», «под», «у», «возле» 18 27 16 25
Понимает, что значит «вверх» и «вниз» 18 28 17 25
Правильно отвечает «да» или «нет» на простые вопросы 21 29 19 26
Понимает, что такое «один», и дает именно один предмет, когда просят «один» 21 29 20 27
Понимает, что такое «все»: если просят дать все карандаши, дает действительно все 21 30 20 27
Правильно определяет по названию по крайней мере один цвет 21 34 21 29
Показывает или называет больший из двух предметов, когда попросят 23 36 23 33

Вокализации

KID шкала50%85%
Произносит по крайней мере два разных звука> 3 > 3
«Разговаривает» на своем языке («гулит»)> 3 > 3
Издает звуки то громкие, то тихие > 3 4
Многократно повторяет одни и те же звуки 3 5
Хохочет 3 6
Визжит 4 8
Произносит звуки, похожие на «ма-ма», «ба-ба», «ла-ла» 6 9
Произносит звуки «ммм» или «ссс» 6 10
Имитирует «ма-ма» или «да-да» 7 10
Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам 8 12

Жесты (не все жесты одинаково распространены)

McArtur CDI50%85%
Тянет руки вверх, когда хочет, чтобы его взяли на руки 6 9
Протягивает руку, чтобы показать, что он держит в руке 10 11
Протягивает руку и дает вам предмет, который он держит в руке 10 11
Указывает (рукой или пальцем) на что-то интересное 10 12
Требует что-нибудь ему дать, протягивая руку и делая хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь) 10 22
Когда кто-нибудь уходит, самостоятельно машет рукой – «до свидания» 11 17
Чмокает губами, чтобы показать «вкусно» 14
Качает головой в смысле «нет» 14 21
Кивает головой в смысле «да» 17
Пожимает плечами, чтобы показать: «больше нету», «кончилось» или «пропало» 17
Посылает воздушные поцелуи 20

Словарь

KID шкала50%85%
Четко произносит одно слово 10 >15
Называет маму «ма-ма» (осмысленно) 11 >15
13 >15
CDI шкала50% Мальчики85% Мальчики50% девочки85% Девочки
Говорит не менее двух слов помимо «мама» и «папа» < 15 21 < 15 18
Отвечает на вопросы типа : «как говорит собачка? … киска? …уточка?» 16 25 < 15 21
Употребляет по крайней мере пять разных слов (не обязательно похожих на взрослые) для обозначения разных предметов 17 30 16 32
Употребляет не менее 10 слов 21 31 17 26
Называет несколько знакомых предметов в книжках с картинками 19 29 17 25
Если предмет не нравится, говорит о нем «плохой», «кака» и т.п. 21 31 19 28
Называет свое имя, по крайней мере когда спрашивают: «Как тебя зовут? » 26 39 20 28
Использует отрицание «не» в выражениях : «не надо», «не могу», «не буду» и т.п. 25 36 22 31
Когда просят, называет по крайней мере пять частей тела, таких как глаза, нос, рот, руки, ноги 27 37 22 33
Рассказывает, какое действие изображено на картинке: например, «Кошка ест » 27 27 37 23
Употребляет не менее 20 слов 25 40 23 30
Говорит о своих вещах «мой», или «моя», или «мое» 28 38 23 32
Употребляет предложения из двух, трех или более слов 26 36 23 29
Употребляет слова «большой» и «маленький» 27 37 23 32
Употребляет по крайней мере одно из следующих слов: «я», «ты», «она», «оно», «мне», «меня» 26 36 24 30

Что делать, если ребенок перестал гулить

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

Лепет

Это следующая за гулением стадия доречевого развития, которая предшествует появлению новых слов, фраз.

Как звучит

Ребенок постоянно отрабатывает приобретенный навык гуления, начинает слоги с губных звуков – «б», «м», «п». У него получается «ба, «ма», «па», «та». Он лепечет сам для себя, когда занят игрой, изучением собственных возможностей. Иногда использует лепет для привлечения внимания родителей.

Когда начинается

Лепетать кроха пытается в 4–5 месяцев, агукать слоги – с 6–7, а в 8,5–9 месяцев он повторяет интонацию и звуки за взрослыми. Ближе к году кроха произносит свои первые слова.

Именно из лепета рождаются слова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]