Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста.
Речь относится к числу психических функций, которые отличают нас от представителей животного мира и является одной из главных потребностей. По мимо этого, речь тесно связана с формированием других навыков у ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда у малыша появляется желание к познанию чего-то нового. Предлагаем вашему вниманию исследовательскую работу выпускника курса «Профессиональная няня» 2021 года «Развитие речи у детей раннего возраста».
Введение
В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена Грибовой О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит / Книга для тех, кому интересно» [3] и Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» [13].
Цель работы: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: этапы развития речи и методы её формирования.
Методы исследования:
- Исследовать теоретический материал по теме развития речи детей раннего возраста.
- Формирование методической копилки по развитию речи.
Читайте вслух сказки
Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.
Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.
Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только «оживите» сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки «Волк и семеро козлят» можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).
Теоретические основы изучения развития речи у детей раннего возраста
Этапы развития речи в раннем возрасте
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Развитие речи у ребенка можно разделить на несколько этапов:
Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.)
Первый крик ребенка возникает как компонент оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергий терморегуляции и дыхания. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательного фактора недостаточно для голосообразования.
Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.)
Наблюдения показали, что младенец уже на первой неделе жизни реагирует на речь человека и к концу второй прекращает его. Как только младенец прекращает крик, он внимательно следит за матерью — её поведением и разговором, запечатляя в памяти неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи.
К 2,5-3 месяцам жизни общение взрослого с ним становится потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова использует комплекс поведенческих реакций, который стимулирует взрослого к эмоциональному общению с ним.
На третьем месяце жизни у ребенка появляется новое умение — он способен сам искать взрослого взглядом и намекать ему на общение. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается.
На четвертом месяце жизни ребенка самым значимым приобретением является развитие общения между ним и взрослым с помощью речевых звуков.
За пятый — шестой месяцы происходят изменения и в нервно-психическом развитии ребенка. К инициативным обращениям ребенка к взрослому добавляются различные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.
Во время второго полугодия жизни малыша появляется деловой стиль общения, в котором главную роль занимает его игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.
В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, что кардинально изменяет его обычное поведение, влияет на развитие движений и речи.
На 8-9 месяцах малыш начинает подражать многим незнакомым ему звукам. Ребенок реагирует, если слышит свое имя и может показать кого — либо из членов семьи. Его реакция на свое имя рефлекторно связана со звучанием слов, только так ребенок сможет научиться понимать смысл слова.
Период лепетных псевдослов (9-10 мес. — 12-14 мес.)
К концу первого года жизни малыш понимает смысл более 10 слов и как минимум 5 может произнести самостоятельно. У него намного лучше получается повторять за родителями слоги и даже слова.
На десятом месяце ребенок может связать услышанное слово со знакомым ему предметом. Такие ассоциации способствуют говорению, а малыш уже воспринимает простые команды.
Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.
Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, связь между ними не сразу становится устойчивой. Возможно, что на правильно понятое ребенком задание, он может отвечать не совсем правильно.
С возрастом у ребенка возникает потребность в общении — ему хочется что-то показать, рассказать или спросить. Если развитие происходит нормально, то после первого года у него развивается активная речь, появляются первые слова. Правда, они могут быть понятны только ребенку, в зависимости от того, какие звуки у него получается произносить, а какие нет.
Период, когда ребенок начинает говорить
В каком возрасте ребенок начинает говорить? В большинстве случаев это происходит к двум годам, даже если свои первые слова ему удаётся произнести намного раньше.
В 3 года совершенствуется восприятие чужой речи ребенком. Но в некоторых случаях ребенок слышит неправильно произнесенные новые слова от его сверстников. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к тому, чтобы правильно его произносить. Дети начинают использовать более сложные слова, состоящие из трех и более слогов, хотя у них не всегда удается правильно произнести все звуки.
Развитие речи у младших дошкольников (4-5 лет)
В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и разговаривает со взрослым на определённые темы, становится возможно начать познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный словарный запас и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.
На четвертом году жизни у детей наблюдаются улучшения в произношении, речь становится более понятной и отчетливой. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш способен выделять и называть признаки и качества предметов (например, размер и цвет), устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и содержательнее. Возрастает устойчивость к вниманию и способность спокойно дослушать окружающих до конца.
Становление речи у старших дошкольников (6-7 лет)
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать смысл сказки, стихотворения или конкретной ситуации. При составлении рассказа он концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные в большинстве случаев упускает. На шестом году речь ребенка всё ещё совершенствуется, фразы становятся более развернутыми и точными, произношение чище.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной, развернутой, последовательной. Во время пересказа ребенок говорит не только об основных событиях, но и затрагивает всё, о чём он читал сам. У него получается в точности описать игрушку или картинку, ответить на поставленные родителем вопросы после чтения сказок.
Статья:
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека.
В настоящее время система образования в нашей стране находится на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты ФГОС ДО [1] дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Ранний возраст — это период наиболее быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.
Проблема развития активной речи детей является актуальной по ряду причин [5]:
1) ранняя профилактика речевых нарушений – одна из актуальных
проблем современной логопедии;
2) сензитивный период для развития речи ребёнка от
1 года 3 лет;
3) недостатки в речевом развитии в раннем возрасте влекут за собой отставание в развитии ребёнка в целом;
4) отсутствие в ДОУ для детей раннего возраста специального сопровождения для оказания помощи на раннем этапе речевого недостатка;
5) существенное сужение объема «живого» общения взрослых и детей.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития активной речи у детей раннего возраста, среди них Л.Н.Павлова [12]. По ее мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изучения процессов мышления и речи, Л.Н.Павлова пришла к следующему выводу: «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли» [12].
Л.Н.Павлова раскрыла психологическую природу речи [12]:
1. Речь занимает центральное место в процессе психического развития.
2.Речь имеет полифункциональный характер; речи присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функция; все эти функции связаны между собой.
3. Речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, на не несущая прямой коммуникативной
4. Функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую.
5. В речи следует различать ее физическую сторону, ее форму, ее смысловую сторону.
6. Слово имеет предметную отнесенность и значение, то есть является носителем обобщения.
7. Процесс развития речи – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.
Главными направлениями исследований являются философские проблемы психологии. Cчитается, что основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Соотнесение мышления и речи, а также развитие речи детей и говорит, что «ребенок нормально овладевает речью, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения».
Психолог Д.Б. Эльконин [17] полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же как и другими орудиями.
Но не только психологи и лингвисты уделяли большое внимание вопросам речевого развития. Огромный вклад в развитие речи детей внесли педагоги, которые разработали педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей. Коменский дает рекомендации по формированию речи: «до трех лет главное внимание необходимо уделять правильному произношению, на 4-5-6 годах – обогащению речи» [12].
Особая роль в системе первоначального обучения языку.
В ее основе положена идея народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества [12].
Наиболее полно вопросы речевого развития детей представлены в трудах видного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой [15], создавшей систему работы по развитию речи, в основу которой были положены прогрессивные идеи западной и русской педагогики. Рассматривая развитие речи в неразрывной связи с формированием личности ребенка, она определила основные задачи, содержание и методику обучения родной речи на материале ознакомления с природой и окружающей жизнью. По существу, она положили начало методики развития речи как науки.
Теоретическую основу, разработанную Е.И.Тихеевой, составляют следующие принципы [15]:
1. Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
2. Речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
3. Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни.
4. Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития.
Исследуя проблему развития речи Тихеева Е.И. [15], придерживалась мнения, что для чтобы ребенок заговорил, ему надо слышать речь взрослого, с ним надо разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать мысли, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого. На третьем году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка.
Не менее интересна точка зрения на развитие речи И.Чумакова [16]. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнении, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Именно этим объясняется то, что дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне человеческого общества, т. е. не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте [16].
Среди зарубежных психологов занимавшихся проблемой развития речи отмечено, что придерживались мнения, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи. Он отмечал, что у детей на третьем году жизни приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь назвали эгоцентрической, попытавшись связать ее со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь: не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры [7].
Проанализировав теоретические источники по проблеме развития речи у детей в раннем возрасте, можно сделать вывод о том, что данная проблема очень актуальна.
Особенности развития речи у детей раннего возраста
Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и малыш вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной речи. Этот скачок в речевом развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к активной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту [11].
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов). В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой [7], преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 — 1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется — многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова. Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений.
В этом процессе выделяют два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый — это период предложений, состоящих из аморфных слов — корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей: предложение — наименование предмета типа назывного (дядя, папа); предложение — обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата); предложение, выражаемое каким — либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания [7].
Второй период в овладении грамматикой — это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов.
Эти процессы становления речи, дают возможность ребёнку к трем годам овладеть почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются.
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, но чаще всего протекает в форме диалога [7].
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения).
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения ребёнка, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью, имеющихся средствдля приятия общения ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, с ее эталонами (общение, беседы, разговоры, сказки, рассказы) [7].
Ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка раннего возраста — его общение и взаимоотношения со сверстниками.
Как показывают исследования В.В.Гербовой [7] потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение детей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие.
Взаимодействие в виде подражания друг другу способствует самосознанию себя и стимулирует речевую деятельность ребёнка.
Е.И.Тихеева [15] отмечалf, что речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты, наиболее благоприятные для высказываний (например, но время самостоятельной деятельности, у ребенка 2-2,5 лет составляет в среднем 25 — 28 слов. К 3 годам она увеличивается в 3 — 3,5. раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь (на протяжении третьего года он увеличивается в 5 -6раз, усложняет грамматическую форму высказываний).
Таким образом, процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения активной речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем — это довербальный этап [15].
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова — это этап возникновения активной речи.
Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми — это этап развития активного речевого общения [15].
Предложены игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.
Большое внимание в методике отводится установлению контакта с ребёнком раннего возраста и развитию эмоционального общения с малышом.
Через подражание и совместную деятельность с ребёнком происходит усвоения общественного опыта. Путем подражания дети осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью.
Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь.
При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь. Со временем отпадает необходимость в непосредственном наблюдении перед подражанием – ребенок запоминает способы действия, жесты и мимику взрослого, манеру говорить, постепенно они становятся частью его собственной личности.
Игры и упражнения, составляющие содержание методики направлены на:
1. Развитие подражания.
2. Развитие эмоционального общения.
3. Развитие делового общения — это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели [15].
Общая цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре, либо ее определяет один из партнеров по общению). При этом как взрослый, так и ребенок может выступить с инициативой, и тогда другой играет роль помощника. Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды взаимодействия, чтобы он мог побывать в разных ролях — партнера, помощника, ведущего [6].
4. Развитие слухового восприятия, речевого слуха.
5. Развитие движений, двигательных навыков, мелкой моторики.
6. Организация специальных речевых игр и упражнений: развитие словаря; речевого подражания — повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;
7. Использование ритмических упражнений.
Таким образом, одним из важных этапов, и самых первых у детей раннего возраста, является формировании активной речи на основе потребности в общении и интереса к общению [6].
Литература
- Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.
- Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.
- Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г.
Роль семьи в развитии речи ребёнка
Всем известно, что именно семья помогает ребенку сформировать себя как личность и познать огромный мир, но современный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточно внимания своим детям.
В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех главных психологических задач:
- развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
- увеличение активного и пассивного словарного запаса;
- формирования умения пользоваться речью в общении.
Статистика показывает, что в семьях, где сформированы тесные взаимоотношения, дети вырастают активными и самостоятельными. В тех семьях, где наблюдается недостаток внимания в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте он становится замкнутым и агрессивным.
Речь ребенка формируется посредством речи членов его семьи. И только в обстановке живого общения, он не только слушает других, но и сам включается в диалог.
Родители обязаны знать какое значение для формирования речи ребенка влияет речь взрослых и как именно нужно вести разговор с ним. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, правильно проговаривая окончания. Подделка речи взрослых под детскую речь тормозит её развитие, потому что до ребенка доходят искажённые слова. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
Родителям, которые решили проводить занятие по развитию речи дома нужно проводить следующие упражнения:
- 2-3 игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- 2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- 2-3 игры на формирование лексико — грамматических категорий.
Развивайте мелкую моторику рук
Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как «орган речи», практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.
Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:
- массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа «ладушки», «коза-рогатая» и «сорока-белобока»;
- фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
- лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
- мозаика;
- игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
- игры-шнуровки;
- игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
- пазлы;
- катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.
Как определить, что у ребёнка задержка речевого развития
Задержка речевого развития – более позднее овладение устной речью в сравнении с условными нормами для детей младше 3-х лет. Охарактеризовать задержку речевого развития можно качественным и количественным недоразвитием.
Для того, чтобы правильно понять как определить задержку речевого развития, необходимо знать этапы и условные нормы развития речи у детей в раннем возрасте.
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, в пассивном словаре — около 200 слов. До определенного времени пассивный словарь намного превышает активный словарь. Примерно в 1,6 – 1,8 мес. слова из пассивного словаря врываются в активный словарь. У некоторых детей период пассивной речи затягивается до 2-х лет, хотя в целом развитие речи проходит нормально.
Допускаются отклонения в развитии речи в пределах нормы у девочек на 2-3, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно понять имеется ли у ребенка задержка развития речи или нет может только врач-логопед.
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться : отсутствие реакции на звук и речь, неактивные попытки повторения чужих слов, отсутствие собственной речи на разных этапах её развития, отсутствие неречевых способов коммуникации.
Причины задержки развития речи
Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причинами могут быть нарушения во время внутриутробного развития и процесса родов,а также неблагоприятные воздействия,с которыми ребенок столкнулся в первые годы своей жизни.
Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга. Причинами задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов могут быть такие фактор, как ранний и поздний токсикоз беременности, глубокая недоношенность, родовая травма, интоксикация химическими веществами, лекарствами. На задержку речевого развития могут повлиять генетические факторы.
Не всегда причинами недоразвития являются патологии во время беременности и родов. Иногда нарушения вызваны факторами, влияющими на здоровье и воспитание ребенка — это причины биологического и социального порядка.
Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка. Биологическую основу ЗРР чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга.
Тугоухость. Очень опасно, если у ребенка снижен слух или он ничего не слышит. При снижении слуха речь ребенка не может полноценно развиваться. В таком случае, даже минимальные отклонения от нормы можно считать причиной ЗРР. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в первые годы жизни шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
Социальные факторы. К таким факторам относятся частые стрессы, недостаток внимания и общения в семье.
Профилактика
Если родители заметили, что развитии речи их ребенка отстает от нормы, то им обязательно нужно обратиться к нужному специалисту. Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. В особых случаях может понадобиться помощь лицевого хирурга или ортодонта.
При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования: проверка слуха, обследование понимания речи, обследование мелкой и крупной моторики, обследование органов артикуляции, исследование словарного запаса, обследование фразовой речи.
Исходя из результатов обследования определяется степень ЗРР и планируется коррекционная работа. Как лечат задержку речевого развития ?Проводят лекарственную терапию, магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию ; с ребёнком работает педагог — корректолог.
При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.
Меры профилактики задержки развития речи:
- создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
- формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
- обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
- оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.
Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.
Темпы овладения речью
Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.
В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:
- Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
- Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
- Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
- «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
- Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.
Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого. Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.
Вывод по I главе
У детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.
В период раннего детства у детей происходит интенсивное развитие речи. За это время активный словарь ребёнка превышает пассивный; ребёнок узнает о том, что у каждого предмета есть своё название; после того, как он услышит слово — пытается повторить; он учится составлять простые и сложные распространенные предложения.
Развитие речи ребёнка тесно связано с общением со взрослыми, и недостаток этого общения может привести к задержке речевого развития,а также повлиять на развитие психики малыша. Общение ребёнка с окружающими его людьми позволяет увеличить его пассивный и активный словарь, усовершенствовать произношение и содержание речи.
Что такое речь ребенка?
Наверняка ты не сомневаешься, когда тебя спрашивают, что означает слово «речь» или «язык». Тем не менее, большинство людей изо всех сил пытается найти четкое и понятное определение. Это потому, что «речь» действительно широкое понятие! Разберем, что такое речь. Начнем с очевидного.
- Речь состоит из слов, объединенных в предложения.
- Речь (язык) используется для разговора, чтения и письма.
- Существует много разных языков, обычно связанных с разными странами.
Тем не менее, это не совсем вся концепция речи. Например, одно и то же слово может использоваться для очень разных эффектов. Все зависит от тона голоса и даже выражения лица во время разговора. Не на всех языках можно говорить или писать. Например, возьмем язык жестов. Языки могут различаться по своему характеру. Бывают, например, такие языки, как шрифт Брайля, языки программирования или китайская речь.
Сейчас наша цель — придерживаться простой идеи о том, что язык (речь) — это способность эффективно общаться .
В основном, когда мы говорим об определении речи, в детском контексте общение охватывает все. От плача до понимания «да» и «нет» (восприимчивый язык) и улюлюканья и появления речи (выразительный язык).
Подробнее про РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Способы развития речи у детей раннего возраста
Игровая деятельность как средство развития речи
Игра имеет большое значение в развитии речи у детей раннего возраста. Они очень любят играть в короткие подвижные игры, которые способствуют развитию их речи. Чем больше детям понравится игра, тем эффективнее будет результат.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Очень важно правильно организовать игровую обстановку, совмещая интересы детей и предметы, которые будут помогать в развитии речи.
Пассивный словарь — это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат.
Игры и упражнения для развития пассивного словаря:
- «Поручения». Выбрать игрушку, которая находится перед ребёнком и попросить его выполнить какое — либо действие с ней. Например, причесать куклу, покормить медвежонка.
- «Сделай». Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т. д.
Речевые игры, направленные на развитие словаря:
- «Шарики и кубики». Предложите соотнести предметы по цвету и разложить их по корзинам. Необходимо сделать обозначение цвета на корзине.
- «Большой – маленький». Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую.
- «Чудесный мешочек». Рассмотрите с ребёнком игрушки : кубики, мячики, обязательная проговаривая их форму, после чего спрятать в мешочек. Затем ребёнок должен на ощупь определить форму предмета и вытащить его.
Развитие речи с помощью художественной литературы
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Первое знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Книга рассматривается как средство развития речи детей, совершенствует её содержание. Она оказывает ребёнку умственное и нравственное воспитание.
Стихи
Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков. Интересная авторская методика на развитие произношения и подготовки ребенка к чтению описана ЗДЕСЬ: «Интересные игры для детей 3 лет«
Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у малыша не получается произносить той или иной звук. Начинать учить эти стишки можно уже с 2–3 лет.
Вывод по 2 главе
Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.
Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.
Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.
Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.