Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в системе образования.


Организация логопедической помощи детям

светлана тюрина

Организация логопедической помощи детям

Речь — одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало»

протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи, что нередко ведет к нарушению самосознания и самооценки ребенка, В свою очередь,отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи: замкнутость, неуверенность в себе, негативизм — в известной мере усугубляют речевой дефект, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

В соответствии с принципом психолого-педагогической классификации, предложенной Р. Е. Левиной, речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.

Первая группа — фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Вторая группа — фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.

Третья группа — общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи.

Необходимый объем помощи ребенку зависит от характера и степени проявления речевых нарушений у него. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном дошкольном учреждении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах детских садов, специальных школах. Зачисление детей в специальные речевые группы, классы производится на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционная работа с детьми в этих учреждениях направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых (фронтальных)
логопедических занятий. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных детей с нарушениями речи могут быть скомплектованы следующие группы (количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):
• с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им (4-5; 3-4, периодичность логопедических занятий не менее 3 раз в неделю;

• с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6; 4-5, периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю;

• фонетические нарушения (6-7, 4-5, периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся с детьми,имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР II уровня; нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия)

. Периодичность
логопедических занятий не менее 3 раз в неделю.
Предельная наполняемость речевых групп для детей дошкольного возраста с ОНР с 3 до 7 лет до 10 человек, для детей с ФФН – до 12 человек. Предельная наполняемость специальных речевых классов не более 12 человек. Одновременно в логопедическом пункте городской местности занимаются не более 25 человек, в сельской – не более 20.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3-4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития – с 4-5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – с 4-5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией – на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5-6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4-5 лет. Срок их обучения – полгода.

Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, на логопункте общеобразовательной школы примерно 4-9 мес. (от одного полугодия до целого учебного года)

. Срок коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи — примерно 1,5-2 года.

Состав учащихся специальной (коррекционной)

школы для детей с тяжелыми нарушениями речи пересматривается в конце каждого учебного года. Педагогический совет школы на основании заключения медико-педагогической комиссии решает вопрос о переводе некоторых учащихся в массовую школу
(по мере устранения, ослабления речевого дефекта)
или специальную школу другого типа, если речевое недоразвитие этих учащихся имело вторичный характер и было вызвано снижением слуха или интеллекта.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи,необходимо:

• сформировать полноценные фонематические процессы;

• сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;

• сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

• скорригировать дефекты произношения.

На этом, как правило, исчерпывается работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает нормализацию лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи.

Содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи направлено на активную работу по:

• уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

• уточнению значений используемых синтаксических конструкций;

• дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания предполагает:

• программирование смысловой структуры высказывания,

• установление связности и последовательности высказывания,

• отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Эти цели реализуются в определенной последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Когда бы ребенок не начал обучение, логопедическая работа должна быть построена с учетом его возрастных и индивидуальных способностей в соответствии с видом нарушения.

Литература:

1. Поваляева М. А. Справочник логопеда. –Ростов-на-Дону: «Феникс»

,

2002. – 448 с.

2. Ястребова А. В, Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47 с.

Этапы логопедической работы

На первом этапе работы специалисты сосредотачиваются на формирование основных навыков, которые необходимы для последующего развития речи. Ранняя логопедическая помощь включает:

  • нормализацию мышечного тонуса речевого аппарата. В доречевом периоде специалист работает с функциями глотания и сосания, процессом закрывания рта, подвижностью языка. Для решения этих задач логопед использует: логопедический массаж (классический и точечный);
  • пассивную артикуляционную гимнастику;
  • упражнения, формирующие новые действия и устраняющие патологические рефлексы;
  • нормализацию дыхания. Логопед формирует у ребёнка правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, которые позволяют увеличить продолжительность и силу выдоха;
  • улучшение моторики рук. Такие занятия способствуют стимуляции участков мозга, отвечающих за речь. Ребёнку массируют кисти, пальцы, предплечья и плечи. Для этого специалисты используют логопедические зонды, материалы разных текстур, прищепки и многое другое;
  • формирование зрительной фиксации. Логопед учит ребёнка концентрироваться на предметах, следить за ними глазами и так далее. Это также дополнительно стимулирует внимательность, которая необходима для дальнейшего развития речи.
  • Как правило, всего этого достаточно для запуска речи в большинстве случаев. Однако, если у ребёнка наблюдается апраксия (нарушение произвольной организации двигательной активности) нужна специфическая коррекция. Логопедическая помощь детям с подобными нарушениями включает упражнения, нацеленные на вызывание звуков, формирование слоговой структуры и фразовой речи.

    Длительность занятий – до 1,5 часов. Рекомендуется заниматься со специалистом ежедневно. Минимальная длительность курса ранней логопедической помощи – 15 дней.

    Результаты

    Эффект от логопедической помощи напрямую связан с профессионализмом специалистов, которые её оказывают. Также важно непосредственное участие родителей. При организации воспитательного процесса рекомендуется учитывать рекомендации логопеда. Только всесторонний комплексный подход позволит достичь максимального результата.

    В с особенными детьми работает опытная команда специалистов. На первом занятии проводится обязательное обследование. Оно позволяет получить информацию, на основании которой разрабатывается индивидуальная программа развития речи. Благодаря комплексному подходу и регулярному посещению занятий ребёнок с ДЦП сможет:

    • повысить разборчивость речи;
    • привести в норму мышечный тонус артикуляционного аппарата;
    • улучшить работу речевого аппарата;
    • сформировать правильное речевое дыхание;
    • научиться управлять силой голоса;
    • скорректировать звукопроизношение;
    • избавиться от многих нарушений речи;
    • улучшить произношение;
    • понять правильную артикуляцию звуков.

    Логопедические занятия с детьми с ДЦП рекомендуется начинать в доречевом периоде и продолжать до окончания формирования нормальной речи. Безусловно, результаты не всегда зависят только от стараний специалистов, родителей и малыша. При тяжелых формах ДЦП, сопровождающихся грубой дизартрией, избавиться от некоторых речевых патологий полностью невозможно. Однако современная логопедия способна минимизировать количество проблем. Если ваш малыш родился особенным и нуждается в помощи специалистов, запишитесь на приём в . Мы давно работаем с детьми с ДЦП и знаем, как помочь им заговорить.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]