Вокальные упражнения и разминка: хоровые упражнения, для голоса, на дыхание, для начинающих


«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
Лигурийский регулировщик регулировал в Легурии,

Но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали…»

Выше приведены типичные упражнения для улучшения дикции речи и голоса. Они отлично подходят как для детей, так и взрослых. Из статьи вы узнаете, что такое артикуляция, как ее развивать. Будут приведены примеры правильного исполнения и скороговорки, а также упражнения для расслабления языка, челюсти и артикуляционная гимнастика.

Как развить голос для пения в домашних условиях до совершенства

Если вы любите петь, но вы и окружающие не в восторге от вашего вокала — не отчаивайтесь. Голос есть у всех, просто над ним нужно работать: тренировать мышцы работать как надо, а не как хочется. Пение — сложный процесс, в котором участвуют и речевой аппарат, и мышцы лица; на пение влияет и положение тела, и настроение вокалиста. Неслучайно же в музыкальных школах именно учат петь и работают над подачей звука, над тембром, вокальной позицией и другими техническими моментами.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Записаться

Причиной вашего, на ваш взгляд, некрасивого пения, может быть все что угодно: физические и психологические зажимы, неправильное дыхание, неправильная позиция гортани и мягкого нёба, ненаправленность звука и т.д. Это — исправляемые тренировками детали, как и пение в нос, чистота интонирования, слабая сила звука. Иногда причиной «у меня нет голоса» бывает неразвитый музыкальных слух или дискоординация слуха и голоса. Результатом одного и второго является непопадание в ноты, только неразвитый слух лечится работой с сольфеджио, а дискоординация — специальными вокальными упражнениями. Суть в том, что человек ноты слышит, а попасть не может, т.к. не контролирует свой певческий аппарат.

Чтобы развить голос в домашних условиях, необходимо пройти следующие этапы:

  • Научиться правильно дышать. Вокалисты используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, т.е. контролируют поток воздуха при помощи мышц диафрагмы. Это дает чисты, ровный звук. Если во время пения дышать грудью, то силы выдоха не будет хватать, и человек перейдет на пение на связках. А это — сдавленный звук и зажимы.
  • Поставить опору. Это вытекает из предыдущего пункта. Опора — это результат правильного дыхания, когда во время пения вы ощущаете воздушный столб внутри. Пение на опоре избавляет от зажимов и раскрывает природный голос.
  • Привести в порядок звукоизвлечение. Когда вы научитесь контролировать внутренние органы певческого аппарата, то сможете поставить его в правильное положение, и ваш звук приобретет иной характер. Более глубокий, атакующий, управляемый. К этому пункту относится и тренировка артикуляции, и упражнения на техническую сторону пения.
  • Соединить всё вместе. Звучит просто, но требует регулярных тренировок.

Развить голос для пения, если его нет, возможно. Но эффективнее это делать под руководством педагога по вокалу, т.к. человек сам себя не может слышать и диагностировать вокальные проблемы. Даже у профессиональных певцов есть педагоги, а что говорить об абсолютных новичках. Педагог составит индивидуальную программу, исходя особенностей вашего голоса, и убережет от травмирования связок.

Что такое артикуляция

Артикуляция – это слаженная работа всех органов речи (ротовой полости, губ, языка, зубов, гортани, щек, челюсти) с целью извлечения звука. А хорошая дикция (то есть четкое произношение звуков) – как раз зависит от развития артикуляции.

Дикция и артикуляция – одни из главных инструментов певца, наряду с опорой и правильным дыханием. Чем четче артист пропевает слова, тем лучше его понимает слушатель, тем больший эффект производит само пение. Если певец поет на хорошей опоре, но стискивает челюсть и зажевывает слова, то он вряд ли будет звучать красиво.

Примеры хорошей артикуляции

Посмотрите клипы популярных исполнителей. Некоторые певцы являются просто хрестоматийными примерами работы речевого аппарата. Так, вам есть чему поучиться у Steve Tyler, Linda Perry и Аллы Пугачевой.

Во всех примерах видна активная работа всех органов речи, в том числе губ, языка. Заметно, как широко раскрывается рот.

В пении гласные звуки обычно удлиняются, а согласные максимально сокращаются. Тем не менее, согласные все равно должны звучать предельно четко и ясно.

Напомню, что правильное положение рта в эстрадном вокале называется «Вокальной маской». ВМ – это положение рта, при котором звуки извлекаются максимально красиво. Смысл использования вокальной маски – научиться говорить и петь с улыбкой. Маска делает губы упругими и открывает большое пространство для подачи звука.

Певческое дыхание как основа вокальной работы

Поставленное певческое дыхание – основа успеха вокалиста. Недаром в ходу выражения «Пение – это искусство выдоха» и «Искусство пения – это искусство дыхания». Неудивительно, ведь при неправильном дыхании голос звучит тускло, нет гибкости и подвижности голоса, а осиплость появляется после десяти-пятнадцати минут пения. Правильное певческое дыхание позволяет использовать возможности организма для красивого пения: петь на опоре, петь в резонаторы, контролировать силу и продолжительность выдоха. Дыша неправильно, не взять высокую ноту и не получить плотный и ровный звук.

Как дышать правильно?

Известно три вида дыхания: ключичное, грудное и брюшное. При ключичном дыхании у человека поднимаются плечи. Оно поверхностное (второе название – верхнее дыхание) – в дыхании участвует только верхняя часть лёгких. Верхнее дыхание при пении не используется. Грудное дыхание (иначе называют рёберным) заставляет грудную клетку расширяться при вдохе и сжиматься при выдохе. Рёберным дыханием управляют межрёберные мышцы, воздухом заполняется центральная часть лёгких, что недостаточно для пения. Полезным для здоровья и правильным для пения является брюшное (диафрагмальное) дыхание. Так дышат спортсмены, новорождённые дети, оперные певцы. Диафрагмальное дыхание даётся нам с рождения, оно естественно для человека. При брюшном дыхании на вдохе выпячивается живот, а грудь остаётся в неподвижном положении.

Сомнений нет: чтобы петь – учитесь дышать! Как происходит постановка певческого дыхания? В начале занятий педагог рассказывает, как работает дыхание. Объясняет, какие ощущения при правильном дыхании человек испытывает, и рассказывает, зачем дышать диафрагмальным способом. После вас ждут тренировки дыхания – специальные упражнения на формирование правильного дыхание, умение распределять воздух при выдохе и контролировать вдох. Постановка певческого дыхания – процесс продолжительный: понять, как дышать недостаточно, важно закрепить в мышечной памяти приобретенные навыки.

Певческое дыхание как основа вокальной работы воспринимается всеми вокалистами: и приверженцами академического вокала, и эстрадниками, и народниками. Упражнения на постановку певческого дыхания развивают мышцы, что способствуют прекращению вялого дыхания. Вялое дыхание наблюдают у начинающих в тот период, когда мышцы неподготовлены к активной работе и человек вяло вдыхает и выдыхает. При вялом дыхании нет опоры. Другая проблема, с которой сталкиваются ученики-вокалисты – форсированное дыхание. Перестаравшись, человек шумно вдыхает лишний воздух и выдыхает слишком напористо. Певческое дыхание должно быть свободным, спокойным – это обеспечивает ровность звука.

Тренируем диафрагму ↑

Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.

  1. Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую — на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох — плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
  2. Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды — и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
  3. Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
  4. Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
  5. Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
  6. Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
  7. Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.

Что входит в самоподготовку артистов вокалистов

Самостоятельно учиться вокалу с нуля, а именно петь, — занятие травмоопасное. Уроки вокала — не только разбор песни, в курс обучения входит и дыхательная гимнастика, и упражнения для артикуляции, скороговорки для развития дикции вокалистов, несложные распевки для вокалистов. Рекомендуют упражняться в певческом дыхании и артикуляции по двадцать-тридцать минут в день, чтобы натренировать мышечную память для правильной подачи воздуха и подготовки базы для формирования правильного звукообразования.

Начинающему вокалисту тренироваться самостоятельно (помимо занятий с педагогом) необходимо, иначе за время между занятиями организм забудет незакрепившиеся навыки. Так скорее придет певческий рост, и вы услышите результаты уроков по вокалу.

Как проходит самоподготовка артистов вокалистов

Опишем процесс построения самостоятельного урока, без примеров упражнений, т.к. для каждого новичка педагог подбирает подходящие упражнения для вокалисто.

  • Дыхательная гимнастика. Сделайте цикл упражнений, подобранных подогом. Время для гимнастики — пятнадцать-двадцать минут. Рекомендуют делать утром в качестве утренней зарядки или вместе с ней, т.к. это насыщает кровь кислородом и бодрит.
  • Упражнения на артикуляцию. Улыбайтесь, хмурьтесь, высовывайте язык и крутите губами — делайте, что и на занятии. Это активизирует мыщцы, задействованные в пении, разработает и подготовит их к пению.
  • Скороговорки. Проговаривайте скороговорки для выработки чёткой дикции. В вокале, особенно эстрадном, дикция важна. Усложняйте задачу: жонглируйте во время скороговорок, не теряя подачи и напора произношения. Научитесь — шагнёте вперёд в вокале, т.к. не придется задумываться о выговаривании текста во время пения.
  • Распевки для вокалистов. Подберите с педагогом несложные распевки, которые получаются. Запишите «минус» на диктофон и распевайтесь дома, контролируя звукоизвлечение и дыхание. Педагог подскажет, в рамках какого диапазона петь, чтобы не сорвать голос. Распевочная работа артиста вокалиста заключается в подготовке певческого аппарата к пению и отработке приёмов звукоизвлечения, поэтому больше внимания распевкам уделяется на уроках по вокалу.

Прочитав, что входит в самоподготовку артистов вокалистов, не забудьте посоветоваться со своим педагогом! Упражнения для вокалистов поднимают мышечный тонус и тренируют память мышц, но мы советуем упражняться и физически, и ментально. Слушайте певцов, анализируйте их вокал, обсуждайте манеру пения того или иного исполнителя с педагогом. Читайте информацию о музыкальных стилях, об особенностях вокала в них. Прочитайте о строении певческого аппарата и поймите, как образуются звуки; узнайте, что такое резонаторы и почему нельзя напрягать горло. Когда вы усвоите, поймёте и прочувствуете это, вы без труда выполните упражнения, предложенные педагогом, потому что поймёте его слова.

Открытый урок на тему «Вокальное слово и дикция»

Лариса Шевченко

Открытый урок на тему «Вокальное слово и дикция»

Открытый урок по программе «Вокал»

на
тему:
«Вокальное слово и дикция«

педагога дополнительного образования Шевченко Лариса Александровна.

Дата проведения: 12.01.2019г.

Возраст учащихся: 10 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма проведения: индивидуальная

Тема: «Вокальное слово и дикция»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам

отработки правильного произношения слова во время исполнения

музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке,

пропеванию согласных.

Развивающие:

-развить дикционные способности и навыки;

-развить образное мышление средствами музыкальной выразительности;

-развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое

самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую

дикционную моторику, умение донести слово до слушателя;

Воспитательные:

-способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как

эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире –

духовной культуры;

-способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным

выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне

волнующих его чувств и мыслей.

Оборудование и материалы: фортепиано, зеркало, рисунок

артикуляционного аппарата.

Организационный момент

Педагог (П)

: Здравствуй, Надя! Я рада видеть тебя.

1. Вводная часть. Введение в тему.

П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Н: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его

настроить – значит правильно петь, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

Н: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание

вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Н: без чёткой дикции и слов

П: совершенно верно!

2. Основной этап.Объяснение темы:

Дикция – (лат.)

произношение. Под
дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Все это обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении,

должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима

хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание)

всех

звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным

произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тема нашего сегодняшнего занятия. «Вокальное слово и дикция»

.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует

воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П: А от чего она зависит?

Н: (Ответ ученика)

П: Зависит она от активности речевого аппарата. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?К нему относятся: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань, всё это называется артикуляционным аппаратом.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных

и согласных звуков. Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке»

, гортань опущена.

Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и

активность.Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. «Улыбка – хоботок»

– зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,

обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

2. «Хоботок»

– вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3. «Вертушка»

– вращать языком по кругу между челюстями и губами с

задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти

неподвижны).

4. Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые

5. Энергично произнесём следующие звуки,тренируя:

мышцы губ на согласных П — Б, мышцы языка Т — Д, мышцы гортани К-Г.

6. «Шарик»

– перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю

губу и под нижнюю.

Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и

активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала

медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования.

Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию

(каждая скороговорка повторяется по 4 раза)

.

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение

согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого

аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп

произношения.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

П.: молодец, Надя! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной

гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

П. Надя, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и

без них можно обойтись?

Л. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо

настроить.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения

1. Звук «М»
(мычание)
— тянем,
словно «резиновый»
, направляем не
«в себя»
, а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить
«опору дыхания»
2. «Трель губами»

— при исполнении этого упражнения необходимо помнить

о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо

следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять

«вливать»

одну гласную в другую, не толкая звук, чистой интонацией,

правильно формируя (округляя)

гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха,

выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать.

Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена — непрерывно

льющийся звук, когда последующий звук является продолжением

предыдущего, как бы «выливается»

из него).

4. На одном звуке — «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру»

.

Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за

чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки

не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование

дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю»

, вниз — поступенное

движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю»

— упражнение на работу

кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру»

. Необходимо следить за

активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать

гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П.: молодец, Надя! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к

работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в

пении?

Л. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Л. Четко, ясно.

П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Л. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба,

нижней челюсти, глотки)

Работа над дикцией в вокальном произведении

П.: Надя, сейчас мы будем работать над песней Э. Григ «Детская песенка»

. Твоя задача, хорошо проговаривать текст перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя, но при этом нужно соединять слог за слогом, чтобы песня не превратилась в разговор.

Работа над песней:

— Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей

артикуляцией.

— Исполнение произведения. 1и 2 куплет. Работаем по фразам,

соблюдая правильное произношение согласных и гласных,

звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без

утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую

позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на

сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

— Далее ведется работа над произведением как над единым целым.

Попробовать исполнить полностью (1 куплет и 2 куплет)

.

Заключительный этап. Подведение итогов.

П.: подведём итоги нашего занятия. Надя, как ты думаешь, удалось ли тебе

справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Н. (ученик анализирует свою работу на уроке)

.

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата,

артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в

упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. — отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. — Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание)

всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и

правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей

дикцией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]