Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Переднеязычные звуки
При дизартрии нередко страдают все группы звуков. Например, «Д», «Т» и их мягкие пары. Для коррекции используют разные приемы. Перед этим обязательно разрабатывается подвижность нижней челюсти. Кончик языка должен подниматься к верхним зубам.
Для постановки звука «Д» у ребенка с дизартрией используют следующий прием: просят произносить «Б» длительно и в это время шпателем аккуратно поднимают кончик языка. После акцентируется внимание на слуховом восприятии.
Иногда допускается коррекция звука «Т» в межзубной позиции. Для этого предлагают дошкольнику языком постучать между зубов и говорить «та». Со временем язык сам уберется за зубы.
Для каждой группы приемы постановки могут быть разными. Например, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары) целесообразно ставить специальным зондом, который будет отодвигать язык вглубь рта.
Учим ребенка выговаривать звуки
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К — Гплан-конспект по теме
Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К Г
Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.
Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.
Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии — неправильное произношение звуков Т — Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 — 4 лет.
При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, «фук(т)болка», «шк(т)аны».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Причины неправильного звукопроизношения:
- Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
- Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
- Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).
Артикуляционный уклад звука Т.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой. Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.
- Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
- Расстояние между зубами 5 мм.
- Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
- Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
Особенности постановки звука Т — Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.
1.Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика.
Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.
- «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
- «Непослушный Язычок» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
- «Блинчик» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
- «Качелька» — поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
- «Дедушкины усы»- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
- «Парус» — язык узкий упирается в верхние зубы — мачта, парус поднять — язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
- Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
- «Снежинка» — ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу — вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение «Снежинка», упражнения для языка «Дедушкины усы», «Качелька», «Парус» достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
2. Постановка звука Т.
- Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая
различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
- Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
- Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
- Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
- Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.
«Кошка мышку ловит» — предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем — ца, ца, ца.
И вот мы около норки — произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки — звук Т, звук С не произносить.
- При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.
Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.
Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Звук Д
Буква Д передаётся звуками [д] и [д`]. Если буква находится в конце слова или после неё идёт глухой согласный, то Д оглушается. В этом случае мы слышим [т] и [т`]: «род», «гладь».
Звук Д является согласным, смычным. Это язычно-зубной звук, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.
Когда звук произносится изолированно, губы находятся в разомкнутом положении.
Резцы немного раздвинуты, язык напряжён.
Сначала образуется небольшая смычка между кончиком языка с верхними резцами, при этом боковые стороны языка соприкасаются с верхними коренными зубами.
Далее смычка как бы взрывается, и воздушная струя выходит наружу.
Мягкое нёбо в приподнятом положении. Связки сомкнуты, в момент смычки они слегка вибрируют.
Положение губ, работа языка и края резцов видимы.
Струя воздуха осязается в виде толчкообразного движения, гортань вибрирует.