Введение
Один из наивысших талантов – это, все же, умение влиять на людей. Ораторская речь несет немало важное значение: измерение миро понимая людей, которые внимают, в какой-то конкретной области, а так же влияние на поступки слушателей. И, именно в связи с этим, данная тема является актуальной.
Одной из самых античных филологических наук является риторика. Ее склад образовался еще в Греции в IV веке до Р.Х.
Основным содержанием такой науки является теория аргументации в публичной речи. Еще тогда выдающийся философ Аристотель дал определение такой науке, как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
В древности риторику разделяли на следующие наук:
1. логика;
2. этика;
3. физика.
Начало такой талант берет еще с древних времен. Необходимо отметить и тот факт, что имеется колоссальное количество событий исторических, которые никак не могли бы осуществиться, если не было бы людей, которые направили их развитие в конкретное русло.
В древности греки любили говорить и не меньше слушать. Можно сказать, что вся жизнь данного народа протекала в нескончаемых беседах. Греки сумели публичное выступление перевоплотить во что-то большее: в искусство, которое можно сравнить как с танцем, так и с музыкой. Что – то новое, что – то свое привносил каждый народ в искусство. Так, на пример, римляне внесли строгость, а малазийцы – напыщенности.
Существовали и такие времена, когда ораторское искусство ценилось на столько, что людей, владевших им, носили на руках. Но стоит заметь, что на много чаще было наоборот: за грамотную речь людей наказывали.
К великому сожалению, нам никогда не представится такой возможности насладиться великолепной речью Демосфена, проповедью Иоанна Златоуста, и даже то, что же сказал Коперник последним, перед тем, как сделать утверждение, что планета вертится.
Истинное искусство оратора возможно проследить только тем, кто расположен по близости с ним. Такой талант, в данном случаем, можно сопоставить с театром: «все исчезает тогда, когда закрывается занавес». Однако, если в театре речь, произнесенная своевременно, имеет ограничения – овации, то в ораторском искусстве такая речь способна перевернуть все и вся.
Цель работы: изучить такую тему, как культура ораторской речи.
Задачи данного реферата:
- выявить структуру данного искусства;
- определить его виды и роды;
- определить функционально – смысловые типы речи.
Структура: данная работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список использованной литературы), а семь главы – это основная часть, четвертая глава включает в себя два параграфа. Общий объем составляет двадцать пять страниц.
Что такое описание?
Тип речи, отвечающий на вопрос какой? и перечисляющий признаки предметов, называют описанием. Содержание описательного фрагмента можно нарисовать на одной картине. Используется в текстах разных стилей, отличаясь функциями, языковыми средствами. Описания бывают сложны для восприятия. Особенность состоит в том, что они изображают статичную картину.
Речь в тексте-описании может идти о прошлом: автор углубляется в воспоминания о том, каким был предмет, человек, местность. Те же объекты могут характеризоваться в настоящем, можно представить, как они будут выглядеть в будущем.
Разновидности текста с описанием
Задача автора – создать такой текст, чтобы читатель хорошо смог представить себе человека, обстановку, настроение. В зависимости от того, о чем говорится в тексте, различают несколько разновидностей описаний.
- Описание предмета. В языкознании «предмет» — понятие объемное, это вещи, животные, человек. Описание человека называется портрет, как разновидность можно рассматривать психологическую характеристику.
- Описание состояния человека, его динамический портрет. Настроение, чувства, эмоции, переживаемые людьми, составляют суть фрагмента.
- Описание состояния среды. Чаще всего под словом «среда» понимается природа, ее изображение называется «пейзаж». Чаще всего используется в художественных произведениях.
- Описание места и времени. Это может быть рассказ о доме, его внутреннем убранстве — интерьере, городе, другом географическом объекте, например, о степи. Автор изображает мир, в котором происходят события.
Композиция описания
Описание идет от главного к второстепенному, строится по одной модели:
- Общее представление о вещи, состоянии, месте.
- Характеристика отдельных элементов, составляющих интересующий объект.
- Вывод, авторская оценка, общее впечатление.
Композиция подчиняется общему замыслу автора. Описывая предмет, он определяет, какие детали предмета, важны для понимания его сути. Автор выступает в качестве художника, передающего устройства. Читатель, познакомившись с описанием, должен нарисовать в своем воображении созданную словами картину.
В качестве примера можно рассмотреть небольшой типовой фрагмент.
Удивительный дом.
- Дом, в который мы вошли, был удивительный! 2. Просторные комнаты наполнены светом и воздухом. Массивная деревянная мебель казалась воздушной. Она была сплошь украшена резными и выпиленными кружевами. Старинные лампы, изразцовая печь. На стенах – картины и фотографии. А на второй этаж, словно кудрявая прядь, закрутилась лесенка. 3. Было ощущение, что мы попали в старую добрую сказку.
В тексте цифрами обозначены композиционные части. Начинается с общего впечатления. В основной части описываются элементы интерьера: мебель, лампы, картины, лестница. Заканчивается передачей общего впечатления. Здесь соблюдены все структурные элементы. Если описание является частью большого текста, то какие-то элементы могут отсутствовать.
Особенности языкового оформления описания
Общим для всех текстов-описаний является использование большого количества имен существительных и прилагательных, причастий, наречий. Предложения строятся по схеме: что? кто? – какой? Например: (Кто?) Человек (какой?) был небольшого роста. (Что?) Его крупные руки (какие?) казались чужими на щуплом теле. Употребляются глаголы несов. вида в наст. и прош. времени, которые показывают расположение объектов в одной временной плоскости.
Языковые средства зависят от стиля и сферы употребления. В художественном и публицистическом стилях описания несут эмоциональную и оценочную нагрузку. В соответствии с этим подбираются средства языка. Характерно изобилие эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и других тропов. В описание включается экспрессивная и оценочная лексика. Часто авторы пользуются безглагольными конструкциями, подчеркивая выразительность деталей.
В деловых бумагах важна точность, сдержанность, лаконичность. Слова употребляются в прямом значении, отмечается большое количество шаблонов, терминов.
Роды и виды ораторской речи
Не сразу сформировались роды и виды данного искусства, а постепенно. Данные подразделения выделяются исходя из сфер коммуникаций, которые, в свою очередь, соответствуют одной из главенствующих функций речи, а именно:
- воздействие;
- сообщение;
- общение.
В настоящей практике публичного общения существуют роды ораторской речи. Итак, это:
- социально-политическое красноречие;
- судебное красноречие;
- социально-бытовое красноречие;
- духовное (церковно-богословское) красноречие.
К такому красноречию, как общественно – политическое относят выступления, тематикой которых являются либо общественно – политическая, либо общественно – экономическая, либо общественно – культурная, либо же этико – нравственная.
Существует академическое красноречие. Данное является определенным родом речи, который помогает формировать научное миропонимание, который, в свою очередь, имеет отличительные черты – это научное изложение, логическая культура, а так же глубокое аргументирование. К академическому красноречию можно отнести и научный доклад, и научное сообщение, и как вузовскую, так и научно – популярную лекцию. Данный род речи имеет большое количество сходств с научным стилем речи. Однако в академическом красноречии очень часто используются выразительные средства.
Общественно – бытовое красноречие. К данному роду можно отнести следующее:
- приветственная речь;
- речь, которую произносят на дипломатических приемах;
- речь застольного характера;
- юбилейная речь (данное может быть произнесено как в адрес конкретной личности, так и знаменательной дате).
Судебное красноречие. Данный род речи существует для того, что бы воздействовать целенаправленно, а так же эффективно на суд. Судебное красноречие способствует становлению увещаний судей, а так же тех, кто присутствует в тот момент в зале. Судебное красноречие так же подразделяется на:
- защитная речь;
- прокурорская речь;
- адвокатская речь;
- обвинительная речь.
Духовное (церковно-богословское) красноречие. Данный род считается наиболее древним, он имеет свои традиции, а так же богатый опыт. Выделяют:
- официальная речь – это речь, которая произносится людям, служащим церкви или же иным лицам, взаимодействующим с официальным действием;
- проповедь – это речь, которая произносится для людей, приходящих в церковь, а так же она должна сопровождаться церковными действиями.
Межстилевые, а так же общеязыковые средства – это и есть та база, которая лежит в основе любого рода. Но необходимо подметить, что у любого рода ораторской речи существуют собственные специфические языковые черты, образующие с одной и той же стилистической окраской микросхему.
Два пути развития ораторских способностей
Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.
Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.
Есть 2 пути освоения риторики:
- Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома: Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
- Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
- Учитесь работать с текстами: перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
- ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
- пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
Роль функциональных стилей литературного языка
Только подготовленной может быть ораторская речь. Подготовка проходит по книжно – письменным источникам, которые, в свою очередь, существенно влияют как непосредственно, так и прямо на структуру речи.1
Информативная функция лежит в основе официально делового стиля. Данный стиль речи обслуживает сферу отношений, которые являются официально деловыми.
Такие функции, как сообщение и доказательства информации лежат в основе научного стиля. Сфера научного знания.
В основе публицистического стиля лежат такие функции, как сообщение, а так же воздействие. Данный стиль речи обслуживает и сферу социально – политических, и сферу общественно – культурных, и многие другие социальные отношения. В публицистическом стиле могут использоваться абсолютно все средства, которые являются языковыми. Для данного стиля свойственна экономия языковых средств.
В основе художественного стиля лежат такие функции, как воздействия и эстетическая. В данном стиле наиболее плотное отображение находят отражения общенародный язык и литературный язык.
Лексические особенности
Как правило, публицистический язык пользуется лексикой, характерной таким тематикам, как медицина, спорт, культура, экономика, общественно-политическая жизнь и другие темы, затрагивающие интересы аудитории.
Публицистическому стилю свойственна ориентация и настройка на зрителя или слушателя, поэтому лексическая составляющая сообщения будет зависеть от того, кому оно адресовано.
Так, новость на федеральном канале, работающем для широкого круга зрителей, подается в более формальной и сухой форме, в то время как новостные выпуски на молодежных каналах развлекательного характера не только строятся на неформальном общении, но и допускают употребление жаргонизмов и нецензурной лексики в отдельных случаях.
Кроме того, в публицистике употребляется ряд устойчивых выражений, сложившихся в недавнее время и сохраняющих свою актуальность, а также громких и метких афоризмов («удар в спину», «беспрецедентная акция»).
Нередко в публицистике прослеживается тенденция к выражению субъективного оценочного суждения через характерную лексику («развитие», «расцвет», «оздоровление» — примеры выражения одобрения; «возмездие», «дискриминация», «упадок» — примеры выражения отрицательного отношения к происходящему).
Характеристика публицистического стиля со стороны его лексических особенностей не будет полной без упоминания об эмоционально-окрашенных языковых средствах. Язык публицистики должен быть в меру ярким, но при этом привлекающим достаточное внимание. Сохранение этого баланса возможно при помощи заимствования у художественного стиля таких средств выразительности, как эпитеты, метафоры, метонимии, риторические вопросы, ирония, фразеологические обороты, каламбуры, пословицы и многое другое.
Функционально-смысловые типы речи
Состав ораторской речи не есть однородный. Это связано с тем, что человек, мысля, отражает самые разные связи между объектами, между явлениями реальности, между событиями, а так же между отдельными суждениями. Существуют такие типы речи, как: 2
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
И именно в этих стилях речи выражаются данные связи. В связи с этим, ораторская речь представляется нам:
- монологическим повествованием;
- монологическим рассуждением;
- монологическим повествованием
Повествование – это такой тип речи, который сообщает о состояниях, а так же действиях, которые имеют развитие во временной последовательности. Кроме этого они имеют свойственные им языковые средства. 3Для данного типа речи характерна такая особенность, как динамика.
Исходя из того, что в данный тип речи входят ситуации, которые имеют динамические отражения, этот механизм и определяет его положение в речи.
При помощи глаголов как раз так и создается динамика данного типа речи. Очень часто в использование берут глаголы определенного действия потому, что они имеют возможность выражать как последовательность развития событий, так и их быструю смену. Следует выделять:
- конкретное повествование;
- обобщенное повествование;
- информационное повествование.
Описание – это такой тип речи, который дает представление о характере, дает статистическую картину, представление о структуре, представление о качествах объекта, о свойствах маршрутом перечисления признаков и существенных, и не существенных в определенный момент.
Такой тип речи, как описание, так же подразделяется на:
- статистическое;
- динамическое.
Размышление или же рассуждение – это такой тип речи, в котором раскрываются внутренние признаки и явлений, и предметов, доказываются конкретные положения, и естественно, проводится само исследование явлений и предметов.4 Те суждения, которые входят в рассуждение, имеют особенные логические отношения меж собой, этим и характеризуется данный тип речи. Такие логические суждения образует либо один вывод, либо ряд выводов на какую – то определенную тему.
По собственной природе ораторская речь является спорной. Это связано с тем, что она отображает контрадикторность конфликты общения и нынешней жизни. Выделяют спор двух видов:
- имплицитная (или скрытая, внутренняя);
- эксплицитная (или открытая, внешняя).
Полемика – это общение, которое проходит на людях, мастеров говорить, спор в процессе обсуждения какого – то определенного вопроса.
Ораторы могут очень много спорить; во время споров они пользуются всеми средствами в свободном доступе из огромного арсенала полемики. Сюда входят и ирония, и намеки, и сарказм, и антитеза, а так же многочисленные умолчания, ремарки, сравнения, рельефность.
Типы письменной речи
Письменная речь имеет свои особенности. Умение видеть структуру текста помогает лучше понять авторский замысел и содержание. Значение термина «тип речи» просматривается в его названии. «Тип» — это общее, «речь» — предложения, то есть предложения с общим смыслом, значением, объединенные в один фрагмент.
Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:
- признаки предмета;
- действия лиц;
- состояние человека;
- состояние среды;
- объяснение и размышление.
Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать. Исходя из целей, формируются три основных типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.
Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.
Оратор и его аудитория
Для того чтобы успешно выступить перед большим скоплением народа, оратору нужно, в первую очередь, привлечь внимание абсолютно всей аудитории, необходимо заставить людей слушать себя. 5На первый взгляд может показаться, что управлять таким механизмом, как внимание слушателей, очень просто. Однако это не так. Выступление, которое принесет успех находится в зависимости и от способностей оратора, от его профессионализма, подготовленности, и от тех факторов, на которые он никак не может произвести воздействие.
Свойства публичного выступления
Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:
1) особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;
2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;
3) эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.
4.2. Приемы установки контакта с аудиторией
Контакт с аудиторией – это наиболее высшее проявление мастерства выступления, которое является публичным. Данная общность может возникнуть на базе общей мыслительной деятельности, на чувственных переживаниях, которые являются схожими. Оратор получит ответную реакцию своей аудитории в том случае, если покажет собственное отношение к предмету речи, а так же заинтересованность и убежденность говорящего. Очень важным является и то, что нужно чувствовать своих слушателей, а так же необходимо применять на практике умение корректирования речи в зависимости от их реакции. Говорящий должен уметь не только спорить на какую – то из тем, но и иметь в запасе огромный круг знаний по многочисленным вопросам.
Позитивная реакция на то, что говорит выступающий, «рабочая» тишина в зале, а так же поза слушателей, взгляд аудитории, кивки головой, возгласы одобрения, смех, их улыбки и аплодисменты – все это главенствующие показатели меж коммуникантами. Контакт – это такая величина, которая является переменной, то есть он может быть полным (со всей аудиторией) или же неполным, устойчивым или же неустойчивым в различные этапы произнесения речи.
Зрительный контакт необходимо не только установить, но и постоянно поддерживать со слушателями. Это нужно для того, чтобы аудитория была завоевана. Человек, который выступает, как правило, медленно проводит взглядом по абсолютно всем слушателям.
Перед тем, как начать свое публичное выступление, необходимо выдержать не большую по времени психологическую паузу. Такая пауза длится от пяти до семи секунд. Речь говорящего не должна быть однообразной, монотонной. Фразы должны быть разделены паузами, а так же должны быть произнесены с различной интонацией.
Для нынешней ораторской речи свойственно сочетание таких языковых средств, как эмоционально – образных, а так же логико – аналитических.
Вниманию слушателей свойственно притупление, и это не в зависимости от того, насколько та или иная тема интересна аудитории. Существует некоторый ряд ораторских приемов для того, чтобы поддерживать внимание слушателей:
- Вопросно-ответный прием. Говорящий сам задает вопросы и сам же на них дает ответы, выясняет выдвинутые сомнения, а так же возражения, приходит к конкретным выводам;
- Такой прием, как переход к диалогу от монолога приобщает к процессу обсуждения какой – либо темы участников, а так же включает их интерес;
- Создание ситуации, которая является проблемной. «Почему?» — именно такой вопрос и должен возникать у аудитории созданная ситуация. Благодаря этому стимулируется их познавательная активность;
- Существует еще один прием, который в прямом смысле заставляет слушателей размышлять, предполагать. Такой прием называется «приемом новизны информации»;
- Следующий прием опирается на личный опыт, на личные мнения, на то, что всегда было и будет интересно слушателем;
- «Прием показа»: насколько значима практическая информация;
- Этот же прием дает аудитории «передохнуть», то есть необходимо немного отступиться от темы;
- Данный прием называется «тихий голос». При помощи него совершенно не трудно привлечь внимание к важным местам публичного выступления оратора. Необходимо одновременно и замедлить и понизить силу голоса;
- Данный прием называемся «приемом градации». То есть это нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Такой прием может помочь и усилить, и придать эмоциональную выразительность, как сформулированной мысли, так и просто обычной фразе;
- Прием инверсии. Данный прием является речевым оборотом. Такой оборот может развернуть общепринятый, обычный для всех ход выражений и мыслей на противоположный ход;
- Данный прием несет название «прием апелляции к своим мыслям».
Далее, что хотелось бы отметить, это лексические приемы в связи с тем, что именно они существенно повышают убедительность ораторской речи. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству.
Троп — (от греч. trоpos — поворот, оборот речи) образный смысл слова, то есть выражение слов, словосочетаний в переносном значении. Если брать в узком рассмотрение данный термин, то – это словопреобразование, при помощи которого можно достичь эстетического эффекта выразительности в речи. К тропам относят следующее:
- сравнения;
- метафоры;
- эпитеты;
- аллегории;
- гиперболы и другие.
Метафора: при помощи данного приема осуществляется перенос названия с одного предмета, на какой – то иной предмет. Это речевое сближение двух явлений по либо же сходству, либо же контрасту («Локомотив истории остановить невозможно…»).
Сравнение: данный прием пользуется популярностью в применении, его используют намного чаще, чем все остальные потому, что именно при помощи этого приема говорящий может достичь того результата, который был задуман. Сравнение наделено колоссальной убеждающей силой, оно способно приводить в действие как образное, так и ассоциативное мышление слушателей.
Эпитет: данный прием позволяет раскрыть сущность предмета либо же явления путем его образного определения («Студент — это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»).
Гипербола: при помощи данного приема осуществляется намеренное преувеличение свойств либо же качеств явлений или предметов («Редкая птица долетит до середины Днепра»).
Аллегория: данный прием способен иносказательно что – то изобразить («Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни.» Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»).
Необходимо отметить следующие, что в выступлении лучше всего уделять внимание коротким предложениям, та как они намного лучше запоминаются, а так же лучше воспринимаются. Помимо этого, такие предложения позволяют более вариантно подходить к изменению интонации.
Средства, которые были перечислены выше, служат не только для того, чтобы объединить аудиторию и оратора, но для того, чтобы преодолеть так называемый «барьера».
Лекция 13. Стиль ораторской речи. Риторические фигуры и тропы, их взаимодействие.
Главная страница | Контакты | Случайная страница Автомобили | Астрономия | Биология | География | Дом и сад | Другие языки | Другое | Информатика |
История | Культура | Литература | Логика | Математика | Медицина | Металлургия | Механика |
Образование | Охрана труда | Педагогика | Политика | Право | Психология | Религия | Риторика |
Социология | Спорт | Строительство | Технология | Туризм | Физика | Философия | Финансы |
Химия | Черчение | Экология | Экономика | Электроника |
1. Стиль ораторской речи.
2. Требования, предъявляемые к языку оратора.
3. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы.
Неотъемлемая часть ораторской речи – высокая речевая культура, владение словом. Именно в звучащем слове материализуется мысль оратора, посредством слов он излагает свои аргументы и передает свои чувства. Незнание или игнорирование закономерностей устной речи, отсутствие чувства языка ведут к бесцветности выступления, снижают его действенность. Главное в языковой культуре оратора т.н. коммуникативная целесообразность, т.е. выбор такого языкового материала, который обеспечивает наилучшее воздействие на данную аудиторию в конкретной обстановке, в соответствии с темой и задачей выступления.
Третий раздел (элокуция) в старых риториках связан с языковым оформлением речи. А именно: выбор слов, соответствующих замыслу речи; далее — построение текста и работа над стилем, использование средств выразительности речи.
Стиль связан с выбором средств языка в зависимости от условий порождения речи, ее целей, жанра произведения, индивидуальной манеры автора.
Изучением стилей занимается стилистика (учение о стилях, их разграничении, о выборе выразительных средств языка), которая столь же древняя, как и риторика. Одной из первых работ является книга Деметрия «О стилях» (4 век до н.э.). М.В.Ломоносов разработал теорию трех «штилей»: высокий, средний и низкий. Эта теория не утратила своего значения и сегодня, но в основе современных квалификаций лежит не социальный, а функциональный подход. В современной стилистике выделяют:
1. Стилистику функциональную;
2. Стилистику художественной речи;
3. Индивидуальную стилистику, изучающую мастерство отдельных авторов (стиль Лермонт ва, Цветаевой и др.);
4. Практическая стилистика, дающая рекомендации к выбору синонимических средств языка, объясняющая такой выбор.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Этот термин подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили:
1. Научный; 2. Технический; 3. Официально-деловой;
4. Газетно-публицистический; 5. Разговорно-обиходный.
Для научного стиля характерна научная терминология, преобладает абстрактная лексика (теория, проблемы, методы, процесс и пр.), образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов, которые употребляются в прямом значении. Для технического стиля характерно преобладание технических терминов, образные средства отсутствуют, употребляются повествовательные предложения; поэтому часто рассматривают как разновидность научного стиля. Официально-публицистический стиль характеризуется сжатостью, компактностью изложения, документы характеризуются «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, использованием характерных клише (сообщаем, что; сообщаем дополнительно; в случае проявления; с благодарностью подтверждаем и пр.). Для газетно-публицистического стиля характерными являются острота и яркость изложения, авторская страстность, актуальность содержания, многие слова имеют окраску высокого стиля, активно применяются средства речевой выразительности, часто употребляются вопросительные и восклицательные конструкции. Для разговорно-обиходного стиля характерна эмоциональность изложения, используются нейтральные и разговорные слова, свободный порядок слов.
Еще одна классификация функциональных стилей: устно-разговорные и письменно-книжные. В устно-разговорные стили включают: литературно-разговорную речь образованных людей; разговорно-бытовую речь в домашних условиях; ораторская речь как наиболее строгий вариант устной публичной речи. За рамки литературной нормы выходят просторечие и жаргоны. Письменно-книжный стиль включает, по мнению М.Р.Львова, официально-деловой стиль, публицистический, научный и художественную прозу.
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между стилями. Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит и эмоционально-стилистическая окраска. Сравните: мать, мама, мамочка, мамуля, ма. Слова имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому и используются в разных стилях: первые два – в официально-деловом, остальные – в разговорно-обиходном.
При выборе слов оратор руководствуется точной передачей смысла и стилистической целесообразностью. Слова и фразеологические единицы обладают значениями, их оттенками и дополнительными окрасками, которые должны гармонировать с общей тональностью речи. Помимо значения и стилистической окраски, слова способны выражать чувства. А также оценку различных явлений действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной окраской. Сравните: отличный, прекрасный, превосходный и – скверный, отвратительный, нахальный. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, отличающейся живостью и меткостью изложения, а также в газетно-публицистической речи.
Однако не все слова распределяются между различными стилями, имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения, как в устной. Так и в письменной речи. Это – т.н. стилистически нейтральные слова (например, лицо).
Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически окрашенных слов было оправдано целью высказывания. Особенно недопустимо смешение в речи разговорной и книжной лексики: «Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту»; « В нашем зеленом массиве много грибов и ягод»; «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».
Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы современного литературного языка очень подвижны. Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом профессиональной речи политика, журналиста, адвоката, педагога, руководителя предприятия и т.п. Важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться ими в зависимости от ситуации общения и целей высказывания.
Есть еще и индивидуальный стиль оратора – т.е. совокупность признаков, характеризующих манеру говорить конкретной личности. Этот стиль создается в результате тщательной, кропотливой, осмысленной работы над словом, и изучения лучших образцов ораторского искусства. Выработка индивидуального стиля – важная задача оратора.
Основные коммуникативные качества речи – общепонятность, правильность, краткость, точность, чистота, логичность, богатство, эмоциональность, экспрессивность речи. Этот перечень может быть продолен и конкретизирован, нов основном именно эти качества речи обеспечивают ее доходчивость и действенность.
Среди требований, предъявляемых к языку говорящего, особое значение имеет общепонятность. М.М.Сперанский подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепости». Это требование связано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, необходимостью ограничить использование слов, находящихся так сказать на «периферии» словарного состава языка (жаргонизмы, диалекты, профессионализмы). Существует определенная иллюзия понятности — несоответствие нашего понимания смысла слова его действительному содержанию при уверенности в правильном понимании этого слова. Приведем для иллюстрации следующий факт. Всем известные строчки А.С.Пушкина: «Погасло дивное светило. На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило. Волнуйся подло мной, угрюмый океан». Что означает слово «ветрило»? Большинство отвечает, что это – ветер, а правильный ответ – парус. Значит для большинства слушателей, уверенных в том, что они знают значение слова «ветрило», — это было только «иллюзией понятности». Поэтому многие термины следует объяснять и не перегружать речь терминологией и профессионализмами. Рекомендуют избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, например: ординарный – обыкновенный, игнорировать – не замечать и др.
Не менее важна и правильность речи. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Еще Н.М.Карамзин писал: « В шесть лет можно научиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим». Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении. Без правильности речи не срабатывают и другие коммуникативные качества речи.
Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли («Около триста тысяч жителей», «Меня критикуют о том, что» и др.). Нарушение лексических норм ( ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («Все те задачи, которыми нас здесь озадачивали», «Вывод напрашивается сам на себя» ). Грубые ошибки в произношении (пинжак, до’суг, будующий) также отвлекают аудиторию от существа дела, создают негативный психологический фон.
Правильностью речи не исчерпываются требования к языку оратора. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» – вещи взаимосвязанные. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более – чтобы убедить ее.
Важное качество хорошего выступления – его лаконичность. Краткость речи предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы лаконичность, краткость речи шли в ущерб смыслу.
Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вторгаютсмя слова, излишние по смыслу («могучий богатырь», «сжатый кулак» и т.п.); другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными (равноправные права, вложили большой вклад); возможны тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением – «памятный сувенир», «свободная вакансия» и т.п. Еще один вид многословия – неоправданное обилие вводных предложений и оборотов.
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов (вот, так сказать, значит, понимаете, короче говоря и др.). Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. Эти слова не несут никакой нагрузки, не обладают информативностью, делают речь «водянистой», затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания. Кроме того, бывают настолько неудачные сочетания, что они вызывают смех аудитории: «Террористы ворвались в дом, где были дети и, так сказать, женщины», «В принципе, сейчас идет проливной дождь». Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля. Почему же такие слова появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные, точные слова для оформления мысли, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.
Требование точности и ясности предъявлялись к публичной речи уже в античных руководствах по риторике, оно всегда связывалось с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления и значений слов. Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из ряда синонимов в соответствии со стилем высказывания («спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, высокое, «дрыхнуть» – просторечное). Необходимо четко разграничивать паронимы — близких, созвучных и поэтому смешиваемых слов («эффектный» и «эффективный»). Бездумное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где на смену «французско-нижегородского» пришел «американско-ростовский» сленг. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует незнание смысла слова и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий», «Я гипотетически придумал такой план» и т.п. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления была посвящена…», «Овощная житница». Следует осторожно пользоваться сокращенными словами.
Много общего с точностью имеет логичность речи – соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым ( «углубляется вширь»), условием логичности является правильный порядок слов («Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»). Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте: «У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда: среди них мне запомнилось два дня».
Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, опытом публичных выступлений. Различают активный и пассивный словарный запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – знакомые и понятные нам слова, которые мы в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного культурного человека примерно 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц. Много это или мало? А.С.Пушкин употреблял в своих произведениях более 21 тысячи слов , в словаре В.Шекспира – около 15 тысяч, Есенина – свыше 18 тысяч слов; И.Ильф и Е.Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли «людоедку»-Эллочку , которая обходилась всего тридцатью словами.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов посвящено русскому языку: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка» (М.В.Ломоносов); «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса» (И.С.Тургенев); «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык» (А.К.Толстой).
Сегодня трудно поверить, что было время, когда приходилось отстаивать и завоевывать право преподавания различных предметов в университетах на русском, а не латинском языке. Только в 1767 г. Екатерина Вторая разрешила читать лекции в университете на русском языке. Однако и позже их продолжали читать на латинском и немецком языках.
В чем проявляется богатство речи? Прежде всего богатством словаря. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и др. В русском языке немало многозначных слов. Так, глагол «идти» имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами, т.е. словами близкими по своему значению. Синонимы помогают избегать монотонности, придают речи яркую эмоциональную окраску. Очень много в русском языке слов, эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, презрение. Далее – в использовании фразеологических единиц, придающих речи особую выразительность, меткость, образность. Сравните, насколько выразительнее звучит «сломя голову», чем «быстро». К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи связывается и с разнообразием интонаций.
Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, поэтому они не несут для слушателей новой информации, не задевают его чувств (принимать решительные меры). Разновидность штампа – т.н. «канцелярит» (по меткому выражению К.И.Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг, лишающих речь выразительности, обезличивая ее (Я не в курсе дел по этому вопросу – а не проще – «Я не знаю»). Чуковский К.И. назвал распространение канцеляризмов в речи болезнью нашего века.
Необходимым условием культурной, грамотной речи является соблюдение грамматических правил. Обращать внимание, например, на склонение таких словосочетаний, как «поздравляю с Первым мая», а не с «Первым маем». Короткое, простое предложение более доступно для восприятия на слух. Устная речь не любит причастных и деепричастных оборотов, иначе получится, как сказано в «Записных книжках» Ильфа: «Докладчик кончил, запутавшись в придаточных предложениях». Еще А.П.Чехов писал, что в устной речи надо избегать свистящих и шипящих слогов.
Ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее содержания. Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще «выразительностью» или «образностью речи».
Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей. М.В.Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». В этом определении называется характерный признак красноречия и подчеркивается, что говорить «красно», т.е. образно, выразительно, эмоционально – важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства слушателей. Выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Различают выразительность информационную (предметно-логическую) и выразительность чувственного выражения и воздействия.
Речь без украшений – это сухое изложение фактов, она не вызывает эмоционального отклика в аудитории. Красота фразы не менее важна, чем ее правильность. Поэтому, готовясь к выступлению, оратор подбирает не только веские аргументы, но и яркие, запоминающиеся фразы, которые строятся по определенным моделям. Для оживления речи, придания ей выразительности, образности используют риторические фигуры и тропы. И то и другое, по словам видного русского языковеда Л.А.Новикова, — намеренное отклонение от стандартной речи с целью привлечения внимания слушателей, заставить их задуматься, увидеть многоплановость картины и, в конечном итоге, глубже понять смысл, почувствовать образ. Все они должны казаться в выступлении естественными, почти случайными. По мнению П.Сергеича (Пороховщикова П.С.), « речь всегда должна казаться импровизацией, и каждое украшение ее – неожиданным для самого оратора». Чем лучше подготовлено ваше выступление, тем тщательнее это надо скрывать. Помогают сделать речь образной, эмоциональной и пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологические выражения.
Риторическими фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Существует несколько классификаций фигур. Мы рассмотрим следующею: различают фигуры мысли и фигуры слова. К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т.д. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?» Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!». Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!». Риторическая поправка — специальный прием: сначала идет якобы оговорка, а затем предлагается важное уточнение. Цицерон: «И именно в Риме возник замысел его разрушения. И именно его граждане, да, его граждане, если им можно дать это имя, возлелеяли этот замысел».
Фигуры слова – к ним относятся: антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Живые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир». К ней примыкает оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты». Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повторы. Формы повтора бывают разнообразные: анафора — повтор в начале предложения : стихотворение Симонова «Жди меня»; эпифора – повтор в конце фразы : у Гоголя – «Вот сидит он в кабаке. Несут ему водку. Жжет его водка. Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных – ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных — аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья). Очень интересная фигура – инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове: У Пушкина: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова – гордый). Следующая фигура – градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака – «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь». Не менее интересна фигура – хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой: «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Брат может не быть другом, но друг – всегда брат». Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года». Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза – недоговоренность: Светлов в «Гренаде» – «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…».
Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например, игла – швейная, у ели, у ежа. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие – переносными. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного значения слова чаще всего и связано его образное употребление. Например, в слове «заноза» выделяется прямое значение – «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившегося в тело», и переносное – «вредный, въедливый человек».
Античная риторика противопоставляла троп как слово и фигуру как словосочетание. Троп – это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.
Тропы делятся на две группы – тропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия), и тропы украшений (эпитет, аллегория, перифраза, аллюзия, ирония, гипербола, литота).
Простейшим тропом является сравнение – сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них: У Фета «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина». Самым красивейшим и наиболее употребительным тропом риторики называл Квинтиллиан метафору – это слово, которое употребляется в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов. Например, «человек хуже зверя, когда он зверь» (Р.Тагор). К метафорам и сравнениям примыкает метонимия – перенос наименования по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его речь «начинает седеть». Еще один троп синекдоха – в основе его лежит соотношение части и целого. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы. Антономазия – это замена имени собственного нарицательным или наоборот: «Геркулес» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник.
Одним из самых распространенных тропов украшений является эпитет – яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «серый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – мармеладное настроение, у Писарева – чурбанное равнодушие. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов: хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках. Интересный троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова, — это перифраза: город на Неве вместо Петербурга; «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку». На аллюзии – употреблении в речи широко известного выражения в качестве намека на столь же известный факт: «Я умываю руки» – намек на Понтия Пилата. Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, значения описываемого — гипербола — например, «испугаться до смерти», «раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский). Противоположный троп – литота – преуменьшает размеры, силу, значение описываемого: мальчик-с-пальчик, море по колено. Интересным тропом является ирония – употребление слова в противоположном основному значению : так, в древности Черное море (черное в смысле – злое, бурное) называли Понт Евксинский,т.е. «гостеприимное море»; иронию нередко использовали в бытовом общении – о хилом человеке могут сказать: «Вот это Геракл!».
Итак, риторические фигуры и тропы – мощные средства усиления выразительности речи, позволяющие сделать наши слова легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.
Дата добавления: 2015-09-12; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав
| | следующая лекция ==> | |
Задания | | | Риторика |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2021 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Основные виды аргументов
Путем доведения доводов, аргументов с которыми не поспоришь, до слушателя говорящий должен убедить их в справедливости утверждений, которые, в свою очередь, были им выдвинуты.
Аргумент – это логический, неопровержимый довод, служащий базой для доказательства. 6Правильность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация убеждает слушателей в правильности высказанных говорящим положений.
Существуют различные аргументы. В такой науке, как риторика выделяют следующие:
- Аргументы к существу дела – в данном случае аргументами будут выступать те факторы, которые были получены в конечном итоге наблюдения, документы, материал как статистический, так и цифровой и так далее.
- Аргументы к человеку: имеют воздействия, которые являются эмоциональными на аудиторию.
В ораторской практике аргументы к человеку используются не реже аргументов к существу дела. На самом деле аргументы к человеку очень разнообразны, их достаточно большое количество, однако отметить хотелось бы следующие:
- аргумент к жалости, то есть это делается для того, чтобы вызвать жалость, чувство сострадания у оппонентов и этим склонить их в свою сторону;
- аргумент к личности: говорящий выставляет оппонентов в негативном свете, тем самым настраивает своих слушателей против них; все это осуществляется при помощи подмены предмета дискуссии;
- аргумент к тщеславию, то есть хвалят оппонентов для того, чтобы смягчить их противостояние;
- аргумент к публике, то есть оратор пытается настроить свою аудиторию только на себя и противостоять оппонентам;
- аргументы к авторитету, то есть говорящий ссылается на мнения выдающихся ученых, писателей, деятелей, если их позиция будет совпадать с позицией оратора.
Такие аргументы не всегда могут быть корректными, и именно, исходя из этого, не стоит их рекомендовать нынешним ораторам. Однако есть исключение – это аргумент к авторитету; данный аргумент очень часто находит свое применение в академических речах, а так же в научных докладах.
Но, не смотря на все вышесказанное, необходимо принимать во внимание и то, что существуют и такие высказывания, которые никак нельзя принять за истинное (этому не есть показатель, что автор такого высказывания выдающийся ученый, мыслитель или же деятель). При обращении к ним, автор должен быть предельно осторожен.
Ораторские приемы
Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.
- При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
- Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
- Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации: аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
- антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
- гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.
Подготовка речи и выступление
Существуют три взаимосвязанных вопроса, которые стоят перед говорящим, это:
- Как сказать?
- Где сказать?
- Что сказать?
Процесс разработки речи начинается с того, чтобы уяснить тему своей речи, ее основную мысль. Актуальность, интересность, конкретность, доступность – всеми этими качествами и должна обладать выбранная тема. Немаловажное значение имеет и название лекции, так как оно должно не только заинтриговывать будущую аудиторию, привлекать их внимание, но и отображать все содержание выступления оратора.
Что хотелось бы рассказать о цели: необходимо четко наметить ее – оратор не только пытается сформировать у своей аудитории конкретные убеждения, представления, определяющие их дальнейшее поведение, но и доносит до аудитории информацию, рассказывает о каких – либо фактах или же событиях. Каким бы не было выступление, у него должна присутствовать воспитательная цель, то есть говорящий, по мере своих возможностей, должен приобщить свою аудиторию к собственным нравственным интересам. Этот процесс должен проходить незаметно для слушателей.
Представление того, как воспримет аудитория речь и то, что им будет непонятно — это неотъемлемая часть при подготовки публичного выступления. Говорящий обязан не только знать, но и учитывать состав своих будущих слушателей. В том случае, если речь будет предоставлена не для всех слушателей вообще, а для конкретной группы людей, имеющих собственные какие – то цели, интересы, тогда эффективность выступления заметно повысится.
Составление самой речи, работа над фактическим, теоритическим материалом – это и есть следующий этап, то есть необходимо оформить речь композиционно – стилистически.
Для того чтобы изучить материал, можно обратиться и к пособиям, и к словарям, и к справочникам и так далее.
После того, как материал изучен хорошо, как правило, пишут либо же конспект текста выступления, либо же его план, либо же полностью текст, либо же тезисы.
Способы выступления:
- чтение текста;
- воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов;
- свободная импровизация.
В каких же случаях читают текст? Итак, рассмотрим их:
- если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать;
- если оратор «не в форме»;
- если материал большой и совершенно новый для говорящего.
Когда говорящий читает свою речь и при этом реакция аудитории выходит из – под контроля – это очень утомительно. Провал говорящих связан с тем, что при чтении текста «по бумажке» речь становится одинаковой (монотонной), быстрой и это начинает быстро утомлять аудиторию.
Перед тем, как начать свою публичное выступление, оратору необходимо тщательно, до мелочей подготовить речь. Нужно определить правильно тему, цель, название публичного выступления при этом необходимо учитывать и состав аудитории, и обстановку. После этого нужно составить план, подобрать и теоритический, и фактический материал. Репетиция – это часть, которая считается нужной при подготовки, без нее обойтись нельзя. Внимание необходимо сконцентрировать на технике произношения, но и другие аспекты при подготовке в тени оставлять не нужно.
На заключительном этапе подготовки к публичному выступлению необходимо не один раз дать анализ ему, учитывать такие стороны речи, как сильные и слабые и уже в аудитории, при обращении к своим слушателям, опираться на позитивное.7
Что такое повествование?
Главным в повествовании являются сменяющие друг друга действия. Текст отвечает на вопросы: «Что делает объект? Что произошло?» События следуют в хронологической последовательности или в обратной, когда автор сначала сообщает о развязке, а потом идет развитие действия. В любом случае происходящее подчинено законам логики.
Изобразить их можно только на серии картинок, каждая из которых будет передавать новое действие. Повествовательный текст показывает постоянно меняющийся мир. Рассказ может идти от 1-го или 3-го лица, известного как авторское повествование.
Повествование делится на изобразительное и информативное. Цель изобразительного – показ последовательности действий, смены физических и психических состояний. Цель информативного – рассказать о том, что произошло какое-то событие, о причинах происходящего, интересных фактах, касающихся этого события. Автор не придерживается строгой последовательности действий, важен сам факт произошедшего. Используется по большей части в СМИ.
Композиция повествования
Композиция повествования имеет постоянные структурные элементы:
- завязку;
- развитие действия;
- кульминацию;
- развязку.
Все прозаические произведения: сказки, рассказы, романы — имеют подобную структуру. Взять сказку «Колобок». Попросил дед бабку испечь колобок – завязка, первое событие. Все последующие действия, когда колобок сбежал и катился по лесу, встречая разных животных, – это развитие действия. Встреча с лисой – кульминация, самый напряженный момент, который тянет за собой развязку. Лиса проглотила колобок – тут и сказке конец, развязка.
Это традиционная модель композиции, но допускаются изменения. Некоторые части могут быть опущены или добавлены, например, экспозиция в начале и эпилог в конце произведения. Из экспозиции становится известно, как обстояли дела до первого события в цепочке. Эпилог рассказывает, как все устроилось после того, как конфликт был исчерпан, после развязки.
Средства языкового оформления повествования
Предложения оформляются по сходной модели: в начале идет известная информация, обычно исполнитель, в конце – действие. Например: В кустах неподалеку кто-то зашуршал. Мелкие веточки захрустели. В повествовании редко используются объемные, многократно осложненные обособленными членами предложения.
Этот тип речи тесно связан с пространством и временем. Слова, называющие исполнителя действия, сами действия, место и время происходящего – составляют основу повествования.
Главную роль в тексте играют глагольные формы. Глаголы прош. времени сов. вида лучше всего подходят для простой передачи смены действий, их последовательности. Глаголы несов. вида подчеркивают длительность действия. Формы наст. времени помогают создавать картину, происходящую здесь и сейчас. Вспомогательные глаголы обозначают фазу действия, указывают на характер его осуществления.
Для синтаксиса характерно использование предложений с однородными сказуемыми. Присутствуют синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственную и временную обусловленность. Используется цепной вид связи между предложениями.
Продуманное использование языковых средств делает читателя участником изображаемых событий.
Структура ораторской речи
Для того чтобы лучше понимать ниженаписанный материал, повторюсь еще раз, что ораторская речь состоит из следующих частей:
- вступление – обратить внимание публики, а так же необходимо дать понять слушателям, насколько важна выбранная тема, насколько она серьёзна и сенсационна;
- доказательство – аргументировать ту мысль, которая была высказана в сжатом виде во время публичного выступления, а так же подогнать под эти идеи статистические данные, факторы, логические построения и эмоционально – насыщенные фразы;
- заключение – закрепление в памяти слушателя как нужное впечатление, так и главную мысль говорящего, которая была уже высказана, подытожить все выступление.
Ну а теперь можно поговорить о частях публичной речи. Существуют виды выступлений, рассмотрим их:
- Позитивное выступление. Данное является наиболее популярным из всех имеющихся. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
- Выступление негативного характера. Данное дает опровержение мысли, концепции либо же идеи безальтернативно.
- Аналитическое. Данное выступление никак не навязывает аудитории какие – то определенные позиции. Оно предлагает совместно исследовать факторы. Однако информация подобрана таким образом, что у аудитории с самого начала выступления уже присутствует конкретное, необходимое оратору мнение.
- Парадоксальное. Данное выступление озадачивает слушателей, сбивает со стереотипного пути, тем самым подготавливает ее к восприятию чего-то необычного. По строению точно такое же как и негативное, то есть аудиторию держат в неведенье о позитивном предложении оратора до самого конца публичного выступления.
- Эмоциональное. Данное выступления является самым расплывчатым. Очень часто бывает и такое, что эмоциональное выступление может обойтись вообще без каких – либо частей публичного выступления или же может включать в себя остальные части публичного выступления. По форме можно сопоставить с позитивным выступлением. Однако содержание немного отличается: нет намека на призыв, отсутствие оформленного призыва.
Как существуют виды публичных выступлений, так и существуют виды доказательств. Существует четыре вида доказательств. Итак, рассмотрим их:
- Логическое доказательство. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к истинности мысли;
- Информационное доказательство. В ходе данного доказательства приводится или же справочный материал, или же статистические данные, или же факты;
- Эмоциональное доказательство. Данное требует от говорящего и актерского мастерства, и огромной самоотдачи. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
- Отсылочное доказательство. Говорящий, который имеет за спиной многолетний ораторский опыт, делает опору на заранее подготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций.
Что должен уметь оратор
Оратор — это спикер, который умеет выступать перед публикой и обладает целым арсеналом риторических навыков. Оратора можно назвать человеком-оркестром, он:
- владеет приемами ораторской речи — грамотно, красиво и доходчиво доносит свои мысли до публики;
- знает психологические механизмы воздействия на аудиторию;
- обладает актерскими навыками — понимает законы сценической речи, контролирует жесты и мимику;
- чувствует отклик аудитории и умеет импровизировать;
- отлично разбирается в теме, о которой говорит.
Еще в Древней Греции, где зародилась и расцвела риторика, ходили споры, является ли красноречие врожденным талантом избранных, или это навык, который можно развить. До сих пор многие убеждены, что успешные выступления на публике — удел харизматичных лидеров, остальным эта опция недоступна. Но история знаменитого древнегреческого оратора Демосфена — урок для всех, кто считает ораторские способности исключительно божьим даром.
Демосфен был косноязычен, обладал тихим голосом и постоянно подергивал плечом. Сложно представить себе человека, более непригодного к риторике. Но мечта стать знаменитым оратором осуществилась, благодаря исключительному упорству и бесконечным тренировкам. Так слава о таланте Демосфена пережила уже пару тысячелетий и стала примером, как развить в себе ораторское искусство, имея очевидные противопоказания к публичным выступлениям.