Речедвигательная координация детей по лексическим темам


Красивая речь с движением

С самого детства большинство родителей приучают своих чад, соблюдать определённые правила хорошего тона, которые непосредственно связанны с речью. Прежде всего, с самого маленького возраста запрещается разговаривать за столом с полным ртом, тем более что это достаточно опасно ввиду возможности поперхнуться едой. Также существует запрет на использование в речи разнообразных простонародных «уличных» словоформ, способных указать на недостаточное воспитание каждого человека. Избавить от говора — одна из важнейших задач, по мнению многих родителей. Все эти правила хорошего тона придуманы не из-за стремления ограничить развитие человека, а так как воспитанный человек способен оказать положительное влияние на общество и это самое общество обязательно его примет. Кроме общепринятых правил хорошего тона существуют и достаточно недвусмысленные, которые ограничивают речь в движении, ведь разговор на бегу не может принести пользы не от общения, да и занятие спортом будет нарушено.

Ни один человек, бегущий и разговаривающий одновременно, не в состоянии сосредоточиться ни на физических упражнениях, ни на теме разговора. Речь и движение малосовместимы.

Каждый человек разговаривает во время движения, кто по мобильному, а кто со своим спутником. Но такое общение нельзя назвать конструктивным, ввиду того, что все важные решения принимаются не в ходе мимолётных слов во время движения, а в соответствующей обстановке в кабинетах или на рабочем месте.

Контроль дыхания

Да, существуют профессии, в которых просто невозможно обойтись без речи в движении, и это связано прежде всего с необходимостью информировать коллег или общественность во время выполнения определённых действий, связанных с движением. Для таких людей воздействие словами очень важно. В этих случаях необходимо развивать дыхательные функции своего организма. Ведь речь с движением требуют соблюдения ритма, а достичь его возможно только при развитой дыхательной системе, которая способна обеспечить кислородом мышцы, требующие энергии при движении, и в то же время позволяет на одном ритме произносить обдуманные слова.

Достичь монотонного ритма разговора при выполнении двигательной функции может каждый, при этом необходимо иметь достаточно хорошую физическую форму и возможность контролировать своё дыхание.

Ведь при сбое ритма дыхательной системы нарушается как ритм речи, так и работа внутренних органов, которые напрямую связаны с объёмом поступления кислорода в кровь.

Да и действительно, практически каждый человек замечает, как трудно удержать ритм речи при быстрой ходьбе или беге, а ведь есть люди, которым тяжело говорить даже во время короткой прогулки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ


Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными. Вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевые слух, память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит, что малыш к году произносит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем он догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка тяжело сказывается на общем развитии, не позволяет полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь, постоянно использовать все способы развития активизации речи, серьезные проблемы можно успешно решить. У нормально развивающегося малыша первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года может правильно произносить большинство звуков. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и так далее. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот. Малыш, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты: особенно велика роль руки. Развитие функций руки и речи, у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук воспитывается специальными упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого, При этом нужно следить, чтобы они выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно. К трем годам малыш готов к играм-занятиям целенаправленно развивающим внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности и дальнейшее совершенствование тонких движений пальцев рук – мелкой моторики. МЕЛКАЯ МОТОРИКА – РЕЧЬ – МЫШЛЕНИЕ развиваются равносторонне и интенсивно. Чтобы занятия были привлекательней и интенсивней, продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для них ребенок должен получать только на время игры. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные вещи. Они могут отвлекать. Для развития двигательных умений и навыков можно использовать всевозможные игры: с воображаемыми предметами, мячом, кубиками, скакалкой (веревкой), мелкими предметами, шариками, кольцами, шнурками, пальчиками, «Пуговицы», «Спички и палочки», бытовые сценки, стихи с движениями.

Связь движения и речи

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки («У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами. Так, широко распространено использование игры для обучения актерскому искусству.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

Занятие по формированию лексико — грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели:Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме : «Домашние животные» (животное, детёныш,корова,бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, баран, овца, ягнёнок, козёл, коза, козлёнок, свинья , кабан, поросёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стоило, кормушка, сено ,пойло) Совершенствование грамматического строя речи(образование и употребление притяжательных прилагательных) Коррекционно-развивающие цели:Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи. Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества ,самостоятельности, инициативности, активности .любви и бережного отношения к природе. Оборудование: Мольберт, цветные карандаши, альбомный лист,плакат с изображением домашних животных, предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход занятия 1. Организационный момент. — Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: Кошка-собака — корова- овца; Телёнок — поросёнок-ягнёнок- щенок; Лошадь-свинья-баран-бык; Жеребёнок- котёнок- козлёнок- крольчонок Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает:Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.) 2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных) Рыльце лепешкой, С копытцами ножки, Толстое брюшко, Хвост, как стружка. (Свинья.) Он рогат и бородат, Строго смотрит на ребят. Если кто-то озорничает – Забодает, забодает, забодает! (Козел.) Ходит печка Вся в колечках. (Овца) Кто меняет Молоко на сено? (Корова.) Скор, как стрела, Силен, как вол. В поле – бурлак, В бою – орел. (Конь.) К “своим” ласкается, На “чужих” ругается. В своем же теремочке Сидит на замочке. (Собака.) Глазки изумрудные, Шубушка пуховая, Песенки любезные, Коготки железные. (Кошка.) На лугу пасётся, Травку щиплет не спеша, Но на тряпку красную, Реагирует всегда! (Бык)

Я спокойный и упрямый, В стаде главный я пока. С мягкой шерсткою кудрявой, С завитком ношу рога. (Баран). Ест морковку, длинноухий. Хочешь, можешь взять на руки. В клетке деревянный домик. Кто живёт в нём? Белый … (Кролик)

Воспитатель: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, баран, корова, конь, собака, кошка, кролик.) – А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.) – А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…) Воспитатель: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Воспитатель: Корова нам что дает? Дети :молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Воспитатель: Коза нам что дает? Дети: молоко, шерсть. Воспитатель: Овечка нам что дает? Дети: шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Воспитатель: Лошади чем помогают человеку? Дети: перевозить грузы. Воспитатель: Собака что делает? Дети: охраняет дом, Воспитатель: Кошка что делает? Дети: ловит мышей. Воспитатель :Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них. 4. Подвижная игра: «Кони» ( Координация речи с движением,развитие общеймоторики) По предложению воспитателя дети проходят на ковёр и встают в круг и делают знакомые упражнение. Кони гуляют гурьбой на лугу. Идут по кругу с высоким подниманием колена. Я всех коней перечислить могу: На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках. Чёрный как уголь, белый как снег, Рыжий как пламя красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. Кони пасутся у речки гурьбой. Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. Их посчитаем ещё раз с тобой. Чёрный как уголь, белый как снег, Вновь загибают пальцы. Рыжий как пламя красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. 5.Игра «Кто где живет? » На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают: -Корова живет в коровнике. -Собака живет в будке. -Кошка живет в доме. -Овцы, козы и бараны живут в хлеву. -Лошадь живет в конюшне. — Свинья живёт в свинарнике. — Кролик живёт в крольчатнике. 6. Игра « Собери семью» Воспитатель:Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.) Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите кто с кем рядом стоит. Рядом с псом стоит собака и щенок. Рядом с бараном стоят овца и ягненок. Рядом с быком стоит корова и теленок. Рядомс хряк стоит свинья и поросенок. Рядом с конём стоит лошадь и жеребенок. Рядом с козлом стоит коза и козленок. Рядом с котом стоит кошка и котенок. Рядом с кролом стоит крольчиха и крольчонок

(Можно повторить – назвать хором.) Воспитатель: Молодцы! 7.Пальчиковая гимнастика: «По хозяйству помогаем» Корову с козой надо доить (выполняют движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке) С-С-С-С И собачку кормить. Грызи, Жучка, косточку(подносят ко рту кулаки, держат их с двух сторон около рта, щёлкают зубами, изображая, как собака грызёт кость). Кошку Мурку молочком поить .Лакай- лакай, не проливай ( подносят ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ним голову ,совершают несколько движений языком). С овечек шерсть стричь ( сводят и разводят указательный и средние пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц).Чик-чик-чик- чик. Лошадку запрягать, в путь дорогу отправлять Но-Но-Но..поехали ( садятся на стуле ровно, выпрямив спину, держат в руках воображаемые вожжи, потряхивают ими и цокают языком) Везёт лошадка груз торопится. Побыстрей, побыстрей ( цокают в ускоренном темпе), А теперь помедленней (цокают в замедленном темпе).Тпру, приехали.

8. Игра «Найди маму». (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушения письменной речи)

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки.

Воспитатель: Как называется мама щенка малыша?

Дети: Собака.

Воспитатель: Найдите собаку на картинке,обведите её по контуру простым карандашом, а потом раскрасьте. Воспитатель:Молодцы вы справились и с этим заданием. 9. Итог занятия. – Оцениваются работы детей; – С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.) -Почему их назвали «домашними животными»? -Каких домашних животных вы знаете? -какую пользу они приносят человеку?

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами хорошо потрудились и в награду за наши труды бабушка и дедушка приготовили для нас сюрприз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]