Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка

Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словарного запаса, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам. В развитии речи главное — набраться терпения и много разговаривать с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучении и профессиональном росте.

Задачи

Задачи логопедической работы:

  • должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
  • внимание и слуховое восприятие должны развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
  • улучшение произношение, увеличение четкости разговора;
  • развитие артикуляционных мышц;
  • улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
  • развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
  • развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
  • чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
  • обучение звуковому анализу;
  • улучшения связной речи.

Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.

Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первом этапе стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.

Диагностика

Существует диагностический стандарт для выявления синдрома Дауна:

  • Биохимический анализ крови, призванный показать уровень β-ХГЧ, а также АФП (гормона, который продуцируется печенью плода), и свободного эстриола. Снижение уровня АФП может свидетельствовать о наличии синдрома Дауна у плода.
  • УЗИ. Проводится трижды за беременность — на малом сроке, во втором и в третьем триместре. Первое исследование позволяет оценить патологии в развитии плода, определить толщину воротниковой зоны (она не должна превышать 3 мм). на втором УЗИ можно определить порок сердца, который часто сопровождает синдром Дауна, различные патологии в развитии головного и спинного мозга и других органов. На третьем исследовании выявляют более мелкие сопутствующие патологии.
  • Амниоцентез (исследование околоплодных вод). Обычно проводится на сроке около 18 недель. Позволяет подтвердить или опровергнуть наличие патологии с высокой точностью.

Звукопроизношение

Развитие звукового произношения и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.

Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом нужно переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.

Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.

Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.

Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут быть заменены более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть это будет простое занятие, но с практическим результатом. А наличие результата — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.

Разговорные навыки

У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень хорошо понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.

Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Желательно часть занятий проводить на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.

Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.

После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое занятие, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.

Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Ангелина Калинина

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года — это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;

2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.

Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Также существуют анатомические факторы:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»

;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса)

он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.

Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а»

,
«ма-ма»
,
«па-па»
и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова
«разговорить»
его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!»

Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ри
. Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук»
. Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере
развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.
Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа»

. Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А»

.

Звук И. Скажите «И»

, растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О»

. Сделайте значок
«О»
средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У»

, свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию
речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.)

;

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами)

;

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку, посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха»

— руки с размахом поднимаются вверх,
«аху»
— хлопок руками по бедрам,
«ахай»
— хлопок руками,
«ахо»
— сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками
«п»
,
«т»
,
«к»
. Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков:
«аа»
,
«ао»
,
«апа»
и т. д. Полезно демонстрировать естественные звуки
(кашель, смех, фырканье, чихание)
и мотивировать подражание ребёнка.Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на
«м»
; говорить по слогам
«мамама»
,
«ме-меме»
,
«амамам»
и т. д. ; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке
«а»
; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук
«н»
с зажатым носом; при выдыхании переходить от
«п»
к
«т»
.

Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него,нужно спрашивать: «Печенье?»

и отвечать:
«Да, это печенье»
. Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

Письмо и чтение

Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевания, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.

Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. В процессе обучения письму вырабатывается умение соотносить букву и звук, ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.

На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.

Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.

В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелание других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]