Из истории культуры речи. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме.


История возникновения

Возникла риторика в 5м веке до нашей эры. Эмпедоклон, со слов Аристотеля, считается изобретателем нового вида искусства. А первая работа в риторике — это трактат ученика Эмпедоклона — Коракса.

К сожалению, трактат не сохранился до наших дней, о его содержании стало известно из трудов древних писателей. Коракс был судебным адвокатом, пребывал в любимчиках у сиракузского тирана Герона.

Он первым сформулировал определение риторике: » Красноречие есть работница убеждения «. На этом он не остановился и определил композицию ораторской речи, которая используется и в наши дни, разделив ее на основные части:

  1. Вступление.
  2. Предложение.
  3. Изложение.
  4. Доказательство — борьба.
  5. Заключение.

Коракс высказал мнение (и придерживался его), что цель оратора состоит не в раскрытии истины, а в четкости и убедительности речи при помощи софизмов ( заведомо ложных умозаключений ).

Основоположники

Следующим основоположником риторики считается ученик Коракса — Лисий. Он продолжал развивать, как и его учитель, систему софистических доказательств.

Особенно восхвалял «крокодилит » (логический парадокс ) своего учителя. У него тоже были ученики. Частью методики преподавания было заучивание наизусть отрывков из прославившихся речей известных публичных людей.

Одним из его учеников был Горгий Леонтийский. Он пошел дальше своего учителя. Смог в своих речах убедительно перевернуть истинное. Например:

  • выдать старое за новое, а новое — за старое;
  • об одной и той же веще высказать абсолютно противоречивые взгляды.

Горгий был уверен, что не истина — главное, а вероятное. У него были ученики и последователи. Методика его преподавания не отличалась от методики Лисия, своего учителя — заучивание наизусть отрывков из произведений или речей лучших ораторов.

В наследие от него осталась интересная работа — трактат «О приличном случаю». В нем Горгий учит как серьезные доводы можно уничтожить насмешкой, а на насмешку ответить с достоинством.

Из школы Горга вышли известные миру ораторы: Пол, Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Федор Византийский, Протагор, Продик, Исократ.

Следующими известными именами для истории в области риторики стали: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Значение античной риторики для мировой культуры

Зародилась и развивалась риторика в Древней Греции, потом ее учение вышло за пределы страны и перекинулось в Древний Рим, затем — в западную Европу, дальше — в восточную Европу, к славянам.

Скажем больше, ораторское искусство не потеряло своей актуальности и в наши дни. На протяжении всего развития человечества изучались и изучаются труды древних ораторов.

Талант убеждения и мастерство ораторского искусства было и есть востребованным во все времена и в любой точке мира на Земле.

  • Работы мастеров античной риторики были и есть предметом споров и восхищений.
  • Они стали фундаментом зарождения новых наук: философии, логики, лингвистики, функциональной стилистики, культуры речи.
  • Изучаются в ВУЗах на факультетах философии, лингвистики, психологии и юриспруденции;
  • Риторика стала частью качественного гуманитарного образования.
  • Большой популярностью пользуются курсы красноречия, которые способствуют приобретению навыков убеждения, повышению самооценки отдельного человека, излечиванию от » косноязычия».

ИСОКРАТ

« П а н е г и р и к »

(1) Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды, а тем, кто трудится на общее благо, стремясь быть полезным не только себе, ни наград, ни почестей не воздают, (2) хотя они более достойны уважения, ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильней, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли. (3)Но, решив с этим не считаться и полагая достаточной наградой славу, которую мне принесет эта речь, я пришел сюда, чтобы призвать Элладу к единству и к войне против варваров. Хотя многие, притязающие на звание ораторов, уже выступали на эту тему, я твердо намерен их превзойти, ибо лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам, которые и оратору дают себя показать, и слушателям приносят наибольшую пользу, а моя речь, надеюсь, именно такова. (5) Да и время еще не настолько упущено, чтобы призывать к действиям было уже поздно. Только тогда должен молчать оратор, когда дело сделано и обсуждать его нет смысла или когда вопрос исчерпан и к нему нечего больше добавить. (6) Но если дело не сдвинулось с места, так как прежние выступления оказались неудачны, неужели не стоит потрудиться над речью, которая в случае своего успеха покончит с междоусобной войной и избавит нас от великих бедствий? (7) Если бы имелся только один способ высказаться по существу предмета, было бы излишне докучать слушателям, повторяя сказанное другим; (8) но так как в речи можно по-разному истолковать одно и то же – великое сделать ничтожным, малое великим, по-новому взглянуть на события прошлого, а недавние пересмотреть в свете прежних, — значит, нужно не избегать предмета, о котором уже говорилось, а постараться его выразить еще лучше. (9) Дела минувшие знакомы нам всем, но только разумному человеку дано вовремя извлечь из них урок, правильно понять и ясно выразить их подлинный смысл. Высокого совершенства достигнут искусства, и красноречие в их числе, если будет цениться не новизна, а мастерство и блеск исполнения, не своеобразие в выборе темы, а умение отличиться в ее разработке. (13) Вначале выступающие обычно оправдываются, говоря, что не успели хорошо подготовиться или что трудно найти слова, соответствующие важности темы. (14) Так вот, если моя речь окажется недостойной своего предмета и моей славы, если она не оправдает потраченного на нее времени, и больше того – всей моей жизни, то пусть меня презирают и осыпают насмешками за то, что, не имея особых дарований, я взялся за такую задачу. Вот все, что я хотел сказать о себе.[6]

Риторика Древней Греции

Период зарождения искусства риторики приходится на период Афинской демократии.

Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и доказывать, влияло на результат решения данного суда.

В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую политическую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот.

Создателями искусства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами. Зато у них был талант красноречия и умение управлять, манипулировать сознанием толпы.

Основоположником высокой риторики стал Сократ. Он считал, что софисты умышленно пользуются ложным рассуждением, и стал ярым противником их учений.

За основу своего учения он взял оперирование истинными понятиями и логическими доказательствами в споре. Был уверен, что именно это обеспечит настоящую победу.

Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систематизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов — трактат » Риторика «, состоящий из 3х книг.

Аристотель вывел основные законы риторики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений.

Интересен для истории Демосфен — ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычее и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремленности и упорству.

Его примитивная методика борьбы с козноязычеем применяется до сих пор у учащихся красивому слову. Это — камешки во рту.

В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновляется с новой силой уже в 19м веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель.

Пример ораторского таланта — Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, постоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Греции.

Похожие записи:

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Риторика — традиционная и современная Современная риторика — истоки ораторского искусства. Риторы времен Рамуса и…
  3. Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики Риторика учит нас правильно доносить свои мысли до собеседников в…
  4. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…

Теория риторики — Речевая практика греко-римской античности

Страница 4 из 66

Речевая практика греко-римской античности.

Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса (города-государства). Известно, что все политические деятели Афин были выдающимися ораторами. Они должны были выступать и вести дебаты в народном собрании, в совете пятисот, в суде присяжных. Полководец выступал перед войском, частное лицо – на празднествах, дружеских встречах, поминках и т.п. Различные сферы жизни породили три основных типа красноречия: политическое (совещательное), эпидейктическое (торжественное, парадное) и судебное.

Ораторское искусство долго существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых интересных, не записывались. Только софистика во второй половине V в. до н. э. вводит письменную фиксацию речи. Софисты, “наставники мудрости”, считали своей задачей привить ученикам искусство хорошо и убедительно говорить по вопросам политики и морали. Для этого их заставляли заучивать наизусть целые речи, считавшиеся образцами красноречия, эталонами для подражания.

На основе практического красноречия софисты развивают и теорию ораторского искусства – риторику. Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз (середина V в до н. э.)

Получил признание и вклад в теорию красноречия софиста Горгия из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Этот ритор главное внимание уделял вопросам стиля. Для усиления психологического воздействия речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием Горгиевы фигуры. Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмовые концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе) и др. Горгий придавал очень большое значение слову и его воздействию на слушателей, так как считал, что слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.

Современники Горгия, софисты Фразимах, Протагор и др., развивают, обогащают теорию красноречия. Фразимах разработал период – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Большую роль в периоде играет интонация, создающая напряженное ожидание конца высказывания, и паузы, разделяющие период на речевые такты, или колоны. Такое членение соотносится с физиологией речи, так как определяется выдохом, на котором можно произнести лишь определенное количество слов. Протагор назвал ситуативно обусловленные виды речи (просьбу, вопрос, ответ, приказание) и дал их подробную характеристику. Благодаря трудам софистов риторика получает большее признание и входит в круг наук, обязательных для образования граждан.

В отличие от софистов, изучавших преимущественно психологическое воздействие речи на слушателей, древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.) на первое место ставит логическое доказательство, ибо “верная мысль рождает верное деяние”. С именем Сократа связано также развитие диалога в разных его формах – от спокойной беседы до напряженной полемики.

Выяснение истины в споре называлось эристикой. Составными частями сократовской эристики были ирония и майевтика (в переводе с греческого “искусство повивальной бабки”). Ирония выражалась в умении философа остроумной системой вопросов и ответов завести противника в логический тупик. Майевтика способствовала формированию правильной мысли. Сократ считал, что он своим вопросно-ответным методом и логикой способствовал рождению в беседе правильной мысли подобно тому, как повивальная бабка помогает родиться человеку.

Основное направление ораторского искусства античной эпохи оставалось монологическим. Во II в. до н. э. был составлен канон (образец, совокупность правил) десяти аттических ораторов. Авторы канона были, по-видимому, самые известные и влиятельные риторы: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин. Эти ораторы были различны по характеру дарования, политической ориентации, по жанрам, в которых наиболее полно себя проявили.

Так, Лисия считают выдающимся судебным оратором, хотя сам он на суде выступил только один раз. В основном он составлял речи по заказу, т. е. был логографом. Задача логографа состояла в том, чтобы написанная им речь звучала естественно в устах выступавшего, который должен был сам защищать свои интересы в суде. Для этого нужно было хорошо знать социальную среду своего клиента, обстоятельства дела, вызвавшие тяжбу, темперамент и характер, умственное развитие и, конечно, особенности речи заказчика.

Лисий успешно справлялся с этой задачей, был известен как прекрасный рассказчик, чьи речи увлекали судей и присутствующих своей занимательностью, ярким языком.

Во времена Лисия структура судебной речи была уже разработана. Она состояла из четырех частей: вступление, где выступающий старался снискать расположение судей; повествование, т. е. изложение обстоятельств разбирающегося дела; аргументация, содержащая доводы и факты в подтверждение правоты выступающего; заключение, в котором оратор стремился дискредитировать своего противника.

Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен (384-322 гг. до н. э.). Знаменитым он стал не сразу. Природа плохо позаботилась о будущем ораторе: у него был слабый голос, плохая дикция, дурная привычка подергивать плечом. Его первое выступление провалилось. Чтобы улучшить дикцию и развить силу голосовых связок, он отправлялся на берег моря, набирал морских камешков в рот и говорил, стараясь перекричать шум прибоя. Приложив много усилий, он преодолел природные недостатки и стал оратором, посвятив жизнь борьбе за независимость Афин.

Демосфен в совершенстве владел многообразными приемами ораторского искусства, выработанными греческим красноречием; особенно часто прибегал к стилистическим фигурам, подчеркивал и сопровождал слова жестами. Его речи отличались силой аргументации, страстностью, сжатостью стиля, ясностью и краткостью, чистотой языка. Они производили неизгладимое впечатление на слушателей и читателей античности, были и остаются предметом изучения для ораторов. Известный ритор, писатель и историк Дионисий Галикарнасский, живший 400 лет спустя, писал: “Когда я беру в руки речь Демосфена, я воодушевляюсь… Раздираемый различными страстями, я верю, теряюсь, боюсь, презираю, ненавижу, жалею, сочувствую, гневаюсь, завидую, во мне сменяются все страсти, которые когда-либо овладевали человеческой душой” [История греческой литературы: в двух томах М., 1955, т.2, с.289].

Мастером эпидейктического красноречия был ритор и публицист Исократ (436-338 гг. до н. э.). Обладая слабым голосом, он вынужден был отказаться от публичных выступлений, но составлял и публиковал речи, предназначенные для чтения, руководил риторской школой. Целью воспитания в этой школе было обучение искусству слова в сфере государственной деятельности.

Для прозы Исократа характерен большой период, синтаксически и ритмически организующий смысл высказывания, придающий ему особую силу и выразительность. Примером такого периода может служить фрагмент из похвалы кипрскому царю Эвагору: “От каждой политической реформы он брал самое лучшее; он обладал качествами народного вождя, потому что окружал заботою народ; государственного деятеля – потому что справлялся с управлением целого государства; отличного полководца – потому что сохранял благоразумие перед лицом опасности; наконец, умудренного повелителя — потому что всем этим отличался от других” [Исократ. Пер. Э. Д. Фролова// Вестник Древней истории. 1966, № 4, с. 246].

<< Предыдущая — Следующая >>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]