Речедвигательная координация детей по лексическим темам


Красивая речь с движением

С самого детства большинство родителей приучают своих чад, соблюдать определённые правила хорошего тона, которые непосредственно связанны с речью. Прежде всего, с самого маленького возраста запрещается разговаривать за столом с полным ртом, тем более что это достаточно опасно ввиду возможности поперхнуться едой. Также существует запрет на использование в речи разнообразных простонародных «уличных» словоформ, способных указать на недостаточное воспитание каждого человека. Избавить от говора — одна из важнейших задач, по мнению многих родителей. Все эти правила хорошего тона придуманы не из-за стремления ограничить развитие человека, а так как воспитанный человек способен оказать положительное влияние на общество и это самое общество обязательно его примет. Кроме общепринятых правил хорошего тона существуют и достаточно недвусмысленные, которые ограничивают речь в движении, ведь разговор на бегу не может принести пользы не от общения, да и занятие спортом будет нарушено.

Ни один человек, бегущий и разговаривающий одновременно, не в состоянии сосредоточиться ни на физических упражнениях, ни на теме разговора. Речь и движение малосовместимы.

Каждый человек разговаривает во время движения, кто по мобильному, а кто со своим спутником. Но такое общение нельзя назвать конструктивным, ввиду того, что все важные решения принимаются не в ходе мимолётных слов во время движения, а в соответствующей обстановке в кабинетах или на рабочем месте.

Контроль дыхания

Да, существуют профессии, в которых просто невозможно обойтись без речи в движении, и это связано прежде всего с необходимостью информировать коллег или общественность во время выполнения определённых действий, связанных с движением. Для таких людей воздействие словами очень важно. В этих случаях необходимо развивать дыхательные функции своего организма. Ведь речь с движением требуют соблюдения ритма, а достичь его возможно только при развитой дыхательной системе, которая способна обеспечить кислородом мышцы, требующие энергии при движении, и в то же время позволяет на одном ритме произносить обдуманные слова.

Достичь монотонного ритма разговора при выполнении двигательной функции может каждый, при этом необходимо иметь достаточно хорошую физическую форму и возможность контролировать своё дыхание.

Ведь при сбое ритма дыхательной системы нарушается как ритм речи, так и работа внутренних органов, которые напрямую связаны с объёмом поступления кислорода в кровь.

Да и действительно, практически каждый человек замечает, как трудно удержать ритм речи при быстрой ходьбе или беге, а ведь есть люди, которым тяжело говорить даже во время короткой прогулки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

Связь движения и речи

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Связь движения и речи

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Все мы, наверное, помним детские игры, в которых совершали оговоренные движения и одновременно хором декламировали простенькие стишки («У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для малышей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами. Так, широко распространено использование игры для обучения актерскому искусству.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения, силу голоса и другие рече-двигательные аспекты.

Занятие по формированию лексико — грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели:Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме : «Домашние животные» (животное, детёныш,корова,бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, баран, овца, ягнёнок, козёл, коза, козлёнок, свинья , кабан, поросёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стоило, кормушка, сено ,пойло) Совершенствование грамматического строя речи(образование и употребление притяжательных прилагательных) Коррекционно-развивающие цели:Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи. Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества ,самостоятельности, инициативности, активности .любви и бережного отношения к природе. Оборудование: Мольберт, цветные карандаши, альбомный лист,плакат с изображением домашних животных, предметные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Ход занятия 1. Организационный момент. — Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: Кошка-собака — корова- овца; Телёнок — поросёнок-ягнёнок- щенок; Лошадь-свинья-баран-бык; Жеребёнок- котёнок- козлёнок- крольчонок Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает:Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.) 2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных) Рыльце лепешкой, С копытцами ножки, Толстое брюшко, Хвост, как стружка. (Свинья.) Он рогат и бородат, Строго смотрит на ребят. Если кто-то озорничает – Забодает, забодает, забодает! (Козел.) Ходит печка Вся в колечках. (Овца) Кто меняет Молоко на сено? (Корова.) Скор, как стрела, Силен, как вол. В поле – бурлак, В бою – орел. (Конь.) К “своим” ласкается, На “чужих” ругается. В своем же теремочке Сидит на замочке. (Собака.) Глазки изумрудные, Шубушка пуховая, Песенки любезные, Коготки железные. (Кошка.) На лугу пасётся, Травку щиплет не спеша, Но на тряпку красную, Реагирует всегда! (Бык)

Я спокойный и упрямый, В стаде главный я пока. С мягкой шерсткою кудрявой, С завитком ношу рога. (Баран). Ест морковку, длинноухий. Хочешь, можешь взять на руки. В клетке деревянный домик. Кто живёт в нём? Белый … (Кролик)

Воспитатель: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, баран, корова, конь, собака, кошка, кролик.) – А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.) – А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…) Воспитатель: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Воспитатель: Корова нам что дает? Дети :молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Воспитатель: Коза нам что дает? Дети: молоко, шерсть. Воспитатель: Овечка нам что дает? Дети: шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Воспитатель: Лошади чем помогают человеку? Дети: перевозить грузы. Воспитатель: Собака что делает? Дети: охраняет дом, Воспитатель: Кошка что делает? Дети: ловит мышей. Воспитатель :Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них. 4. Подвижная игра: «Кони» ( Координация речи с движением,развитие общеймоторики) По предложению воспитателя дети проходят на ковёр и встают в круг и делают знакомые упражнение. Кони гуляют гурьбой на лугу. Идут по кругу с высоким подниманием колена. Я всех коней перечислить могу: На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках. Чёрный как уголь, белый как снег, Рыжий как пламя красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. Кони пасутся у речки гурьбой. Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. Их посчитаем ещё раз с тобой. Чёрный как уголь, белый как снег, Вновь загибают пальцы. Рыжий как пламя красивее всех. Серый, весь в яблоках, с гривой седой. Конь шоколадный, совсем молодой. 5.Игра «Кто где живет? » На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают: -Корова живет в коровнике. -Собака живет в будке. -Кошка живет в доме. -Овцы, козы и бараны живут в хлеву. -Лошадь живет в конюшне. — Свинья живёт в свинарнике. — Кролик живёт в крольчатнике. 6. Игра « Собери семью» Воспитатель:Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.) Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите кто с кем рядом стоит. Рядом с псом стоит собака и щенок. Рядом с бараном стоят овца и ягненок. Рядом с быком стоит корова и теленок. Рядомс хряк стоит свинья и поросенок. Рядом с конём стоит лошадь и жеребенок. Рядом с козлом стоит коза и козленок. Рядом с котом стоит кошка и котенок. Рядом с кролом стоит крольчиха и крольчонок

(Можно повторить – назвать хором.) Воспитатель: Молодцы! 7.Пальчиковая гимнастика: «По хозяйству помогаем» Корову с козой надо доить (выполняют движения кулаками сверху вниз, то сжимая, то разжимая кулаки, как при дойке) С-С-С-С И собачку кормить. Грызи, Жучка, косточку(подносят ко рту кулаки, держат их с двух сторон около рта, щёлкают зубами, изображая, как собака грызёт кость). Кошку Мурку молочком поить .Лакай- лакай, не проливай ( подносят ко рту ладони, сложенные чашечкой, и, наклонив над ним голову ,совершают несколько движений языком). С овечек шерсть стричь ( сводят и разводят указательный и средние пальцы на правой руке, имитируя движения ножниц).Чик-чик-чик- чик. Лошадку запрягать, в путь дорогу отправлять Но-Но-Но..поехали ( садятся на стуле ровно, выпрямив спину, держат в руках воображаемые вожжи, потряхивают ими и цокают языком) Везёт лошадка груз торопится. Побыстрей, побыстрей ( цокают в ускоренном темпе), А теперь помедленней (цокают в замедленном темпе).Тпру, приехали.

8. Игра «Найди маму». (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушения письменной речи)

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки.

Воспитатель: Как называется мама щенка малыша?

Дети: Собака.

Воспитатель: Найдите собаку на картинке,обведите её по контуру простым карандашом, а потом раскрасьте. Воспитатель:Молодцы вы справились и с этим заданием. 9. Итог занятия. – Оцениваются работы детей; – С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.) -Почему их назвали «домашними животными»? -Каких домашних животных вы знаете? -какую пользу они приносят человеку?

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами хорошо потрудились и в награду за наши труды бабушка и дедушка приготовили для нас сюрприз.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru