Мелкая моторика рук: что это? Рекомендации по развитию моторики.

Приветствую вас, дорогие родители!

Современную полноценную жизнь любого человека сложно представить без нормальных свободных движений всеми частями тела. Умением ими управлять и контролировать.

Довольно часто мы слышим и читаем, что для маленького ребенка важно развитие мелкой моторики, но не придаем нужного значения, а порой и вовсе забываем о важности крупной моторики.

Или пытаемся развить ребенка интеллектуально и меньше времени проводим в активных играх, что очень важно для растущего организма. Вот наши главные заблуждения.

Крупная моторика, ведь именно она является базовой основой всех наших полноценных движений, а затем уже мы можем точнее их координировать путем развития мелкой моторики.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилинография активно используется в дошкольных и школьных учреждениях, это действенный метод для формирования моторики и стимулирования мыслительных процессов в домашней обстановке. Лепить с детьми пластилиновые фигурки увлекательно, а одновременно с тем – полезно.

Пластилинография имеет альтернативу в виде лепки из соленого теста, что подходит для самых маленьких детей. Это натуральный, а значит, безопасный материал, в состав которого входят всего три ингредиента: вода, мука и соль. Лепка поддерживает сенсомоторное развитие у детей.

Почему эти навыки важны?

Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:

  • повышаете уверенность вашего ребенка в своих движениях (в беге, прыжках, подвижных играх);
  • помогаете своему ребенку развить силу и выносливость необходимую для того, чтобы справляться с нагрузкой учебного дня;
  • обеспечиваете своего ребенка устойчивой базой, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков (манипуляции мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, ключи, пуговицы и застежки-молнии);
  • поддерживаете его самооценку, давая возможность участвовать в совместных играх с другими детьми;
  • повышаете спортивные способности (участие в спортивных мероприятиях, необязательно профессиональном, обогащает социальную жизнь ребёнка и даёт возможность для установления новых дружеских отношений).

Светлана Александровна Плахова — нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология. Вместе с логопедом Л.А. Поплавской являются авторами и ведущими специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении.

Программа подготовка к школе детей с трудностями в обучении>>

Мелкая моторика рук: что это? Рекомендации по развитию моторики.

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

Общее понятие

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов:

— Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.

— Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.

— Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

— 0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».

— 4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.

— 1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.

— 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.

— 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.

— 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.

— 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

Низкий уровень развития моторики – чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой.

Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать. Когда и как начинать заниматься с малышом? С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек. Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия. Упражнения Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? — Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. — Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка. — Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Пассивная гимнастика (массаж) Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день. Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого. Игрушки Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка). Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев. Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать. Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает. Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.


Запись по тел. +7 (8412) 44-44-71

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями. Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно. Общее понятие Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта. Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов: — Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание. — Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например. — Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить. Немного физиологии Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека. В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными. Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются. Календарь развития мелкой моторики В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить. — 0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша». — 4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку. — 1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой. — 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры. — 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам. — 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно. — 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе. Низкий уровень развития моторики – чем это чревато? Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать. Когда и как начинать заниматься с малышом? С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек. Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия. Упражнения Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается? — Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям. — Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка. — Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Пассивная гимнастика (массаж) Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день. Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого. Игрушки Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка). Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев. Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать. Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает. Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию. Запись по тел.

Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.

Диагностика

Для определения нарушений развития моторики требуется проведение диагностики. Ее точные результаты установит специалист, однако родителям под силу оценить ситуацию самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно ненавязчиво попросить ребенка выполнять упражнения такого типа:

  • прочитать сказку, делая простые движения кистями, а затем предложить ребенку повторить;
  • вытянуть обе руки перед грудью, сжать одну ладонь в кулак, неспешно изменить положение кистей;
  • упражнения для пальчиков: ребенок совершает шаги средним и указательным пальцами;
  • сгибать поочередно пальцы на верхних конечностях и разгибать их в обратном порядке;
  • соединить пальцы, изображая клюв птицы, сделать упражнение на обеих руках по очереди;
  • разобрать пирамидку и попросить ребенка собрать ее самостоятельно;
  • предложить нарисовать копию домика;
  • обвести рисунок по пунктирным линиям;
  • разукрасить фигуру, не выступая за контуры.

Детям 3 (трех) лет допускается выполнение от 30% и более от упражнений, перечисленных выше. Ребенок пяти лет должен делать 80−90% заданий. При более низких показателях требуются специальные тренировки для развития мелкой моторики.

Предостережение для родителей.

Физическая активность очень важна для здоровья твоего ребенка. Но тебе нужно иметь в виду, что у малыша еще немного выносливости и сил. Поддерживай деятельность не сильно долго, обычно что-то около нескольких минут и остановись при первом признаке усталости малыша. И младенцы, и малыши, естественно, любят физическую активность и любят изучать новые вещи. Такие вещи, которые они могут делать со своим телом

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]