Логоритмика как средство социализации и развития речи для детей с синдромом Дауна раннего и младшего дошкольного возраста


Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых

Логоритмика в комплексной терапии заикания у взрослых содействует преодолению речевого дефекта при помощи развития необходимых качеств общей и речевой моторики.

Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины. Лечение посредством движения предполагает использование всех видов и форм движения в качестве лечебного фактора.

Современные болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия»

Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях.

Составным звеном лечебной ритмики является логопедическая ритмика.

Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. Н. А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. Н. А. Бернштейн разработал и выдвинул теорию уровневой организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни:

А — уровень палеокинетических регуляций, он же руброспинальный уровень центральной нервной системы; обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции, статическую выносливость и координацию (катание ладонью шариков, хватание предмета, принятие и удержание позы, обмахивание).

В — уровень синергии и штампов, он же таламопаллидарный; обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику (одевание, умение бороться).

С — уровень пространственного поля, он же пирамидно-стриарный; обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец. Уровень С распадается на два подуровня:

С{ — стриарный, принадлежащий к экстрапирамидной системе, нижний подуровень пространственного поля; осуществляет оценку направления движения и дозирование силы по ходу движения (шнурование, причесывание, перелистывание, слежение за движущимся пальцем, обведение фигуры на бумаге).

С2 — пирамидный, относящийся к группе кортикальных уровней, верхний подуровень пространственного поля, представляющий из себя сложную афферентационную систему зрительно-пространственного поля; обеспечивает максимальную целевую точность (закатывание шариков в лунки, вдевание нитки в иголку, рисование круга).

D — уровень действий, он же теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей афферентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные категории (верх, низ, между, над, прежде, потом). Смысловая логика действия часто не соответствует логике геометрического пространства (открывание через отвинчивание). Контингент движений — самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Осознание правой и левой сторон тела.

Е — высший кортикальный уровень символических координации и психологической организации движений; осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержания решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное, хореографическое исполнение (устная речь, письменное изложение мыслей, импровизация движений). Действия этого уровня основываются на образном мышлении.

Советские психологи М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Исследования Л. А. Квинта, М. И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики. На подобные связи при заикании указывали Л. Н. Мураховская, В. М. Аристов.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

Так, советский физиолог М. М. Кольцова считает, что

«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Из истории музыкального воспитания

В начале XX в. во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950). Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Далькроз сделал музыку.

В чем же сущность метода Э. Жак-Далькроза? При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма»

Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н. Г. Александровой и В. А. Гринер. Н. Г. Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания в школе, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки (на основе метода Жак-Далькроза).

По инициативе Н. Г. Александровой в Москве при Государственной Академии художественных наук (ГАХН) организуется Московская Ассоциация ритмистов, которая разработала программу занятий по ритмике для музыкальных учебных заведений (школ, техникумов, консерваторий), сформулировала методические указания к программе и систематизировала методический и нотный материал. Русские ритмисты Москвы и Ленинграда в 20-е годы разработали методику музыкально-ритмического воспитания применительно к требованиям современности.

Как писала Н. Г. Александрова, основной принцип Московской школы заключается в освобождении ритмики Далькроза от того налета крайнего аристократического интеллектуализма, той трудности и устремления к виртуозности, которые на Западе делают эту систему достоянием узкого круга немногих, особо одаренных.

Ритмика по системе Жак-Далькроза, основанная на принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.

В нашей стране в 30—40-е годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н. Г. АлександровойВ. А. Гринер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, М. А. Румер, Е. П. Шепулиным. В. Слепович и др.

Н. Г. Александрова в своих ранних работах (30-е годы) подчеркивала значимость дифференцированного использования ритмики в зависимости от возраста людей и состояния их здоровья.

Пионером введения лечебной ритмики в систему лечения нервнобольных является проф. В. А. Гиляровский. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева (бывшей Донской лечебнице) была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована ритмистом В. А. Гринер, которая, так же как и Н. Г. Александрова, закончила Институт музыки и ритма Жак-Далькроза в Хеллерау. Она использовала в работе с душевнобольными такой положительный фактор ритмики, как ее коллективное начало.

Лечебная ритмика находит в 30-е годы применение и в логопедических учреждениях

В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках — логопедическая ритмика. Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой. В своей статье «Логопедическая ритмика» (1936) В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися с целью улучшения их речи.

В. А. Гринер разработала практический материал для взрослых заикающихся. Она считала необходимым ознакомление с характерными особенностями моторики больного при поступлении и при выписке, уделяя особое внимание состоянию мышечного тонуса, походке, движениям рук, темпу движений, устойчивости внимания и памяти, формируя в зависимости от этого подход к больному и требования к нему. В. А. Гринер подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову.

В. И. Дресвянников, исследуя особенности моторики заикающихся школьников VI—VIII классов, выявил зависимость между развитием моторики и экспрессивной речи, между степенью заикания и степенью нарушения моторики и предложил систему физических упражнений для устранения заикания у школьников 12— 15 лет. В. И. Дресвянников подчеркивает большие возможности логопедической ритмики в деле перевоспитания речи заикающихся при условии квалифицированного проведения занятий.

Методику музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями стали применять и за рубежом. В 60-е годы XX в. польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Созданная ею терапевтическая программа была направлена на реабилитацию заикающихся.

Программа А. Розенталь включает ритмические упражнения Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют возникновению аритмии в процессе речевого развития заикающегося, а при ее возникновении рационально нивелируют ее, с другой — в ритмических упражнениях удовлетворяется потребность живого организма в движениях, а положительный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Новый способ коррекции речи — логоритмика — опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой.

Сегодня основная задача логопедической ритмики в коррекции заикания — содействие преодолению речевого дефекта пациентов при помощи развития необходимых качеств общей и речевой моторики.

Логопедическая ритмика в коррекции заикания у взрослых предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование и развитие навыков мышечной релаксации.
  2. Формирование навыков косто-обдоминального типа дыхания и певческого выдоха.
  3. Развитие голосовой функции.
  4. Развитие умения координировать речь с движением. Развитие плавности, слитности голосоведения.
  5. Развитие просодической стороны речи.
  6. Развитие чувства темпа и ритма, пластики, ритмичности, координации движений.
  7. Стимулирование навыков невербальных средств общения.

Формирование и развитие навыков мышечной релаксации у взрослых заикающихся реализуется через:

  • Упражнения с чередованием «напряжения – расслабления».
  • Упражнения на формирование правильной осанки.
  • Упражнения на развитие равновесия.
  • Упражнение на мышечное расслабление.

Формирование навыков косто-обдоминального типа дыхания и певческого выдоха проводится в упражнениях, направленных на формирование диафрагмального дыхания, и при помощи голосовых упражнений на основе косто-обдоминального типа дыхания и полузевка с опорой на гласные звуки.

Развитие голосовой функции на занятиях по логоритмике осуществляется с опорой на :

  • Распевание гласных звуков на нижнем регистре с увеличением речевого выдоха.
  • Распевание гласных звуков с модуляцией («звуковая дорожка»).
  • Распевание шипящего звука с сопротивлением движений рук для увеличения силы голоса.
  • Распевание сочетаний гласных звуков на нижнем регистре для улучшения орального праксиса.
  • Упражнения, направленные на развитие голосового резонанса.
  • Музирование с эмоциональным и двигательным включением.

Развитие координации речи с движением, которые направлены на ритмизацию речи в целом проводятся на основе логоритмических упражнений по звук метронома. Это могут быть различные стихи, отрывки, скороговорки, читаемые заикающимися на послоговом ритме как хором так и построчно по цепочке: («Собирала Маргарита Маргаритки на горе..», «Ехал Грека через реку…», «У моей сестры Марины щеки словно мандарины..» и др.)

Предъявляются следующие требования для их выполнения:

  • Выполняются упражнения с использованием метронома.
  • Включается послоговой/пословный ритм речи со слитным голосоведением.
  • Используются различные жесты и движения общей моторики.
  • Применяются стихотворные формы, скороговорки, пословицы, поговорки.

Речь заикающихся крайне монотонна, интонационно мало окрашена. На занятиях по логопедом по логоритмике проводится развитие просодической стороны речи.

Используются в работе над просодикой следующие приемы:

  • Произнесение сочетаний гласных звуков с заданной интонацией (АОУИ с гневом, например и т.д.)
  • Произнесение отдельных слов, фраз с определенной интонационной окраской («На, имя, держи!»)
  • Произнесение скороговорок с вопросительной/утвердительной интонацией на определенное слово.

Скороговорки могут быть следующими:

  • Крыса в Риме грызла рис.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • Лилипут на плоту ловил плотву.
  • Около кола колокола.

Развитие чувства темпа и ритма.

Развитие пластики, ритмичности, координации движений в системе занятий по логоритмике занимает важное место и может осуществляться следующими приемами:

  • Коллективный танец (сиртаке, летка-енка).
  • Упражнения на невербальное общение, взаимодействие в группе.
  • Произвольные танцевальные движения по классическую и современную танцевальную музыку с изменяемым темпом: от медленного до быстрого и в обратном порядке.
  • Упражнения на реципрокную координацию (сложных форм координации движений).
  • Упражнения на сочетания произвольных движений общей моторики пациента и речи с использованием пословного ритма.

Используемая литература:

  1. Избранные работы по логопедии/Ю.А.Флоренская; сост.Е.Е.Щевцова.-М.:АСТ;Астрель,ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-223с.
  2. Заикание/И.А.Сикорский.-М.АСТ.Астрель:Транзиткнига,2006.-191с.
  3. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов/Т.Г.Визель, -М.:АСТ: Транзиткнига,2006,-384 с.
  4. Логопедическая ритмика для занятия с заикающимися подростками и взрослыми/Е.В.Оганесян, М.- 1998.
  5. Заикание/Шкловский В.М. М. — 1994.
  6. Г.А.Волкова, Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985г., — 446 с.

Щепина Л.Н., логопед высшей категории

  1. Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков
  2. Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»
  3. Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
  4. Игровые технологии в коррекции заикания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  5. Снятие мышечных зажимов у заикающихся взрослых в процессе коррекционной работы

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]