Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение


Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Дыхательные упражнения

Для ринолаликов характерно дыхание с выдохом как через рот, так и через нос. Поэтому научить ребенка контролировать вдох и выдох очень важно. Для контроля можно использовать кусочек ваты или салфетки, приложенные к носу. Цель упражнений — научить «дуть» только через рот.

Вдох — выдох

Это упражнение поможет научиться контролировать дыхание. Вдох и выдох ребенок производит строго определенным образом. Например, вдох-выдох носом, в следующий раз и вдох, и выдох только ртом. Усложняем задание — вдохнуть носом, выдохнуть ртом, следующий вдох-выдох носом, затем — только через рот. И так далее.

Буря в стакане воды

Наглядный контроль за ротовым дыханием помогут осуществить игры с водой. Дети с удовольствием дуют в воду через трубочку, создавая настоящие бури и шторма. Чтобы вода не расплескалась, удобнее взять не широкий стакан, а бутылку. Только обязательно прозрачную, чтобы бурление было хорошо видно. Когда ребенок научится дуть в трубочку, создавая бульканье, нужно постараться удлинить выдох. Чтобы буря была «настоящей», выдох должен быть равномерным и длительным.

Игры на задувание свечи, забивание «футбольных мячей», сделанных из ватных шариков, различные игрушечных духовых инструментов и надувание воздушных шаров также очень полезны. Однако здесь важны постепенность усложнения задачи и отсутствие перегрузок. Дыхательные упражнения не должны быть длительными, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

  1. Коррекция при функциональной ринолалии. Положительного эффекта можно добиться благодаря занятиям с логопедом. Они включают массаж, дыхательную гимнастику, работу над выработкой правильного произношения звуков и слухового внимания.
  2. Коррекция при органической форме. Эффективность зависит от хирургического вмешательства, своевременностью операции и полнотой работы логопеда с ребёнком.

Виды изменения звукопроизношения

Формы ринолалии делятся на три основных вида:

  1. Открытая.
  2. Закрытая.
  3. Смешанная.

Открытая форма ринолалия — воздух проходит сквозь носовую полость, как как проход открыт, в следствие этого звуки произносятся с носовой отдачей.

Закрытая форма ринолалии характеризуется тем, что проход в носовую полость постоянно затруднен, звуки произносятся так же, как при сильном насморке, достаточно глухо.

Смешанная форма ринолалии объединяет и комбинирует предыдущие виды ринолалии.

Открытую и закрытую ринолалию могут определить в домашних условиях при помощи зеркала. Зеркало подносят к носу и произносят звуки.

При использовании слов без носовых звуков стекло запотеет при открытой ринолалии, слова с носовыми звуками заставят стекло запотеть при закрытой гнусавости.

Закрытая ринолалия

Известна так же, как ринофония. Звук выходит исключительно через рот, даже при носовых звуках. Закрытая форма ринолалии появляется при дефектах носоглотки и носовой полости. Возможные заболевания: гипертрофия слизистой носа или мягкого неба.

При закрытой форме ринолалии идет нарушение фонематических звуков. [М] слышится как [б], а [н] как [д].

Классификация ринолалии закрытого типа делится на два вида:

  1. Органическая.
  2. Функциональная.

Закрытая органическая ринолалия признак дефектов в области зева, носа и носоглотки. Она может наблюдаться при полипах в носу, а так же при обильном насморке. Искривление носовой перегородки тоже может стать причиной.

Функциональная закрытая форма ринолалии. Этому виду подвержены дети, склонные к простудам и аллергическим реакциям. Носовые ходы еще достаточно узкие, а часто заложенный нос приводит к «привычной» ринофонии.

Ребенок привыкает гнусавить во время болезней и продолжает подражать тем звукам. Структура речевого дефекта тут заключается исключительно в привычке, но тембр может нарушиться гораздо сильнее, чем при органической закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия

Открытая форма ринолалия может быть врожденной. При таком нарушении язык у ребенка находится в неестественном положении, его будто оттягивают назад. Корень языка у таких деток сильный и выпирает вверх, однако кончик языка слабо развит и малоподвижен. Такое строение обуславливает и проблемы кормления.

Неполноценно работает так же и мягкое небо. Оно принимает вялое участие при работе важных действий: жевание, глотание, а так же со своей стороны нарушает фонацию.

Дети с такими нарушениями очень поздно и тяжело начинают говорить, сильно коверкая слова.

Так же, вследствие ухудшения слуха и дефектной артикуляции, открытая форма ринолалии накладывает отпечаток и на слух. Дети не слышат отдельные звуки, им сложно овладеть всеми лексическими премудростями речи, отсюда вытекает ОНР (общее недоразвитие речи).

При открытой ринолалии встречаются нарушения звукопроизношения [п], [т], [д], [в], [ф], [л] и [р].

Открытая органическая ринолалия может быть не только врожденной, но и приобретенной.

Приобретенная ринолалия может появиться после травм, ушибов, ожогов горла, оперативных удалений миндалин, других операций на горле (опухоли, полипы).

В результате могут появиться:

  • рубцы мягкого неба;
  • парезы, параличи;
  • свищи, расщелины.

Механизм произношения слов меняется, так как мягкое небо будет отставать от задней глоточной стенки, где образуется щель. Мягкое небо не может больше выполнять роль клапана и перекрывать воздух, поэтому воздух попадает в носовую полость.

Существует еще один вид — функциональная открытая ринолалия. Такая форма возникает при истерии. Это временная «гнусавость», которая появляется во время истерических припадков.

Так же функциональная ринолалия иногда встречается после излечения органической открытой ринолалии. Происходит это в силу привычки мягкого неба не работать, а находится в опущенном состоянии. Такая форма встречается реже и лечится курсом занятий с логопедом.

Однако врожденную ринолалию не так просто искоренить, тут необходимо будет прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Два вида коррекции этого недуга:

  1. Хейлопластика — операция, восстанавливающая верхнюю губу.
  2. Уранопластика — восстановление дна носовой перегородки.

Операции рекомендуют даже новорожденным деткам, при условии, что у них не будет противопоказаний, которые детально оговариваются с лечащим врачом.

Операции противопоказана детям с анемией, внутриутробной гипотрофией, асфиксией, врожденным пороком сердца и других тяжелых заболеваниях.

Уранопластика подразделяется на две категории: щадящая и радикальная. Если щадящую можно проводить от полутора лет, то радикальную, более успешную для полного исцеления, нужно будет ждать минимум до трех лет.

Лимберг изобрел особый метод уранопластики, который признан максимально эффективным при «волчьей пасти» (врожденное расщепление твердого и мягкого неба).

Смешанная ринолалия

Такие авторы как Зееман и Митронович-Моджеевска выделяют отдельный вид — смешанный вид ринолалии.

Она проявляется сочетанием двух составляющих:

  • понижение носового резонанса при носовых звуках;
  • назальный тембр.

Получается, что смешанная форма развивается при недостаточной активности неба (укороченное мягкое небо) и непроходимости носа.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Артикуляционные упражнения

Для коррекции артикуляционных нарушений, вызванных ринолалией, необходимы специальные упражнения:

  1. «Змейка или лопата» — нужно научится высовывать язык с заостренным кончиком, а потом широко расплющенным. Следующий этап — чередовать «змею» и «лопату».
  2. «Выгни спинку» — кончик языка упирается в нижние десны, а спинка языка выгибается то вверх, то вниз.
  3. «Надуй и сдуй» — щеки нужно надувать и сдувать, втягивая их между зубов. Как вариант — научиться надувать не обе щеки сразу, а попеременно. Взрослый может помогать «сдувать» надутую щеку, легко прикасаясь к ней пальцем.
  4. «Полощем зубы» — имитировать полоскание зубов без воды (воздух должен давить на губы).
  5. «Зарядка слоника» — ребенок должен научиться удерживать сомкнутые и вытянутые вперед губы «хоботком», а потом двигать им вправо-влево и даже вращать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]